АКСАКОВ ИВАН СЕРГЕЕВИЧ |
Мультимедийная энциклопедия |
(1823-1886), русский писатель и деятель культуры. Сын С. Т. Аксакова,
младший брат К. С. Аксакова. Родился 26 сентября 1823 в с. Куроедово
Белебеевского уезда Оренбургской губернии. Окончил училище правоведения в
Петербурге (1838-1842). Находился на правительственной службе до 1851 (в
уголовном департаменте сената, министерстве внутренних дел). В марте 1849
был арестован, но вскоре освобожден. Причиной ареста стали славянофильские
настроения молодого чиновника. После выхода в отставку его главным
жизненным делом становится публицистика. В 1852 под редакцией Аксакова
выходит славянофильский "Московский сборник". Уже второй том сборника был
запрещен, а Аксаков лишен права редактировать какие бы то ни было издания.
Во время Крымской войны Аксаков участвует в боевых действиях в составе
Московского ополчения. В 1858 в "Полярной звезде" Герцена увидела свет
социальная сатира Аксакова Судебные сцены. Герцен назвал эту работу
"гениальной вещью". В 1858-1859 Аксаков участвует в издании журнала
"Русская беседа", а после снятия запрета на издательскую деятельность
выпускает газету "Парус", запрещенную, однако, уже на втором номере из-за
антикрепостнической позиции редактора.
В 1860-1880-е годы Аксаков стремится осмыслить новые тенденции
общественной жизни пореформенной России в свете идей К. С. Аксакова и А.
С. Хомякова. Аксаков надеялся, что крестьянская реформа приведет к
сближению сословий в России, а институт земства будет способствовать
восстановлению органичности общественных связей, характерной, по убеждению
славянофилов, для истории Руси. Он считал, что дальнейшее существование
дворянского сословия после 1861 невозможно и предложил проект
самоупразднения дворянства как сословия, отмены всех "искусственных
разделений сословий" и распространения дворянских привилегий на все
сословия России. Идея самоупразднения дворянства была выдвинута Аксаковым
в полемике с идеологами дворянского конституционализма. Аксаков вскоре
утратил надежды на возможность быстрого достижения в России бессословной
общественной гармонии, но продолжал выступать с критикой
конституционализма. Требуемая либеральным дворянством конституция, по его
убеждению, чужда народному духу и ведет к окончательному разрыву между
народом и самодержавной властью.
Как и у первых славянофилов, в воззрениях Аксакова монархизм сочетался с
признанием необходимости личной и общественной свободы и несовершенства
любых форм государственности: "Государство, конечно, необходимо, но не
следует верить в него как в единственную цель и полнейшую норму
человечества. Общественный и личный идеал человечества стоит выше
всякого... государства, точно так, как совесть и внутренняя правда стоят
выше закона и правды внешней". В начале 1860-х годов Аксаков формулирует
идею "общества". На его взгляд, в России, покончившей с крепостным правом,
развивается и крепнет новая социальная сила - "общество", "народ
самосознающий" - по существу, народная интеллигенция, призванная
преодолеть отчуждение между государством и народом. "Общество, - утверждал
Аксаков, - объединяет людей всех сословий, оно есть сила именно социальная
и духовная, а не политическая", и для нормального ее развития совершенно
необходимы основные свободы (слова, печати, совести). Но уже в середине
1860-х годов, наблюдая за социальными процессами в стране, он приходит к
выводу, что "общество" оказалось "бессильным", неспособным выполнить столь
необходимую для России объединяющую и творческую миссию. В 1860-е годы
Аксаков редактировал газеты "День" (1861-1865) и "Москва" (1867-1868). Оба
издания отличались независимой и критической общественной позицией и в
конце концов под давлением цензуры прекратили свое существование. Выступая
как сторонник политической и культурной независимости славянских народов,
Аксаков участвовал в создании славянских благотворительных комитетов и в
1870-е годы возглавлял Московский славянский комитет. В 1876 он становится
одним из организаторов всенародного сбора средств для Сербии и Черногории,
боровшихся за независимость. Во время русско-турецкой войны 1877-1878
Аксаков внес большой вклад в организацию помощи болгарскому ополчению. В
последние годы жизни (1880-1886) Аксаков - редактор газеты "Русь". Аксаков
стремился следовать не только общественно-политическим, но и религиозно-
философским идеям первых славянофилов. Он продолжил начатый его
предшественниками спор с рационализмом, видя в нем логическое знание,
"отрешенное от нравственного начала". Глубокие личные и идейные отношения
связывали Аксакова со многими деятелями русской культуры - Ф. М.
Достоевским, Ф. И. Тютчевым, Вл. С. Соловьевым и др.
Умер Аксаков в Москве 27 января 1886.
ЛИТЕРАТУРА
Аксаков И.С. Сочинения, тт. 1-7. М., 1886-1887
И.С.Аксаков в его письмах, тт. 1-4. М., 1888-1896
Цимбаев Н.И. И.С.Аксаков в общественной жизни пореформенной России. М.,
1978 |
Новый философский словарь |
(1823-1886)
русский публицист и общественный деятель, поэт. Сын русского писателя С. Т. Аксакова. По образованию юрист (в 1842 окончил Петербургское Училище правоведения). Редактор многих периодических изданий: "Русская беседа" (1858-1859), "День" (1861-1865), "Москва" (1867-1868), "Русь" (1880-1886). Пропагандист идей славянофилов. За радикальную критику политического и церковного устройства России 12 лет не имел возможности печататься. Разделял некоторые воззрения западников относительно оценки современного им состояния России. Выступал за отмену крепостного права и телесных наказаний, против гонений на сектантов. А. — "один из самых выдающихся вождей "русской партии", горячий патриот и ревностный православный,... враг Запада вообще и римской церкви, в частности, питающий отвращение к папству и чувство омерзения к иезуитам..." (В.Соловьев). Один из центральных моментов творчества А. — анализ состояния религиозности и Православной церкви в России. В отличие от своего старшего брата К.С. Аксакова, А. не идеализировал общинное прошлое русских и утверждал, что и до Петра I на Руси было распространено рабское, извращенное понимание христианства: в политике это вылилось в подчинение Церкви государству, в быту — в идеологию "Домостроя" (А. не понимал, как такую низкую мораль, как мораль "Домостроя". Относительно состояния Православной церкви 19 в. А. писал, что "наша церковь... прилагает... порядки немецкого канцеляризма к спасению стада Христова", что половина прихожан "только по наружности принадлежат Православной церкви и удерживаются в ней только страхом государственного наказания...". А., как и Киреевский и Хомяков, видит выход в разгосударствлении православия, в воспитании в человеке "живого внутреннего единства и целости...", что не позволит впасть в фарисейство, в почитание форм, а не Сущности. Центральной для А. была идея народности — совокупности жизненных, нравственных и умственных особенностей, присущих низшим сословиям общества. А. предлагал дворянскому сословию "самоупраздниться", тем самым распространив собственные привилегии на все население России. Преодолеть отчуждение между властью и простыми людьми, по А., способна лишь подлинно народная интеллигенция в своей, гл. обр., духовной ипостаси. Бердяев называл А. "сторонником идеальной монархии", которая живет по нравственным законам независимой Церкви. В отличие от поздних славянофилов (например, Данилевского), А. признавал идею общечеловеческой культуры, но все же верил, что мир будущего — это славяно-русский мир, пронизанный Православной верой. В 1886-1887 вышло 7-томное издание сочинений А.
Д.К. Безнюк |
|
|