ЗЕНЬКОВСКИЙ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ |
Мультимедийная энциклопедия |
(1881-1962), русский философ, богослов, педагог. Родился в г.Проскурове
(ныне Хмельницкий) 4 июля 1881. В 1900 поступил на естественный факультет
Киевского университета. Проучившись там четыре года, Зеньковский перешел
на филологический факультет. В 1909 он окончил университет и был оставлен
для подготовки к профессорскому званию. Работал над магистерской
диссертацией, читал курсы по философии и психологии на Высших женских
курсах. Научными исследованиями в области детской и юношеской психологии,
а также педагогики Зеньковский будет заниматься в течение всей жизни.
Вскоре после окончания университета он стал директором киевского Института
дошкольного воспитания. В 1913-1914 находился в научной командировке в
Германии и Италии. В 1915 защитил докторскую диссертацию Проблема
психической причинности. В 1916 Зеньковский стал профессором Киевского
университета. С 1910 он был председателем киевского Общества по изучению
религии и философии.
Существенную роль в судьбе и духовной эволюции Зеньковского сыграло его
знакомство с С.Н.Булгаковым, под влиянием которого он обратился к
творчеству Гоголя. (В своей Истории русской философии он назовет Гоголя
"пророком православной культуры".) В 1918 Зеньковский занимал пост
министра вероисповедования в правительстве гетмана П.П.Скоропадского. В
1920 эмигрировал в Югославию. В 1920-1923 был профессором философского и
богословского факультетов Белградского университета. Затем переехал в
Прагу, где возглавил кафедру экспериментальной и детской психологии в
Высшем педагогическом институте. В 1923 в Берлине вышла его книга
Психология детства. В 1923 на Общеэмигрантском педагогическом съезде
Зеньковский был избран председателем Педагогического бюро по зарубежным
русским школьным делам. В том же году в Чехословакии прошел съезд русской
православной студенческой молодежи и была создана общественная организация
"Русское студенческое христианское движение". Председателем РСХД на
протяжении многих лет был Зеньковский. С 1927 он жил в Париже и возглавлял
кафедру философии Православного богословского института, а в 1944, после
смерти С.Н.Булгакова, стал его деканом. В 1942 Зеньковский был рукоположен
в сан священника.
Основные философские, богословские и педагогические идеи Зеньковского
нашли отражение в его книгах: Русские мыслители и Европа (1926), На пороге
зрелости (1929), Проблемы воспитания в свете христианской антропологии
(1934), История русской философии (1948-1950), Апологетика (1959),
Н.В.Гоголь (1961), Основы христианской философии (1961-1964).
Особенно важную роль сыграл Зеньковский как историк русской философии.
Основой для книги История русской философии послужил курс лекций, который
Зеньковский читал в Богословском институте. Русская философия предстает в
книге Зеньковского как уникальный национальный опыт создания христианской
философии. Философское учение Зеньковского включало метафизику,
гносеологию и антропологию. В каждом из этих разделов мыслитель стремился
следовать христианской (церковной) традиции понимания мира и человека.
Умер Зеньковский в Париже 5 августа 1962.
ЛИТЕРАТУРА
Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. Париж, 1926
Зеньковский В.В. Дар свободы. Париж, 1928
Зеньковский В.В. О чуде. Париж, 1928
Зеньковский В.В. О мнимом материализме русской философии. Мюнхен, 1956
Зеньковский В.В. Н.В.Гоголь. Париж, 1961
Зернов Н. Русское религиозное Возрождение ХХ в. Париж, 1991
Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991 |
Новый философский словарь |
(1881-1962)
русский философ и богослов. Окончил историко-филологический факультет Киевского университета. Профессор психологии этого университета (1915-1919). Министр вероисповедания (1918) в правительстве гетмана П.П. Скоропадского. В 1919 эмигрировал. Работал в Белграде (профессор философии Белградского университета, 1920-1923), Праге (директор педагогического института, 1923-1926), Париже (профессор Свято-Сергиевского православного богословского института, 1926-1962). В 1942 принял сан православного священника (протоирей), декан Богословской академии (1944, после смерти С. Булгакова). Основные труды: "Проблема психической причинности" (1914), "Социальное воспитание, его задачи и пути" (1918), "Психология детства" (1923), "Дар свободы" (1928), "О чуде" (1929), "Проблемы воспитания в свете христианской антропологии" (1934), "История русской философии" (в 2-х т., 1948-1950, переведена на фр. и англ, в 1953), "Окамененное нечувствие (У истоков агрессивного безбожия)" (1951), "На пороге зрелости. Беседы с юношеством о вопросах пола" (1955), "Наша эпоха" (1955), "Русские мыслители и Европа" (1955), "О мнимом материализме русской философии" (1956), "Апологетика" (1957), "Философские мотивы в русской поэзии (Пушкин - Ф.И. Тютчев - А.К. Толстой)" (1959, 1961), "Русская педагогика XX века" (1960), "Н.В. Гоголь" (1961), "Основы христианской философии" (в 2-х т., 1961-1964) и др. В своем творчестве испытал и отразил влияние B.C. Соловьева и Лопатина, а также духовные поиски Н.В. Гоголя и Толстого. Разрабатывал проблемы психологии, антропологии, истории философии (русской, прежде всего). Свои взгляды 3. называл "опытом христианской философии", развивал темы метафизики человека, христианской гносеологии и космологии. Философия 3. является ярким примером богословской философии (или философского богословия), в которой догматы христианской веры опробуются "философским инструментом". Бытие, по 3., тварно, мир сотворен Богом по определенному замыслу (София бо-жия). Познание мира регулируется "светоносной силой,.. исходящей от Христа", она же создает познающий разум, который должен различать Софию божественную (мысли в Боге, "идеи", концепцию мира) и Софию тварную (мысли в мире, "логосы", идеи космических процессов). Единство тварных "логосов" - мировой дух. Богопознание возможно только сердцем (как вершиной иерархии души), которое связано с Богом, с основой мира. Сердце, как средство постижения Бога, "срабатывает" только по преодолении человеком последствий первородного греха - разрушенной гармонии и единства тела, души и духа, - что возможно только "под знаком креста", т.е. внутреннего закона, моральной жизни, одухотворенности (здесь видны мотивы Киреевского о собирании духа в себе и мотивы Восточных Отцов Церкви). В мире существует два вида деятельности: эмпирический причинный (историческое время, смена событий и т.п.) и субстанциональный (охватывает цельный цикл бытия) корреляции. 3. вводит понятие активной, но сотворенной субстанции как посредника между Богом и человеком, утверждая, что нет необходимости строить жесткую детерминацию между добром в человеке и волей Бога. Полемизируя с Дюркгеймом, Фрейдом и др., которые считали религиозный опыт производным от других форм опыта, 3. заявляет о самостоятельности религиозного опыта и его непосредственной связи со своим источником (объектом), который представляет собой трансцендентный принцип, выражаемый в мистическом опыте как всеохватывающее целое и невыразимое в рациональных понятиях. 3. предостерегает, что такая логика религиозного опыта может привести к пантеизму. С другой стороны, есть свидетельства религиозного опыта, выраженные понятным, рациональным языком (видения, явления, откровения и т п.), т.е. теистические свидетельства. Опасность пантеизма и наличие теистического религиозного опыта снимается и объясняется путем различения Софии божественной и тварной (3. считает, что теистический опыт - это ошибочное принятие мыслей в мире за мысли в Боге). Как историк философии, 3. усматривал своеобразие и значимость русской философии в ее устремленности к религиозным мотивам: русская мысль всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой.., пронизана историософскими, этико-антропо-логическими и социальными темами; носит самостоятельный характер ("История русской философии").
Д.К. Безнюк |
|
|