Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

РИМСКИЙ КЛУБ

Современная Энциклопедия
РИМСКИЙ КЛУБ, международная общественная организация. Основан в 1968 с целью исследования развития человечества в эпоху научно-технической революции. Сыграл важную роль в привлечении внимания мирового сообщества к глобальным проблемам.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
РИМСКИЙ КЛУБ - англ. club of Rome; нем. Romisch Klub. Международная обществ, организация (1968 г.), созданная с целью углубления понимания особенностей развития человечества в эпоху науч-но-техн. революции. Основные направления деятельности: обсуждение и стимулирование исследований глобальных проблем, содействие формированию мирового обществ, мнения в отношении этих проблем, диалог с руководителями государств.
Современная западная философия
РИМСКИЙ КЛУБ, - международная неправительственная организация, объединяющая в своих рядах ученых, политических и общественных деятелей из многих стран мира. Создана в 1968 по инициативе итал. экономиста и общественного деятеля А. Печчеи, являвшегося ее президентом до своей кончины в 1984. После этого президентом Р.к. стал франц. ученый А. Кинг. Р.к. проводит ежегодные собрания, организует симпозиумы, семинары, встречи с политическими лидерами и представителями делового мира. В него входят представители более 50 стран, включая российских ученых. Деятельность Р.к. направлена на исследование <<глобальных проблем>> современности и ставит своей целью добиться понимания трудностей, возникающих на пути развития человечества, оказать соответствующее влияние на общественное мнение, разработать программы и рекомендации, способствующие разрешению кризисных процессов. По инициативе Р.к. осуществлен ряд исследовательских проектов, результаты которых представлены в форме «докладов». Среди них вызвали наибольший резонанс такие, как «Пределы роста», 1972 (рук. Д. Медоуз), «Человечество на поворотном пункте», 1974 (М. Месарович и Э. Пестель), «Цели для человечества», 1977 (рук. Э. Ласло), «Нет пределов обучению», 1979 (рук. Дж. Боткин, М. Эльманджра, М. Малица), «Маршруты, ведущие в будущее», 1980 (Б. Гаврилишин), «Микроэлектроника и общество», 1982 (рук. Г. Фридрихc, А. Шафф), «Революция босоногих», 1985 (Б. Шнейдер). Теоретическая деятельность Р.к. весьма разнообразна, она включает в себя широкий спектр конкретно-научных разработок, послуживших толчком к возникновению такого нового направления научных исследований, как глобальное моделирование. Проводятся также и общефилософские дискуссии о бытии человека в современном мире, о ценностях жизни и перспективах развития человечества, что привело к распространению среди общественности разнообразных концепций (<<«пределы роста»>>, «органическое развитие», «революция мировой солидарности», «инновационное обучение», «новый гуманизм»). Проведение работ в сфере глобального моделирования, построение первых компьютерных моделей мира, критика негативных тенденций современной цивилизации, развенчание технократического мифа об экономическом росте как наиболее эффективном средстве решения всех проблем, призыв к мировой общественности объединить усилия, чтобы предотвратить термоядерную войну, прекратить национальные распри, сохранить окружающую среду, повысить благосостояние людей и улучшить их качество жизни - все это составляет позитивные стороны деятельности Р.к. Вместе с тем в отдельных докладах Р.к. содержатся идеи и выводы, которые вызывают критику со стороны ряда ученых, предлагающих альтернативные программы действия. Речь идет, в частности, о представлениях, в соответствии с которыми кризисные процессы и противоречия человечества рассматриваются через призму концептуальных парадигм, заимствованных из физических, биологических наук и перенесенных на социальные системы. Это также и выводы, сделанные на основе частных наблюдений, но распространенные на общие закономерности научно-технического, социально-экономического и культурного развития.
В отличие от опубликованных в 70-е годы докладов Р.к., в которых глобальная проблематика исследовалась преимущественно с целью выявления кризисных ситуаций, связанных с экспоненциальным ростом промышленного производства, увеличением народонаселения на планете, загрязнением окружающей среды, истощением природных ресурсов и обострением продовольственной проблемы, в исследовательских проектах 80-90-х годов важное внимание стало уделяться социальным, политическим и культурным аспектам мирового развития. В эти годы опубликованы следующие доклады: «За пределами роста», 1988 (Э. Пестель), «Пределы определенности», 1989 (А. Лемма, П. Маласка), «Первая глобальная революция», 1990 (рук. А. Кинг, Б. Шнейдер), «К лучшему мировому порядку», 1993 (Н. Розенсен, Б. Шнейдер), «Латинская Америка перед лицом тревог и надежд», 1993 (Н. Розенсен, Б. Шнейдер), «Способность управлять», 1994 (Е. Дрор), «Будущее океанов», 1996 (Э. Манн-Боргезе).
В 1993 в Ганновере состоялось совещание, посвященное 25-летию Р.к. На нем были приняты Декларация и Миссия Р.к., в которых клуб представил свой взгляд на будущее Европы, обозначил первоочередные проблемы, решение которых поможет обеспечить мир, политическую стабильность и экономическое процветание. Среди намеченных задач - создать четкий образ мира, в котором хотелось бы жить человеку; оценить материальные, человеческие и моральные ресурсы, которыми располагает сегодня человечество; мобилизовать человеческую энергию и политическую волю на движение к новому глобальному сообществу. В 1996 на очередном совещании принят новый вариант Декларации, в которой фиксировалась роль Р.к. в качестве международного, неофициального «катализатора» глобальных изменений. Подчеркивалась также необходимость определять и анализировать новые глобальные проблемы до того, как они проявятся в кризисной форме.
В.М. Лейбин, Т.Ю. Сидорина
Форрестер Дж. Мировая динамика. М., 1978; Тинберген Я. Пересмотр международного порядка. М., 1980; Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985; Медоуз Д. и др. Пределы роста. М.,1991; Пестель Э. За пределами роста. М., 1988; Кинг А., Шнейдер Б. Первая глобальная революция. М.,1991; Римский клуб. М.,1997.
Философский словарь
международная неправительственная организация, объединяющая в своих рядах ученых, политических и общественных деятелен из многих стран мира. Создана в 1968 по инициативе итал. экономиста, общественного деятеля и бизнесмена А. Печчеи (1908 — 84), являвшегося ее первым президентом. С 1984 президент Р. к. — фр. ученый А. Кинг. Юридически Р. к. зарегистрирован в Швейцарии. Его члены не представляют официально интересы к.-л. организации или страны. Организационная и координирующая деятельность осуществляется исполнительным комитетом. Р. к. проводит ежегодные собрания, организует симпозиумы, семинары, встречи с политическими лидерами и представителями делового мира. Деятельность Р. к. направлена на проведение исследований глобальных проблем современности и ставит своей целью добиться понимания трудностей, возникающих на пути развития человечества, оказать соответствующее влияние на общественное мнение и т. п. По инициативе Р. к. осуществлен ряд исследовательских проектов, результаты к-рых опубликованы в форме докладов. К их числу относятся: “Пределы роста”, 1972 (рук. Д. Медоуз), “Человечество у поворотного пункта”, 1974 (рук. М. Месарович и Э. Пестель), “Цели для человечества”, 1977 (рук. Э. Ласло), “Нет пределов обучению”, 1979 (рук. Дж. Боткин, М. Эльманджра, М. Малица), “Третий мир: три четверти мира”, 1980 (рук. М. Гернье), “Маршруты, ведущие в будущее”, 1980 (рук. Б. Гаврилишин), “Микроэлектроника и общество. На радость или на горе”, 1982 (рук. Г. Фридрихе и А. Шафф) и др. В целом теоретическая деятельность Р. к. неоднородна: она включает в себя широкий спектр конкретно-научных разработок и общефилософских рассуждений о бытии человека в мире, гуманистических ценностях, перспективах развития человечества. Проведение работ в сфере глобального моделирования, построение первых компьютерных моделей мира, критика негативных тенденций технической цивилизации, поиски путей и средств гуманизации мира и человека, осуждение гонки вооружении, призыв к мировой общественности объединить усилия, чтобы предотвратить термоядерную войну, сохранить окружающую среду, повысить благосостояние людей и улучшить их “качество жизни”, — все это составляет позитивные стороны деятельности Р. к. Вместе с тем перенесение выводов. сделанных на основе отдельных, частных наблюдений, на более общие закономерности научно-технического и социального развития, обусловили ряд ее научно необоснованных оценок и бесперспективных рекомендаций.
Философский энциклопедический словарь 2
        междуяар. обществ. организация, созданная с целью «углублять понимание особенностей развития человечества в эпоху науч.-технич. революции». Основан в 1968, пред.— итал. экономист А. Печчеи. Включает около ста учёных, обществ. деятелей, бизнесменов из более чем 30 стран, преим. развитых капи-талистич. государств. Осн. направления деятельности: обсуждение и стимулирование исследований глобальных проблем, содействие формированию мирового обществ. мнения в отношении этих проблем, диалог с руководителями государств. Осн. формы работы — поощрение спец. иссле-доват. проектов, собрания, на которых обсуждаются проекты соответствующих науч. исследований, принимаются решения о публикации их результатов, и т. д. Р. к. не финансирует проекты, а лишь рекомендует их пром.-финанс. корпорациям Запада, для которых такие ассигнования служат рекламой.
        В 1968—81 при поддержке Р. к. были проведены исследования: «Пределы роста» [«The limits to growth», 1972, под рук. Д. Медоуса (США), на основе концепции, изложенной в кн. Дж. Форрестера (США) «Мировая динамика», 1971, рус. пер. 1978]; «Человечество на поворотном пункте» [«Mankind at the turning point», 1974., под рук. М. Месаровича (США) и Э. Пестеля (ФРГ)]; «Пересмотр междунар. порядка» [1976, под рук. Я. Тинбергена (Нидерланды), рус. пер. 1980]; «Цели человечества» [«Goals for mankind», 1977, под рук. Э. Ласло (США)]; «За пределами века расточительства» [«Beyond the age of waste», 1978, под рук. Д. Габора (Великобритания) и У. Коломбо (Италия)]; «Нет пределов обучению: сужение разрыва в уровне образования людей» [«No limits to learning: bridging the human gap», 1979. под рук. М. Малицы (Румыния), Дж. Боткина (США) и М. аль-Манджры (Марокко)], «Диалог о богатстве и благосостоянии» [«Dialogue on welth and welfare: an alternative view of world capital formation», 1980. под рук. О. Джарини (Италия)]; «Путеводители в будущее: к более эффективным обществам» [«Boad maps to the future — towards more effective societies», 1981, под рук. Б. Гаврилишина (США)], и др. Члены Р. к. провели также несколько встреч с гос. деятелями ряда стран мира.
        Доклады Р. к., особенно первый, вызвали сенсацию, т. к. авторы делали вывод: при сохранении существующих тенденций науч.-технич. прогресса и глобального экономич. развития на протяжении 1-й пол. 21 в. ожидается «глобальная катастрофа». Они рекомендовали перейти к «нулевому росту», а позднее — к «органич. росту» (см. «Пределов роста» теория). Эта работа подверглась критике за игнорирование различий отд. регионов мира и недостаточное внимание к нормативному прогнозированию, способному выявить пути решения назревающих проблем при экстраполяции наблюдаемых тенденций в будущее. Поэтому в двух последующих работах был принят региональный подход и усилены нормативные разработки, но выводы получились не намного более оптимистичными. Дальнейшие работы в основном касаются нормативных аспектов и направлены на выявление путей решения конкретных глобальных проблем. Они также вызвали полемику в среде мировой общественности и обострили борьбу течений в совр. бурж. философии, политэкономии, социологии и футурологии. Политич. программа Р. к. носит характер либерально-бурж. реформизма. В социальной философии его лидеров эклектически смешаны концепции неомальтузианства, неокейнсианства, технологич. теорий и т. д. В своей деятельности Р. к. ориентируется на много-нац. финанс.-пром. корпорации, интеллектуальную «элиту», науч.-технич. интеллигенцию.
        Исследования Р. к. привлекли внимание к острым проблемам современности, в них поставлены назревшие вопросы глобального экономич. и экологич. характера. Представители Р. к. выступают против гонки вооружений, за разрядку междунар. напряжённости, за преодоление наиболее хищнич. черт неоколониализма, усиление помощи развивающимся странам и т. д. Однако концепции Р. к. сводят сложные закономерности развития природы и общества к поискам «пределов» науч.-технич. и социального прогресса. В последних докладах Р. к. наблюдается стремление сохранить эти концепции, делая акцент уже не на «внешние» (физич.) «пределы роста», а на «внутренние» (социальные, психологич., культурные, политич. и др.).
        Учёные-марксисты подвергли критике работы Р. к. за слабость теоретикометодологич. базы исследований, их апологетический в ряде случаев характер, игнорирование необходимости коренных социальных преобразований для эффективного решения глобальных проблем.
        Федоров Ю., Р. к.: поиски бурж. реформизма, «Мировая экономика и междунар. отношения», 1977, № 12; Араб - Оглы Э. А., Демографич. и экологич. прогнозы. Критика совр. бурж. концепций, М., 1978; Бестужев-Лада И. В., Кризис бурж. концепций будущего человечества, M., 1979); Печчеи А., Человеч. качества, пер. с англ., М., 1980; Лейбин В. М., «Модели мира» и образ человека (критич. анализ идей Р. к.), М., 1982.
        И. В. Бестужев-Лада.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: РИМСКИЙ КЛУБ


будет выглядеть так: Что такое РИМСКИЙ КЛУБ