Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПИА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Pyat)
        Феликс (4.10.1810, Вьерзон,—4.8.1889, Сен-Грасьен), французский политический деятель, журналист, писатель. Во время Революции 1848 комиссар Временного правительства, депутат Учредительного, затем Законодательного собрания. В 1849 один из организаторов блока мелкобуржуазных демократов и социалистов («Новая Гора»). После провала антиправительственной демонстрации в Париже 13 июня 1849 (в которой он участвовал) эмигрировал. Был заочно приговорён к ссылке. Член французской секции 1-го Интернационала в Лондоне (после 1864). Вёл клеветническую кампанию против Генерального совета 1-го Интернационала и лично против К. Маркса. Вернулся во Францию после революции 4 сентября 1870 (ранее был в Париже в 1868—69). С сентября издавал газету «Комба» («Le Combat»), в которой обличал «Правительство национальной обороны». Участвовал в восстании 31 октября 1870, после чего был арестован (вскоре выпущен), а его газета запрещена. В феврале 1871 основал газету «Ванжёр» («Le Vengeur»), выходившую до 24 мая 1871. Был избран депутатом Национального собрания. Член Парижской Коммуны 1871, один из лидеров якобинско-бланкистского большинства. Входил последовательно в состав Исполнительной комиссии, Комиссии финансов, Комитета общественного спасения. Выступал с клеветническими нападками на социалистов О. Вермореля и О. Серрайе. После подавления Коммуны эмигрировал в Великобританию. В 1873 заочно был приговорён к смертной казни. Вернулся во Францию после амнистии 1880, стал издавать газету радикального направления «Коммюн» («La Commune»), затем газету «Коммюн либр» («La Commune libre»). С 1888 П.— член палаты депутатов. Выступал против генерала Ж. Э. Буланже.
         Н. Г. Федоровский.
         В 30—40-е гг. были популярны революционные и тираноборческие пьесы П. «Анго» (1835, совместно с О. Люше), «Норвежец Седрик» (1842), а также мелодрамы «Два слесаря» (1841) и «Парижский тряпичник» (1847), где автор показывает моральное превосходство городской бедноты над представителями имущих классов. П. писал также новеллы и очерки.
         Соч. в рус. пер.: Избранные произведения, [М.— Л.], 1934 (лит.).
         Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Письма, Соч., 2 изд., т. 28—37 (см. Указатель имён); История французской литературы, т. 2, М., 1956; История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963.
Литературная энциклопедия
Феликс [Felix Pyat, 1810—1889] — французский драматург, журналист и политический деятель, мелкобуржуазный демократ-республиканец, участник революции 1848 и член Парижской коммуны. П. отражал оппозиционные настроения мелкобуржуазной демократии против монархии Луи-Филиппа, этой диктатуры «финансовой аристократии» (Маркс). Помимо очерков, этюдов и фельетонов П. писал мелодрамы, выделявшиеся своей парадоксальностью и радикализмом. В одной группе мелодрам, перенося действие то в древний Рим («Une revolution d’autrefois», 1832; «Une conjuration d’autrefois», 1833), то в Испанию («Arabella», 1838), то во Францию XVI в. («Ango», 1835), то в героические времена Скандинавии («Cedric le Norvegien», 1842), П. дискредитировал на разные лады короля Луи Филиппа. В других мелодрамах («Le brigand et le philosophe», 1834; «Les deux serruriers», 1841; «Diogene», 1846; «Le chiffonnier de Paris», 1847) он обнажал противоречия между бедными и богатыми, отводя последним место в ряду «злодеев» мелодрамы. Однако, несмотря на приподнятый пафос обличительных речей против социальной несправедливости, Пиа остается ограниченным мелкобуржуазным радикалом. Это — схематизатор и лакировщик, «апеллирующий к сердцу обывателя» (Маркс). Идеал Пиа — «республика демократическая и одновременно социальная». Пиа не сознает мелкобуржуазного содержания своего идеала. В революцию 1848 Пиа боролся против идеи самостоятельного рабочего движения. Став одним из руководителей французской секции I Интернационала, он отстаивал в ней чисто бланкистскую программу. Маркс вел самую ожесточенную борьбу с П. и его товарищами по французской секции Интернационала, неустанно разоблачая «сладкого» П. как мелкобуржуазного демагога,
630 примазавшегося к рабочему движению и толкающего его на путь революционного авантюризма, объективно нанося ему глубокий вред. Издеваясь над «мелодраматической революционной декламацией» П., Маркс подчеркивал единство его лит-ой и политической практики, одинаково поверхностной и фразерской. В письме к Энгельсу от 30 марта 1852 Маркс возмущался тем, что П. «переработал декабрьские дни в мелодраматический спектакль. Он нашел английского предпринимателя и вместе с ним поставил в Нью-Йорке эту гадость, сцены убийств, изгнание, ссылку и т. д. Можно ли более низким образом спекулировать на бедствиях своей страны? И этот осел считает это проституирование французской misere политическим актом» (Сочинения, т. XXI, стр. 345—346). Во время Парижской коммуны П. принадлежал к ее якобинско-бланкистскому большинству, вместе с ним неся ответственность за все политические ошибки Коммуны, являвшиеся причиной ее гибели. Библиография: I. Все перечисленные произведения Пиа вышли в отдельных изданиях, кроме: Une conjuration d’autrefois — напечатана в «Revue des Deux Mondes», 1833; Arabella — «Europe Litteraire», 1838; Русские переводы: Парижский ветошник — Сборник театральных пьес, переведенных с французского Ф. А. Бурдиным, том II, Петербург, 1875; Два слесаря и дочь банкира, перев. с английского (sic), литографир. изд. Курочкина, 1878; Диоген и Аспазия, перев. М. В. Карнева, литограф. изд. С. Ф. Рассохина, 1899. II. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, М. — Л., 1929—1931, тт. XXI—XXIV, Переписка (см. именной указатель в т. XXIV); Фридлянд Ц., История Западной Европы 1789—1914, т. I, изд. 3-е, Харьков, 1930, Лекции 26, 27, 33 и 34; Mirecourt E., Portraits el silhouettes, P., 1867—1872; Royer A., Histoire du theatre contemporain, I, P., 1879; Thiery E., Souvenir: F. Pyat, «Revue d’art dramatique», v. 15, 16, 1889; Zevaes A., F. Pyat, homme de lettres et homme politique, «La nouvelle revue», 1930, v. 109, p. 161—175; 259—87; v. 110, p. 60—69, 95—109. III. Thieme H. P., Bibliographie de la litterature francaise de 1800 a 1930, t. II, P., 1933. С. Мокульский
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПИА


будет выглядеть так: Что такое ПИА