Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

СКОВОРОДА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Григорий Саввич [22.11(3.12).1722, с. Чернухи Полтавской губернии, — 29.10(9.11).1794, с. Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской области], украинский философ, поэт, педагог. Учился в Киево-Могилянской академии. В 1750—53 (по др. данным, 1747—1750) был за границей (Токай, Будапешт, Братислава и др.); по возвращении преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был домашним учителем в с. Каврай. С 1759 около десяти лет, с перерывами, преподавал гуманитарные дисциплины в Харьковском коллегиуме. С 70-х гг. вёл образ жизни странствующего нищего философа; сочинения его при жизни распространялись в рукописях.
         С. был тесно связан с традициями демократической украинской культуры, из которой черпал образцы народной антиклерикальной сатиры. Как крестьянскому просветителю ему свойственно критическое отношение не только к феодальной, но и к раннебуржуазной идеологии с её культом материального довольства и преуспевания.
         Философское учение С., изложенное в его диалогах и трактатах, исходит из идеи трёх «миров»: макрокосма, или вселенной, микрокосма, или человека, и третьей, «символической» реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей; её наиболее совершенный образец есть, по С., Библия. Каждый из этих миров состоит из «двух натур»: видимой («тварь», сотворённый мир) и невидимой («бог»). В обнаружении невидимой натуры через видимую состоит, по учению С., основная проблема человеческого существования, которая решается в подвиге самопознания, в обнаружении «внутреннего», «сердечного», «единого» человека. Бог понимается не только как заинтересованная в человеке личность, но и как безусловное условие реальности, безличная и умозрительная «форма», законоустрояющая «материю», что даёт возможность говорить о тенденции С. к Пантеизму. При постоянном интересе к библейской проблематике для С. характерно и напряжённое внимание к античному философскому наследию (прежде всего, традиции платонизма). Этический пафос, воспринятый из ветхо- и новозаветных книг, сочетается с пропагандой принципов стоической морали. Эта двойственность симпатий отражена и в стиле философских сочинений С., где пророческие интонации причудливо уживаются с приёмами сократического диалога. В истолковании Библии С. придерживается символического метода александрийской школы (Ориген, Климент Александрийский). Видимо, через Оригена С. воспринял и античное представление о безначальности и бесконечности тварного мира.
         Социальные и педагогические взгляды С. основаны на учении о «сродности», «сродном труде». «Сродность» каждого человека к определённому виду деятельности, физической или духовной, выявляется через самопознание; человек, распознавший свою «сродность», становится воистину счастлив. Согласно С., только через духовное устроение отдельной личности можно придти к идеалу совершенного человеческого общества. Т. к. не всякий человек способен к творческому усилию самопознания, возникает проблема социальной педагогики. Идеальный педагог у С. напоминает сократовскую «родовспомогательницу»: задача наставника — не внушение, не интеллектуальный диктат, а неназойливая, деликатная помощь ученику, занятому поиском истинного призвания, «сродности».
         С. принадлежит сборник стихотворений «Сад божественных песней», в котором преобладают традиции староукраинской песенной лирики, сборник басен в прозе. Литературной манере С. свойственны экспрессивность образов, контрастные переходы от патетики к юмору или гротеску, обилие метафор, антитез, сквозных мотивов, символов. Демократизм стиля, диалогическая, «многоголосая» форма выражения идей ещё при жизни С. способствовали широкой популярности сочинений и личности странствующего философа. Критические мотивы стихотворений и басен С., их своеобразная стилистика были восприняты и развиты в дальнейшем украинской литературой.
         Соч.: Соч., Хар., 1894; Повне зiбрання творiв, т. 1—2, К., 1973; Соч., т. 1—2, М., 1973.
         Лит.: Эрн В. Ф., Г. С. Сковорода, М., 1912; Багалiй Д., Украiнський мандрований (философ Г. Сковорода, [Хар.], 1926; Попов П. М., Григорiй Сковорода, К., 1960; Редько М., Свiтогляд Г. С. Сковороди, Львiв, 1967; Беркович Е. С., Ставинська Р. А., Штраймиш Р. 1., Г. Сковорода. Бioбiблioграфiя, Хар., 1968; Hiженець А. М., На зламi двох свiтiв, Хар., 1970; Педагогiчнi iдеi Г. С. Сквороди. Сб. ст., К., 1972; Табачников И. А., Григорий Сковорода, М., 1972; Махновець Л., Григорiй Сковорода, К., 1972; Лощиц Ю. М., Сковорода, М., 1972.
         Ю. М. Лощиц.
        Г. С. Сковорода.
Современная Энциклопедия
СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722 - 1794), украинский философ, поэт, музыкант, педагог. С 70-х гг. вел жизнь странствующего нищего-философа; сочинения Сковороды распространялись в рукописях. В философских диалогах и трактатах библейская проблематика переплетается с идеями платонизма и стоицизма. Смысл человеческого существования - подвиг самопознания. Автор стихотворений, басен в прозе, песен, кантов, псалмов.
Ономастикон
В старину были известны имена образованные от названий посуды, кухонной утвари. Сковорода, Сковородник - имена из этой группы. (Э) Но имеют различное значение сковорода - кроме того что, кухонная принадлежность, еще и амбала, плоский камень, часть русской печи; сковородник - длинный шест с приспособление для удержания сковороды, им работают около печи. Получается, что люди с похожими фамилиями, могли быть потомками совершенно противоположных по внешнему облику (если имя давалось по внешнему виду) людей. Фамилии без специальных суффиксов - Сковорода, Сковородник - могут быть и русскими но чаще они встречаются в украинском языке.
Русская цивилизация
Григорий Саввич (22.11.1722-29.10.1794), малороссийский философ, поэт, музыкант, педагог. Автор стихотворений, басен, песен, кантов, псалмов. Учился в Киево-Могилянской академии. Пел в придворном хоре в Петербурге. Преподавал в Харьковском колледже. Вел жизнь странствующего философа.
Орфографический словарь Лопатина
сковород`а, сковород`а, -`ы, вин. ск`овород`у, мн. ск`овороды, сковор`од, сковород`ам
Словарь Даля
или сковородка жен. сковрада церк. (см. сквара), кухонная посуда, для жарения, пряжения; железная и чугунная тарелка. Долгая сковорода, противень; глиняная, латка, ладка; соловарная, черен; без закрайков, гладкая, на печенье: лист. Сковородушка яичницы. Прогорелая сковородишка. Пудовая сквородища. Сковородочка серебряная. В лесу и сковорода звонка. Либо со сковороды отведать, либо (не то) сковородника.
·заводск. чугунный сосуд, для выпуска из плавильной печи лишка роштейна.
·типогр. смывальный ящик, в чем смывают набор.
Сковороды, муз. род цимбал, медных тарелок.
Сковорода, рыба камбала, Pleuronectes solea.
Сковорода, ·*яросл. свод руской печи (опрокинутая сковорода).
Первый ряд снопов, первая выстилка под одонье.
·*архан. плоский подводный камень. Сковородка, яичница с ветчиной, выпускная, глазунья. Сковородная трубка, в которую вставляется рукоятка. Сковородная селянка. Сковородный сметанный заяц, жаркое. Сковородник муж. чапела, чапельник, железная трубка, в которую вставляется черен, с лопаточкою и крюком над нею; сковородником сажают и достают сковороду из печи. Причину найду; сковородником хвачу! обычное оружие бабы.
·заводск. рычаг, для подъема ставня у вешняка.
·*вологод. род яичницы на молоке.
·*смол. и ·*курск. ржаная сковородная лепешка. Сковородница жен. яичница.
шутл. хозяйка или стряпуха. Сковородень муж. сковородник.
Сковородни, лепешки, испеченные на сковороде.
Сковородень, сковородня, ·плотницк. поперечная скрепа, запуск конца бревна в вырубку, почти то же, что рубка в лапу, в охряпку, но и вырубка, и лапа делаются сковородником, у корня уже, к концу шире, и потому держат крепче.
·*москворец. толстое бревно, лежащее в воде у самого борта барки и предохраняющее ее от столкновения с другою (Шейн). Сковородить ·плотницк. высковородить в бревне сковородень, вырубить; засковородить, скрепить сковороднем, вязкою в лапу, в охряпку. -ся, страд.
Словарь Ожегова
СКОВОРОД’А, -ы, вин. сковороду и (устар.) сковороду, мн. сковороды, сковород, сковородам, жен. и (разг.) СКОВОРОДКА, -и, жен. Мелкая, с загнутыми краями, круглая металлическая посуда для жаренья. Жарить на сковороде. Как на раскалённой сковороде чувствовать себя (о состоянии крайнего беспокойства, стыда, волнения; разг.).
прил. сковородный, -ая, -ое и сковородочный, -ая, -ое.
Словарь Ушакова
СКОВОРОД’А, сковороды, мн. сковороды, сковород, сковородам, ·жен.
1. Кухонная посуда для жаренья в виде круглого, вылитого из чугуна или толстого железа листа с загнутыми краями.
2. Чугунный сосуд для выпуска отходов из плавильной печи (тех.).
3. Ящик, в котором смывают набор (·тип. ).
4. только мн. Род цимбал, медные тарелки в духовом оркестре (муз.).
Толковый словарь Ефремовой
[сковорода]
ж.
1) Круглая с загнутыми краями металлическая посуда для жарения.
2) Количество пищи, находящееся в такой посуде.
Этимологический словарь Крылова
У этого слова нет общепринятой этимологии. Возможно, оно восходит к звукоподражательной основе сквар (напоминает звук масла на раскаленной сковороде) и родственно слову шкварки.
История философии. Энциклопедия
СКОВОРОДА Григорий Саввич, (1722-1794) - украинский просветитель, философ, педагог, поэт. Окончил Киево-Могилянскую духовную академию (1738-1741, 1744-1750). Слушал университетские курсы в Венгрии, Австрии, Польше, Германии, Италии. Владел латынью, греческим, немецким, еврейским языками. С 1759 в течение 10 лет - преподаватель гуманитарного цикла в Харьковском коллегиуме. С 1770-х - странствующий нищий проповедник-философ. Заявлял о себе, что "замыслил умом и пожелал волею быть Сократом на Руси". Сформулировал открытый им закон "элиминации трудности" - своеобычное "лезвие С." - "нужность не трудна, трудность не нужна". Главные сочинения, не издававшиеся при жизни С. и распространявшиеся в рукописных списках: "Басня Эзопова" (1760), "Разговор пяти путников об истинном счастии в жизни" (1772), "Дружеский разговор о душевном мире" (1775), "Потоп змиин" (1791) и др. Разделял основания миропонимания платонизма, стоицизма, Ломоносова, Лейбница, блестяще сочетая интеллектуальную стилистику сократических диалогов и озарения истинного пророка. (Практически никогда и никого не цитировал.) Признавал идеи о вечности и бесконечности материи, о господстве закономерностей в природе. Отождествлял в духе пантеизма понятия "Природа" и "Бог" (безусловное условие действительности, умозрительная и безличная "форма", законоорганизующая "материю", а также своеобычное личностное начало, заинтересованное в человеке). Как полагал С., "истинный человек и Бог есть то же". Создатель концепции всеобъемлющих "трех миров": "макрокосм" (природа), "микрокосм" (человек) и "мир символов", связывающий и отображающий два предыдущих (Библия как идеальный образец). Каждый из них состоит из двух ипостасий - "внутренней" (духовной, невидимой, божественной) и "внешней" (тварной, сотворенной, материальной). (Ср. с архитектоникой мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита".) Согласно С., человеческое познание бесконечно, ибо осуществляется в пафосе самопознания ("познать себя самого, и сыскать себя самого, и найти человека - все сие одно значит"), в обнаружении "единого, сердечного" человека, но должно основываться на постоянном самоанализе и созвучии "миру символов". Полемизировал с официальными религиозными доктринами, проповедовал учение Коперника, разрабатывал подходы к созданию новой религии "добродетели и любви". По С., счастье достижимо лишь для человека, самостоятельно либо при помощи социальной педагогики осознавшего собственную "сродность", т.е. предрасположенность к какому-либо виду деятельности. Социальная гармония, согласно С., достижима лишь для общества таких счастливых людей. Сформулировал гениальную догадку об относительности и абсурдности любой идеи равенства в имуществе, идею "неравного всем равенства": "Бог богатому подобен фонтану, наполняющему различные сосуды по их вместимости. Льются из разных трубок разные струи в разные сосуды, вокруг фонтана стоящие. Меньший сосуд менее имеет, но в том равен есть большему, что равно есть полный". На могиле С. помещена его собственная эпитафия: "Мир ловил меня, но не поймал".
A. A. Грицанов
История философии. Грицианов
СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722—1794) — украинский просветитель, философ, педагог, поэт. Окончил Киево-Могилянскую духовную академию (1738—1741, 1744—1750). Слушал университетские курсы в Венгрии, Австрии, Польше, Германии, Италии. Владел латынью, греческим, немецким, еврейским языками. С 1759 в течение 10 лет — преподаватель гуманитарного цикла в Харьковском коллегиуме. С 1770-х — странствующий нищий проповедник-философ. Заявлял о себе, что ‘замыслил умом и пожелал волею быть Сократом на Руси’. Сформулировал открытый им закон ‘элиминации трудности’ — своеобычное ‘лезвие С.’ — ‘нужность не трудна, трудность не нужна’. Главные сочинения, не издававшиеся при жизни С. и распространявшиеся в рукописных списках: ‘Басня Эзопова’ (1760), ‘Разговор пяти путников об истинном счастии в жизни’ (1772), ‘Дружеский разговор о душевном мире’ (1775), ‘Потоп змиин’ (1791) и др. Разделял основания миропонимания платонизма, стоицизма, Ломоносова, Лейбница, блестяще сочетая интеллектуальную стилистику сократических диалогов и озарения истинного пророка. (Практически никогда и никого не цитировал.) Признавал идеи о вечности и бесконечности материи, о господстве закономерностей в природе. Отождествлял в духе пантеизма понятия ‘Природа’ и ‘Бог’ (безусловное условие действительности, умозрительная и безличная ‘форма’, законоорганизующая ‘материю’, а также своеобычное личностное начало, заинтересованное в человеке). Как полагал С., ‘истинный человек и Бог есть то же’. Создатель концепции всеобъемлющих ‘трех миров’: ‘макрокосм’ (природа), ‘микрокосм’ (человек) и ‘мир символов’, связывающий и отображающий два предыдущих (Библия как идеальный образец). Каждый из них состоит из двух ипостасий — ‘внутренней’ (духовной, невидимой, божественной) и ‘внешней’ (тварной, сотворенной, материальной). (Ср. с архитектоникой мира в романе М.Булгакова ‘Мастер и Маргарита’.) Согласно С., человеческое познание бесконечно, ибо осуществляется в пафосе самопознания (‘познать себя самого, и сыскать себя самого, и найти человека — все сие одно значит’), в обнаружении ‘единого, сердечного’ человека, но должно основываться на постоянном самоанализе и созвучии ‘миру символов’. Полемизировал с официальными религиозными доктринами, проповедовал учение Коперника, разрабатывал подходы к созданию новой религии ‘добродетели и любви’. По С., счастье достижимо лишь для человека, самостоятельно либо при помощи социальной педагогики осознавшего собственную ‘сродность’, т.е. предрасположенность к какому-либо виду деятельности. Социальная гармония, согласно С., достижима лишь для общества таких счастливых людей. Сформулировал гениальную догадку об относительности и абсурдности любой идеи равенства в имуществе, идею ‘неравного всем равенства’: ‘Бог богатому подобен фонтану, наполняющему различные сосуды по их вместимости. Льются из разных трубок разные струи в разные сосуды, вокруг фонтана стоящие. Меньший сосуд менее имеет, но в том равен есть большему, что равно есть полный’. На могиле С. помещена его собственная эпитафия: ‘Мир ловил меня, но не поймал’.
Философский словарь
Григорий Саввич (1722 — 94) — украинский просветитель, философ-идеалист и поэт. Сын малоземельного казака Левобережной Украины. Образование получил в Киево-Могилян-ской академии (1738 — 41; 1744 — 50). В 1741 — 44 состоял в придворной капелле в Петербурге, три года (1750 — 53) путешествовал по Венгрии, Австрии и Швейцарии в составе рус. военной миссии. Продолжительное время преподавал этику в Харьковском коллегиуме. В этот период создал пособие для молодых людей — “Начальная дверь ко христианскому добронравию”, а также ряд философских работ, в т. ч. “Нар-кисс. Разглагол о том: узнай себя”, “Алфавит, или букварь мира”, “Диалог, или разглагол о древнем мире” и др. Во 2-й половине 60-х гг., отказавшись от духовной карьеры, С. становится странствующим проповедником, работает над переводами соч. Плутарха и Цицерона. В 70 — 90 гг. написал цикл философско-этических произв.: “Убогий Жайворо-нок”, “Благодарный Еродий” и др. Труды С. при его жизни не издавались, но имели широкое хождение в рукописных списках. Философские взгляды С. изложены в форме диалогов, в притчах, баснях, стихах и отличаются практической жизнесмысловой ориентацией. Такая направленность философии С. нашла выражение и в его учении о “трех мирах”: “мире великом” (макрокосм), “мире малом” (человек) и мире символическом (“мир Библии”). Гл. звеном этой триады является человек как венец творения, истинный субъект и цель философствования. Этим объясняется и акцентирование внимания С. на проблемах добра и зла, счастья, смысла жизни и т. п. Он создал своеобразную нравственно-антропологическую философию жизни, подчеркивающую приоритет духовно-нравственного начала в человеке и об-ве, пронизанную общечеловеческими ценностями, идеями любви, милосердия, сострадания и др. С. клеймил позором мир “благородных дармоедов”, осуждал безумную погоню “знатных” за “престолами”, золотом, чинами, был противником крепостного .права. Его мировоззрение, хотя и развивалось гл. обр. в русле православия, содержало в себе значительный светский элемент, тенденцию к обмирщению (секуляризации) философского знания. В лице. С. русская философия осуществила продуктивный синтез идей античности, религиозного гуманизма и Реформации. Он способствовал проникновению в Россию философии нового времени.
Философский энциклопедический словарь
СКОВОРОДА Григорий Саввич (род. 22 нояб. 1722, с. Чернухи Полтавской губ. ум. 29 окт. 1794, с. Ивановка Харьковской губ.) – укр. философ, просветитель, поэт, педагог. Образование получил в Киево-Могилянской духовной академии. Отказавшись от духовной карьеры, с 70-х годов вел образ жизни странствующего проповедника-философа. Для Сковороды характерно внимание к идеям платонизма, стоицизма, философов Нового времени (Лейбница, Ломоносова). Следуя за Ломоносовым, он пришел к убеждению в вечности и бесконечности материи, в господстве в природе закономерных связей. Стремился снять противоречия между духовным и материальным началами путем объединения понятий «Бог» и «Природа», считая их тождественными (см. ПАНТЕИЗМ). Этические проповеди Сковороды, облеченные в религиозную форму, были направлены против догматизма и схоластики официальной религии, пропагандировали гелиоцентрическое учение Коперника, несли в себе элементы поисков новой религии «любви и добродетели». В учении о «сродности», «сродном труде» он утверждал, что только человек, распознавший свою «сродность», т.е. склонность к определенному виду деятельности, физической или духовной, становится полностью счастливым. Работы Сковороды не издавались при его жизни, но имели широкое хождение в рукописных списках. Осн. произв.: «Дружеский разговор о душевном мире», 1775; «Потоп змиин», 1791; Сочинения, т. 1-2. М., 1973.
Философский энциклопедический словарь 2
        Григорий Саввич [22.11(3.12).1722, с. Чернухи Полтавской губ.,— 29.10(9.11).1794, с. Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской обл.], укр. философ, поэт, педагог. Учился в КиевоМогилянской академии. С 1759 ок. 10 лет преподавал гуманитарные дисциплины в Харьковском коллегиуме. С 70-х гг. вёл образ жизни странствующего нищего философа; соч. его при жизни распространялись в рукописях.
        С. был тесно связан с традициями демократич. укр. культуры, из которой черпал образцы нар. антиклерикальной сатиры. Как крест. просветителю ему свойственно критич. отношение не только к феодальной, но и к раннебурж. идеологии с её культом материального довольства и преуспевания.
        Филос. учение С., изложенное в его диалогах и трактатах, исходит из идеи трёх «миров»: макрокосма, или Вселенной, микрокосма, или человека, и третьей, «символич». реальности, связующей большой и малый мир, идеально их в себе отражающей; её наиболее совершенный образец есть, по С., Библия. Каждый из этих миров состоит из «двух натур»: видимой («тварь», сотворённый мир) и невидимой («бог»). В обнаружении невидимой натуры через видимую состоит, по учению С., осн. проблема че-ловеч. существования, которая решается в подвиге самопознания, в обнаружении «внутреннего», «сердечного», «единого» человека. Бог понимается не только как заинтересованная в человеке личность, но и как безусловное условие реальности, безличная и умозрит. «форма», законоустрояющая «материю», что даёт возможность говорить о тенденции С. к пантеизму. При постоянном интересе к библейской проблематике для С. характерно и напряжённое внимание к антич. филос. наследию (прежде всего традиции платонизма). Этич. пафос, воспринятый из ветхо- и новозаветных книг, сочетается с пропагандой принципов стоич. морали. Эта двойственность симпатий отражена и в стиле филос. соч. С., где пророч. интонации причудливо уживаются с приёмами сократич. диалога. В истолковании Библии буквалистскому осмыслению ветхозаветных сюжетов С. противопоставляет символич. метод александрийской школы (Ориген, Климент Александрийский). Видимо, через Оригена С. воспринял и антич. представление о безначальности и бесконечности «тварного мира».
        Социальные и педагогич. взгляды С. основаны на учении о «сродности», «сродном труде». «Сродность» каждого человека к определ. виду деятельности, физической или духовной, выявляется через самопознание; человек, распознавший свою «сродность», становится воистину счастлив. Согласно С., только через духовное устроение отд. личности можно прийти к идеалу совершенного человеч. общества. Т. к. не всякий человек способен к творч. усилию самопознания, возникает проблема социальной педагогики. Идеальный педагог у С. напоминает сократовскую «родовспомогатеяьницу»: задача наставника — не внушение, не интеллектуальный диктат, а неназойливая, деликатная помощь ученику, занятому поиском истинного призвания, «сродности».
        Демократизм стиля, диалогич., «многоголосая» форма выражения идей ещё при жизни С. способствовали широкой популярности соч. и личности странствующего философа.
        Соч., Хар., 1894; Повне зiбрання твopiв, т. 1—2, К., 1973; Соч., т. 1—2, М., 1973.
        Эpн В. Ф., Г. С. С., М., 1912; Багалiй Д., Украiнсь-кий мандрований фiлософ Г. С., [Хар.], 1926; Попов П. М., Григорiй С., К., I960; Редько М. П., Свiтогляд Г. С. С., Львiв, 1967; Табачников И. А., Григорий С., М., 1972; Махновець Л., Григорiй С., К., 1972; Лощиц Ю. М., С., М., 1972.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: СКОВОРОДА


будет выглядеть так: Что такое СКОВОРОДА