Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

СЛУХ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        функция организма человека и животных, обеспечивающая восприятие звуковых колебаний. Реализуется деятельностью механических, рецепторных (см. Слуха органы) и нервных структур, составляющих слуховую систему, или Слуховой анализатор. У человека при действии звуков возникает специфическое слуховое ощущение, в котором отражаются параметры звуковых сигналов (например, интенсивность или частота звуковых колебаний воспринимается как громкость или высота звука).
         В зависимости от уровня эволюционного развития, среды обитания и особенностей биологически значимых для данного организма сигналов (см. Биоакустика) характеристики С. у разных видов животных существенно различаются. В процессе эволюции сформированная система С. возникает впервые у насекомых, имеется у всех позвоночных и наиболее развита у млекопитающих, которые воспринимают звуки в результате последовательной обработки информации о сигнале в слуховой системе. Звуковые колебания, проходя через наружный слуховой проход (наружное ухо), вызывают колебания барабанной перепонки (См. Барабанная перепонка), передающиеся через систему сочленённых между собой косточек (Среднее ухо) на жидкостные среды (перилимфу и эндолимфу) внутреннего уха (См. Внутреннее ухо). Возникшие гидромеханические колебания приводят к колебаниям улитковой перегородки (основная, или базилярная, мембрана с расположенным на ней рецепторным аппаратом; см. Кортиев орган). В силу градиента механических свойств базилярной мембраны по длине при высоких частотах стимуляции наблюдаются колебания максимальной амплитуды у основания улитки внутреннего уха, при низких — у её вершины. На уровне Кортиева органа механическая энергия преобразуется в возбуждение рецепторов, которое, в свою очередь, приводит к возбуждению волокон слухового нерва. Возникшие в них потенциалы действия (см. Биоэлектрические потенциалы) передаются в центральные отделы слуховой системы. Помимо восприятия с помощью воздушного проведения, звуковые сигналы могут восприниматься также с помощью костной проводимости, т. е. через кости черепа.
         Оценка С. проводится либо при обследовании деятельности слуховой системы в целом (психоакустические методы, при которых о восприятии звуков судят по речевому отчёту, по двигательным или вегетативным реакциям организма), либо по деятельности её отдельных частей (исследование биоэлектрических потенциалов рецепторных и нервных элементов слуховой системы, исследование передаточных характеристик её механических дорецепторных структур). При обследовании С. психоакустическими методами (наиболее распространены в качестве стимулов чистые тоны) чувствительность С. оценивается по абсолютному порогу слышимости, определяемому как минимальная интенсивность звука (в дб), при которой данный звук может быть обнаружен испытуемым. Диапазон воспринимаемых частот звуковых колебаний характеризуется кривой слышимости, т. е. зависимостью абсолютного порога слышимости от частоты тона (в гц или кгц). Человек воспринимает частоты от 10—20 гц (более низкие частоты не воспринимаются как непрерывный звук) примерно до 20 кгц (имеются данные о восприятии и более высоких частот при подведении звука через кости черепа). Наиболее низкий порог слышимости у человека наблюдается при частотах 1—3 кгц (пороговая интенсивность звука порядка 2- 10-5 н/м2). При действии звуков очень высокой интенсивности у человека возникает болевое ощущение, порог которого лежит около 140 дб над уровнем 2- 10-5 н/м2. У ряда животных диапазон воспринимаемых частот существенно отличается от такового у человека (например, у рыб 50—100 гц — 3—5 кгц, у дельфинов 100 гц — 200 кгц). Различительные возможности С. оцениваются дифференциальными порогами (ДП), определяющими то минимальное изменение какого-либо из параметров звука, которое может быть оценено С. У человека (в среднем диапазоне интенсивностей и частот звуковых сигналов) ДП по интенсивности равен 0,3—0,7 дб, ДП по частоте — 2—8 гц. Усиление звука повышает различительные возможности С. (снижает ДП), которые проявляются также при восприятии речевых сигналов и тональных интервалов в музыке (способность человека определять абсолютную высоту музыкальных звуков получила название абсолютного С.; см. Слух музыкальный). С. обладает способностью накапливать во времени информацию о звуковых сигналах, что проявляется в снижении порогов слышимости и ДП по интенсивности и частоте при возрастании (до определённых пределов «критических» значений) длительности звуковых сигналов. Восприятие звуков может ухудшаться (до полного исчезновения) в присутствии других звуков (явление маскировки). При длительном действии сильных звуков чувствительность С. понижается (см. Адаптация физиологическая). С. позволяет также определять пространственное положение источника звука, что происходит, как правило, при взаимодействии двух симметричных половин слуховой системы (бинауральный эффект). Основными параметрами звуков, обеспечивающих пространственную локализацию при смещении источника звука от средней линии головы, являются главным образом интерауральные (межушные) различия звуковых сигналов по времени их прихода и по интенсивности (последнее за счёт «теневого эффекта» головы). Ряд животных (летучие мыши, дельфины, некоторые птицы) обладает особым видом С. — эхолокацией (См. Эхолокация), позволяющей определять пространственное положение объектов, их форму, размеры, материал в результате восприятия отражённых от объектов звуковых сигналов, излучаемых самим животным.
         Существующие теоретические представления о С. касаются отдельных сторон деятельности С. при обнаружении и различении звуковых сигналов. Например, частотный анализ в С. рассматривается как результат спектрального разложения сигнала по частотной оси улитковой перегородки (основы этих представлений сформулированы Г. Гельмгольцем в 19 в.) с последующим возбуждением связанных с определёнными участками перегородки групп нейронов в центральных отделах слуховой системы — «теория места», дополненная принципом временного анализа частоты (анализ периодичности сигналов). Т. о., С. осуществляет как спектральный, так и временной анализ частоты. О расстройствах С. см. Глухота, Тугоухость, Ухо.
        
         Лит.: Цвикер Э., Фельдкеллер Р., Ухо как приемник информации, пер. с нем., М., 1971; Физиология сенсорных систем, ч. 2, Л., 1972, гл. 4—13; Сомьен Дж., Кодирование сенсорной информации в нервной системе млекопитающих, пер. с англ., М., 1975; Bekesy G. von, Experiments in hearing, N. Y. — Toronto, 1960; Basic mechanisms in hearing, ed. A. R. Mоller, L. — N. Y., 1973; Foundations of modern auditory theory, v. 1—2, N. Y. — L., 1970—72.
         Я. А. Альтман.
Мультимедийная энциклопедия
способность воспринимать звуки. Слух зависит от: 1) уха - наружного, среднего и внутреннего, - которое воспринимает звуковые колебания; 2) слухового нерва, передающего полученные от уха сигналы; 3) определенных отделов головного мозга (слуховых центров), в которых импульсы, переданные слуховыми нервами, вызывают осознание исходных звуковых сигналов. Любой источник звука - струна скрипки, по которой провели смычком, столб воздуха, движущийся в органной трубе, или голосовые связки говорящего человека - вызывает колебания окружающего воздуха: сначала мгновенное сжатие, потом мгновенное разрежение. Другими словами, из каждого источника звука исходят серии чередующихся волн повышенного и пониженного давления, которые быстро распространяются в воздухе. Этот движущийся поток волн и образует звук, воспринимаемый органами слуха. Большинство звуков, с которыми мы сталкиваемся каждый день, довольно сложны. Они порождаются сложными колебательным движениями источника звука, создающими целый комплекс звуковых волн. В экспериментах по исследованию слуха стараются выбрать как можно более простые звуковые сигналы, чтобы легче было оценить результаты. Много усилий тратится на то, чтобы обеспечить простые периодические колебания источника звука (по типу маятника). Получающийся в результате поток звуковых волн одной частоты называется чистым тоном; он представляет собой регулярную, плавную смену высокого и низкого давления. Границы слухового восприятия. Описанный "идеальный" источник звука можно заставить колебаться быстро или медленно. Это позволяет выяснить один из главных вопросов, возникающих при исследовании слуха, а именно какова минимальная и максимальная частота колебаний, воспринимаемых человеческим ухом как звук. Эксперименты показали следующее. Когда колебания совершаются очень медленно, реже 20 полных колебательных циклов в секунду (20 Гц), каждая звуковая волна слышится отдельно и не образует непрерывный тон. С увеличением частоты колебаний человек начинает слышать непрерывный низкий тон, похожий на звук самой низкой басовой трубы органа. По мере дальнейшего возрастания частоты воспринимаемый тон становится все выше; при частоте 1000 Гц он напоминает верхнее до у сопрано. Однако и эта нота все еще далека от верхней границы человеческого слуха. Только когда частота приближается примерно к 20 000 Гц, нормальное человеческое ухо постепенно перестает слышать. Чувствительность уха к звуковым колебаниям различных частот неодинакова. Оно особенно тонко реагирует на колебания средних частот (от 1000 до 4000 Гц). Здесь чувствительность так велика, что сколько-нибудь существенное ее увеличение оказалось бы неблагоприятным: одновременно воспринимался бы постоянный фоновый шум беспорядочного движения молекул воздуха. По мере уменьшения или увеличения частоты относительно среднего диапазона острота слуха постепенно снижается. По краям воспринимаемого диапазона частот звук, чтобы быть услышанным, должен быть очень сильным, настолько сильным, что иногда ощущается физически прежде, чем слышится. Звук и его восприятие. Чистый тон имеет две независимых характеристики: 1) частоту и 2) силу, или интенсивность. Частота измеряется в герцах, т.е. определяется количеством полных колебательных циклов в секунду. Интенсивность измеряется величиной пульсирующего давления звуковых волн на любую встречную поверхность и обычно выражается в относительных, логарифмических единицах - децибелах (дБ). Необходимо помнить, что понятия частоты и интенсивности применимы только к звуку как внешнему физическому раздражителю; это т.н. акустические характеристики звука. Когда мы говорим о восприятии, т.е. о физиологическом процессе, звук оценивается как высокий или низкий, а его сила воспринимается как громкость. В целом, высота - субъективная характеристика звука - тесно связана с его частотой; звуки высокой частоты воспринимаются как высокие. Также, обобщая, можно сказать, что воспринимаемая громкость зависит от силы звука: более интенсивные звуки мы слышим как более громкие. Эти соотношения, однако, не являются неизменными и абсолютными, как часто считается. На восприятие высоты звука в некоторой степени влияет его сила, а на воспринимаемую громкость - частота. Таким образом, изменив частоту звука, можно избежать изменения воспринимаемой высоты, соответствующим образом варьируя его силу. отмечает границу, выше которой звук вызывает болевые ощущения. Нижняя белая линия отмечает порог слышимости (самые слабые сигналы, еще улавливаемые человеческим ухом). Обе границы имеют индивидуальные вариации. "Минимальная заметная разница". И с практической, и с теоретической точки зрения определение минимальной улавливаемой ухом разницы в частоте и силе звука - весьма важная проблема. Как надо изменить частоту и силу звуковых сигналов, чтобы слушающий это заметил? Выяснилось, что минимальная заметная разница определяется скорее относительным изменением характеристик звука, нежели абсолютными изменениями. Это касается и частоты, и силы звука. Необходимое для различения относительное изменение частоты различно как для звуков разных частот, так и для звуков одной частоты, но разной силы. Можно сказать, однако, что приблизительно оно равно 0,5% в широком диапазоне частот от 1000 до 12 000 Гц. Этот процент (т.н. порог различения) несколько выше в области более высоких частот и значительно выше при более низких. Следовательно, ухо менее чувствительно к изменению частоты по краям диапазона частот, чем при средних значениях, и это часто замечают все, кто играет на рояле; интервал между двумя очень высокими или очень низкими нотами кажется меньше, чем у нот в среднем диапазоне. Минимальная заметная разница в том, что касается силы звука, несколько другая. Для различения требуется довольно большое, около 10%, изменение давления звуковых волн (т.е. около 1 дБ), и эта величина относительно постоянна для звуков почти любой частоты и интенсивности. Однако, когда интенсивность раздражителя низка, минимальная заметная разница значительно увеличивается, особенно для тонов низких частот. Обертоны в ухе. Характерное свойство почти любого источника звука - то, что он не только производит простые периодические колебания (чистый тон), но совершает и сложные колебательные движения, которые дают несколько чистых тонов одновременно. Обычно такой сложный тон состоит из гармонических рядов (гармоник), т.е. из самой низкой, основной, частоты плюс обертоны, частоты которых превосходят основную в целое число раз (2, 3, 4 и т.д.). Таким образом, объект, колеблющийся с основной частотой 500 Гц, может также производить обертоны 1000, 1500, 2000 Гц и т.д. Человеческое ухо в ответ на звуковой сигнал ведет себя сходным образом. Анатомические особенности уха обеспечивают много возможностей для превращения энергии входящего чистого тона, хотя бы частично, в обертоны. А значит, даже когда источник дает чистый тон, внимательный слушатель может услышать не только основной тон, но и едва воспринимаемые один или два обертона. Взаимодействие двух тонов. Когда два чистых тона воспринимаются ухом одновременно, могут наблюдаться следующие варианты их совместного действия, зависящие от природы самих тонов. Они могут маскировать друг друга, взаимно уменьшая громкость. Это чаще всего происходит, когда тоны не сильно различаются по частоте. Два тона могут соединяться друг с другом. При этом мы слышим звуки, соответствующие либо разнице частот между ними, либо сумме их частот. Когда два тона очень близки по частоте, мы слышим единый тон, высота которого примерно соответствует данной частоте. Этот тон, однако, становится то громче, то тише, поскольку два слегка несовпадающих акустических сигнала непрерывно взаимодействуют, то усиливая, то гася друг друга. Тембр. Объективно говоря, одни и те же сложные тоны могут различаться по степени сложности, т.е. по составу и интенсивности обертонов. Субъективной характеристикой восприятия, в целом отражающей особенность звука, является тембр. Таким образом, ощущения, вызванные сложным тоном, характеризуются не только определенной высотой и громкостью, но и тембром. Некоторые звуки кажутся богатыми и полными, другие - нет. Благодаря прежде всего различиям в тембре мы среди множества звуков узнаем голоса различных инструментов. Ноту ля, взятую на рояле, легко отличить от той же ноты, сыгранной на рожке. Если, однако, умудриться отфильтровать и заглушить обертоны каждого инструмента, эти ноты нельзя будет различить. Локализация звуков. Человеческое ухо не только различает звуки и их источники; оба уха, работая вместе, способны довольно точно определять направление, откуда идет звук. Поскольку уши расположены с противоположных сторон головы, звуковые волны от источника звука достигают их не совсем одновременно и воздействуют с несколько разной силой. За счет минимальной разницы во времени и силе мозг довольно точно определяет направление источника звука. Если источник звука находится строго спереди, то мозг локализует его вдоль горизонтальной оси с точностью до нескольких градусов. Если источник смещен в одну из сторон, точность локализации чуть-чуть меньше. Отличить звук сзади от звука спереди, а также локализовать его вдоль вертикальной оси оказывается несколько труднее. Шум часто описывают как атональный звук, т.е. состоящий из различных. не связанных между собою частот и потому не повторяющий достаточно последовательно такого чередования волн высокого и низкого давления, чтобы получалась какая-то определенная частота. Однако фактически почти любой "шум" имеет свою высоту, в чем нетрудно убедиться, слушая и сравнивая обычные шумы. С другой стороны, любой "тон" имеет элементы шероховатости. Поэтому различия между шумом и тоном трудно определить в этих терминах. В настоящее время наблюдается тенденция определять шум скорее психологически, чем акустически, называя шумом просто нежелательный звук. Уменьшение шума в этом смысле стало насущной современной проблемой. Хотя постоянный сильный шум, без сомнения, приводит к глухоте, а работа в условиях шума вызывает временный стресс, все же он оказывает, вероятно, менее длительный и сильный эффект, чем ему иногда приписывают. Аномальный слух и слух животных. Естественным стимулом для человеческого уха является звук, распространяющийся в воздухе, однако на ухо можно воздействовать и другими способами. Всем, например, хорошо известно, что звук слышен под водой. Также, если приложить источник колебаний к костной части головы, за счет костной проводимости появляется ощущение звука. Это явление весьма полезно при некоторых формах глухоты: небольшой передатчик, приложенный непосредственно к сосцевидному отростку (части черепа, расположенной сразу за ухом), позволяет больному слышать звуки, усиливаемые передатчиком, через кости черепа за счет костной проводимости. Конечно же, слухом обладают не только люди. Способность слышать возникает на ранних ступенях эволюции и существует уже у насекомых. Разные виды животных воспринимают звуки различных частот. Одни слышат меньший, чем человек, диапазон звуков, другие - больший. Хороший пример - собака, чье ухо чувствительно к частотам за пределами человеческого слуха. Одно из применений этого - производство свистков, звук которых не слышен человеку, но достаточен для собаки. Более полная информация о слухе животных содержится в статьях, посвященных отдельным видам. См. также <<ЗВУК И АКУСТИКА>>; <<УХО>>.
Современная Энциклопедия
СЛУХ, восприятие звуковых колебаний органами слуха. У млекопитающих и человека звуки, улавливаемые ушной раковиной (наружное ухо), вызывают вибрацию барабанной перепонки и затем через систему слуховых косточек (среднее ухо) передаются во внутреннее ухо, где вызывают возбуждение рецепторных клеток. Человек воспринимает колебания частотой от 10 - 20 Гц до 20 кГц, дельфины - 100 Гц - 200 кГц, рыбы - 50 Гц - 5 кГц, насекомые - 0,2 - 500 кГц.
Медицинская энциклопедия
I
(auditus)
функция, обеспечивающая восприятие человеком и животными звуковых сигналов.
Механизм слухового ощущения обусловливается деятельностью слухового анализатора. Периферическая часть анализатора включает наружное, среднее и внутреннее ухо. Ушная раковина преобразует поступающий извне акустический сигнал, отражая и направляя в наружный слуховой проход звуковые волны. В наружном слуховом проходе, выступающем в роли резонатора, изменяются свойства акустического сигнала — увеличивается интенсивность тонов частотой 2—3 кГц. Наиболее значительное преобразование звуков происходит в среднем ухе (<<Среднее ухо>>). Здесь вследствие разницы площади барабанной перепонки и основания стремени, а также благодаря рычажному механизму слуховых косточек и работе мышц барабанной полости значительно нарастает интенсивность проводимого звука при уменьшении его амплитуды. Система среднего уха обеспечивает переход колебаний барабанной перепонки на жидкие среды внутреннего уха (<<Внутреннее ухо>>) — перилимфу и эндолимфу. При этом нивелируется в той или иной степени (в зависимости от частоты звука) акустическое сопротивление воздуха, в котором распространяется звуковая волна, и жидкостей внутреннего уха. Преобразованные волны воспринимаются рецепторными клетками, расположенными на базиллярной пластинке (мембране) улитки, которая колеблется на различных участках, довольно строго соответствующих частоте возбуждающей ее звуковой волны. Возникающее возбуждение в определенных группах рецепторных клеток распространяется по волокнам слухового нерва в ядра ствола мозга, подкорковые центры, расположенные в среднем мозге, достигая слуховой зоны коры, локализующейся в височных долях, где и формируется слуховое ощущение. При этом в результате перекреста проводящих путей звуковой сигнал и из правого, и из левого уха попадает одновременно в оба полушария головного мозга. Слуховой путь имеет пять синапсов, в каждом из которых нервный импульс кодируется по-разному. Механизм кодирования остается до настоящего времени окончательно не раскрытым, что существенно ограничивает возможности практической аудиологии.
Среди звуковых сигналов, воспринимаемых человеческим ухом, большую роль играют шумы, тоны, их доли и сочетания (см. <<Звук>>). Способность воспринимать высоту, громкость, тембр, взаимосвязь музыкальных звуков обозначают термином «музыкальный слух». Некоторые люди способны определять высоту звука лишь сравнив его с другим звуком, высота которого заранее известна (относительный музыкальный слух), другие могут узнавать высоту звука без предварительного сопоставления его с другими звуками (абсолютный музыкальный слух), воспринимать многоголосую музыку (гармонический слух), а также представлять музыку в воображении, без ее исполнения и восприятия (так называемый внутренний слух).
Считалось, что ухо человека воспринимает звуковые сигналы частотой от 16—20 Гц до 15—20 кГц. Впоследствии было установлено, что человеку в условиях костного проведения свойственно восприятие звуков, имеющих более высокую (до 200 кГц) частоту, т.е. ультразвука. При этом с нарастанием частоты ультразвука чувствительность к нему понижается. Факт слухового восприятия человеком ультразвуков укладывается в существующие ныне представления об эволюции слуха, ибо эта особенность присуща всем без исключения видам млекопитающих. Измерение чувствительности к ультразвукам имеет большое значение для оценки состояния слуха человека, расширяя и углубляя возможности аудиометрии.
Важной характеристикой С. является его острота, или слуховая чувствительность, которая определяется показателем, равным минимальной величине звукового раздражителя, вызывающего слуховое ощущение. Существует мнение о некотором преобладании слуховой чувствительности у мужчин. Наибольшей слуховой чувствительностью человек обладает в отношении звуков частотой 1—3 кГц. При звуках более низкой или более высокой частоты слуховая чувствительность притупляется, при этом повышается порог слышимости, характеризующийся минимальной интенсивностью звукового импульса, вызывающего слуховое ощущение. Особенно круто повышаются пороги слышимости в сторону низких частот. Однако такая конфигурация пороговых кривых существует только при воздушном проведении звуков. При костном проведении пороги слышимости при воздействии звуковых импульсов низких и средних частот располагаются довольно монотонно. Лишь на частоте более 10 кГц происходит их неуклонное и резко выраженное повышение, и именно в этой области частот слух человека характеризуется малой устойчивостью к действию различных, в т.ч. патогенных, агентов.
Слуховая чувствительность подвержена значительным возрастным колебаниям. Развитие слуха у ребенка начинается с первых недель после рождения, но происходит довольно медленно. Даже у детей от 4 до 10 лет слуховая чувствительность на 6—10 дБ ниже, чем у взрослых. Лишь к 12—14 годам острота С. достигает максимального уровня и, по некоторым данным, даже превосходит остроту слуха у взрослых. С возрастом С. снижается; этот процесс получил название пресбиакузиса, или старческой тугоухости, — одного из проявлений старения организма. Начальные признаки пресбиакузиса могут быть обнаружены уже после 40 лет, а по некоторым данным, и после 30 лет. При этом возраст, в котором снижается слух, и степень снижения слуха в значительной мере зависят от постоянного проживания в городской или сельской местности, перенесенных заболеваний, работы в шумной обстановке, особенностей наследственности и др. Снижение С. обнаруживается главным образом на высоких частотах. Как правило, слуховое восприятие речи у пожилых людей нарушается в большей степени, чем чистых тонов. Особенно заметны эти нарушения в шумной обстановке. Наибольшее значение в механизме пресбиакузиса имеют нарушения центрального генеза, вместе с тем в далеко зашедших случаях старческой тугоухости наблюдаются уменьшение числа и грубые изменения в рецепторных клетках улитки, атрофия и некроз ядер, характерные для всех центров слухового пути, изменения в звукопроводящих структурах среднего уха (повышение вязкости синовиальной жидкости и ограничение подвижности суставов между слуховыми косточками). В немалой степени развитию пресбиакузиса способствуют атеросклеротические изменения сосудов, прямо или косвенно участвующих в кровоснабжении внутреннего уха. Возрастные нарушения С. усугубляются постоянным действием на организм бытового и транспортного шума, а также усиливающей акустической аппаратуры, что обусловило появление термина «социакузис».
Огромное воздействие на состояние С. оказывают профессиональные факторы, связанные с работой на шумных производствах. Степень выраженности слуховых нарушений зависит от силы, спектрального состава, непрерывности или прерывистости действия шума, сочетания его с вибрацией, длительности работы в условиях шума, который оказывает неблагоприятное воздействие не только на функции слухового анализатора, но и на деятельность центральной и вегетативной нервной системы, сердечно-сосудистой системы и других органов и систем (см. <<Шум>>).
Состояние слухового анализатора в условиях большой звуковой нагрузки, а также при необходимости повышения слухового восприятия в неблагоприятных условиях (например, в условиях шума) поддерживается рядом физиологических механизмов, среди которых важное место занимает слуховая адаптация. Она заключается в постепенной нормализации слуховых рогов после относительно длительного воздействия на ухо тонов или шумов высокой интенсивности, приводящего к временному повышению порогов слышимости. Различают две формы слуховой адаптации: долговременная — восстановление С. происходит медленно (на протяжении минуты или десятков секунд); быстрая, или кратковременная, — С. восстанавливается в пределах десятков или сотен миллисекунд. Кроме того, существует адаптация, заключающаяся в исчезновении ощущения звука пороговой интенсивности (пороговая адаптация), которая оценивается по времени исчезновения слухового ощущения. Исследование слуховой адаптации нашло применение в диагностике слуховых расстройств.
Ухо человека достаточно устойчиво к действию звуков высокой интенсивности. Лишь когда эта интенсивность достигает 90—100 дБ (в зависимости от частоты) над порогом слышимости, возникающее ощущение становится неприятным для здорового человека. Поэтому указанную интенсивность звукового давления называют уровнем слухового дискомфорта, определение которого имеет существенное диагностическое значение. Когда интенсивность звука достигает 140 дБ, в ухе возникает чувство боли (болевой порог звукового раздражения).
Большое значение имеет способность устанавливать расположение источника звука, что помогает человеку (и животным) ориентироваться в окружающей среде. Это явление получило название пространственного слуха, или ототопики. Долгое время считалось, что ототопика осуществляется за счет бинаурального (двуушного) С. позволяющего установить местоположение источника звука в горизонтальной плоскости. Механизм ототопики заключается в том, что отклонение источника звука от средней линии способствует поступлению звуковых импульсов различной интенсивности в каждое ухо и через разные промежутки времени. Однако позже было установлено, что человек может различить положение источника звука и в вертикальной плоскости, что возможно лишь в отношении комплексных звуков (шумов различного состава), но не в отношении чистых тонов. Это происходит за счет моноаурального слуха, механизм которого до сих пор не выяснен. Очевидно лишь, что осуществление слуховой функции в этом случае происходит не по классическому слуховому пути, а через ретикулярную формацию. Исследование пространственного слуха, в частности в вертикальной плоскости, используется в аудиологической практике, т.к. позволяет обнаруживать ранние формы определенных нарушений слуха.
Исследование С. проводят для оценки его состояния, особенно при слуховых расстройствах. Среди существующих методов не утратили своего значения камертональные опыты, или пробы, и установление восприятия разговорной и шепотной речи. Наиболее распространенными способами оценки слуха в диагностики тугоухости являются измерение порогов слышимости чистых тонов и разборчивость записанной на ленте магнитофона и воспроизводимой через аудиометр речи определенной интенсивности (см. <<Аудиометрия>>, <<Тугоухость>>). Важное значение имеет и так называемая объективная аудиометрия, включающая два метода исследования. Один из них заключается в регистрации с поверхности головы (в теменной области) электрических потенциалов в ответ на различные акустические стимулы (от коротких щелчков, еще не имеющих окраски тона, до тональных минимальной длительности воздействий). Ответ, вызванный коротким акустическим импульсом, характеризует деятельность стволовых образований слухового анализатора. Другой основан на регистрации электрического потенциала, получаемого при длительном акустическом воздействии. Он позволяет судить о состоянии слуховых зон коры головного мозга. Основным параметром служит латентный период — от момента воздействия звукового стимула до возникновения того или иного компонента ответной реакции, который может быть коротколатентным, длиннолатентным и среднелатентным и характеризует функциональное состояние того или иного участка слухового анализатора. При различных формах тугоухости наблюдаются изменения (увеличение или уменьшение) величины латентного периода, а также (в меньшей степени) изменения амплитуды потенциалов. Несколько меньшую информацию дает отведение биопотенциалов от области улитки (электрокохлеография). В связи с малой амплитудой регистрируемых электрических потенциалов для получения четких ответов о латентности, а также правильной и более объективной информации используют компьютерную аудиометрию, которая имеет наибольшее значение при обследовании детей раннего возраста, когда у них еще не может формироваться субъективный ответ на действие звука. С помощью вызванных электрических потенциалов можно также обследовать состояние С. у развивающегося плода. Метод вызванных потенциалов важен для дифференцирования таких форм тугоухости, которые не выявляются обычными конвенциональными (субъективными) методами; при этом, однако, следует учитывать, что в ряде случаев электрический потенциал может возникнуть и у лиц с резко выраженной тугоухостью и полной глухотой.
Другим методом объективной аудиометрии является импедансометрия — измерение акустического сопротивления барабанной перепонки (так называемого входного импеданса, или импеданса среднего уха), позволяющее оценивать подвижность структур среднего уха благодаря рефлексу стременной мышцы и в меньшей мере мышцы, напрягающей барабанную перепонку. Т.к. звуковое раздражение проходит центростремительно по слуховому нерву, а центробежно по лицевому, метод может применяться как при ипсилатеральном (раздражение и ответ с одного и того же уха), так и при контралатеральном (раздражение с одного уха, ответ — с противоположного) варианте. Сопоставление двух рефлексов дает возможность проводить дифференциальную и топическую диагностику нарушений слуха. Разновидностью импедансометрии является тимпанометрия — измерение импеданса среднего уха путем дозированного изменения давления в наружном слуховом проходе, наибольшее значение имеет для ранней диагностики поражений среднего уха, особенно у детей. Из других объективных методов оценки С. могут использоваться ауропальпебральный (реакция век) и ауропупиллярный (зрачковая реакция) и другие безусловные рефлексы, которые, однако, ввиду быстрого угасания не находят широкого распространения.
Нарушения С. в большинстве случаев в виде снижения его остроты (см. <<Тугоухость>>) могут быть обусловлены различными причинами, среди которых большое значение имеют наследственность, побочное действие некоторых лекарственных веществ, в первую очередь антибиотиков и мочегонных средств, пороки развития, инфекционные, в т.ч. вирусные, болезни. Снижение остроты С. в таких случаях может достигать значительной выраженности, вплоть до глухоты. Тяжесть нарушений и трудность (часто невозможность) восстановления слуховой функции при этом связаны главным образом с поражением звуковоспринимающих (сенсорных) образований внутреннего уха и слухового нерва (нейросенсорная тугоухость). Нарушения С. возникают вследствие повышения давления эндолимфы на чувствительные клетки внутреннего уха, которое наблюдается при Меньера болезни (<<Меньера болезнь>>). Несмотря на то, что повышение давления при этом имеет преходящий характер, снижение С. прогрессирует не только во время обострений болезни, но и в межприступный период. Легче протекают нарушения С., обусловленные изменениями в структурах среднего уха как воспалительного (например, при <<Отит>>е), так и невоспалительного (при <<Отосклероз>>е) характера. Поскольку такого рода изменения касаются только звукопроводящих образований и не распространяются на звуковоспринимающие нервно-эпителиальные структуры, вызываемая ими тугоухость называется кондуктивной. Кондуктивная тугоухость у большинства больных достаточно успешно корригируется оперативным путем в отличие от нейросенсорной тугоухости, при которой лечение, как правило, не эффективно. В этих случаях реэдукация слуха (реабилитация больных) происходит с помощью тренировки и использования слуховых аппаратов (см. <<Слухопротезирование>>).
Более редкими формами нарушения С. являются гиперакузия, заключающаяся в повышенной чувствительности к звуковому раздражению, даже к обычной речи (может наблюдаться при поражении лицевого нерва); двоение звука (диплакузия), возникающее при неодинаковом воспроизведении левым и правым ухом высоты звукового сигнала; паракузия — улучшение остроты слуха в шумной обстановке, характерная для отосклероза.
Библиогр.: Радионова Е.А. Анализ звуковых сигналов в слуховой системе, Л., 1987; Сагалович Б.М. Слуховое восприятие ультразвука, М., 1988; Тугоухость, под ред. Н.А. Преображенского, с. 10, М., 1978; Физиология сенсорных систем, под ред. А.С. Батуева, с. 159, Л., 1976; Шидловская Т.В. Клинико-аудиологические взаимосвязи при заболеваниях периферического отдела звукового анализатора, Киев, 1985.
II
(auditus)
восприятие звуковых колебаний, осуществляемое органом слуха и слуховым анализатором.
Слух бинауральный (a. binauralis, лат. bini по два, пара + auris ухо) — С. при восприятии обоими ушами; обеспечивает способность определять направление на источник звука.
Слух моноауральный (a. monoauralis; греч. monos один + лат. auris ухо) — С. при восприятии одним ухом, т.е. при глухоте на другое ухо или искусственном выключении его функции.
Идеографический словарь
^ способность
^ восприятие, звук
слух - способность (органы) восприятия звуковых колебаний.
слышаться. послышаться. прослушиваться. заслышаться.
слышать.
услышать. заслышать. расслышать.
с голоса [с голосу] (запоминать #).
на слух (# определял, как работает мотор).
фоно... (фонометр).
v глухота
Орфографический словарь Лопатина
слух, слух, -а
Словарь Даля
муж. одно из пяти чувств, коим распознаются звуки; орудие его ухо. Слух тупой, тонкий. У глухих и безухих животных слух заменяется чувством сотрясения. Идти на слух, искать по слуху.
Музыкальное ухо, внутренее чувство, постигающее взаимный склад и согласие звуков. У кого слуху нет, тот поет и играет неверно. И самое тонкое, чуткое ухо нередко бывает без слуха.
Молва, вести, наслух, говор в народе, слава, огласка. Слух носится, будто набор сказан. Слухи ветром носит. О нем слух заглох. Ни вестей, ни слуху. Ни слуху, ни духу. О нем ни слуху, ни послуху. Слухи о нем нехороши. Не всякому слуху верь. Чужих слухов не оберешься. Слухом земля полнится (а причудами свет). Страшна Сибирь слухом, а люди лучше нашего живут.
Слух и слухи, продушина, отверстие, проем, для слуху, для услышания чего, чтобы прислушиваться. Слух в кровле, слуховое окно, хотя тут нечего слушать. Слухи в покоях, проемы в соседние комнаты, окошечки, или трубки, проводимые для призыва или приказаний.
воен. колодец или подземный ход в крепости, откуда наслушивают подземные работы осаждающих.
·стар. слуховая, сторожевая башня. Слух, у рыбаков, бичевка, которую наслушивают рукою, чтобы слышать, когда рыба толкнется. Играть на слух, не зная нот, не учась. Быть на слуху, сторожить во все уши. Весной заяц на слуху, вдали вскакивает. Быть под слухом, под нареканием. За слухами в Москву пошел, за новостями. Жить за слухом, вдали, в глуши. Живет на слуху, а ест требуху. Слуховой, ко слуху, чувству слуха относящийся. Слуховые орудия. Слуховая перепонка, - косточки. Слуховой рожок, который тугоухие прикладывают себе к уху, чтобы получше слышать. Слуховое окно, слух. Слухать ·*южн., ·*зап., ·*сев. слушать, прислушиваться, вслушиваться, стараться услышать; внимать, наострить уши, преклонять слух. Слушай! воен. предварительное слово, в строю, чтобы все слушали и исполняли команду.
Взаимный оклик, в ночную пору, часовых. Все говорят, а никто не слушает. И не слушает, да слышит. Кот и слушает, да кушает. Слушать музыку. Слушать речь. Глухой и слушает, да не слышит. Слухай, що я табе скажу, ·*тамб. Есть что слушать, да нечего кушать. Слушанное дело, ·приказн. заслушанное, читанное в заседании. Слушать под окном, род гадания. На то два уха, чтоб больше слухать. Два уха, а рот один, и у того дел службы: больше слушай, меньше говори. Все мы говорим, да слушать-то некому. Кушай вареное, да слушай говореное. Что поставят, то и кушай, а хозяина дома слушай. Люди говорят, так люди и слушают. Всякого слушать, так ни в гостях, ни дома не кушать. Не вашей бы чести слушать наши речи. Учить того, кто слушает, бить, кто плачет, просить, кто дает. Говори, я слушать стану (как врешь). Жаловался всем, да никто не слушает. Бей, да наперед слушай. Хоть бей, да слушай.
Слушать, слухать кого, или -ся кого, повиноваться, быть в послушании, следовать кому, уважать и исполнять советы, приказания. Не слушаешь отца-матери, послушаешься телячьей шкуры. Он миня вовси ни слухаить, тольки словеть что сын, ·*тамб. Слушаю-с, обычный вежливый ответ того, кому отдают приказания. Кто кого любит, тот того и слушается. Делай за семерых, а слушайся одного. Иван Марьи не слушается: сам приказывать горазд. Дал Бог отца, что и родного сына не слушается!
Слушать или наслушивать рукой, чутко напрягать осязание, щупать, ощущать. Вслушиваться во что. Выслушать кого. Дослушать конец. Заслушать бумагу, приказное. Наслушались мы угроз. Остукать, ослушать грудь больного, врачебное. Отслушали обедню. Послушайся меня. Подслушивать под окном. Переслушать все причины. Прислушаться к чему. Мне эта песня прислушалась. Прослушай меня, урок мой. Я не расслушал, что вы сказали Он ослушается, не повинуется. Слухание ср., ·*южн., ·*зап., ·*сев. слушание, ·сост. по гл. или действие по гл. Красна речь слушанием, а беседа смиреньем. Слухмяный ·*южн., ·*тамб., ·*костр. послушный, послушливый, поводливый, покорный. Слуховитый ·*пск. то же;
чуткий на ухо. Слушатель, -ница, кто слушает, говорящего, читающего или преподаюшего. Слушальник муж. -ница ·*арх.-он. наряженый, святочник, слушает под окнами. Слушальщик, -щица, приставленный где-либо нарочно для слушания или подслушивания.
Приказчиков-то много, да слушальщиков нет, никто не слушается. Слышать что, или слыхать, слыхивать что о чем, познавать, усвоять себе слухом, чувством слуха; чуть ·*южн. Можно слышать, не слушая, не обращая внимания на звуки, или даже не желая слышать, и можно слушать, стараться услыхать, но не слышать. Слышу знакомые шаги. Какую я певицу слышал!
Слышать иногда вообще чувствовать, осязать, особенно обонять, и говорится о четырех чувствах, кроме зрения. Я никогда почти угару не слышу, носом, обонянием. Язык не лопатка, слышит, что горько, что сладко, познает вкус. У слелых осязание бывает так тонко, что они пальцами слышат, где очко на карте. Удильщик слышит, когда рыба клюнет. Собака слышит чутьем. Также о внутреннем чувстве: Сердце слышит горе, предвещает. Душа видит, сердце слышит. Слышать более относится к орудию и чувству слуха, а слыхать - к вестям, слухам, что слышат. Что слыхать какая молва, вести, что нового. Слыхивали мы слухи, видывали виды, нас не удивишь. Слышали вы о пожаре Дело неслыханное, невиданное! Я слышу, вы уезжаете от нас говорят. О наших ничего не слыхать, не слышно, нет вестей. Говори громче, он не слышат, туг на ухо. За ветром не слыхать, не слышно. Слыхивали мы слухи (или: сказки). Что без нас было - слышали, что при нас будет - увидим. Слыхом не слыхать, видом не видать. Земли под собой не слышит. Войну хорошо слышать, да тяжело видеть. И гость не слыхал, как хозяин вздыхал. Речи-то слышим, а сердца не видим. Чего не слышишь, о том и не думаешь (и не тужишь). Всяк бы про девушку слышал, да не всяк бы ее видел. Он слышат, как трава растет.
Слышать, ·*сиб. о языке, разуметь, понимать. Это якут, он по-русски не слышит. Он не говорит по-коряцки, а слышит. -ся, быть слышиму. Издали слышится гром пушек. Здесь слышится горелый запах, слышен. В толпе слышались одиночные клики. Не слышится здесь про такого человека, не слыхать, не слышно. Недослышу, глуховат. Наслышался я там брани. Ослышался, ошибся слухом. Наслушавая рукою, наслышал толчек. Как послышала об этом, так и обмерла. Прослышали мы про воровство. Я не расслышал его. Я ночью услышал стук. Он услыхал, что его ищут, и бежал. Слышание, действие и ·сост. по гл. Слых ходит, слыхи есть, ·*новг., ·*ниж. слухи, молва, говорят
·*калуж. растение, трава белая и желтая, которою настаивают вино и дают пить оглохшему (Наумов). Слышный, что можно слышать, слышимый, б.ч. нареч. слышно. Голоса в лесу слышны. Бородинская пальба слышна была в Калуге, Рязани, Твери, Владимире и Ярославле. Клев дятла слышен далеко по лесу. Что слышно нового Его тут и не слышно, он тихо, скромно живет. Перец слышен на языке. Серный запах слышен. В воздухе слышна сырость. Слышно, говорят, молва, слух идет. Слышкое ухо, чуткое, тонкий слух. Неслышкая баба, ·*ниж. тугоухая, глухая. Слышатель, вообще, слышавший что-либо. Бывайте творцы слова, и не точию слышатели, Иак. Слышательный нерв, проводник слуха, проходящий во внутренее ухо, лучше слуховой.
Словарь Ожегова
СЛУХ, -а, муж.
1. Одно из внешних чувств человека и животного, органом к-рого служит ухо, способность воспринимать звуки. Острый с. Воспринимать на с. Превратился (обратился) в с. кто-н. (начал внимательно слушать).
2. Способность правильно воспринимать и воспроизводить музыкальные звуки. Музыкальный с. Абсолютный с. Играть по слуху или на с. (без нот).
3. Молва, известие о ком-чём-н. (обычно ещё ничем не подтверждённое). Пустить с. Ложные слухи. Не всякому слуху верь (посл.). Слухом земля полнится (посл.).
• Ни слуху ни духу о ком (чём) (разг.) нет никаких известий.
На слуху что (разг.) о том, что постоянно звучит, слышится в речи, в разговорах.
прил. слуховой, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). С. нерв. С. аппарат (для людей с ослабленным слухом).
• Слуховое окно окно на чердаке, в крыше.
Словарь синонимов Абрамова
см. весть, известие, чувство || ни слуху ни духу, по слухам
Словарь Ушакова
*****
полагаясь на свою память).
2. перен. Молва, весть, известие о ком-чем-нибудь. «Слухом земля полнится.» (посл.) «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой.» Пушкин. «О нем долго не было слуха.» Герцен. «Всякие слухи о нем замерли, точно он исчез с лица земли.» А.Тургенев.
Известие, сообщение о чем-нибудь происшедшем или предстоящем, нуждающееся еще в проверке. «Слух о его успехах снова распространился.» Пушкин. «Не всякому слуху верь.» (посл.) Паникеры распространяют тревожные слухи. О гибели парохода циркулировали самые невероятные слухи. «Необходимо слух, рассеянный расстригой, уничтожить.» Пушкин. По слухам, дела его идут отлично. «Слухам, известно, верить нельзя: чего не выдумают!» Григорович.
• Ни слуху ни духу - см. дух. Обратиться в слух - начать очень внимательно слушать чего-нибудь, прислушиваться к чему-нибудь. Приклонить или склонить слух - см. приклонить, склонить.
Толковый словарь Ефремовой
м.
1)
а) Одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки при помощи специального органа - уха.
б) Способность правильно воспринимать и воспроизводить музыкальные звуки.
2) перен. Весть, известие о ком-л., чем-л.
Этимологический словарь Крылова
Это слово образовано от той же основы, что и глагол слыть, ведь слыть буквально означает "быть услышанным".
Большой психологический словарь
(англ. audition, hearing) — способность человека (живого организма) с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. В основе С. лежит деятельность слухового анализатора, который связан с др. анализаторами и эфферентными системами.
Первоначальными, жизненно важными стимулами, формировавшими С., были звуки и шумы неживой и живой природы. Для человека особым, чрезвычайно важным фактором формирования слуховой функции является членораздельная речь, акустические характеристики которой находят определенное отражение в соответствующих характеристиках С. Помимо речевых имеется ряд др. культурных форм звуков, таких как музыкальные звуки, звуки трудовых процессов и т. п., которые, однако, не привели к формированию особых параметров С. в филогенетическом смысле, а только определили его частные навыки и способности (напр., С. музыканта, врача, регулировщика машины и т. п.). Возможности С. ограничены теми формами отражения объективного звукового материала, которые жизненно необходимы субъекту как биологической и социальной единице. Поэтому некоторые звуковые явления (напр., инфра- и ультразвуки во всех их формах) остаются за рамками человеческого С.
Как и для любой др. сенсорной системы, основной особенностью действия С. является отражение внешнего мира в форме адекватного образа, т. е. в данном случае — звукового. Простейший звуковой образ содержит 3 параметра, определенно связанные с объективными характеристиками звуков: громкость (соответствует интенсивности), высота (соответствует частоте) и тембр, или «окраска» (соответствует структуре звукового спектра).
На средних уровнях интенсивности стимулов для С. характерна логарифмическая зависимость уровня ощущения (громкости) от силы воздействия стимулов (масштаб равных относительных приращений), которая утверждается в законе Фехнера. См. также Абсолютный слух, Адаптация слуховая, Аудиометрия, Акустика психологическая, Акустика физиологическая, Белый шум, Бинауральный слух, Восприятие сложных звуков, Децибел, Музыкальный слух, Острота слуха, Психология глухих, Слуховой анализатор, Спектр звуковой, Фонематический слух. Добавление: Слуховые ощущения различаются по высоте, громкости и тембру. Высота зависит от частоты колебаний звуковой волны, которая измеряется в герцах (Гц). Человеческий С. характеризуется сравнительно большим диапазоном различения частот колебаний звуковых волн (от 16 до 20 000 Гц). Границей слышимых звуков в отношении низких частот является граница инфразвуков, а в отношении высоких частот — граница ультразвуков. Верхняя граница воспринимаемых частот у взрослого человека каждые 6 мес снижается примерно на 80 Гц.
Громкость определяется в основном амплитудой колебаний (интенсивностью) звуковой волны, но зависит и от частоты. Весь диапазон интенсивности звуков, воспринимаемых человеком, составляет 130 дБ. Звук интенсивностью свыше 130 дБ вызывает ощущение боли в ушах. За единицу громкости принят «сон». Один сон соответствует громкости тона 1000 Гц на уровне 40 дБ (фонов) выше порога.
Тембр определяется формой колебаний звуковой волны и зависит от источника звука — колеблющегося тела. Звуки, производимые различными музыкальными инструментами, человеческие голоса имеют свой, присущий им тембр. По тембру часто легко определить характер звучащего тела (металл, стекло и т. п.).
С., как и зрение, имеет огромное значение в жизни человека. Слуховой анализатор адекватно отражает окружающую среду в таких условиях, когда работа зрительного анализатора затруднена: напр., в условиях кислородного голодания на больших высотах, при воздействии больших положительных ускорений, в состоянии невесомости, в условиях ограниченной видимости и т. п.
К слуховым ощущениям относятся ощущения музыкальных звуков и шумов. Музыкальные звуки вызываются периодическими воздушными колебаниями, шумы — апериодическими. Громкий шум неблагоприятно воздействует на организм человека и вызывает у него неприятные ощущения. Уровень шума измеряется шумомером и выражается в единицах интенсивности (дБ). Сильный производственный шум снижает работоспособность человека, производительность труда, увеличивает вероятность развития неврозов, ухудшает зрение, вызывает головные боли и усталость, является причиной снижения внимания и увеличения времени реакции. Отрицат. воздействие шума возрастает с увеличением его интенсивности. Шум с переменной интенсивностью более вреден, чем шум постоянной интенсивности. В соответствии с уровнем шума цеховые помещения делятся на очень шумные (выше 90 дБ), шумные (70-90 дБ) и малошумные (менее 70 дБ). Длительное воздействие шума интенсивностью ок. 90 дБ снижает производительность труда на 30-66%. При уровне шума свыше 120 дБ необходимо использовать защитные шлемы. Границей, выше которой нельзя допускать длительного воздействия шума на человека (без защитных приспособлений), является 135 дБ. Интенсивность импульсного разового шума не должна превышать 150 дБ. При работе в шумном помещении должны быть предусмотрены длительные интервалы тишины, необходимые для отдыха органов С. и предотвращения слуховой усталости. При умственной работе, требующей длительного сосредоточения, предельно допустимый уровень шума составляет 40 дБ. Если работа требует периодического использования телефона, уровень шума, измеренный ок. телефонного аппарата, не должен превышать 50-55 дБ, уровень шума в 75 дБ полностью исключает возможность использования телефонной связи. (Т. П. Зинченко.)
Словарь практического психолога
— способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним во внешней среде посредством анализатора слухового. Отражение процессов внешнего мира в системе слуховой происходит в форме образа звукового, в коем можно выделить три параметра:
1) громкость — которая соотносится с интенсивностью раздражителя звукового;
2) высоту — соотносимую частоте;
3) тембр, или окраска — для звуков сложных, соотносимый со структурой звукового спектра.
Научнотехнический Энциклопедический Словарь
СЛУХ, функция восприятия ЗВУКА (звуковых колебаний). Человек и многие другие млекопитающие могут слышать, когда звуковые колебания воздействуют на барабанную перепонку УХА. Колебания перепонки посредством трех маленьких костей передаются УЛИТКЕ. В улитке рецепторы преобразуют колебания в нервные импульсы, которые передаются через слуховой нерв в мозг, где интерпретируются как звук.
Слух. Человек воспринимает частоты от 20 копебаний в секунду до 20 000 колебаний. Некоторые животные способны издавать звуки за пределами этих границ. Таблица показывает пределы частот, воспроизводимых летучими мышами, дельфинами, кузнечиками, и, для сравнения — границы воспроизведения частот птиц и собак. Музыкальные инструменты имеют два вида частотных уровней: высоту звуков, которые могут быть сыграны (показаны сплошной пинией) и высоту обертонов, дополняющих основные звуки(пунктирная линия). Границы показаны для скрипки, семейства саксофонов (от баса до сопрано) и арфы. Для сравнения до первой октавы выделено желтым цветом.
Энциклопедия афоризмов
ГОЛОС И СЛУХ
см.также ПЕВЦЫ
Голос - второе лицо.
•Жерар Боэ
На свете нет зрелища прекраснее, чем прекрасное лицо, и нет музыки слаще, чем звук любимого голоса.
•Жан Лабрюйер
Нет музыки слаще, чем ангельские голоса ребятишек, если не особенно вслушиваться в произносимые ими слова.
•Логан Пирсолл Смит
Пластинки нашей молодости хрипят нашим голосом.
•Станислав Ежи Лец
Чем выше голос, тем ниже интеллект.
•Эрнест Ньюмен
Невинность и голос рано или поздно теряют.
•Ежи Вальдорф
Чем слабее слух певца, тем громче должны быть аплодисменты.
•Михаил Тенин
Я знал субъекта с абсолютно фальшивым слухом; и если бы он еще подвел под него теорию, то, несомненно, сделал бы эпоху в истории музыки.
•Станислав Ежи Лец
Валаамова ослица заговорила человеческим голосом. Иным актерам стоило бы последовать ее примеру.
•Станислав Ежи Лец
Все-таки жаль немого кино. Какое удовольствие было видеть, как женщина открывает рот, а голоса не слышно.
•Чарлз Чаплин
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: СЛУХ


будет выглядеть так: Что такое СЛУХ