Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ВАН БИ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(226—249)
        китайский философ, представитель направления сюань-сюэ (неодаосизма). Стремясь дать синтез конфуцианства (См. Конфуцианство) с Даосизмом, В. Б. в своих комментариях к трактату «Лао-цзы» пользовался понятиями конфуцианской моральной философии, а в комментариях к «И цзину» — даоскими терминами. Интерпретация «И цзина», которую даёт В. Б., заключается в том, что мир динамического бытия, выражающегося в полноте непрерывного изменения, должен вернуться к своей основе — Дао для достижения первоначального единства. «Небытие» — одно из основных понятий даосизма — приобретает в системе В. Б. значение абсолютного бытия, которое, будучи лишённым каких-либо частных атрибутов, является источником всего сущего (см. Ничто).
        
         Лит.: Петров А. А., Ван Би, М.— Л.. 1936; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго сы-сян тунши (История китайских идеологий), т. 3, Пекин, 1957; T'ang Yung-t'ung, Wang Pi's new interpretation of the I Ching and Lun-yu, «Harvard Journal of Asiatic Studies», 1947, v. 10, № 1.
         В. А. Рубин.
Мультимедийная энциклопедия
(226-249), Ван Фусы, философ, один из родоначальников сюань сюэ - синтезирующего конфуцианство и даосизм "учения о таинственном", то есть о сверхчувственных основаниях бытия, и связанной с этим учением диалогической традиции умозрительных спекуляций - "чистых бесед" (цин тань). Родился в Шаньяне (Цзяоцзоши, совр. провинция Хэнань). Был крупным сановником (шаншулан) в царстве Вэй (династия Ранняя Вэй, 220-264). Излагал оригинальные идеи в комментариях к конфуцианской и даосской классике, из которых сохранились: Чжоу и люэ ли (Основные положения "Чжоуских перемен", или Основные принципы "Книги перемен" - русский перевод А.А.Петрова, см. литературу); Чжоу и чжу (Комментарий к "Чжоуским переменам"); Лао-цзы чжу (Комментарий к "Лао-цзы") - наиболее авторитетные комментарии к Дао дэ цзину, возможно, древнейшие; атрибутированные в середине 20 в., входящие в Дао цзан (№ 1245 и гл. в № 1032, по Конкордансу К.Скиппера) Лао-цзы вэй чжи ли люэ (Сжатые положения о глубинном смысле "Лао-цзы") и Лао-цзы чжи гуй люэ ли (Сжатые положения об основном смысле "Лао-цзы"); фрагменты Лунь юй ши и (Разъяснения сомнительных мест в "Суждениях и беседах"). Стремясь обосновать конфуцианские взгляды на общество и человека с помощью даосской метафизики, а не натурфилософии своих предшественников - конфуцианцев эпохи Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.), Ван Би выработал систему категорий, оказавшую в дальнейшем значительное влияние на понятийный аппарат и концепции китайского буддизма и неоконфуцианства. Он первым ввел фундаментальную оппозицию "ти - юн" в значении: "телесная сущность (субстанция) - деятельное проявление (функция, акциденция)". Исходя из определений дао и тезиса "наличие/бытие (ю) рождается из отсутствия/небытия (у1)" в Дао дэ цзине (§ 40), Ван Би отождествил дао с "отсутствием/небытием" (у1), трактуемым как "единая" (и, гуа), "центральная" (чжун2), "предельная" (цзи2) и "главенствующая" (чжу, цзун) "первосущность" (бэнь ти), в которой совпадают друг с другом "телесная сущность" и ее "проявление" (см. <<Ю-У>>). Главенство универсального дао Ван Би понимал как законосообразное, а не фаталистическое, истолковывая и дао, и "предопределение/судьбу" (мин1) с помощью категории "принцип" (ли1). "Принципы" он считал конститутивными компонентами "вещей" (у3) и противопоставлял "делам/событиям" (ши3). Многообразие непредсказуемых явлений, по Ван Би, обусловлено также противоположностью (фань, см. ГУА) между их "телесной сущностью" и чувств, свойствами (цин2), природной основой (чжи4, см. <<ВЭНЬ>>) и устремлениями, реализуясь прежде всего во времени. Ван Би интерпретировал учение Чжоу и как теорию временных процессов и изменений, определив, что главные элементы трактата - символические категории гуа суть "времена" (ши1). Однако зафиксированные в гуа общепроцессуальные закономерности не сводимы к конкретным образам и не могут служить основой для однозначных предсказаний - "вычислений жребия" (суань шу). Это философское истолкование учения Чжоу и было направлено против его мантической интерпретации в предшествующей нумерологической (сян шу чжи сюэ) традиции и получило дальнейшее развитие у неоконфуцианца Чэн И (11 в.). В неоконфуцианстве была развита также предложенная Ван Би трактовка категории ли1, а положение о дихотомии ли1 и ши3 - в учении буддийской школы Хуаянь. ЛИТЕРАТУРА Петров А.А. Bан Би (226-249). Из истории китайской философии. - Труды Института востоковедения, т. 13. М. - Л., 1936 История китайской философии. М., 1989 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ВАН БИ


будет выглядеть так: Что такое ВАН БИ