Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

АДЛЕР

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Адлер (Adler)
        Альфред (7.2.1870, Вена, — 28.5.1937, Абердин), австрийский врач и психолог, создатель системы индивидуальной психологии (См. Индивидуальная психология). Примыкал сначала к сторонникам Фрейда, затем основал собственную школу, получившую наибольшее влияние в 20-е гг., с созданием Международной ассоциации индивидуальной психологии (1924). В 1932 покинул Австрию и жил главным образом в США. Хотя А. фактически не был учеником Фрейда, его объединяет с ним тезис об определяющей роли в психике влечений и бессознательного (См. Бессознательное). В работе «О неполноценности органов» (1907) А. формулирует концепцию болезни как нарушения баланса в отношениях органа с его средой, которое организм стремится компенсировать. Принцип компенсации (См. Компенсация), являющийся одним из устоев концепции А., родственен позднейшему учению о Гомеостазе. Компенсация толкуется А. как универсальный механизм психической деятельности. В основе всей человеческой деятельности А. усматривает стремление к полноте и личному превосходству, реализуемое через механизм компенсации первичного чувства неполноценности. Эта идея-цель, хотя она лишь смутно осознаётся индивидом, становится центром формирования личности, детерминируя её психику. Характер цели и способы её реализации создают уникальный «жизненный стиль». Сама неполноценность личности выявляется, однако, только в отношении к среде; отсюда А. делает вывод, что личность по своему формированию социальна.
         Ряд черт системы А. развивался также и другими психологическими школами: тезис о примате целого над отдельными психическими элементами — гештальтпсихологией (См. Гештальтпсихология), принцип компенсации — у немецкого экзистенциалиста К. Ясперса и др., идея достижения «здорового общества» с помощью терапии — т. н. социальными фрейдистами (Э. Фромм, К. Хорни).
         Соч.: Индивидуально-психологическое лечение неврозов, М., 1913; Praxis und Theorie der Individualpsychologie, 4 Aufl., Munch., 1930; Menschenkenntnis, 5 Aufl., Z., 1947; The individual psychology of A. Adler, N. Y., 1956.
         Лит.: Orgler H., A. Adler. Man and his work, 2 ed., N. Y., 1950; Way L., A. Adler. An introduction to his psychology, [L., 1956].
         Д. Н. Ляликов.
II
Адлер (Adler)
        Виктор (24.6.1852 — 11.11.1918), один из лидеров австрийской социал-демократии. Депутат парламента (рейхсрата) с 1905. Свою политическую деятельность А. начал в рядах пангерманской организации. С 1883 стал интересоваться вопросами рабочего движения и сблизился с социал-демократией; дважды встречался (1883 и 1889) с Ф. Энгельсом и состоял с ним в переписке (1889—95). Был одним из главных авторов проекта программы австрийской социал-демократической партии, принятой учредительным съездом в Хайнфельде (31 декабря 1888 — 1 января 1889), провёл большую работу по преодолению раскола в австрийском социал-демократическом движении и созданию единой партии. Сыграл значительную роль в организации массового движения австр. рабочих, в движении за всеобщее избирательное право (увенчалось успехом в 1907). Но по ряду важных вопросов политики партии, в том числе и в национальном вопросе, А. сбивался на реформистские позиции. В начале империалистической войны 1914—18 придерживался взглядов, близких к позиции германских социал-шовинистов, затем стал склоняться к центризму и критиковать их политику с каутскианских позиций. Однако главным объектом критики А. было левое крыло германской социал-демократии (К. Либкнехт и Р. Люксембург). В ноябре 1918 А. короткое время был министром иностранных дел австрийского правительства.
         Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 16, с. 85—86; его же, там же, т. 17, с. 233—49; его же, там же, т. 19, с. 184—189; его же, там же, т. 24, с. 313—15; его же, там же, т. 26, с. 104—105; его же, там же, с. 335—338; его же, там же, т. 31, с. 171—172; его же, там же, т. 49, с. 70—73.
         М. А. Полтавский.
III
Адлер (Adler)
        Макс (15.1.1873 — 28.6. 1937), австрийский философ, представитель Австромарксизма. Профессор Венского университета. Издатель (совместно с Р. Гильфердингом) серии исследований «Маркс-штудиен». Трактовал «вещь в себе» Канта в духе неокантианского субъективного идеализма как «мысленную вещь». Признавая диалектический метод, А. вместе с тем превращал его в учение о сведении всего существующего к функциональным связям между явлениями, в которых «уже нет места для материальной субстанции». А. утверждал, будто марксистское понимание истории не имеет ничего общего с филоссофским материализмом и представляет собой исторический позитивизм («теорию социального опыта»). «Социальное» А. рассматривал как особую форму восприятия, присущую познанию; производственные отношения превращались им в «явления духовной жизни».
         Активно участвовал в политической деятельности социал-демократической партии Австрии. Во время 1-й мировой войны как один из лидеров «левой оппозиции» (группа О. Бауэра) резко критиковал социал-патриотическую политику руководства партии. Во время Австрийской революции 1918 отстаивал политику участия социал-демократов в буржуазном правительстве. В дальнейшем, оставаясь на левом крыле социал-демократии, требовал усиления борьбы против фашизма и указывал на «пагубные последствия» оппортунистической тактики.
         Соч.: Marxistische Probleme, Stuttg., 1913; Kant und der Marxismus, B., 1925; Lehrbuch der materialistischen Geschichts-auffassung, Bd 1—2, В., 1930—32; Die solidarische Gesellschaft, W. — [u. a.], 1964; Natur und Gesellschaft, W. — [u. a.], 1964; рус. пер. — Марксизм как пролетарское учение о жизни, П., [1923]; Маркс как мыслитель, с предисл. М. Серебрякова, Л.—М., 1924: Энгельс как мыслитель, с предисл. М. Серебрякова, Л.—М., 1924.
         Лит.: Heintel P., System und Ideologic. Der Austromarxismus im Spiegel der Philosophic М. Adiers, W.— Munch., 1967.
         Б. Э. Быховский, В. М. Турок.
IV
Адлер (Adler)
        Фридрих (9.7.1879 — 2.1.1960), один из лидеров австрийской социал-демократии и теоретиков Австромарксизма. Сын Виктора А. В 1907—11 приват-доцент Цюрихского университета по кафедре теоретической физики; примкнул в этот период к социал-демократическому движению. В 1911—16 секретарь австрийской социал-демократической партии. В области философии был приверженцем Маха. Воззрения А. были подвергнуты критике В. И. Лениным в его труде «Материализм и эмпириокритицизм». В 1914—16 входил в т. н. «Марксистскую левую» — центристскую группировку в австрийской социал-демократической партии. Выступая за «нейтралитет» пролетариата в отношении империалистической войны, отвергал необходимость революционной массовой борьбы против империалистической буржуазии в своей стране. 21 октября 1916 выстрелом из револьвера убил главу правительства Штюргка. Этот акт индивидуального террора В. И. Ленин квалифицировал как «акт отчаяния каутскианца...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 49, с. 313). А. был приговорён к смертной казни, которая была заменена многолетним тюремным заключением. После освобождения по амнистии (1 ноября 1918) А., вернувшийся к активной деятельности в партии, стал на открыто реформистский путь. Был одним из лидеров 21/2 Интернационала (1921—1923), а затем т. н. Социалистического рабочего интернационала, в котором занимал пост секретаря исполкома (1923—40). В последние годы жизни был связан с руководством Социалистического интернационала (См. Социалистический интернационал). Вёл борьбу против коммунистического движения, отвергая любые попытки организации рабочего единства. Отрицая существование австрийской нации, А. был сторонником аншлюса. С 1946 жил в Цюрихе.
         Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 47—48, 53, 59, 117, 329—30; его же, там же, т. 37, с. 388—93; его же, там же, т. 40, с. 136—39; его же, там же, т. 41, с. 4—5, 12, 19—20; его же, там же, т. 49, с. 311—14.
         М. А. Полтавский.
V
Адлер
        приморский климатический курорт, один из районов Сочи. Аэропорт.
1000 кратких биографических данных
I Альфред (Adier) (1870-1937). Австрийский врач-психиатр и психолог. Ученик 3. Фрейда, основатель индивидуальной психологии. Оказал влияние на неофрейдизм. II Виктор (Adier) (1852-1918). Окончил медицинский факультет в Вене. Вначале был радикалом, затем в средине 80-х годов стал социал-демократом. В 1886 г. основывает газету "Gleichheit", боровшуюся за объединение существовавших в то время левого и правого течений в партии. Один из организаторов и лидеров австрийской Социал-демократической партии. Автор проекта первой программы партии, участвовал в разработке программы культурно-национальной автономии. В 1889 г. за редактирование газеты "Gleichheit" арестован и приговорен к 4-месячному аресту. С 1903 г. состоял депутатом австрийского рейхсрата. В годы первой мировой войны - центрист. 4 августа 1914 г. голосует в рейхстаге за военные кредиты. После революции 1918 г. в Австрии был первым министром иностранных дел первого республиканского буржуазного правительства. III Макс (Adier) (1873-1937). Деятель австрийской социал-демократии, философ и социолог, теоретик австромарксизма. В своей книге "Marxistische Probleme" обвиняет материализм в метафизичности и "исправляет" Маркса идеалистической теорией познания Иммануила Канта. Издавал совместно с Гильфердингом "Marx-Studien", был в течение некоторого времени редактором "Wiener Arbeiter Zeitung", органа австрийской социал-демократической партии. IV Фридрих (Adier) (1879-1960). Один из лидеров австрийской Социал-демократической партии и идеологов австромарксизма. До войны занимался главным образом наукой, и только непосредственно перед войной активно входит в австрийское рабочее движение. В 1911-1916 гг.- секретарь австрийской Социал-демократической партии, центрист. В 1916 г. убил министра-президента К. Штюргка за отказ восстановить права рейхсрата, распущенного в 1914 г. Был в числе организаторов и лидеров 2 1/2-ro (1921-1923) и Социалистического рабочего (1923-1940) Интернационалов. Редактор-издатель журнала "Der Kampf".
Топонимический словарь
кур. пос. в составе Бол. Сочи, Краснодарский край. На месте существовавашего в 1837-1854 гг. укрепления Св. Духа в 1869 г. основано селение Адлер. Название из турецк. Артлар, где Арт родовое название местной общины, -лар показатель множ. ч. С 1927 г. Адлер дач. пос., с 1935 г. кур. пос., с 1961 г. в черте гор. Сочи.
Культурология. XX век. Энциклопедия
        (Adler) Альфред (1870-1937) - австр. психолог, ученик Фрейда, основатель школы “индивидуальной психологии”. Получил мед. образование в Вен. унте (1895), занимался исследованиями психопатологич. симптомов. В 1902 познакомился с Фрейдом и стал участником его дискуссионного кружка. А. с самого начала скептически относился к фрейдовскому методу толкования сновидений и объяснения психич. расстройств сексуальными факторами, отвергал концепции “либидо” и “Эдипова комплекса”. В 1907 опубликовал книгу “Исследование неполноценности органов и ее психич. компенсации”, негативно встреченную Фрейдом; в 1911 окончательно с ним разошелся, основав собств. направление в психологии — “индивидуальную психологию”. В 1914 основал журнал “Internationale Zeitschrift fur Individualpsychologie”, в 1924 — Междунар. ассоциацию индивидуальной психологии. В 1926 читал лекции в Колумбийском ун-те. В 1932 переехал в США, занимался преподаванием.
        А. исходил из того, что человеч. психология детерминируется факторами особого порядка и не может быть сведена к физиол. или биол. причинам; чистая каузальность действует лишь в мире неодушевленных объектов и совершенно недостаточна для объяснения человеч. жизни, ключевую роль в к-рой играют долженствование и целеполагание. (Эта методол. установка определила несогласие А. с теорией сексуальности Фрейда, его концепцией либидо и редукционистскими моделями объяснения, сводившими психич. процессы в конечном счете к биол. первоосновам.) По мнению А., объяснение психич. процессов и поведения индивида требует прежде всего выявления его цели, или целевой установки. Целевая установка (часто самим индивидом не сознаваемая) определяет “линию жизни” индивида, его “жизненный план”, к-рый так или иначе реализуется во всех поступках человека и определяет долговременную стратегич. направленность его поведения. А. отказался от причинного объяснения и поставил на его место телеологич. подход.
        Осн., общей целью каждого индивида А. считал стремление к власти и превосходству, к-рое может в каждом конкр. случае принимать разные формы. Эта цель предопределена тем фундаментальным фактом, что каждому человеку в детстве присуще чувство неполноценности по отношению к родителям, братьям и сестрам и к окружающим. Стремление к превосходству призвано компенсировать “вездесущее человеч. чувство неполноценности” и иногда может принимать болезненные формы сверхкомпенсации (например, у невротиков). “Жизненный план”, сформированный целью достижения превосходства, представляет собою стержень психич. жизни индивида, ее объединяющий принцип.
        Придерживаясь целостного, холистич. подхода, А. считал, что человека всегда следует рассматривать в контексте его окружения и что знание о человеке невозможно без выяснения “отношения человека к своим социально установленным задачам”. Человек живет в об-ве, и окружающая культура всегда устанавливает опр. границы для реализации его стремления к превосходству. Помимо стремления к превосходству у человека имеется также “чувство общности”: “Его телесность требует от него единения; язык, мораль, эстетика и разум стремятся к общепринятости, предполагают ее; любовь, работа, человеч. сопричастность являются реальными требованиями совместной человеч. жизни. Эти нерасторжимые реальности атакует или пытается их хитроумно обойти “стремление к личной власти”. Чувство общности и стремление к превосходству являются осн. факторами человеч. поведения: первое становится его ограничивающим принципом, второе — направляющим.
        Стремление к превосходству имеет бесчисленные формы проявления. В зависимости от конкр. сфер его приложения оно может выражаться в антисоциальном поведении, но и превращаться иногда в источник высоких культурных достижений, мощный фактор культурного прогресса.
        Невроз А. понимал как “ошибочную с позиций культуры попытку избавиться от чувства неполноценности”, как бунт против об-ва, выражающийся в уклонении индивида путем внутр. противодействия от всякого принуждения со стороны об-ва. В мировосприятии невротика представление о принуждении претерпевает значит, расширение: социальные феномены — в т.ч. такие в нормальном случае привычные явления, как логика, эстетика, любовь, забота о ближнем, сотрудничество и язык, — остро воспринимаются невротиком как принудительные и чувствуются им как нечто ущемляющее его внутр. стремление к превосходству. Уклонение от участия в субъективно принудит, формах социальной жизни ведет к изоляции невротика от об-ва, проявляющейся в установлении им нестандартных “частных логик”, нарушениях речи, соматич. невротич. симптомах, сексуальных проблемах, разрушении его способности к общению. Стремление к сверхкомпенсации, часто свойственное невротику, оказывает влияние на стиль его мышления и определяет доминирование в его “апперцепционной схеме” жестких дихотомич. дистинкций (“вверху-внизу”, “победитель-побежденный”, “мужское-женское”, “все-ничто” и т.п.).
        Формирование “невротич. плана”, с т.зр. А., может происходить как под влиянием физиол. факторов (напр., неполноценности органов), так и под влиянием социальных факторов, гл. обр. особенностей “семейной конституции”. Как и другие исследователи психоаналитич. направления, А. считал, что невротич. установка складывается у индивида в первые годы жизни. Осн. средство лечения неврозов — выявление у пациента его индивидуальной целевой установки, доведение ее до его осознания, развитие у пациента социального чувства и возвращение его в об-во.
        Социально-психол. уклон в психол. концепции А. оказал влияние на теор. концепции неофрейдистов (Г. Салливан, Хорни, Фромм и др.); однако сама “индивидуальная психология” как действующая научная школа после 20-х гг., на к-рые пришелся пик ее известности и популярности, практически утратила свое влияние.
 
Соч.: Menschenkenntnis. Leipzig; L., 1929; Social Interest: A Challenge to Mankind. N.Y., 1939; The Individual Psychology of Alfred Adier. Ed. by H.L. Ansbacher and R.R. Ansbacher. N.Y., 1956; Практика и теория индивидуальной психологии. М.., 1995.
 
Лит.: Dreikurs R. Fundamentals of Adlerian Psychology. N.Y., 1950; Essays in Individual Psychology: Contemporary Application of Alfred Adler's Theories. Ed. Adler K.A., Deutsch D. N.Y., 1959; Orgler H. Alfred Adler: The Man and His Work. L, 1963; Way L.M. A. Adler: An Introduction to His Psychology. Harmondsworth, 1956.
 
В.Г. Николаев
Современная западная философия
АДЛЕР, (Adler) Альфред (1870-1937) — австр. психолог и психиатр. Будучи врачом-практиком, в 1902 примкнул к кружку <<Фрейда>>. Постепенно выработал собственную концепцию психической болезни, в основе которой лежала идея компенсации чувства неполноценности. Согласно этой концепции, психическая болезнь есть результат неосознанного стремления к превосходству, разжигаемого чувством неполноценности, которое связано с какой-либо телесной слабостью или недостатком. А. подверг критике учение Фрейда за преувеличение роли сексуальности и <<бессознательного>> в детерминации поведения людей и недооценку социальных факторов. Характер человека, по А., вырастает из его «жизненного стиля». Последний представляет собой складывающуюся в детстве систему целенаправленных стремлений, в которых реализуется потребность в превосходстве, самоутверждении. Схема формирования характера у А. весьма напоминает по форме схему Фрейда. Но если у последнего она основывалась на понимании влечений как асоциальных, то развиваемая А. «индивидуальная психология» базируется на представлении о влечении как социальном по своей направленности. Идеи А. способствовали модификации фрейдизма, приведшей в конечном итоге к возникновению неофрейдизма. «Индивидуальная психология» получила распространение в 20-30-х годах, особенно в США.
Наука жить. Киев, 1997; Praxis und Theorie der Individualpsychologie. Munchen, 1920; Menschenkenntnis. Leipzig, 1927.
Философский словарь
Альфред (1870 — 1937) — австр. врач и психолог. С 1902 сторонник Фрейда, в 1911 порвал с ним, выработав собственную концепцию “индивидуальной психологии” (в 1924 создана Международная ассоциация индивидуальной психологии). Умер в США. Его взгляды оказали влияние на амер. психиатрию н педагогику. В качестве осн. движущей силы развития человеческой психики А. постулировал стремление к преодолению чувства недостаточности, “неполноценности”. Это стремление становится стимулом творческой активности индивида, развития его Дарований, позволяющих компенсировать те или иные физические недостатки, ущербность социального положения и т. д. А. доказывал, что сновидения, фантазии н пр. психические феномены являются не искаженным выражением прошлых травматических переживаний, как утверждал Фрейд, а попытками “предвидения” перед лицом жизненных проблем личности. Задачей “индивидуальной психологии” А. считал выявление и соответствующую корректировку “жизненной линии”, бессознательного “проекта”, “плана”, к-рый, по его мнению, формируется в самом раннем детстве и образует стержень (“шаблон”) жизненного поведения личности, определяя ее характерные поступки, манеру преодолевать жизненные трудности и т. д. Взгляды А. оказали влияние на тех представителей неофрейдизма, к-рые подчеркивали важность социальных факторов воздействия на человеческую психику, а также на “экзистенциальный психоанализ” Сартра. Осн. соч.: “О нервном характере” (1912), “Теория и практика индивидуальной психологии” (1920), “Человекознание” (1927), “Смысл жизни” (1933).
Философский энциклопедический словарь
• АДЛЕР (Adler) Альфред (род. 7 февр. 1870, Вена – ум. 30 мая 1937, Аберден) австр. психиатр, основатель индивидуальной психологии. Главным источником мотивации считал стремление к превосходству при решении тех человеческих проблем, которые целиком и полностью носят общественный характер. Решение проблем зависит от силы воздействующего коллективного чувства.
• АДЛЕР (Adler) Макс (род. 15 янв. 1873, Вена – ум. 28 июня 1937, там же) австр. социолог. Наиболее последовательной формой социологии, которую он рассматривал как науку о причинности, Адлер считал марксизм. В теоретико-познавательном отношении пытался критически обосновать ее с помощью размышлений Канта о методе. Наряду с др. работами написал также: «Kausalitдt und Teleologie im Streite um die Wissenschaft», 1904; «Marx als Denker», 1918; «Das Soziologische in Kants Erkenntniskritik», 1925.
Философский энциклопедический словарь 2
        (Adler) Альфред (7.2.1870, Вена,—28.5.1937, Абердин, Шотландия), австр. врач и психолог, создатель индивидуальной психологии. Примыкал сначала к сторонникам 3. Фрейда, затем основал собств. школу, получившую наибольшее влияние в 20-х гг., с созданием Междунар. ассоциации индивидуальной психологии (1924). В 1932 покинул Австрию и жил гл. обр. в США. Как и Фрейд, А. исходил из определяющей роли в психике влечений и бессознательного. В работе «О неполноценности органов» (1907) А. формулировал концепцию болезни как нарушение баланса в отношениях органа с его средой, которое организм стремится компенсировать. Принцип компенсации — один из центральных в концепции А. В основе всей человеч. деятельности А. усматривает стремление к личному превосходству, реализуемое через механизм компенсации первичного чувства неполноценности. Эта идея-цель, хотя она лишь смутно осознаётся индивидом, становится центром формирования личности, детерминируя её психику. Характер цели и способы её реализации создают специфич. для человека «жизненный стиль». Социально-психологич. идеи А. в дальнейшем разрабатывались представителями неофрейдизма. Praxis und Theorie der Individualpsyehologie, Munch., 19304; Menschenkenntnis, Z., 19475; в рус. пер.— Индивидуально-психологич. лечение неврозов, М., 1913.
        Orgler H., A. Adler. Man and his work, Ь., І9633 VV а у L. M., Adler's place iu psychology, N. Y., 1963; R o m P. A. Adler und die wissenschaftliche Menschenkenntnis, Fr./M. 1966.
 
        II
        (Adler) Макс (15.1.1873, Вена,— 28.6.1937 там же), австр. философ и социолог, теоретик австро марксизма, деятель социал-демократич. партии. В духе неокантианства отвергал «вещь в себе» как объективную реальность. Отрицал разделение философии на два осн. филос. направления — материализм и идеализм. Толковал производств, отношения как «явления духовной жизни», отстаивая тождество обществ, бытия и сознания.
        Kant und der Marxismus, В., 1925; Lehrbuch der materialistischen Geschichtsauffassung, Bd 1—2, B., 1930—32; в рус. пер.— Марксизм как пролет, мировоззрение, П., [1923]; Маркс как мыслитель, Л.— М., 1924; Энгельс как мыслитель, Л.— М., 1924. фБыховский Б. Э., Враги и фальсификаторы марксизма, М. —Л., 1933; H ei n t el P., System und Ideologie, Vf.— Munch., 1967.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: АДЛЕР


будет выглядеть так: Что такое АДЛЕР