Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

АЯКС

Мультимедийная энциклопедия
латинизированная форма греческого имени Аянт или Эант, имя двух греческих героев Троянской войны. Аякс Больший - сын саламинского царя Теламона и предводитель саламинского войска. Великий воин, уступавший доблестью лишь Ахиллу, он покончил жизнь самоубийством, когда доспехи погибшего Ахилла были отданы Одиссею. Аякс Меньший - локрийский герой, сын Оилея. Отличался храбростью и быстротою ног, но при этом был необуздан и безрассуден. Во время разграбления Трои навлек на себя гнев Афины, совершив насилие над Кассандрой в храме богини, и по пути домой стал жертвой кораблекрушения. Чудом выбравшись на берег, он принялся похваляться, что уцелел вопреки воле богов, однако в этот момент Посейдон сокрушил скалу, на которой тот стоял. В Энеиде Вергилия его поражает перуном Афина.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    АЯКС, Аянт — в греч. миф. имя двух участн. Троянской войны; оба воевали под Троей как соискатели руки Елены: 1) А. Оилид, сын Оилея и Эриопиды (Эриопы), царь Локриды, предводитель ополчения (40 человек) из Локриды (Ср. Греция). Искусный копьеметатель и прекрасный бегун, уступающий в скорости только Ахиллу. 2) А. Теламонид, ведет свой род от Зевса и нимфы Эгины. Он — внук Эака, сын Теламона и Перибеи, двоюрод. брат Ахилла. Под Троей А. прослав. как герой, уступающий в доблести только Ахиллу. Он огромен ростом, грозен, могуч, вооружен громадным семикожным щитом, покрытым медью. А. Теламонид почит. как герой. На горе в г. Саламине находился храм А. Перед битвой у Саламина, как сообщает Геродот, греки принесли молитвы богам и призвали на помощь А. и его отца Теламона. Праздник аянтии в честь А. справлялся с большой торжеств. в Аттике и на Саламине.
Орфографический словарь Лопатина
А`якс, А`якс, -а: дв`а А`якса
Энциклопедия литературных героев
АЯКС (герой трагедии Софокла «Аякс» (точная дата постановки неизвестна, но трагедия считается одной из самых ранних, и предположительную датировку можно дать лишь в достаточно широких пределах: середина 50-х - середина 30-х годов V века до н.э.), сын Теламона, царя Саламина, и предводитель саламинских воинов под стенами Трои. Сюжет трагедии выходит за рамки событий, изображенных в гомеровском эпосе, однако А. представлен вполне соответствующим своей эпической репутации: как второй после Ахилла в объединенном ахейском войске. Два его прекраснейших подвига - защита греческого войска в момент самого страшного его поражения (знаменитый бой у кораблей) и единоборство с Гектором, на которое, за отсутствием Ахилла, добровольно никто не мог отважиться. Было решено бросить жребий, и А. сделал так, что сражаться с Гектором досталось ему. А. остался победителем, хотя ему и не удалось поразить Гектора. Рыцарски благородному А. нанесено жестокое оскорбление: доспех Ахилла после гибели последнего был присужден Одиссею. (Следует отметить, что, в отличие от Гомера, Софокл и Еврипид испытывают откровенную антипатию как по отношению к этому последнему, так и - в особенности - по отношению к верховному вождю ахейской рати Агамемнон}' и его брату Менелаю; Софоклов «Аякс» в этом отношении яркий пример.) А. решает отомстить и ночью истребить верхушку ахейского воинства (такая месть в глазах современников Софокла не представляла ничего предосудительного, и поступок А. не мог осуждаться с патриотических позиций, поскольку он прибыл под стены Трои не как подвластный, но как самостоятельный царь). Афина, постоянная союзница Одиссея, помрачает рассудок А., и вместо ахейской рати он перебивает трофейные стада и беззащитных пастухов. Когда безумие проходит, он чувствует себя глубоко обесчещенным этим позорным поступком и хочет прервать постылую жизнь. Его жена Текмесса (которой он обычно отвечает репликами вроде: «Молчание украшает жен») и са-ламинские воины, составляющие хор, пытаются поколебать его решимость. Тем не менее А. бросается на меч, когда-то подаренный Гектором (произнеся при этом знаменитые слова, что подарки врагов - не подарки). Вестник со сцены объясняет гибель А. тем, что он был слишком самонадеян, что полагал совершать подвиги своей собственной силой, а не божественной помощью, и это расположение духа несколько раз заставляло его произносить богохульные слова («И жалкий трус с богами одолеет!»). Однако это не влияет ни на отношение самого автора к А., ни на его восприятие в позднейшей литературе (см., например, «Торжество победителей» Шиллера). А.-В.Шлегель особенно ценил в характере А. то, что его самоубийство - «это не последний губительный кризис подкрадывающейся душевной болезни; скорее теоретическое пресыщение жизнью, основанное на убеждении в ее малой ценности... Никакое малодушное отчаяние не делает А. недостойным его суровой героической души». Шлегель подчеркивал, что он умер, подобно Катону Младшему, в полном сознании своего положения и позаботившись о всех своих.
Лит.: Schlegel A.-W. Griechisches und romisches Theater. Leipzig, 1880; Schlegel A.-W. Ueber draraa-tische Kunst und Litteratur. Vorlesungen. Heidelberg,
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: АЯКС


будет выглядеть так: Что такое АЯКС