Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

АФИНА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Афина Паллада, в древнегреческой мифологии одно из главных божеств, богиня-девственница; почиталась как богиня войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремёсел. Согласно мифу, А. в шлеме и панцире вышла из головы Зевса. А. считалась покровительницей Афин; в честь неё справлялся праздник Панафинеи. В древнеримской мифологии А. отождествлялась с Минервой.
        Афина. Римская копия статуи Афины Парфенос работы Фидия. Национальный археологический музей. Афины.
Современная Энциклопедия
АФИНА (Афина Паллада), в греческой мифологии богиня войны и победы, мудрости, знаний, искусств и ремесла, покровительница Афин. Дочь Зевса, родившаяся в полном вооружении (в шлеме и панцире) из его головы. Атрибуты Афины - змея, сова и эгида - щит с головой горгоны Медузы. У Гомера Афина - защитница ахейцев. Афине соответствует римская Минерва.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    АФИНА — в греч. миф. богиня мудрости и справедл. войны. Зевс, зная от Геи и Урана о том, что его сын от Метиды лишит его власти, проглотил свою беременную супругу и затем при помощи Гефеста (или Прометея), расколовш. ему голову топором, сам произвел на свет А., к-рая появ. из его головы в полном боевом вооружении и с воинств. кличем. Поскольку это событие произошло будто бы у оз. (или реки) Тритон в Ливии, А. получила прозвище Тритониды или Тритогенеи. А. — одна из главнейших фигур не только олимпийской миф., по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже превосходит его. Силой и мудростью она равна Зевсу. Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место ее — ближайшее к Зевсу. Среди непремен. атрибутов А. — эгида — щит из козьей шкуры с головой змеевласой Медузы, к-рый обладает огромной магич. силой, устрашает богов и людей. Ее рожд. сопровожд. золотым дождем, она хранит молнии Зевса. Ее изображ., т.н. палладий, упало с неба (отсюда А. Паллада). По Геродоту А. — дочь Посейдона и нимфы Тритониды. Отожд. А. с дочерьми Кекропа — Пандросой («всевлажной») и Аглаврой («световоздушной»). Свящ. деревом А. была маслина. Маслины А. считались «деревьями судьбы» и сама А. мыслилась как судьба и Великая богиня-мать. Огромная статуя А. Промахос («передовой боец») с копьем, сияющим на солнце, украшала акрополь в Афинах, где богине были посвящ. храмы Эрехтейон и Парфенон. Гл. эпитеты А., наделенной гражд. функциями, — Полиада («городская») и Полиухос («градодержица»). Как законодательница и покровительница афинской государственности почиталась А.-Фратрия («братская»), Булайя («советная»), Сотейра («спасительница»), Пронойя («провидящая»). Хотя культ А. был распростр. по всей материковой и о-вной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), особенно почит. А. в Аттике, в Афинах (назв. г. Афины греки связывали с именем богини-покровительницы города). Ей посвящены земледельч. праздники: прохаристерии (в связи с прорастанием хлеба), плинтерии (начало жатвы), аррефории (дарование росы для посевов), каллинтерии (созревание плодов), скирофории (отвращение засухи). Во время этих празднеств происходило омовение статуи А., юноши приносили клятву гражд. служения богине. Всеобщий хар-р носил праздник великих панафиней — апофеоз А. — гос. мудрости. Основателем панафиней считался Эрихтоний, преобразователем — Тесей. Ежегодные панафинеи устраивал Солон, великие установил Писистрат. Перикл ввел состязания в пении, игре на кифаре и флейте. На панафинеях приносились жертвы А. и происходила передача пеплоса богини, на к-ром изображ. ее подвиги в гигантомахии. В Риме А. отожд. с Минервой.
Орфографический словарь Лопатина
Аф`ина, Аф`ина, -ы (мифол.)
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(в др.-греч. мифологии – богиня мудрости и справедливой войны; см. тж ПАЛЛАДА) Ты, о, Афина бессмертная С неумирающим Эросом! Бог бесконечного творчества С Вечно творящей богинею! АБ901 (I,467.2); Эроса мудро-блаженного, Мудрой Афины божественной, В вечном общеньи недремлющих Ты (Платон) – золотое дитя! ib.; Богиня моря, грозная Афина, Сними могучий каменный шелом. В Петрополе прозрачном мы умрем, – Здесь царствуешь не ты, а Прозерпина (по нек-рым мифам, А. – дочь бога морей Посейдона) ОМ916 (112.1)
Литературная энциклопедия
(также Паллада) — одно из древнейших божеств Греции, дочь Зевса, дева-воительница, греческая параллель к валькириям (см.) германской мифологии. Происхождение образа неясно: быть может в основе его лежит небесная проекция первобытного семейного строя, представление о деве, обороняющейся от объятий отца в грозе, громе и молнии. В историческую эпоху древнее представление модифицируется в миф о рождении вооруженной А. из рассеченной топором головы Зевса (гром и молния). От метеорологического характера А. остались следы в виде ее наводящего ужас щита, эгиды («грозовой тучи»), а также священной птицы А., совы (сверкающие глаза на темном облике — молния среди туч, — эпитет А. — «совоокая», по позднейшему толкованию — «светлоокая»). В качестве богини-воительницы А. была одним из любимейших божеств феодальной Греции, воплощением «доблести», и образ ее отразил все изменения идеала «доблести» в экономической и политической эволюции греческих государств. В гомеровском эпосе А. играет весьма важную роль
708 как любимая дочь Зевса, покровительница греческих героев, в особенности «хитроумного» Одиссея, как богиня «мудрости» на войне и в мирной жизни. Богиня мудрости становится, с одной стороны, естественным патроном человеческих искусств, ремесл («А.-Эргана»), рукоделий, впоследствии и наук, с другой — хранительницей социального порядка в греческих городах («А.-градодержица»). В городе, называвшем себя именем богини, в Афинах, это последнее представление играло особую роль, и А.-покровительница ремесл стала здесь в VI-V вв. специфическим божеством демократии. После распадения греческих государств культ А. потерял свое значение всюду, кроме города Афин, а в лит-ой традиции она осталась богиней мудрости и науки.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: АФИНА


будет выглядеть так: Что такое АФИНА