Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

РОДЖЕРС

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Роджерс (Rogers)
        Джеймс Эдвин Торолд (1823, Уэст-Меон, Хэмпшир, — 12.10.1890, Оксфорд), английский историк и экономист, основатель историко-экономического направления в английской историографии. С 1859 профессор статистики и политической экономии в Лондоне, в 1862—67 и в 1888—90 — в Оксфорде. По политическим взглядам Р. — буржуазный радикал. В 1880—86 член парламента. Многочисленные труды Р. посвящены экономической, особенно аграрной, истории Англии. К. Маркс, высоко ценивший добросовестность Р., широко использовал материалы его исследований в работе над «Капиталом». Одним из первых Р. раскрыл ряд существенных сторон социального развития Англии в средние века (эволюция манора, массовый переход от отработочной к денежной ренте в 14 в., последующий процесс расслоения крестьянства, рост пауперизма в период Реформации и др.). В то же время ему была свойственна тенденция сглаживания классовых антагонизмов в английском обществе. Подчёркивая первостепенную роль экономического фактора в истории, Р. в понимании исторического процесса не выходил, однако, за рамки позитивистской философии с её идеалистическим истолкованием самой экономической эволюции как якобы результата постепенного совершенствования духовной природы человека. Решающее значение в развитии экономики Р. придавал не производству, а обмену и денежным отношениям.
         Соч.: History of agriculture and prices in England, v. 1—7, Oxf., 1866—1902; Economic interpretation of history, L., 1888; Industrial and commercial history of England, L., 1892; в рус. пер. — История труда и заработной платы в Англии с XIII по XIX вв., СПБ, 1899.
         Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, 31, 38 (см. Указат. имен); Гутнова Е. В., Т. Роджерс и возникновение историко-экономического направления в английской медиевистике второй половины XIX в. (60-е—90-е гг.), в сб.: Средние века, в. 17, М., 1960; её же, Историография истории средних веков, М., 1974 (см. Указат. имен).
         Л. И. Гольман.
II
Роджерс (Rodgers)
        Джон (р. 11.7.1914, Олбани, штат Нью-Йорк, США), американский геолог, член Американской академии искусств и наук (1962; президент с 1969). Профессор геологии Йельского университета в Нью-Хейвене (с 1959). Основные труды по стратиграфии нижнего палеозоя и структурной геологии Аппалач. Президент Американского геологического общества (с 1970), генеральный секретарь стратиграфической комиссии Международного геологического конгресса (1952—60). Редактор «Симпозиума по кембрийской системе» в 2 тт. (1956), журнал «American Journal of Science» (с 1954). Иностранный член АН СССР (1976).
         Соч.: The tectonics of the Appalachians, N. Y., 1970; в рус. пер. — Основы стратиграфии, М., 1962.
III
Роджерс (Rogers)
        Карл (р. 8.1.1902, Ок-Парк, Иллинойс), американский психолог, один из лидеров «гуманистической психологии», основатель так называемой ненаправленной, или «центрированной на клиенте», психотерапии, при которой врач, вступающий в глубоко личностный контакт с пациентом, видит в нём не больного, а «клиента», берущего на себя ответственность за решение собственных проблем путём активизации творческого начала своего «Я». В 1940—63 профессор университетов Огайо, Чикаго и Висконсина. С 1964 директор Центра по изучению личности в Ла-Джолла (Калифорния). В своей теории личности Р. различает две системы регуляции поведения: организм, стремящийся сохранить и усилить себя; «Я» личности как особая область в поле опыта индивида, которая складывается из системы восприятий и оценок личностью своих черт и отношений к миру (см. Самооценка). При жёсткой структуре «Я» не согласующийся с ней опыт воспринимается как угроза личности и при своём осознании либо подвергается искажению, либо вовсе отрицается. Цель ненаправленной психотерапии — так перестроить структуру «Я» личности, чтобы она стала гибкой, открытой по отношению ко всему опыту. Представляемая Р. так называемая экзистенциальная, или «гуманистическая психология», сложившаяся под влиянием иррационалистической философии Экзистенциализма, приобрела в 1950—60-х гг. широкую популярность в США и претендует на роль «третьей силы» (наряду с Фрейдизмом и Бихевиоризмом) в исследовании человеческого поведения.
         Соч.: The clinical treatment of the problem child, Boston, 1939; Counseling and psychotherapy, Boston, 1942; Clientcentered therapy, Boston, 1951; Psychotherapy and personality change, Chi., 1954: A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, в кн.: Koch S. (ed.), Psychology, v. 3, N. Y., 1959; Freedom of personality, 2 ed., N. Y., 1972.
         Лит.: Божович Л. И., Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 1968; Ярошевский М. Г., Психология в 20 столетии, 2 изд., М., 1974; Hall С. S., Lindzey G., Theories of personality, 2 ed., N. Y., 1970; Maddi S. R., Personality theories, rev. ed., N, Y., 1972.
         Е. Л. Михайлова. А. А. Пузырей.
Новый философский словарь
(Rogers)
Карл Рэнсом (1902-1987) - американский психолог, известный практик и теоретик психотерапии, один из лидеров гуманистической психологии (феноменологическое направление). Взгляд Р. на природу человека сформировался на основе его клинического опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства и психологические проблемы. Причинность поведения человека он объясняет неким объединяющим, руководящим и единственным мотивом в жизни: тенденцией к актуализации, т.е. сохранением и развитием себя, максимальным выявлением лучших качеств своей личности, заложенных в ней от природы. Целостность мотивационного конструкта выступает основанием как для психологической реальности (иная реальность человеком не воспринимается и не интерпретируется), так и самоопределения людей, которые естественно и неизбежно движутся в направлении большей автономности и зрелости. По Р., факт удовлетворения какой-либо потребности не выступает мотиватором поведения - потребность движет человеком, пока она не удовлетворена. Только в движении к саморазвитию, личностном росте, самореализации и стремлении стать полноценно функционирующей личностью заключается сущность человеческого поведения. Теория самости, Я-концепция Р. рассматривает стадии процесса психотерапии и становления человека: 1) Я закрыто для интерпретации; 2) Я формально интерпретируется; 3) свободный поиск интерпретаций о себе; 4) Я закрыто для настоящего; 5) Я открыто для настоящего; 6) Я непосредственно и открыто для опыта; 7) Я рефлексивно, в результате чего достигается формирование "внутреннего локуса оценивания", позволяющего самостоятельно осмысливать и реконструировать собственное Я в соответствии с реальным жизненным опытом. Пока несоответствие между Я-реальным и Я-идеальным не осознается, человек не испытывает тревоги и не нуждается в защите (защищается же такой человек не действием, а искажением интерпретации и отрицанием возникшего переживания). В противном случае, переживание невозможности сохранить целостность Я-структуры приводит к психическим растрой-ствам. Поэтому, "полноценно функционирующий человек" должен быть открыт для переживаний, жить полной и насыщенной переживаниями жизнью, доверять своим ощущениям, быть субъективно свободным и готовым к творчеству. В организации психологической помощи Р. предложил терапию, "центрированную на человеке", когда взаимоотношения терапевта и человека, обратившегося за помощью, приобретают глубоко личностный контакт (эмфатический и качественный в профессиональном отношении), когда снимается несоответствие между переживанием и самостью человека, когда человек берет на себя ответственность за решение собственных проблем путем активизации творческого начала своего Я. Влияние идей Р. на профессиональную психологию, на формирование терапевтических и образовательных стратегий очень велико. Идеи нашли применение в таких сферах, как социальная работа, уход за больными, семейное консультирование, взаимоотношение и развитие групп, образование. Со времен Фрейда никто не имел большего влияния на практику консультирования и терапии, чем Р. Основные сочинения: "Психотерапия и изменения личности" (1954); "Теория терапии личности и межличностных отношений" (1959); "Свободы личности" (1972, 2-е изд.) и др.
Д.В. Ермолович
Философский энциклопедический словарь
РОДЖЕРС (Rogers) Карл Рэнсом (род. 8 янв. 1902, Ок-Парк, Иллинойс – ум. 1987) – амер. психолог, один из лидеров экзистенциальной или гуманистической психологии, которая стала ныне фактически третьей силой наряду с фрейдизмом и бихевиоризмом. В основе теории Роджерса лежит Я-концепция – относительно осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, базируясь на которой он строит свои взаимодействия с др. людьми и относится к себе. Я-концепция – целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе. Будучи основателем центрированной на пациенте психотерапии, Роджерс видит в нем не больного, а «клиента», берущего на себя ответственность за решение собственных проблем путем активизации творческого начала своего Я. Цель центрированной психотерапии как части гуманистической психологии – так перестроить структуру Я, чтобы личность стала гибкой, открытой по отношению ко всему опыту, а именно к системе восприятий и оценок личностью своих черт и отношения к миру. Осн. произв.: «Psychotherapy and personality change», 1954; «Freedom of personality», 1972.
Философский энциклопедический словарь 2
        (Rogers) Карл (р. 8.1.1902, Ок-Парк, Иллинойс), амер. психолог, один из лидеров «гуманистич. психологии». Основатель т. н. ненаправленной, или «центрированной на клиенте», психотерапии, при которой врач, вступающий в глубоко личностный контакт с пациентом, видит в нём не больного, а «клиента», берущего на себя ответственность за решение собств. проблем путём активизации творч. начала своего «Я». В своей теории личности Р. различает две системы регуляции поведения: организм, стремящийся сохранить и усилить себя; «Я» личности как особая область в поле опыта индивида, которая складывается из системы восприятий и оценок личностью своих черт и отношений к миру. При жёсткой структуре «Я» не согласующийся с ней опыт воспринимается как угроза личности и при споём осознании либо подвергается искажению, либо иовсе отрицается. Цель ненаправленной психотерапии — так перестроить структуру «Я» личности, чтобы она стала гибкой, открытой по отношению ко всему опыту. Представляемая Р. т. н. экзистенциальная, или «гу-манистич.», психологич. сложившаяся под влиянием иррационалистич. философии экзистенциализма, приобрела в 1950—60-х гг. широкую популярность в США и претендует на роль «третьей силы» (наряду с фрейдизмом и бихевиоризмом) в исследовании человеч. поведения.
        Psychotherapy and personality change, Сhi., 1954; A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, в кн.: Koch S. (ed.), Psychology, v. 3, N. Y., 1959; Freedom of personality, N. ?., 19722.
        Божович Л. И., Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 1968; Hall С. S., Lindzeу G., Theories of personality, N. ?., 19702.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: РОДЖЕРС


будет выглядеть так: Что такое РОДЖЕРС