|
|
|
|
|
ВЕЛИКИЙ ПОСТ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
период (7 недель перед пасхой (См. Пасха)), в течение которого христианская церковь предписывает воздержание от некоторых видов пищи; см. Пост.
|
Современная Энциклопедия |
ВЕЛИКИЙ ПОСТ (Великая четыредесятница), период (7 недель перед Пасхой), в течение которого христианская церковь предписывает верующим воздержание от скоромной пищи, запрещает участие в увеселениях, вступление в брак, требует ряда других ограничений. Установлен в память 40-дневного поста Иисуса Христа в пустыне. |
Мультимедийная энциклопедия |
в христианстве, период покаяния, предшествующий Пасхе и
продолжающийся 40 дней (в память о сорокадневном посте Иисуса
Христа в пустыне). По-видимому, пост не принадлежал к числу
апостольских установлений; самое раннее свидетельство о
соблюдении Великого поста относится к 4 в. В эпоху раннего
Средневековья в большинстве епархий Западной церкви началом
Великого поста становится т.н. Пепельная среда (за 6 с
половиной недель до Пасхи); пост, во время которого
предписывается строгое воздержание, продолжается - не считая
воскресений - 40 дней (отсюда латинское название Quadragesima -
"четыредесятница"). В Православной церкви Великий пост
начинается в понедельник ("чистый понедельник") и продолжается
7 недель (седьмая неделя - Страстная). В соответствии с обычным
установлением, во время Великого поста дозволялось принимать
пищу только один раз в день (вечером). На протяжении всего
поста, включая воскресные дни, воспрещалось есть мясо, а
позднее запрет был наложен также на молоко, сыр и яйца. Со
временем эти строгие правила в Католической церкви были
существенно смягчены: единственная трапеза была перенесена на 3
часа дня, а затем на полдень; в 9 в. было дозволено
употребление вечером некоторых напитков, а позднее Фома
Аквинский санкционировал употребление вечером небольшого
количества пищи. Затем было дозволено пить утром чай, кофе или
какао с хлебом. Позднее было разрешено употребление мяса во
время основной трапезы, сначала по воскресным дням, а потом и в
другие дни недели, за исключением среды и пятницы. Наконец,
были признаны допустимыми послабления для больных или
освобождение от поста.
См. также <<ПЕПЕЛЬНАЯ СРЕДА>>.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 |
Русская цивилизация |
важнейший из многодневных постов Православной Церкви. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне, он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников — Светлого Христова Вокресения, Пасхи.
Первая неделя Великого поста отличается особенной строгостью, а вместе с тем и богослужение — особенной продолжительностью. В первые четыре дня (понедельник, вторник, среда, четверг) на Великом повечерии читается канон св. Андрея Критского с припевами к стиху. «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».
В пятницу первой недели Великого поста на литургии после заамвонной молитвы происходит освящение «колива», т.е. отваренной пшеницы с медом, в память св. вмч. Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. Византийский имп. Юлиан Отступник в 362 приказал в Антиохии тайно окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы. Но св. вмч. Феодор Тирон, сожженный в 306 за исповедание Христовой Веры, явился в сновидении антиохийскому еп. Евдоксию, открыл ему тайное распоряжение Юлиана и повелел в течение всей недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.
В первое воскресенье Великого поста совершается т. н. «торжество Православия», установленное при царице Феодоре в 842 в память восстановления почитания св. икон. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, т.е. объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры (в том числе масонов я экуменистов), и «вечную память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многая лета» — живущим.
Во второе воскресенье Великого поста совершается память св. Григория Паламы, жившего в XIV в. Согласно с православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.
В третье воскресенье Великого поста за всенощной выносится после Великого славословия Св. Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Эта песнь поется и на литургии вместо трисвятого. Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он, после часов, перед литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».
В четвертое воскресенье вспоминается св. Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал «лестницу», или порядок, добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. В четверг на пятой неделе совершается т. н. «стояние св. Марии Египетской». Жизнь св. Марии Египетской, прежде великой грешницы, должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием. На утрени в этот день читается житие св. Марии Египетской и канон св. Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста. В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице». Читается торжественный акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. У нас акафист «Похвала Богородице» совершается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу, Которая, избавляя от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.
В пятое воскресенье Великого поста совершается последование прп. Марии Египетской. Церковь дает в лице прп. Марии Египетской образец истинного покаяния и для ободрения духовно труждающихся показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам.
Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних.
В субботу на 6-й неделе на утрени и литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. Эта суббота называется Лазаревой субботой. На утрени в этот день поются воскресные «тропари по Непорочных»: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим», а на литургии вместо «Святый Боже» поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя».
Шестое воскресенье Великого поста есть великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот праздник иначе называется Вербным воскресением, Неделей ваий и цветоносной. На всенощной после прочтения Евангелия не поется «Воскресение Христово», а читается непосредственно 50-й псалом и освящаются молитвой и окроплением св. воды распускающиеся ветви вербы (ваиа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми при возжженных свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (воскресение). |
Орфографический словарь Лопатина |
Вел`икий п`ост, Вел`икий п`ост |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: ВЕЛИКИЙ ПОСТ
будет выглядеть так: Что такое ВЕЛИКИЙ ПОСТ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|