Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЗОМБАРТ

Брокгауза и Ефрона Энциклопедический словарь
Зомбарт (Sombart) Вернер (14.01. 1863, Эрмслебен, Гарц,- 19.05.1941, Берлин) - нем. экономист, социолог, историк культуры. Проф. университетов - в Бреслау (Вроцлав) с 1890 г., в Берлине-с 1904 г. Ученик Г. Шмоллера, один из основоположников теории "организованного капитализма". 3омбарт был весьма чуток к социальной проблематике, интерпретируя марксистскую постановку вопросов с позиций катедер-социализма.
Впоследствии, полностью отойдя от марксизма, пытался дать новое антропологическое и социологическое обоснование политэкономии. 3омбарт трактовал социологию в духе М. Вебера, используя мотивы неокантианства, феноменологии, философии жизни, фрейдизма. Разделял социологию на две дисциплины: "философскую" (любая постановка вопросов спекулятивного, внеопытного характера) и "научную" (собственно социология как опытная наука, использующая данные истории как эмпирический материал). В свою очередь "научная" социология делилась на психологическую (или европейскую) и "ноологическую" (немецкую). Если первая из них относится к естественным наукам и преследует цели каузального объяснения, то вторая - "духовно-научная", "понимающая" дисциплина и объяснения в ее рамках - рациональные, "имманентные".
3омбарт дал ряд интересных очерков характера и мировоззрения основных классов современного общества - буржуазии и пролетариата. Его труды сыграли значительную роль в развитии социального и рабочего движения в России. В 30-е гг. 3омбарт перешел на иррационалистические позиции.
Соч.: 1) Пролетариат. М., 1907. 2) Буржуа. М., 1924. 3) Nationalokonornie und Soziologie. Jena, 1930. 4) Vom Menschen. В., 1938.
Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Sombart)
        Вернер (19.1.1863, Эрмслебен, Гарц, — 18.5.1941, Берлин), немецкий экономист, социолог и историк, философ культуры. Ученик Г. Шмоллера. С 1890 профессор в Бреславле (Вроцлав), с 1906 — в Берлине.
         В ранних работах испытал влияние марксизма, в дальнейшем выступал против исторического материализма и экономического учения К. Маркса. Работы З. посвящены прежде всего экономической истории Западной Европы, в особенности возникновению капитализма (З. собрал при этом огромный фактический материал), проблемам социализма и социальных движений. Пытаясь соединить эмпирическое изучение экономики и теоретическое объяснение общественной жизни, З. разработал понятие «экономической системы» как некоей целостности, вызывающей к жизни специфической для неё экономические институты и представляющей собой выражение «духа» общества (при этом З. отождествляет понятия духа и общества). З. попытался создать свою теорию первоначального накопления, выдвинув в качестве основного источника накопления капитала аккумуляцию феодальной земельной ренты. Начиная с 1920-х гг. концепции З. использовались реакционными политическими кругами Германии.
         Соч.: Noo-Soziologie, В., 1956: Studien zur Entwicklungsgeschichte des modernen Kapitalismus, Bd I—2, Munch. — Lpz., 1913; Die Zukunft des Kapitalismus, B., 1932; Deutscher Sozialismus, B., 1934; в рус. пер. — Социализм и социальное движение в 19 столетии, СПБ, 1902; Художественная промышленность и культура, СПБ, [б. г; Идеалы социальной политики, СПБ, 1906; Современный капитализм, т. 1—2, М., 1903—05; т. 3, М. —Л., 1930 (т. 1, 2 изд., М. —Л., 1931); Буржуа, М., 1924; Народное хозяйство в Германии в 19 и в начальник 20 в., М., 1924.
         Лит.: Луначарский А. В., Зомбарт о душе буржуа, в его кн.: Мещанство и индивидуализм, М. — П., 1923, с. 202—23.
         Ц. Г. Арзаканьян, Б. Т. Григорьян.
1000 кратких биографических данных
В. (1863-?) - известный немецкий политико-эконом, автор выдающихся трудов: "Современный капитализм", "К критике политической экономики К. Маркса", "Социализм и социальное движение в XIX веке" и др. Слегка "заражен" марксизмом. Зомбарт в своих трудах оспаривал установленную Марксом тенденцию капиталистического общества, заключающуюся в прогрессирующей гибели мелкого производства. Он утверждал, что с дальнейшим развитием буржуазного общества происходит демократизация капитала и смягчаются социальные противоречия. Будучи сначала по своим взглядам буржуазным радикалом, он впоследствии эволюционировал к монархистам. Во время войны занял крайнюю патриотическую позицию.
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(Вернер З. (1863-1941) – нем. экономист, социолог и историк) Казалось, ночь светла, как копоть в катакомбах, В глубокой тишине последних дней поста Был слышен дерн и дром, но не был слышен Зомбарт И грудью всей дышал Социализм Христа. (о рус. революции) П918 (I,620)
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
Зомбарт (Sombart) Вернер (14.01. 1863, Эрмслебен, Гарц,- 19.05.1941, Берлин) - нем. экономист, социолог, историк культуры. Проф. университетов - в Бреслау (Вроцлав) с 1890 г., в Берлине-с 1904 г. Ученик Г. Шмоллера, один из основоположников теории "организованного капитализма". 3омбарт был весьма чуток к социальной проблематике, интерпретируя марксистскую постановку вопросов с позиций катедер-социализма.
Впоследствии, полностью отойдя от марксизма, пытался дать новое антропологическое и социологическое обоснование политэкономии. 3омбарт трактовал социологию в духе М. Вебера, используя мотивы неокантианства, феноменологии, философии жизни, фрейдизма. Разделял социологию на две дисциплины: "философскую" (любая постановка вопросов спекулятивного, внеопытного характера) и "научную" (собственно социология как опытная наука, использующая данные истории как эмпирический материал). В свою очередь "научная" социология делилась на психологическую (или европейскую) и "ноологическую" (немецкую). Если первая из них относится к естественным наукам и преследует цели каузального объяснения, то вторая - "духовно-научная", "понимающая" дисциплина и объяснения в ее рамках - рациональные, "имманентные".
3омбарт дал ряд интересных очерков характера и мировоззрения основных классов современного общества - буржуазии и пролетариата. Его труды сыграли значительную роль в развитии социального и рабочего движения в России. В 30-е гг. 3омбарт перешел на иррационалистические позиции.
Соч.: 1) Пролетариат. М., 1907. 2) Буржуа. М., 1924. 3) Nationalokonornie und Soziologie. Jena, 1930. 4) Vom Menschen. В., 1938.
Новый философский словарь
(Sombard)
Вернер (1863-1941) - немецкий экономист, историк и социолог, философ культуры. Основные труды: "Социализм и социальное движение в XIX в. "(1896), "Будущее капитализма" (1932), "Немецкий социализм" (1934). С 1890 профессор в Бреслау (Вроцлав), с 1906 - в Берлине. В 1909 участвовал в основании немецкого социологического общества. Первоначально испытал влияние Маркса, в последующем выступал против марксизма. С позиций методологии Баденской школы неокантианства осмыслял капитализм как явление, его генезис и развитие, используя обширный фактический материал. Автор термина "капитализм". Кроме того, он обращался к проблематике социальной стратификации, социальной мобильности, массовизации культуры. Базовым понятием в зомбартовском видении капиталистического общества выступал "дух капитализма" - стремление к прибыли, деньгам, фактически редуцируемое к расовым характеристикам европейцев. В соответствии с неокантианским пониманием, отрицал прогрессистское видение истории и возможность исторического закона. По 3., эпохи в хозяйственной истории различаются по преобладавшему в них духу, но смена хозяйственных систем не носит закономерного и абсолютного характера. Каждая экономическая система вызывает к жизни соответствующие ей экономические институты, но в то же время в ней присутствуют сложные комбинации неоднородных элементов, например, крестьянские хозяйства и ремесленное производство в капиталистическом обществе. В понимании исторических феноменов как однократных и неповторимых "констелляций" разнородных форм 3. видит и возможность общего подхода, генерализующего составные части этих явлений и сопоставляющего их. С таких позиций социально-философское осмысление происхождения и развития капитализма абстрагируется от особенностей, связанных с национальной спецификой, обращаясь к рассмотрений тех социально-экономических явлений, которые, по мнению 3., были общими для всех европейских народов. Такими явлениями 3. считает собственно "дух капитализма" и его индивидуализацию в личном начале - буржуа, носителе тех черт, которые являются основой капиталистической хозяйственной системы. Социально-типические черты буржуа связываются со специфическими составляющими "духа капитализма" - "предпринимательским духом" и "мещанским духом". Первую составляющую 3. связывает со склонностью к добыванию богатства насильственными средствами, а вторую - мирными. В соответствии с названными предпосылками 3. рисует следующую картину происхождения и развития сущности буржуа как персонифицированного носителя "капиталистического" духа. Центральной позицией является наличие группы европейских народов, обладающих стремлением к наживе и предпринимательству, и конституирующих активное начало капитализма, другая тенденция связана с ненасильственностью добывания денег, с духом "мещанского торгашества", с экономией и бережливостью, а ее этнической основой 3. считает евреев. Таким образом, в философско-исторической концепции развития "современного экономического человека" неявно присутствует идея капитализма как общества с нарастающей рациональностью, т.е. с усиливающимся "мещанским духом". Сама стабилизация капитализма связывается 3. с тем, что дух буржуа амбивалентно сочетает в себе "предпринимательские" и "мещанские черты". В своей последней работе "Немецкий социализм" 3. фактически выступил с апологией тоталитаризма.
М.Н. Мазаник
Современная западная философия
ЗОМБАРТ, (Sombart) Вернер (1863 - 1941) - нем. экономист, социолог и социальный философ. Обучался политической экономии и праву в Берлинском ун-те, был профессором экономики в ун-тах Бреслау (Вроцлава), затем Берлина. В 1904 вместе с <<Вебером>> и Э. Яффе возглавлял журнал «Архив социальной науки и социальной политики», играл важную роль в Немецком социологическом обществе и Союзе социальной политики. 3. был учеником известного экономиста, лидера нем. исторической школы в политической экономии Г. Шмоллера и в области экономического анализа разделял установки этой школы. Он отвергал представление об универсальных экономических законах и доказывал, что экономика тесно вплетена в социально-исторический контекст и национальные традиции общества. В фундаментальной работе «Современный капитализм» (1902) он рассматривает европейский капитализм как «исторический индивидуум», прослеживая стадии его развития и выявляя характерные для них системы хозяйственных ценностей. В генезисе капитализма решающую роль 3. отводил евреям со свойственным им капиталистическим духом: бережливостью, рассудительностью, стремлением к деньгам (Евреи и их участие в образовании современного хозяйства. СПб., 1910). Эта концепция вызвала обширную критику, в том числе полемику между ним и <<Максом Вебером>>, связывавшим развитие капитализма с протестантизмом. 3. принадлежат интересные работы о характере и системе взглядов представителей основных социальных классов (Пролетариат. М., 1907; Буржуа. М., 1924, 1994). Общество он рассматривал как продукт духовной активности людей, поэтому он трактовал социологию не как специализированную научную дисциплину, но как универсальную науку, призванную объяснить всю систему межчеловеческих отношений и социокультурных феноменов, включая религию, искусство, право, экономику и государство. Ранние работы 3. отмечены сильным влиянием марксизма, в 1910-е годы он перешел на позиции нем. национализма. В скандально известной кн. «Торговцы и герои» (1915) он противопоставлял «утилитарно-торгашескую» установку англичан «героически-духовным» ценностям немцев. В 1930-е 3. отстаивал принципы нем. национал-социализма как выражение «германского духа».
Die drei Nationalokonomien. Munich, 1930; Die Zukunft des Kapitalismus. В., 1932; Deutsche Socialismus. В., 1934; Von Menschen. B., 1938.
Философский словарь
Вернер (1863 — 1941) — . нем. социолог, экономист, философ. Философскую основу взглядов 3. составляло неокантианство баденской школы. Гл. тема исследований — капитализм как особая система не только экономических, но и социальных, моральных, правовых и прежде всего духовных отношений между людьми, а также проблемы социальной мобильности и социальной стратификации. Возникновение капитализма, по мнению 3., не было предопределено закономерностями эволюции “традиционного об-ва”, это своего рода “сдвиг” всей истории человечества: генезис первичных очагов капитализма в феодальной Европе был обусловлен совпадением разнородных факторов в их неповторимом сочетании. Уникальность капиталистического способа производства 3. видел в том, что, возникнув в микроскопических с т. зр. мировых масштабов размерах, он изначально был нацелен на беспредельное расширение, преодоление всех местных региональных ограничений. По своим внутренним потенциям капитализм явился универсальной формой, к-рая со временем неизбежно должна была подчинить своим законам все мировое производство. В центре внимания социологических исследований 3. — важнейшая компонента “капиталистического духа” — новый тип предпринимательства, смысл к-рого состоит в невиданном ранее “желании достижения состояния обогащения путем хозяйственной деятельности”. Хозяйственная деятельность, ранее определявшаяся только целью обеспечения себе пропитания, создает в условиях капитализма экономический механизм, непрерывно производящий как совершенно новые потребности, так и способы их удовлетворения. 3. высоко ценил работы Маркса, но не разделял его мировоззренческие и целевые установки, иначе оценивал перспективы и значение классовой борьбы. 3. не верил в историческую обреченность капитализма, полагая, что и социализм будет воспроизводить социально-экономические отношения, основанные на наемном труде, только в иных общегосударственных формах. Работы 3. оказали влияние на совр. немарксистские экономические и социологические учения. Идеи 3. о государственном вмешательстве в процесс регулирования экономики в целях оживления спроса, о роли кредита были развиты Дж, М. Кейнсом. На основе идеи 3. о мирной эволюции капитализма в об-во “социального плюрализма”, где длительный период сосуществуют капитализм и социализм, во второй половине 20 в. была сформулирована конвергенции теория. Гл. работы: “Социализм и социальное движение в 19 веке” (1896), “Современный капитализм” (1902 — 1926), “Буржуа” (1916), “Будущее капитализма” (1932).
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЗОМБАРТ


будет выглядеть так: Что такое ЗОМБАРТ