Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ТАРД

Брокгауза и Ефрона Энциклопедический словарь
Тард (Tarde) Габриэль (12.03.1843, Сарла - 13.05.1904, Париж) - французский социолог, один из основоположников социальной психологии и главных представителей психологического направления в социологии. Стремился освободить социологию от биологизма и органицизма, полемизировал с Дюркгеймом и его школой с позиций номинализма. Тард сравнивал общество с мозгом, клеткой которого является сознание отдельного человека. В противоположность Дюркгейму считал общество продуктом взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений, желаний, намерений и т. д. Исходя из этого, поставил своей целью создать науку - социальную (коллективную) психологию, которая должна изучать взаимодействие индивидуальных сознаний и тем самым выступать в роли фундамента социологии, науки об обществе.
От индивидуальной психологии социальная психология отличается, по Тарду, "тем, что занимается исключительно отношениями нашего "Я" к другим "Я", их взаимными влияниями, столь непрестанными и столь незамечаемыми... В этом действии одного духа на другой и следует видеть элементарный факт, из которого вытекает вся социальная жизнь, хотя социальная действительность и выходит далеко за пределы умственного мира и заключает в себе вместе с действиями интердуховными, о которых идет речь, множество действий интертелесных". Обществ, процессы Тард объяснял действием психологического механизма подражания, на котором строятся человеческие взаимоотношения.
Задачу социологической науки видел в изучении законов подражания, благодаря которым общество, с одной стороны, поддерживает свое существование в качестве целостности, с другой - развивается по мере того, как в различных областях социальной действительности возникают у распространяются изобретения. Изобретения Тард считал актом индивидуального творчества, полагал, что именно они создали язык, хозяйство, правительство, религию и т. д. Поставленную им перед социологией задачу пытался реализовать, описывая развитие языка, религии, экономики, искусства, политической жизни общества.
При жизни идеи Тарда и выдвинутая им программа создания новой науки не получили широкого одобрения и поддержки со стороны научного сообщества, в частности, из-за того, что в этот период социология и психология стремились к обособлению и самоопределению. Сегодня Тард считается одним из родоначальников социальной психологии, внес значительный вклад в развитие науки о межличностных отношениях и их механизмах. Тард исследовал проблемы обществ, мнения, психологии толпы, механизмы психологического заряжения и внушения. Тард способствовал включению в арсенал социологии эмпирических методов исследования - анализа исторических документов и статистических данных.
Соч.: 1) Законы подражания. СПб., 1892. 2) Социальная логика. СПб., 1901. 3) Общественное мнение и толпа. М., 1902. 4) Социальные этюды. СПб., 1902.
Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Tarde)
        Габриель (12.3.1843, Сарла, — 13.5.1904, Париж), французский социолог и криминалист. В 1893—96 возглавлял отдел в министерстве юстиции, а затем преподавал. С 1900 профессор новой философии в Коллеж де Франс. Социологическая концепция Т. проникнута психологизмом. Исходным пунктом общества, по Т., является психология индивида, а ключевыми процессами социальной жизни — подражание, конфликты и приспособление. Подражание свойственно индивидам и служит их приспособлению. Общество существует как проявление всеобщего мирового закона повторения.
         Единственный источник его прогресса — открытия и изобретения, возникающие как следствие оригинальности и инициативы отдельных личностей и нового сочетания существующих идей. Индивид осваивает в результате подражания как уже существующие нормы и ценности, так и нововведения. Эти идеи Т. в дальнейшем были развиты в теориях социализации (См. Социализация) личности.
         В исследованиях по социальной психологии Т. показывает её отличие от индивидуальной психологии. Человек в массе и особенно в толпе, по Т., гораздо более эмоционален, возбудим и менее интеллектуален, чем взятый в отдельности. На основании этого Т. был противником массовых органов государственной власти.
         Т. — автор ряда работ по философии права. Его идеи оказали влияние на американскую социологию.
         Соч.: La criminalite comparee, P., 1886; La philosophic penale. P., 1890; Les transform mations du droit, 2 ed.. P., 1894; L'opposition universelle, P., 1897; Etudes de psychologie sociale. P., 1898; Les transformations du pouvoir. P., 1899; La psychologie economique, v. 1—2. P., 1902; L'opinion et la foule, 4 ed., P.. 1922; в рус. пер. — Законы подражания, СПБ, 1892; Преступления толпы, Каз., 1893; Социальная логика, СПБ, 1901; Социальные законы, СПБ, 1906.
Современная Энциклопедия
ТАРД (Tarde) Габриель (1843 - 1904), французский социолог и криминалист. Считал основными социальными процессами конфликты, приспособление и подражание, с помощью которого индивид осваивает нормы, ценности и нововведения. Работы по социальной психологии и философии права.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
Тард (Tarde) Габриэль (12.03.1843, Сарла - 13.05.1904, Париж) - французский социолог, один из основоположников социальной психологии и главных представителей психологического направления в социологии. Стремился освободить социологию от биологизма и органицизма, полемизировал с Дюркгеймом и его школой с позиций номинализма. Тард сравнивал общество с мозгом, клеткой которого является сознание отдельного человека. В противоположность Дюркгейму считал общество продуктом взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений, желаний, намерений и т. д. Исходя из этого, поставил своей целью создать науку - социальную (коллективную) психологию, которая должна изучать взаимодействие индивидуальных сознаний и тем самым выступать в роли фундамента социологии, науки об обществе.
От индивидуальной психологии социальная психология отличается, по Тарду, "тем, что занимается исключительно отношениями нашего "Я" к другим "Я", их взаимными влияниями, столь непрестанными и столь незамечаемыми... В этом действии одного духа на другой и следует видеть элементарный факт, из которого вытекает вся социальная жизнь, хотя социальная действительность и выходит далеко за пределы умственного мира и заключает в себе вместе с действиями интердуховными, о которых идет речь, множество действий интертелесных". Обществ, процессы Тард объяснял действием психологического механизма подражания, на котором строятся человеческие взаимоотношения.
Задачу социологической науки видел в изучении законов подражания, благодаря которым общество, с одной стороны, поддерживает свое существование в качестве целостности, с другой - развивается по мере того, как в различных областях социальной действительности возникают у распространяются изобретения. Изобретения Тард считал актом индивидуального творчества, полагал, что именно они создали язык, хозяйство, правительство, религию и т. д. Поставленную им перед социологией задачу пытался реализовать, описывая развитие языка, религии, экономики, искусства, политической жизни общества.
При жизни идеи Тарда и выдвинутая им программа создания новой науки не получили широкого одобрения и поддержки со стороны научного сообщества, в частности, из-за того, что в этот период социология и психология стремились к обособлению и самоопределению. Сегодня Тард считается одним из родоначальников социальной психологии, внес значительный вклад в развитие науки о межличностных отношениях и их механизмах. Тард исследовал проблемы обществ, мнения, психологии толпы, механизмы психологического заряжения и внушения. Тард способствовал включению в арсенал социологии эмпирических методов исследования - анализа исторических документов и статистических данных.
Соч.: 1) Законы подражания. СПб., 1892. 2) Социальная логика. СПб., 1901. 3) Общественное мнение и толпа. М., 1902. 4) Социальные этюды. СПб., 1902.
Новый философский словарь
(Tardc)
Габриэль (1843-1904) - французский социолог и криминалист, один из основоположников социальной психологии и ведущих представлений психологического направления в социологии, профессор новой философии в Коллеж де Франс. Автор работ "Законы подражания" (1890), "Социальная логика" (1894), "Общественное мнение и толпа" (русск. изд., 1902), "Личность и толпа" (русск. изд., 1903), "Социальные законы" (второе русск. изд., 1906) и др. Рассматривал общество как результат взаимодействий и взаимовлияний индивидуальных сознаний, при которых людьми передаются и усваиваются верования, убеждения, намерения, желания и т.д. Критиковал Дюркгейма за отрыв "социальных фактов" от их личностно-психических оснований. Наука об обществе, по мнению Т., может быть создана, т.о., лишь на основе социально-психологического изучения интерперсональных взаимодействий. Социально-психологически фундированная социология должна исходить из признания "интердуховного" взаимодействия как источника всей социальной жизни. Общественные явления и процессы Т. трактовал как обусловленные действием трех основных социальных процессов - подражания, оппозиции и адаптации. Особое значение придавалось механизму подражания, являющегося, по Т., психологическим и социальным воплощением всеобщего мирового закона повторения. Основными формами подражания являются подражание другому человеку, подражание современному или привычному образцу (мода или обычай), подражание человека самому себе (привычка). Подражание как свойство человеческой натуры воспроизводить поведение (индивидов, социальных групп или собственное) Т. рассматривал как основу общественного развития, в качестве источника которого полагалось наличие индивидуального творчества, формирующего собственно образцы для подражания, и отдельных людей, обладающих способностью к такому творчеству. Однако данную способность Т. также считал обусловленной действием закона подражания. С индивидуальным творчестром Т. связывал возникновение таких культурных форм, как язык, религия и др., создаваемых отдельными личностями и впоследствии усваиваемых посредством подражания другими. Социальные конфликты трактуются как результат наличия различных образцов подражания, что при столкновении их сторонников приводит действие процессы "оппозиции", которые могут стать основой любых форм конфликтов (вплоть до войн). Преодоление "оппозиционных" процессов происходит посредством действия социальных процессов третьего типа - "адаптационных". Т.о. картину общественно-исторического развития Т. описывает через рассмотрение действия, чередования и сочетания трех основных социальных процессов. Большое внимание Т. уделял разработке проблематики "психологии толпы". Толпу Т. определял как "множество лиц, собравшихся в одно и то же время в определенном месте и объединяемых чувством, верой и действием". В качестве специфических черт, присущих толпе, выделяются иррациональность, внушаемость, преобладание чувств над мыслями, снижение интеллектуальности, подавление и даже уничтожение индивидуального начала. Формирование толпы Т. связывал с действием на ее членов механизмов подражания - взаимного подражания и подражания общим образцам. Толпу Т. отличал от "публики", которая является не физическим, а духовным объединением; в публике личностное начало не утрачивается, а принадлежность человека к ней предполагает определенный уровень индивидуального развития и идейной общности. Характерно, что толпа и семья оценивались Т. как формообразующие элементы общества, причем семейное начало соотносилось с деревенскими обществами, а толпа - с городскими. Творчество Т. было значительной вехой в преодолении натуралистических подходов к изучению общества, способствовало постановке ряда обществоведческих проблем (например, массового общества, механизмов межличностного общения, девиантного поведения, социального контроля); его разработки повлияли на весь комплекс социальных наук.
М.Н. Мазаник
Философский энциклопедический словарь
ТАРД (Tarde) Габриель (род. 12 марта 1843, Сарла – ум. 13 мая 1904, Париж) франц. криминалист и социолог, профессор Коллеж де Франс с 1900. Считал, что осн. функцией социальной жизни является инициатива (нововведение) и подражание (мода и традиция). Психологизируя общественные отношения, считал осн. социальными процессами конфликты, приспособление и подражание, с помощью которых индивид осваивает нормы, ценности и нововведения. Осн. произв.: «Les lois de limitation», 1890 (рус. пер. «Законы подражания», 1892); «La logique sociale», 1894 (рус. пер. «Социальная логика», 1901); «Les lois sociales», 1898.
Философский энциклопедический словарь 2
        (Tarde) Габриель (12.3.1843, Сарла,— 13.5. 1904, Париж), франц. социолог и криминолог, один из основателей психологич. направления в зап. социологии. По Т., обществ. развитие сводится к интериндивидуальным процессам, а социология по существу тождественна «интерпсихологии». Соответственно и прогресс социологии он видел в её дальнейшей психологизации (см.: «Новые идеи в социологии», № 2, СПБ, 1914, с. 69—78).
        Осн. социальными процессами Т. считал «изобретение» (понимавшееся им очень широко: от технич. усовершенствований до новых обществ.-политич. идей и нравств. ценностей) и подражание, к которым впоследствии добавил «оппозицию» (социальный конфликт). Изобретения — единств. источник социального прогресса — возникают как творения отд. личностей и внедряются в тех случаях, когда они в основном согласуются с остальными особенностями данного общества и культуры. Поэтому из множества изобретений лишь некоторые принимаются и распространяются. Осн. социальное значение имеет подражание (существующее в форме обычаев и моды), благодаря которому возникают групповые и обществ. ценности и нормы, а индивиды, усваивая их, социализируются, т. е. получают возможность приспособиться к условиям обществ. жизни. Наиболее характерно, по Т., подражание «низших» социальных слоев «высшим». Социальный конфликт («оппозиция») — результат взаимодействия сторонников противоположных изобретений.
        Особое значение Т. придавал воздействию таких средств коммуникации, как телефон, телеграф, массовый выпуск книг и особенно газет. Последние являются важным фактором социального контроля. Различая психологию индивида и психологию толпы, где чело-веч. индивидуальность подавляется (человек становится чрезмерно возбудим, теряет интеллектуальность, подчиняется поведению толпы), Т. выделяет как бы промежуточное звено — публику, которая формируется именно с помощью средств массовой коммуникации и, не будучи, как толпа, физически объединена, обладает общим самосознанием.
        Ряд мыслей, высказанных Т., имел позитивное значение для развития социальной психологии, однако социологич. основания его концепции несостоятельны, т. к. базируются на филос. идеализме и психологич. редукционизме. Влияние Т. сказалось в большей степени на амер. социологии и социальной психологии (Э. Росс, Ч. Эллвуд, Д. Болдуин, Ч. Кули), чем на французской. Его концепции повлияли на теории «массового общества», исследования массовых коммуникаций и распространения инноваций.
        в рус. пер.: Законы подражания, СПБ, 1892; Социальная логика, СПБ, 1901; Обществ, мнение и толпа, М., 191)2; Личность и толпа, СПВ, 1903; Социальные законы, СПБ, 19062.
        Плеханов Г. В,, Письма без адреса, Избр. филос. произв., т. 5, М., 1958, с. 294—95, 302; История бурж. социологии 19 — нач. 20 вв., М., 1979, гл. 5; Milet J., G. Tarde et la philosophic de l'hietoire, P., 1970.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ТАРД


будет выглядеть так: Что такое ТАРД