Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

АБЕЛЯР

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Abelard, Abailard)
        Пьер (1079, Палле, — 21.4.1142, аббатство Сен-Марсель, близ Шалон-сюр-Сон), французский философ, богослов и поэт, учился в Париже у Росцелина и Гильома из Шампо. В 1113 открыл собственную школу, привлекшую множество учеников. Трагическая история любви А. к Элоизе закончилась уходом их в монастырь (1119).
         В споре о природе универсалий (См. Универсалии) А. развил учение, названное позже концептуализмом: общие понятия не являются ни реальностями, ни простым словесным обозначением, а заключены в значении слова и представляют собой мысленное содержание, относимое ко множеству отдельных вещей на основании имеющегося сходства или совпадения между ними. В этике А. перенёс акцент с поступка на намерение и критерием нравственности считал согласие с совестью. Разработка А. схоластической «диалектики», заключавшейся в выявлении противоположных аргументов (соч. «Да и нет» — «Sic et non»), сделала его одним из крупнейших представителей схоластического метода (см. Схоластика). Рационалистическая направленность теологии А. («понимаю, чтобы верить») вызвала протест представителей ортодоксальной мистики (Бернар Клервоский); учение А. было осуждено Суассонским (1121) и Сансским (1140) соборами, а также папой Иннокентием II.
         Психологической глубиной отличаются латинские любовные стихи А., его автобиография «История моих бедствий» (1132—36, изд. 1616, русский перевод 1902, 1959) и переписка А. и Элоизы (1132—35), которая была переведена уже в 12 в. с латинского языка на французский и вдохновляла многих писателей.
         Соч.: Opera omnia, P., 1855; Philosophische Schriften, H. 1—4, Munster, 1919-33.
         Лит.: Федотов Г. П., Абеляр, П., 1924; Сидорова Н. А., Очерки по истории ранней городской культуры во Франции, М., 1953; Remusat Ch., Abelard, v. 1-2, P., 1845; Ottaviano C., Pietro Abelardo, [Roma, 1930].
         А. И. Рубин, А. Д. Михайлов.
        П. Абеляр.
Современная Энциклопедия
АБЕЛЯР (Abelard, Abailard) Пьер (1079 - 1142), французский философ, теолог и поэт. В споре о природе универсалий (общих понятий) развил учение, названное позже концептуализмом. Рационально-мистическая направленность идей Абеляра ("понимаю, чтобы верить") вызвала протест и осуждение ортодоксальных церковных кругов. Трагическая история любви Абеляра к Элоизе описана в автобиографии "Истории моих бедствий".
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(Пьер А. (1079-1142) – франц. теолог и поэт; трагическая любовь Абеляра к Элоизе описана в автобиографии «История моих бедствий») Не первый день, а многие века Уже тяну тебя к груди, рука Монашеская – хладная до жара! – Рука – о Элоиза! – Абеляра. Цв920 (I,532.2)
Литературная энциклопедия
Пьер [лат. Petrus Abaelardus, 1079–1142] — знаменитый схоласт и богослов средневековой Франции, неоднократно осуждавшийся католической церковью за еретические воззрения. Для истории литературы особый интерес представляют трагическая история его любви к Элоизе и переписка с последней. Став уже в средние века достоянием литературы на народных языках (переписка Абеляра и Элоизы переложена на французский яз. в конце XIII в.), образы А. и Элоизы, любовь которых оказалась сильнее разлуки и пострига, не раз привлекают писателей [Вийон («Ballade des dames du temps jadis») и в последнее время Фаррер («La fumee d’opium»)]; намек на историю А. и Элоизы содержит и заглавие «Nouvelle Heloise» Ж.-Ж. Руссо.
Философский словарь
Пьер (1079 — 1142) — фр. философ и теолог. Один из основателей схоластического метода, сторонник диалектики, трактуемой им как исследование истины путем обсуждения различных, в т. ч. противоположных, суждений. В теологии А. сделал попытку примирить веру и знание, частично разграничив их сферы. Трактовке А. бога присуща пантеистическая тенденция в сочетании с идеей необходимости, к-рой подчинена божественная деятельность, что противоречило господствовавшим в то время августинианским представлениям о произвольном характере божественного руководства миром. В споре о природе универсалий А. стремился преодолеть взгляды своих учителей: крайний номинализм Росцелина и крайний реализм (Реализм средневековый) Гильома и Шампо. А. — основоположник гносеологической доктрины умеренного номинализма, к-рую впоследствии стали называть концептуализмом.
Философский энциклопедический словарь
АБЕЛЯР (Abelard) Пьер-(род. 1079, Пале – ум. 21 апр. 1142, монастырь св. Марселя в Шалоне) – франц. теолог-схоласт и философ. Основатель и главный защитник схоластического метода, о чем свидетельствует в первую очередь его работа по диалектике «Да и нет». В споре универсалистов Абеляр придерживался концептуализма, отходя, т. о., от крайнего универсализма во взглядах его учителя Росцелина. В теологии сделал попытку примирить веру и знание. В своем этическом учении высказывал точку зрения, что главное – это не дела, а убеждения. Известны его несчастная любовь и супружество с Элоизой, племянницей каноника Фульберта в Париже, который из мести велел его кастрировать. Переписка с Элоизой, вероятно, является литературным вымыслом.
Философский энциклопедический словарь 2
        (Abelard, Abailard) Пьер (1079, Падле,— 21.4.1142, аббатство Сен-Марсель, близ Шалон-сюр-Сон), франц. философ, теолог и поэт. Учился у Рос-целина и Гильома из Шамио. В 1113 открыл собств. школу, привлекшую множество учеников. Трагич. история любви А. к Элоизе закончилась уходом их в монастырь (1119).
        Выступая против крайнего реализма Гильома из Шампо, с одной стороны, и номинализма Росцелина — с другой, А. сформулировал собств. учение, воспроизводящее некоторые черты аристотелевой концепции и получившее назв. концептуализма: универсалии не обладают самостоят, реальностью, реально существуют лишь отд. вещи; однако универсалии получают известную реальность в сфере ума в качестве понятий, представляющих собой результат абстрагирующей деятельности ума, обособления им отд. свойств вещей; В основе знания лежит чувств, восприятие; в акте чувств, созерцания человеку дано только единичное. Идеи существуют только в божеств, уме, способном в акте созерцания ясно и отчётливо схватывать любое множество. Чтобы обосновать логич. законность общих понятий, А. должен был предположить возможность для человека хотя бы смутно и неотчётливо воспринимать множество вещей некоторого вида, а также схватывать форму вещи отдельно от материи (т. е. способность абстрагирования).
        В отличие от Ансельма Кентерберийского, требовавшего, чтобы разум формировался на основе веры («верую, чтобы понимать»), у А. разум частично обособляется от веры и становится её предварит, условием («понимаю, чтобы верить»). Правда, Священное писание, равно как и церк. таинства, не подлежат предварит, разумному осмыслению, однако авторитет церк. предания и догматики должен быть удостоверен разумом. Логич. анализ догматич. положений в соч. А. в ряде случаев расходился с принятым толкованием. Теологич. соч. А. дважды осуждались католич. церковью — на соборах в Суассоне (1121) и в Сансе (1140).
        В центре этики А.— вопрос о сущности греха, который он определяет как согласие на недолжное, на зло, намерение действовать против божеств, воли. Зло самого поступка ничего не добавляет к злу намерения, что относится у А. также и к добрым делам и намерениям. Это предполагает, что должное" и недолжное предстоят выбору, а потому доступны разумному осмыслению и
        оценке. Закон должен предшествовать принятию волевого решения, в противном случае преступивший его не несёт вины: не знакомые с Евангелием, содержащим нравств. закон религ. жизни, свободны от вины. Однако в вопросе о спасении, полностью лежащем в сфере божеств, ведения, А. выступает сторонником жёсткого учения о предопределении: проблема нравств. вины относится им только к сфере человеч. деятельности и знания.
        А.— один из основателей схоластич. метода [соч. «Да и нет» («Sie et поп»)], намеченного им как логический анализ противоположных суждений по к.-л. вопросу.
        Opera omnia, P., 1855 (Migne, PL, t. 178); Ouvragcs infidits, ed. par V. Co.usin, v. 1—2, P., 1836—59; Philosophische Schriften, hrsg. v. B. Geyer, H. 1—4, Munster, 1919—33; в рус. пер.— История моих бедствий, М., 1959.
        Гаусpат А., Ср.-век. реформаторы, т. 1, СПБ, 1900; Федотов Г. П., А., П., 1924; RemusatCh. de, Abelard, sa vie, sa Philosophie et sa theologie, nouy. ed., v. 1—2, P., 1855; O t t a v i a n o C., Pietro Abelardo; la vita, le opere, il pensiero, Roma, 1930; Sikes J. G., P. Abailard, Camb., 1932; Gil-son E., Helo'ise et Abelard, P., 1938; Beonio-Brocchieri F u m a g a l l i M. T., Introduzione a Abelardo, Roma, 1974.
Лексикон прописных истин
Иметь какое-либо представление об его философии или же знать названия его произведений не обязательно.
Скромно намекнуть, что Фюльбер его изуродовал.
Могила Элоизы и Абелара; если вам станут доказывать, что она не подлинная, воскликните: «Вы лишаете меня иллюзий!» Абрикосы — И в этом году их у нас ещё не будет.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: АБЕЛЯР


будет выглядеть так: Что такое АБЕЛЯР