Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Rogier van der Weyden)
        Рожье де ла Патюр (Rogier de la Pasture) (около 1400 — похоронен 18.6.1464, Брюссель), нидерландский живописец. Один из крупнейших мастеров раннего североевропейского Возрождения. Учился, вероятно, в Турне у Р. Кампена. С 1435 работал в Брюсселе, где руководил большой мастерской. В 1450 совершил паломничество в Италию. Ранние произведения Р. в. д. В. не сохранились (отдельные исследователи считают ими работы, приписываемые Флемальскому мастеру (См. Флемальский мастер)). Для творчества Р. в. д. В. характерна необычайная эмоциональная насыщенность образов, строгость композиционных ритмов, чёткость рисунка, напряжённость колорита, в котором преобладают ясные, холодные тона («Снятие со креста», Прадо, Мадрид; «Распятие», Художественно-исторический музей, Вена). Сосредоточивая действие на переднем плане и не испытывая особого интереса к передаче бытовых и пейзажных деталей (в частности, охотно вводя условные фоны), Р. в. д. В. отказывается от универсализма художественного мировосприятия Я. Ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека. Несмотря на многочисленные позднеготические элементы, присущие его произведениям (угловатость фигур и т. д.), глубина и многогранность образа человека у Р. в. д. В. [черты, с особой силой проявляющиеся в его портретном творчестве («Франческо д'Эсте», Метрополитен-музей, Нью-Йорк; портрет молодой женщины, Национальная галерея искусства, Вашингтон)] свидетельствуют о раннегуманистической направленности творчества мастера.
         Лит.: Гершензон-Чегодаева Н. М., Нидерландский портрет XV века, М., 1972, с. 108—30; Panofsky Е., Early Netherlandish painting. Its origins and character, v. 1—2, Camb. (Mass.), 1953; Davies M., Rogier van der Weyden, Brux., 1973.
        Рогир ван дер Вейден. Портрет молодой женщины. Ок. 1455. Национальная галерея искусства. Вашингтон.
        Рогир ван дер Вейден. Портрет Франческо д'Эсте. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.
        Рогир ван дер Вейден. Женский портрет. Картинная галерея. Берлин-Далем.
        Рогир ван Дер Вейден. «Св. Лука, рисующий богоматерь». Эрмитаж. Ленинград.
Мультимедийная энциклопедия
(Rogier van der Weyden), или Рожье де ла Патюр (Rogier de la Pasture) (ок. 1400-1464), один из крупнейших мастеров нидерландской живописи 15 в., родился в Турнэ. Его картина Снятие с креста (1438, Мадрид, Прадо) считается одним из величайших произведений мирового искусства. Глубокий драматизм происходящего выражается при помощи жестов персонажей и самого ритма рисунка. Этот алтарный образ был написан для капеллы гильдии стрелков в Лувене. Снятие с креста - единственное произведение, о котором известно, что оно принадлежит Рогиру ван дер Вейдену. Вокруг этой работы современные искусствоведы сгруппировали несколько сходных по стилю портретов и картин на религиозные сюжеты, которые, по их мнению, тоже могли быть выполнены Рогиром ван дер Вейденом. Благодаря такой "реконструкции" творческого наследия перед нами предстает художник величайшей утонченности, способный передать самое глубокое чувство и мельчайшие нюансы в портретах. К сожалению, невозможно привести перечень работ Рогира ван дер Вейдена, с которым согласились бы все ученые. Среди приписываемых ему произведений: Св. Лука, рисующий Мадонну (С.-Петербург, Эрмитаж), полиптих Страшный Суд (Бон (Бургундия), капелля Госпиталя, 1446-1451), Алтарь Бладелена (Берлин - Далем), Молодая женщина в белом головном уборе (Берлин - Далем) и Филипп де Круа (Антверпен, Музей изящных искусств). Некоторые исследователи выделяют группу произведений, относящихся к раннему периоду творчества Рогира ван дер Вейдена (Алтарь Мероде из музея Метрополитен и др.). Однако большинство ученых считают, что они принадлежат Мастеру из Флемаля. В старинных документах сохранилось несколько разрозненных фактов о жизни Рогира ван дер Вейдена. Он учился в Турнэ у Робера Кампена (к сожалению, не сохранилось ни одной картины, которую можно было бы с уверенностью считать работой этого мастера). Около 1430 Рогир женился на девушке из Брюсселя и поселился в этом городе. Вскоре начал работать по заказам городского совета. Один из таких заказов представлял собой четыре аллегорические композиции для украшения Золотой залы городской ратуши на тему Правосудия. Среди его заказчиков были очень влиятельные люди: канцлер Никола Ролен и казначей Питер Бладелен. В 1459 одиннадцать картин Рогира ван дер Вейдена, написанных по заказу аббата монастыря Сент Обер в Камбрэ, были переданы туда женой и слугами художника. В 1463 Рогир ван дер Вейден получил письмо от Бьянки Сфорца, герцогини Милана, в котором она выражала мастеру благодарность за то, что он принял ее протеже к себе в ученики. Умер Рогир ван дер Вейден в Брюсселе в 1464. ЛИТЕРАТУРА Гершензон-Чегодаева Н.М. Нидерландский портрет XV в. М., 1972 Никулин Н.Н. Золотой век нидерландской живописи. XV век. М., 1981
Современная Энциклопедия
РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН (Rogier van der Weyden) (около 1400 - 64), нидерландский живописец. Ясность уравновешенных композиций, лаконизм изысканных цветовых сочетаний, тонкий линейный ритм иногда сочетал с напряженным драматизмом образов ("Снятие со креста").
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН


будет выглядеть так: Что такое РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН