Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

АКИФ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Akif)
        Мехмет (псевдоним; настоящее имя Эрсой, известен и как Молла Сурат) (1873, Стамбул, — 27.12.1936, там же), турецкий поэт, публицист. В 1925—1935 жил в Каире, преподавал турецкую литературу. Был панисламистом, позднее — пантюркистом. Автор книг стихов «Грани» (1911), «На кафедре Сулейманийэ» (1912), «Голос бога» (1913), «На кафедре фатиха» (1914), «Воспоминания» (1917), «Асым» (1919), «Тени» (1933); в них преобладают лирико-эпические и лирико-дидактические стихи, написанные Арузом. А. много внимания уделял общественным проблемам, призывал к социальному и экономическому прогрессу. Автор турецкого национального «Гимна независимости» (1921).
         Лит.: Necatigil В., Edebiyatimizda isimler sozlugu, 1st., 1967; _ Kocatlirk V. М., Turk edebiyati tarihi, Ankara, 1964; Uraz М., Sair ve ediplerin hayati, Ist., 1963; Timurtas F., Mehmet Akif ve cemiyetimiz, Ist., 1962.
         Г. А. Горбаткина.
Литературная энциклопедия
Мухаммед [1873–] — турецкий поэт послеконституционного периода. Р. в Константинополе, где окончил ветеринарный институт. А. обычно выступал со своими поэмами в мечетях (сказалось религиозное воспитание) и более известен как «Молла-Сурат». Своими небольшими, социально-бытовыми по преимуществу поэмами, написанными живым, простым яз. и на основе арабско персидской метрики («аруз»), А. пытался создать антитуранистское направление в художественной лит-ре, пропагандирующее взгляды панисламизма; для этого он использовал, без успеха, некоторые из требований пантюркистов в области языка, выступив однако, гл. обр. против силлабического стихосложения. А. также известен и своей полемикой с социалистически настроенной группой литераторов, в частности с знаменитым писателем Тевфик-Фикретом (см.), поэма которого «Тарихи-Гедим» (Древняя история, 1914),
70 проникнутая социалистическо-материалистическим мировоззрением, имела в Турции исключительное значение. Распространяемая в рукописи, она в Турции запрещена и до сих пор; напечатана впервые в московском журн. «Кызыл-Шарк» [1923] (приводится в ст. «Тевфик-Фикрет как автор „Тарихи-Гедим“», №№ 2–3). Поэма была «манифестом всей честной молодежи» Турции. А. на эту поэму отозвался пасквилем, где обвинял Фикрета в «служении миссионерским целям протестантизма». Политическая и журналистская деятельность А. протекала гл. обр. в реакционных журн. «Себилиль-Решад» и «Суратиль-Мустаким», составлявших тупую оппозицию всякому новому культурному начинанию и обновлению общественных условий жизни в Турции. Поэмы А. вошли в его «Сафахат», неоднократно переиздававшийся в Константинополе отдельными выпусками. Как практик-политик А. занимался и вопросами агитации панисламизма среди мусульман России. Библиография: I. «Сафахат», Константинополь, 1909 (кн. 1 «Сафахат», кн. 2 «Сулейманийе Кюрсисинде», кн. 3 «Хаккин Сеслери», кн. 4 «Фатих Кюрсисинде», кн. 5 «Хатирелер», кн. 6 «Ассем»). II. Джемал М., Мысли о «Сафахат», ст. в журн. «Суратиль-Мустаким». т. VI, №№ 148–149, Константинополь, 1910; Кеприлю-Задэ М. Ф., Вопрос о «Сафатах», ст. в Илюстр. ежег. «Сирвети-Фунун», Константинополь, 1912; Незиф С., А., Константинополь, 1924. С. З.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: АКИФ


будет выглядеть так: Что такое АКИФ