Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ВЕЩЬ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
        отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования. Определённость В. задаётся её структурными, функциональными, качественными и количественными характеристиками. Наиболее общим выражением собственных характеристик В. являются её свойства, а место и роль данной В. в определённой системе выражаются через её отношения с другими В. Категория В. была особенно употребительна в философии до 19 в., причём основным признаком В. считалась их телесность. В современной философской литературе вместо категории В. обычно употребляют категории Объекта и предмета. Однако при анализе социально-экономических проблем термин «В.» («вещный», «вещность») сохраняет самостоятельное значение для обозначения процесса овеществления (См. Овеществление), когда отношения между людьми получают превращённую форму и выступают как отношения вещей (например, в условиях универсального развития товарных отношений в капиталистическом обществе). Понятие В. употребляется также в логике.
         Лит.: Уемов А. И., Вещи, свойства и отношения, М., 1963.
         И. С. Алексеев.
II
        в гражданском праве, материальный предмет, объект права собственности и иных вещных прав (См. Вещное право). Определяя правовой режим различных В., закон обеспечивает собственнику возможность владеть, пользоваться и распоряжаться В. в том или ином объёме. Различия в назначении В. служат основой их правовой классификации. С правовой точки зрения В. делятся на: средства производства и предметы потребления (например, в СССР объектом права личной собственности граждан могут быть лишь мелкие орудия производства, необходимые для ведения хозяйства на приусадебном участке, в быту и т. д.); В. индивидуально-определённые (автомобиль, жилой дом и др.) и потому незаменимые и В., определяемые родовыми признаками (числом, массой, мерой) и потому заменимые (тонна угля, литр масла); В. делимые, не теряющие своих качеств вследствие деления на части (литр молока, батон хлеба) и неделимые (ружье, коллекция марок); В. потребляемые, однократного пользования (продукты питания, промышленное сырьё) и непотребляемые, длительного пользования (книга, станок); главные В. и принадлежности (например, ключ от замка). Если иное не установлено договором, принадлежность следует судьбе главной В.: продажа замка означает и продажу ключа, дарение скрипки влечёт передачу смычка. В. делятся также на изъятые из оборота, сделки с которыми не могут совершаться (в СССР земля, её недра, леса, воды), В., ограниченные в обороте, которые могут быть приобретены по специальным разрешениям (оружие, яды, драгоценные металлы в сыром виде, слитках, монете), и В., не ограниченные в обороте.
         Э. Г. Полонский.
Культурология. XX век. Энциклопедия
        (в культуре) бытие вещи как феномена культуры. В. обладает актуальным бытием (В. существует), где актуальность понимается как в большей или меньшей степени продолжит, временной отрезок, в границах к-рого возникают и реализуются многообразные смысловые связи, обусловленные появлением В. как ранее существовавшего феномена. Актуальное бытие В., в к-ром с достаточной полнотой реализуются ее важнейшие характеристики, становится некоей точкой отсчета, исходным пунктом для изучения В. как феномена культуры.
        Актуальное бытие В. дополняется потенциальным бытием, наличие к-рого (В. могла бы существовать как именно такая) говорит об имеющихся и скрывающихся в самой В. возможностях, к-рые могут оставаться и невостребованными. Эта потенциальная содержательность обретает исключит, значение в анализе культурологическом, т.к. духовная аура, к-рая возникает вокруг феномена культуры и играет большую роль в его функционировании в этом статусе, создается прежде всего духовным содержанием, даже если оно пребывает лишь в потенциальном состоянии.
        В. практически с необходимостью обладает идеальным бытием в памяти, воспоминании (В. существовала или могла существовать), в рез-те чего остается лишь иллюзия, предположение, что вещь существовала, дополненное достаточно неопр. и внутренне противоречивым представлением о ней, что может быть обозначено как иллюзорное бытие В.
        Наконец, В. в культуре может обладать виртуальным бытием в воображении и фантазии (В. будет или может существовать именно как таковая).
        Бытие В. в культуре отличается изменчивостью и значит. подвижностью. Даже имея в виду, что феномен культуры также способен выполнять роль элемента в специфич. знаковой системе, нужно признать, что любая подобная система может быть сравнена с живым организмом, к-рый, оставаясь тождественным самому себе, постоянно пребывает в процессе изменения.
 
Лит.: Кнабе Г. Внутренние формы культуры // Декоративное искусство СССР. М., 1981; Вещь в искусстве. М., 1986.
К.3. Акопян
Орфографический словарь Лопатина
вещь, вещь, -и, мн. -и, -`ей
Словарь Даля
жен. веща ·*архан., ·*каз., ·умалит. вещица, вещичка; нечто, предмет, отдельная единица, всякая неодушевленная особь; в обширном смысле, все, что доступно чувствам.
Пожитки, движимое имущество, мн. вещи.
Менее правильно: дело, поступок, случай, происшествие. Всякой вещи время. Ни седельца, ни уздицы, ни той вещицы, на что надеть уздицу. И дом вещь, и игла. Вещина жен. вещь, нечто, нещечко, как бы вещица, но в ·увел. степени. Мои вещи в чемодане. Нехорошую вещь ты придумал. Да, водевиль есть вещь, а прочее все гиль! Грибоедов. Вещевать, расходовать, издерживать; более употр. с предлогом из. Вещевой, состоящий из вещей, ·противоп. денежный и харчевой. Вещевое довольствие войска, комисариатское, одежда, обувь и пр. Вещество ср. отвлеченное понятие всего мирского и природного; материя, из чего образовано всякое тело, вещь, предмет; все доступное чувствам нашим и следовательно все противоположное существу, духу. Человек состоит из вещества и существа, из тела и души, из плоти и духа. Мир является разуму, как вещество в пространстве и как сила во времени. Хомяков. Вещественный, церк. вещный, составленный или образованный из вещества; плотской, телесный, насущный, материяльный; доступный чувствам нашим, ·т.е. не духовный. Вещественость жен. свойство, состояние вещественного. Вещественость всего, что подпадает чувствам нашим, что подлежит весу и мере, неоспорима. Вещетинье ср., ·*ряз., ·*калуж., ·*вологод. зелье, снадобье, лекарство.
Иногда вещи, всячина, скарб, имущество. Вещелюбие ср. корысть, корыстолюбие, любостяжанье. Вещелюбивый, корыстный, жадный к мирскому. Врачебное веществословие ср. materia medica, учение о врачебных, лекарственых веществах, снадобьях или зельях, о вещетинье. Вещесловие ср. -вность жен. материализм: учение, верованье, понятие, которое видимую и невидимую природу основывает на вещественных, природных силах; ·противоп. спиритуализм, духословие.
Словарь Ожегова
ВЕЩЬ, -и, мн. -и, -ей, жен.
1. Отдельный предмет, изделие. Антикварная в.
2. То, что принадлежит к личному движимому имуществу. Сдать вещи в багаж.
3. О произведении науки, искусства. Удачная в. Слабая в.
4. Нечто, обстоятельство, явление. Произошла непонятная в. Прекрасная в. молодость! Называть вещи своими именами (говорить прямо, не скрывая истины).
уменьш. вещица, -ы, жен. (к 1 и 3 знач.; о чём-н. хорошем) и вещичка, -и, жен. (к 1, 2 и 3 знач.).
прил. вещный, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.; спец.) и вещевой, -ая, -ое (ко 2 знач.). Вещное право (имущественное право владения вещами). Вещная болезнь (пристрастие к приобретению вещей во 2 знач., вещизм). Вещевой мешок.
Словарь синонимов Абрамова
вещица, нечто, что-то, предмет, материя, материал, безделушка. Он написал прекрасную вещь. || в порядке вещей, велика вещь, вещи, две разные вещи
Словарь Ушакова
ВЕЩЬ, вещи, мн. вещи, вещей, ·жен.
1. Неодушевленный предмет, принадлежащий к движимому имуществу. В комнате из моих вещей остались только диван, комод и два стула.
2. только мн. Имущество, пожитки. Сосед забрал свои вещи и уехал из города.
·чаще мн. Платье, одежда. Носильные вещи. Теплые вещи.
3. Сверток, тюк и вообще всякий отдельно запакованный предмет, являющийся багажом. Мне трудно нести больше двух вещей.
4. Предмет физического мира, могущий быть чьей-нибудь собственностью *****
Обстоятельство, дело, явление (·разг. ). Одна вещь не понравилась мне в моем новом знакомом: он заметно картавил. Простой взгляд на вещи. Вот какая вещь случилась со мной.
Что-то, нечто (в сочетании с прил.; ·разг. ). «Остроумие - великолепная вещь.» Достоевский.
8. только ед. Нечто значительное, имеющее успех (·разг. ). «Водевиль есть вещь, а прочее всё гиль.» Грибоедов. Вот это вещь!
• Вещь в себе (перевод ·нем. Ding an sich) (филос.) - предмет в своей сущности, независимо от субъективных форм познания (·первонач., в философии Канта, непознаваемая сущность явлений).
Толковый словарь Ефремовой
ж.
1) Любой отдельный предмет, обычно являющийся продуктом трудовой деятельности человека.
2) разг. Произведение литературы, искусства, науки.
3)
а) Явление действительности, событие, действие, обстоятельство.
б) Предмет, явление объективного мира, существующие вне нашего сознания (в философии).
4) разг. Нечто, что-л.ибо.
5) см. также вещи.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
ВЕЩЬ - англ. thing; нем. Ding. Целостная и относительно устойчивая часть объективной действительности, обладающая определенностью, выраженной в структурных, функциональных, качественных и количественных характеристиках. см. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ФАКТ СОЦИАЛЬНЫЙ.
История философии. Энциклопедия
ВЕЩЬ, - отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования. Определенность В. задается ее качественными, количественными, структурными и функциональными характеристиками. Общим выражением собственных характеристик В. являются ее свойства. Место и роль данной В. в определенной системе выражаются через ее отношения с другими В. Понятие "В." является одной из существенных категорий мировой философский традиции, восходящей к философии Древнего мира. На становление понятия В. в античной философии оказали влияние идеи единства многообразного, представления о бытии сущего как единстве сохраняющегося, устойчивого и изменяющегося. Первооснову составляющих суть бытия В. искали среди конечных, чувственно-конкретных предметов в природе и состояниях вещества. В качестве единой природной сущности В. в античной философии выдвигались такие вещественные элементы, как вода (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит) и др. Главным предметом внимания в этот период была сама В. во всей ее телесности и вещественной силе, хотя вместе с тем в философии Платона, она трактовалась как слабая копия идеи. Основной вклад в разработку понятия "В." как философской категории в Древней Греции был сделан Аристотелем. Под В. Аристотель понимал чувственно воспринимаемые предметы, обладающие телесностью и составляющие сущности "первого порядка". Понятие В. употреблялось им так же для обозначения предметов, "у которых нет материи", т.е. идеальных. Включение в объем понятия "В." наряду с материальными также и идеальных предметов имело большое значение для становления категории "В.". С этого времени понятие "В." прочно вошло в систему философского знания. Сами В. Аристотель понимал как единичные чувственно-воспринимаемые, реальные предметы, существующие независимо от чего бы то ни было: богов, идеи и т.д. Он считал, что каждая В. есть нечто неделимое и единое по числу и что в индивидуальности своего бытия В. существует как отдельное целое. В связи с этим В. есть единица, и мир представляет собой множество отдельных В. Отдельность, обособленность существования В. относительна. Через отношения с другими В. данная В. приобретает свои определения и выступает как многое. В. поэтому, по Аристотелю, есть одновременно и единое и многое. Плодотворные попытки вскрыть природу В., их свойства и отношения, установить связь между ними прослеживаются в философии Лейбница. Своим учением о монадах Лейбниц способствовал дальнейшему становлению "В." как категории. Он критиковал пространственное понимание природы В. и развивал субстанциальную трактовку В. По мнению Лейбница, осмысление В. должно связываться не с ее фигурой, формой, протяжением, а ее свойствами. Эта мысль была выражена в принципе тождества В. неразличимых (principium identitatis indiscernibilium). По этому принципу две В., у которой все свойства первой присущи второй, а все свойства второй присущи первой, тождественны абсолютно и представляют одну и ту же В. Их нельзя различить, так как они представляют одно и то же. Кроме понятия протяженности, как считал Лейбниц, необходимо употреблять понятие силы, потому что от природы "вещам дана некоторая действенность, форма или сила". Отсюда следует, что все, что существует - существует как самостоятельная субстанция. И В. есть субстанция различных свойств и отношений. Состоят В., согласно Лейбницу, из множества монад и субстанций. Каждая субстанция есть единица бытия. Монада не материальная, а духовная единица бытия. Феноменами из мира монад, по мнению Лейбница, и являются материя и все В. объективного мира. "Материальные вещи, - писал он, - не более как феномены, но хорошо обоснованные и связанные". Любая природная В. есть не что иное, как определенным образом организованный рой монад, субординированный господствующей монадой. Все В., по Лейбницу, являются вторичными проявлениями мира монад. В философии Беркли и у Юма В. понималась как совокупность свойств, которые отождествлялись ими с ощущениями. Юм трактовал субстанцию как идею совокупности отдельных качеств. По мнению Беркли, "...если наблюдается, что некоторые цвет, вкус, запах, фигура и консистенция даны вместе, то они принимаются за одну отдельную вещь, обозначаемую, например, названием "яблоко". Беркли пытался использовать свойства не только как способ анализа отдельных В., но рассматривал его значительно шире - как один из принципов философии. Беркли не признавал объективности свойств В., отождествляя их с ощущениями, идеями, а сами В. ставил в жесткую зависимость от воспринимавшего субъекта. "...Притяжение, фигура и движение, - писал он, - суть лишь идеи, существующие в духе... идея не может быть сходна ни с чем, кроме идеи, и ... следовательно, ни она сама, ни ее первообраз не могут существовать в невоспринимающей субстанции". И далее: "Ибо то, что говорится о безусловном существовании немыслящих вещей без какого-либо отношения к их воспринимаемости, для меня совершенно непонятно". Если деятели метафизического материализма в Новое время занимались главным образом философско-логическим обоснованием понятия "свойство", соотношением его с материей и В., то лидеры немецкой трансцендентально-критической философии сосредоточили свое внимание на разработке категории "отношение" и предприняли попытку (Гегель) диалектически осмыслить ранее метафизически противопоставляемые понятия "В. - свойство - отношение". В учении Канта вводятся такие понятия, как "вещь в себе" ("В. сама по себе") и "явление", которые, по его мнению, связывают познающий субъект с миром. Предметы познания, т.е. то, что является самим по себе и не зависит от самого процесса познания и форм его протекания, Кант и называл "вещами в себе". Это понятие он употреблял в двух основных смыслах. "Вещь в себе" обозначает любую часть объективной реальности, которая может действовать через явления на наши органы чувств и вызывать различные ощущения. Второй смысл обретает понятие "вещь в себе" там, где он обосновывал идею этики и философии истории, философии права и государства. В этом случае под "вещью в себе" понимались особые объекты умопостигаемого мира: бессмертие, свобода определения человеческих действий и Бог как сверхприродная картина мира. И первое и второе значения понятия "вещи в себе" отражают объективное, независящее от человека содержание. Однако познать эти объективные "вещи в себе", по мнению Канта, нельзя, так как наша чувственность имеет дело не с В. самими по себе ("вещами в себе"), а с явлениями. Гегель в учении о В., свойстве и отношении стремился преодолеть априорный характер кантианского толкования этих понятий и дал им иную интерпретацию. Вещественность Гегель рассматривал как реальное конечное бытие сущности. По его мнению, в вещественности она приобретает вполне конкретное очертание и становится определенной единичностью, т.е. В. Таким образом В., согласно Гегелю, есть овеществление сущности, ее мимолетное конечное существование. Мысли о В. есть субстанции В., а не наоборот. В философии 19-21 вв. понятие "В." часто подменяется и заменяется понятием "объект". Однако в некоторых философских течениях оно сохраняет самостоятельное значение. В марксистской философии при анализе социально-экономических проблем понятие "В." ("вещный", "вещность") используется для обозначения процесса овеществления, когда отношения между людьми получают превращенную форму и выступают как отношения В. (например, в условиях универсального развития товарных отношений в капиталистическом обществе). Понятие В. употребляется также в логической философии и является центральным элементом в современной польской аналитической философии (см. Реизм). За последнее столетие представления о В. значительно изменились. Это произошло главным образом благодаря многочисленным научным открытиям в физике, химии и пограничных науках. Например, теория корпускулярно-волновой природы элементарных частиц ставит под сомнение положение Лейбница о невозможности нахождения двух В. в одном месте пространства, которое лежало в основе традиционного понимания В., ибо частицу и волну можно рассматривать как В. Распространение новейших коммуникационных (компьютерных и др.) технологий и их философское осмысление изменяют традиционное представление о природе субъект-объектных отношений, и, соответственно, о природе В. в целом. [См. также "Вещь в себе", "Система вещей" (Бодрийяр).]
И. В. Ощепков
История философии. Грицианов
ВЕЩЬ — отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования. Определенность В. задается ее качественными, количественными, структурными и функциональными характеристиками. Общим выражением собственных характеристик В. являются ее свойства. Место и роль данной В. в определенной системе выражаются через ее отношения с другими В. Понятие ‘В.’ является одной из существенных категорий мировой философский традиции, восходящей к философии Древнего мира. На становление понятия В. в античной философии оказали влияние идеи единства многообразного, представления о бытии сущего как единстве сохраняющегося, устойчивого и изменяющегося. Первооснову составляющих суть бытия В. искали среди конечных, чувственно-конкретных предметов в природе и состояниях вещества. В качестве единой природной сущности В. в античной философии выдвигались такие вещественные элементы, как вода (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит) и др. Главным предметом внимания в этот период была сама В. во всей ее телесности и вещественной силе, хотя вместе с тем в философии Платона, она трактовалась как слабая копия идеи. Основной вклад в разработку понятия ‘В.’ как философской категории в Древней Греции был сделан Аристотелем. Под В. Аристотель понимал чувственно воспринимаемые предметы, обладающие телесностью и составляющие сущности ‘первого порядка’. Понятие В. употреблялось им так же для обозначения предметов, ‘у которых нет материи’, т.е. идеальных. Включение в объем понятия ‘В.’ наряду с материальными также и идеальных предметов имело большое значение для становления категории ‘В.’. С этого времени понятие ‘В.’ прочно вошло в систему философского знания. Сами В. Аристотель понимал как единичные чувственно-воспринимаемые, реальные предметы, существующие независимо от чего бы то ни было: богов, идеи и т.д. Он считал, что каждая В. есть нечто неделимое и единое по числу и что в индивидуальности своего бытия В. существует как отдельное целое. В связи с этим В. есть единица, и мир представляет собой множество отдельных В. Отдельность, обособленность существования В. относительна. Через отношения с другими В. данная В. приобретает свои определения и выступает как многое. В. поэтому, по Аристотелю, есть одновременно и единое и многое. Плодотворные попытки вскрыть природу В., их свойства и отношения, установить связь между ними прослеживаются в философии Лейбница. Своим учением о монадах Лейбниц способствовал дальнейшему становлению ‘В.’ как категории. Он критиковал пространственное понимание природы В. и развивал субстанциальную трактовку В. По мнению Лейбница, осмысление В. должно связываться не с ее фигурой, формой, протяжением, а ее свойствами. Эта мысль была выражена в принципе тождества В. неразличимых (principium identitatis indiscernibilium). По этому принципу две В., у которой все свойства первой присущи второй, а все свойства второй присущи первой, тождественны абсолютно и представляют одну и ту же В. Их нельзя различить, так как они представляют одно и то же. Кроме понятия протяженности, как считал Лейбниц, необходимо употреблять понятие силы, потому что от природы ‘вещам дана некоторая действенность, форма или сила’. Отсюда следует, что все, что существует — существует как самостоятельная субстанция. И В. есть субстанция различных свойств и отношений. Состоят В., согласно Лейбницу, из множества монад и субстанций. Каждая субстанция есть единица бытия. Монада не материальная, а духовная единица бытия. Феноменами из мира монад, по мнению Лейбница, и являются материя и все В. объективного мира. ‘Материальные вещи, — писал он, — не более как феномены, но хорошо обоснованные и связанные’. Любая природная В. есть не что иное, как определенным образом организованный рой монад, субординированный господствующей монадой. Все В., по Лейбницу, являются вторичными проявлениями мира монад. В философии Беркли и у Юма В. понималась как совокупность свойств, которые отождествлялись ими с ощущениями. Юм трактовал субстанцию как идею совокупности отдельных качеств. По мнению Беркли, ‘...если наблюдается, что некоторые цвет, вкус, запах, фигура и консистенция даны вместе, то они принимаются за одну отдельную вещь, обозначаемую, например, названием ‘яблоко’. Беркли пытался использовать свойства не только как способ анализа отдельных В., но рассматривал его значительно шире — как один из принципов философии. Беркли не признавал объективности свойств В., отождествляя их с ощущениями, идеями, а сами В. ставил в жесткую зависимость от воспринимавшего субъекта. ‘...Притяжение, фигура и движение, — писал он, — суть лишь идеи, существующие в духе... идея не может быть сходна ни с чем, кроме идеи, и ... следовательно, ни она сама, ни ее первообраз не могут существовать в невоспринимающей субстанции’. И далее: ‘Ибо то, что говорится о безусловном существовании немыслящих вещей без какого-либо отношения к их воспринимаемости, для меня совершенно непонятно’. Если деятели метафизического материализма в Новое время занимались главным образом философско-логическим обоснованием понятия ‘свойство’, соотношением его с материей и В., то лидеры немецкой трансцендентально-критической философии сосредоточили свое внимание на разработке категории ‘отношение’ и предприняли попытку (Гегель) диалектически осмыслить ранее метафизически противопоставляемые понятия ‘В. — свойство — отношение’. В учении Канта вводятся такие понятия, как ‘вещь в себе’ (‘В. сама по себе’) и ‘явление’, которые, по его мнению, связывают познающий субъект с миром. Предметы познания, т.е. то, что является самим по себе и не зависит от самого процесса познания и форм его протекания, Кант и называл ‘вещами в себе’. Это понятие он употреблял в двух основных смыслах. ‘Вещь в себе’ обозначает любую часть объективной реальности, которая может действовать через явления на наши органы чувств и вызывать различные ощущения. Второй смысл обретает понятие ‘вещь в себе’ там, где он обосновывал идею этики и философии истории, философии права и государства. В этом случае под ‘вещью в себе’ понимались особые объекты умопостигаемого мира: бессмертие, свобода определения человеческих действий и Бог как сверхприродная картина мира. И первое и второе значения понятия ‘вещи в себе’ отражают объективное, независящее от человека содержание. Однако познать эти объективные ‘вещи в себе’, по мнению Канта, нельзя, так как наша чувственность имеет дело не с В. самими по себе (‘вещами в себе’), а с явлениями. Гегель в учении о В., свойстве и отношении стремился преодолеть априорный характер кантианского толкования этих понятий и дал им иную интерпретацию. Вещественность Гегель рассматривал как реальное конечное бытие сущности. По его мнению, в вещественности она приобретает вполне конкретное очертание и становится определенной единичностью, т.е. В. Таким образом В., согласно Гегелю, есть овеществление сущности, ее мимолетное конечное существование. Мысли о В. есть субстанции В., а не наоборот. В философии 19—21 вв. понятие ‘В.’ часто подменяется и заменяется понятием ‘объект’. Однако в некоторых философских течениях оно сохраняет самостоятельное значение. В марксистской философии при анализе социально-экономических проблем понятие ‘В.’ (‘вещный’, ‘вещность’) используется для обозначения процесса овеществления, когда отношения между людьми получают превращенную форму и выступают как отношения В. (например, в условиях универсального развития товарных отношений в капиталистическом обществе). Понятие В. употребляется также в логической философии и является центральным элементом в современной польской аналитической философии (см. Реизм). За последнее столетие представления о В. значительно изменились. Это произошло главным образом благодаря многочисленным научным открытиям в физике, химии и пограничных науках. Например, теория корпускулярно-волновой природы элементарных частиц ставит под сомнение положение Лейбница о невозможности нахождения двух В. в одном месте пространства, которое лежало в основе традиционного понимания В., ибо частицу и волну можно рассматривать как В. Распространение новейших коммуникационных (компьютерных и др.) технологий и их философское осмысление изменяют традиционное представление о природе субъект-объектных отношений, и, соответственно, о природе В. в целом. (см. также ВЕЩЬ В СЕБЕ, СИСТЕМА ВЕЩЕЙ (БОДРИЙЯР). )
Философский словарь
часть материального мира, имеющая относительно самостоятельное существование. Одна В. от др. отличается “:воей качественной определенностью (Качество). Важной гносеологической и специально-научной проблемой является проблема тождества и различия вещей между собой, а также отличия В. от объекта и предмета.
Философский энциклопедический словарь 2
        отдельный предмет материальной действительности, обладающий относит. независимостью и устойчивостью существования. Определённость В. задаётся её структурными, функциональными, качеств. и количеств. характеристиками. Наиболее общим выражением собств. характеристик В. являются её свойства, а место и роль данной В. в определ. системе выражаются через её отношения с другими В. Категория В. широко использовалась в философии до 19 в., причём осн. признаком В. считалась её телесность. В совр. филос. литературе вместо категории В. обычно употребляют категории объекта и предмета. Однако при анализе социаль-но-экономич. проблем термин «В.» («вещный», «вещность») сохраняет самостоятельное значение для обозначения процесса овеществления, когда отношения между людьми получают превращённую форму и выступают как отношения вещей (напр., в условиях универсального развития товарных отношений в капиталистическом обществе). Понятие В. употребляется также в логике.
        Уемов А. И., Вещи, свойства и отношения, М., 1963.
Большой юридический словарь
в праве предмет внешнего (материального) мира, находящийся в естественном состоянии в природе или созданный трудом человека; основной объект имущественного правоотношения. В гражданском праве деньги и ценные бумаги также признаются В. В. делятся по различным основаниям на следующие категории: а) определяемые родовыми признаками и индивидуально-определенные В.; б) делимые и неделимые; в) потребляемые и непотребляемые. Различаются также главная В. и ее принадлежность (В., служащая главной В. и связанная с ней общим хозяйственным назначением). См. также Вещь сложная, Делимые и неделимые вещи, Индивидуально-определенная вещь. Потребляемые вещи.
Энциклопедия Юриста
материальный, физически осязаемый предмет, имеющий экономическую форму товара и потому являющийся объектом гражданского оборота. В. являются также наличные деньги и ценные бумаги (ст. 128 ГК РФ). В число В. включаются различные виды энергетических ресурсов и сырья, произведенных или добытых человеческим трудом и в силу этого ставших товаром. Так, объектом гражданских, прав, в частности права собственности, не может быть атмосферный воздух в его естественном состоянии. Становятся товаром и объектом гражданского оборота воздух или его составные части, измененные либо обособленные под воздействием труда человека (нагретый воздух - пар, "сжиженный воздух" - газ, "сжатый воздух" с помощью компрессора и т.д.).
Земельные участки, участки -недр и лесов, обособленные водные объекты, участки континентального шельфа, богатства морской экономической зоны и другие природные ресурсы, которые, как правило, не являются результатами труда (если не считать специально улучшенных, например, мелиорированных земель или искусственных лесопосадок), тоже относятся к категории В. В праве РФ оборотоспособность этих видов В. определяется законодательством о земле и других природных ресурсах.
Оборотоспособность В., т.е. признанная законом возможность их перехода от одних лиц к другим (ст. 129 ГК РФ). - это главный критерий их юридической классификации, предопределяющий правовой режим В. Этот режим устанавливается не для В., а для субъектов гражданского оборота, совершающих по поводу данных материальных благ различные юридически значимые действия. Именно этим, а не своими физическими свойствами отличаются друг
от друга различные В. как объекты гражданского оборота.
В. как имеющие товарную форму
предметы материального мира становятся объектами права собственности и других вещных прав. Обязательственные отношения, хотя и могут быть связаны с В., но имеют своим непосредственным объектом соответствующие действия обязанной стороны (должника), например, в обязательствах купли-продажи, аренды, подряда, перевозки грузов, причинения вреда имуществу. Обязательственные права требования или пользования сами не могут стать объектами вещных прав. Так. невозможно осуществить куплю-продажу бездокументарных ценных бумаг (т.е. определенных прав требования, не закрепленных в документарной, вещественной форме) либо их "истребование" от неуправомо-ченного приобретателя (но можно произвести возмездную уступку прав или предъявить требование о признании соответствующего права).
В. не являются объекты так называемой интеллектуальной собственности - нематериальные результаты творческой деятельности, а также средства индивидуализации товаров и их производителей (промышленные права, или промышленная собственность) и коммерческая информация, составляющая служебную или коммерческую тайну.
Правовой режим разных групп В. не. может быть одинаковым и зависит от целей их применения,свойств и экономических характеристик. Правовой режим В. - основа их классификации на следующие группы: средства производства и предметы потребления: недвижимое имущество (см. Недвижимость) и движимое имущество; индивидуально-определенные В.и определенные родовыми признаками: отдельные В.. их совокупности и комплексы; В. делимые и неделимые; В. потребляемые и непотребляемые; плоды и доходы; заменимые и незаменимые; В., допущенные к гражданскому обороту и ограниченные или изъятые из оборота.
Деление В. на средства производства и предметы потребления основано на их различии по экономическим характеристикам, физическим свойствам и целевому назначению. Средства производства подлежат отражению на балансах юридических лиц, в бухгалтерском учете, требуют фиксации их принадлежности определенному субъекту и установления их стоимости. Последняя определяется как остаточная, балансовая, рыночная или иная. Для предметов потребления по общему правилу гражданское законодательство таких требований; не
содержит.
Среди В. как объектов гражданских прав выделяют совокупности и комплексы, которые могут включать четыре разновидности: совокупность В. и отдельная В.; главная В. и принадлежности; составные части и запасные части; имущественные комплексы.
Совокупность В. - это группа однородных либо разнородных В., которые выполняют свое экономическое, хозяйственное назначение не по отдельности, а совместно. Примеры совокупностей:
мебельный гарнитур, сервиз, набор различных инструментов (слесарных, плотницких и др.). По общему правилу такая совокупность рассматривается как единый объект. Однако допускается заключение сделок по поводу отдельных предметов из совокупности, например распродажа мебели из гарнитура.
В качестве совокупности выступают парные В. - пара обуви, перчаток, лыж, лыжных палок и т.п. Хотя они рассматриваются в качестве единого объекта, в определенных случаях возможно отчуждение одного предмета из пары.
При уничтожении или повреждении одной из В., входящих в совокупность, потерпевший может требовать ее замены на новую совокупность, либо замещения стоимости не одной В., а совокупности В.
Разделение на главную В. и принадлежности основано на том, что принадлежность предназначена для обслуживания главной В. и призвана обеспечивать удобство и надежность использования последней. Например, часы - главная В., браслет - принадлежность. Юридические последствия такой классификации следующие: принадлежность следует судьбе главной В., если законом или договором не установлено иное; при купле-продаже главной В. принадлежность передается безвозмездно, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
Деление В. на составные и запасные части обусловлено тем,что они выполняют разные функции по отношению к изделию в целом. Составные части конструктивно связаны с основным объектом. Они неразделимы в экономическом и функциональном значении (двигатель автомобиля, его передние и задние подвески и пр.). Юридически основной объект не может существовать без составных частей. И технически, и юридически они нераздельны. В том случае, когда допускаются сделки с отдельными составными частями, весь объект рассматривается как сумма запасных частей.
Запасные части предназначены для замены некоторых составных частей. Юридическим следствием выделения запасных частей в обособленную группу является констатация того, что основной объект может существовать без запасных частей. Поэтому допускаются отдельные самостоятельные сделки с запасными частями как таковыми.
Суханов Е.А., Павлов В.П.
Рус. арго (Елистратов)
ВЕЩЬ, -и, ж.
1. Нечто хорошее.
Покушать жареной курочки после армии — это вещь.
2. в зн. межд. Выражает одобрение, восхищение, восторг.
Ты что, машину купил?! вещь!
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ВЕЩЬ


будет выглядеть так: Что такое ВЕЩЬ