Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ВОЛЬНОВ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Иван Егорович [3(15).1.1885, с. Богородицкое, ныне Орловской области, — 9.1.1931, там же], русский советский писатель. Родился в бедной крестьянской семье. Учительствовал на селе. Состоял в партии эсеров, идеологию которых впоследствии осудил в повести «Встреча» (1927). За покушение на царского чиновника был сослан в Сибирь, в 1910 бежал за границу, где познакомился с М. Горьким. В 1917 возвратился в Россию, участвовал в Гражданской войне. Автобиографическая «Повесть о днях моей жизни» (1912), повести «Юность» (1913), «На рубеже» (1913), «Возвращение» (1928, опубликована 1956) составили большое прозаическое полотно о тяжёлой судьбе дореволюционного крестьянства. Послереволюционные рассказы и очерки В. посвящены преобразованиям в деревне советских лет.
         Соч.: Собр. соч. [Критико-биографич. очерк И. Кубикова], т. 1—4, М. — Л., 1927—1928; Избранное. [Предисл. М. Горького], М., 1956.
         Лит.: Минокин М., Иван Вольнов. Очерк жизни и творчества, [Тула, 1966]; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, т. 1, Л., 1959.
         В. М. Литвинов.
Ономастикон
Отчество от прозвища или нецерковного мужского личного имени Клюй, подтвержденного документально: в 1638 г. по Москве записан Гаврило Клюй. В 1678 г. - сибирский казак Бориско Клюев, фамилия это или еще отчество - неизвестно. Этимология спорна: «От клювый - «красивый, статный, видный» или «человек с длинным орлиным носом, похожим на клюв». Оба объяснения минуют имя, а фамилия образована именно из него. Имя могло возникнуть из глагола клевать, дающего для этого фонетически готовые основы (форму настоящего времени, повелительное наклонение клюй), или из отглагольного существительного. Архангельский краевед М. С. Медведев сообщил более вероятную основу прозвища: в архангельских говорах клюй и клевака означали «сонливый», «клюющий носом». (Н)
Литературная энциклопедия
Иван Егорович [1885—]. — Р. в селе Богородском, Орловской губ., в семье крестьянина-бедняка. В 1900 поступил в Курскую семинарию. В 1903 знакомится через земцев с нелегальной политической литературой и начинает принимать участие в политической борьбе. В эпоху политической реакции участвовал в террористической партизанщине. Период 1908—1910 проводит в Орловской каторжной тюрьме. В 1910 бежал из сибирской каторги за границу, где жил до революции 1917. Первые рассказы В. напечатаны в журнале «Современник» [1911]. Они особого значения не имеют. Вольнов стал известен в 1912, когда появилась его замечательная крестьянская хроника «Повесть о днях моей жизни». Эта хроника, как и другие произведения В. — «Юность», «Встреча», — носят мемуарный характер. Все они без фабулы, но каждое из них проникнуто единством построения. «Повесть о днях моей жизни» и «Юность» можно рассматривать как хронику деревенской жизни в эпоху
287 революции 1905. Изображая жизнь деревенских бедняков со всеми их маленькими радостями и большими страданиями, В. не вдается в описание этнографических подробностей сельского быта. Все здесь подчинено основному замыслу: показать неприглядные стороны крестьянской жизни, рассказать о том, как власть имущие угнетают обездоленных крестьян. В своих повестях В. отталкивается как от сентиментализма писателей-дворян и части народников, так и от аристократического пренебрежения к деревне, характерного, напр., для И. А. Бунина. Первая повесть дает историю страданий, отчаяния и скорби забитой деревни дореволюционной эпохи. Вторая — «Юность» — уже переносит нас в деревню, полную предреволюционного брожения. Проблема крестьянского движения могла разрешиться только в условиях дальнейшего развития капитализма. Этого не понимали народники, но это воочию показала эпоха девятисотых годов. Город, развиваясь капиталистически, втягивал в орбиту своего влияния деревню, к-рая различными нитями связывалась с ним. И только при наличии революционного движения в городах выходила из мертвого покоя и деревня. Эту картину и развертывает перед читателем В. в своей второй повести «Юность». Из последних произведений Вольнова, написанных вновь в наиболее близком ему литературном жанре повествовательной хроники, следует отметить «Встречу». Этой хронике предшествуют по своей теме очерки «Самара». В обоих этих произведениях В., как бывший социалист-революционер, вступает на путь пересмотра своего отношения к сторонникам «учредиловки», вскрывая в повести «Встреча» всю трагикомедию промежуточных политических партий. Представитель крестьянской интеллигенции, В. является в русской лит-ре интересным бытописателем деревни эпохи первой русской революции и выразителем настроений русского крестьянства эпохи пролетарской революции. Библиография: I. Вольнов И., Собр. сочин., М. — Л., 1927, т. I, Повесть о днях моей жизни, т. II, Юность, т. III, На рубеже, т. IV, Встреча. II. Войтоловский Л., Повесть И. Вольнова, «Киевская мысль», 1913, № 190; Григорьев Р., Опять мужики, «Наша заря», 1913, кн. 12; Тальников Д., При свете культуры, «Летопись», кн. 1, 1916; Клейнборт Л., Очерки народной литературы, Л., 1924; Кубиков И., Вступит. статья к собр. сочин. И. Вольнова, М. — Л., 1927. И. Кубиков
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ВОЛЬНОВ


будет выглядеть так: Что такое ВОЛЬНОВ