Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПАВЕЛ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Павел (Pavel)
        (урожденная — Сырбу, Siorbu) Елена (1.6.1915, с. Самойловка ныне Молдавская ССР,— 1.8.1943, Плоешти), деятель молодёжного движения Молдавии и Румынии. В 1934 вступила в Коммунистический союз молодёжи Румынии. В 1938 была приговорена к 2 годам тюрьмы за участие в организации антифашистских выступлений студентов Ясского университета. С 1939 член компартии Румынии. Накануне и во время 2-й мировой войны 1939—45 работала в демократической организации «Красная помощь». В сентябре 1942 была приговорена к смертной казни, замененной затем 25 годами тюремного заключения. Погибла в тюрьме во время налёта американской авиации на нефтепромыслы Плоешти.
         Лит.: Комсомол Молдавии в документах и материалах (1918—1941 гг.), [Сб.], Киш., 1971; Luptaгtori pentru pace, socialism si fericirea popurului, v. I, Buc., 1955.
II
Павел
        Юлий (Julius Paulus) (гг. рождения и смерти неизвестны), римский юрист 3 в. Автор многочисленных работ по различным вопросам права (свыше 300 книг), наиболее крупные из них: Комментарий к преторскому эдикту (в 80 книгах) и Трактат о гражданском праве (в 16 книгах). Работы П. отличались энциклопедическим охватом всего предшествующего правового материала, точностью юридического анализа. Законом 426 сочинениям П. была придана сила закона; извлечения из его работ составили около 1/6 части Дигест (См. Дигесты).
III
Павел
        в христианской мифологии один из апостолов (См. Апостолы). Согласно «Деяниям апостолов» (См. Деяния апостолов), П. родился в Тарсе в иудейской семье, был ревностным гонителем христиан, затем в результате «чуда на пути в Дамаск» (явление света и голоса с небес) перешёл в христианство, сменив прежнее имя Савл на П. В дальнейшем проповедовал христианство в Малой Азии, Греции, Риме, Испании. Церковь относит смерть П. ко времени гонений Нерона на христиан (около 65 н. э.); приписывает ему 14 посланий, входящих в Новый завет.
         Вопрос о времени написания посланий и авторстве П. решается в литературе по-разному. Многие исследователи (среди них советские учёные Р. Ю. Виппер, Я. А. Ленцман, И. А. Крывелёв) отвергают авторство П., рассматривая его как мифическую фигуру, послания же датируют серединой 2 в. н. э. Советский историк С. И. Ковалев, оставляя вопрос об авторстве П. открытым, допускал историчность, реальное существование П. Даже в богословской литературе признаётся, что «Послание Павла иудеям» П. не принадлежит, а приписываемое ему авторство «Пастырских посланий» и ряда др. вызывает сомнение. Так, например, переписка П. с Сенекой (римским философом 1 в. н. э.) — безусловно более позднего происхождения, составлена в 4 в. В «Посланиях Павла» выражена тенденция к радикальному разрыву с иудаизмом (получившая в литературе название паулинизма), противоположная др. тенденции — сохранить в христианстве некоторые элементы иудаизма (петринизм); в них наблюдается отход от бунтарских настроений первоначального христианства (признаются земные власти, второе пришествие Христа отодвигается на не определённый срок).
         Л. П. Каждан.
IV
Павел (Paulus)
        В католической церкви римские папы. Из них:
         П. III, в миру — Александр Фарнезе (Alessandro Farnese) (февраль 1468, Канино, — 10.11.1549, Рим), римский папа с 1534. Кардинал с 1493. Вёл непримиримую борьбу с Реформацией. Утвердил в 1540 орден иезуитов (См. Иезуиты). В 1542 учредил в Риме верховный инквизиционный трибунал, во главе которого поставил фанатика Дж. Карафу (в дальнейшем — папа Павел IV), подготовил и созвал в 1545 Тридентский собор. При нём процветал Непотизм, так, например, для своего сына Пьетро Луиджи Фарнезе он выделил из Папской области герцогство Пармы и Пьяченцы.
         П. IV, в миру — Джампьетро Карафа (Giampietro Carafa) (28.6. 1476, Сант-Анджело-делла-Скала, — 18.8.1559, Рим), римский папа с 1555. Кардинал с 1536. До избрания папой возглавлял верховный инквизиционный трибунал. С фанатической жестокостью преследовал инаковерующих, боролся с Реформацией (пытки, сожжение на костре при нём стали обычным явлением). По указанию П. IV в 1559 был впервые издан «Индекс запрещенных книг». Когда он умер, народ сбросил его статую в Тибр и сжёг тюрьму инквизиции.
         П. VI, в миру — Джованни Баттиста Монтини (Giovanni Battista Montini) (родился 26.9.1897, Концезио, близ г. Бреша), римский папа с 1963. Происходит из семьи видного деятеля католического движения Италии. В 1916 окончил лицей, в 1920 семинарию, затем продолжал образование в Папском и государственном университетах в Риме. В 1923—54 на дипломатической службе Ватикана (с 1937 помощник государственного секретаря, с 1952 заместитель государственного секретаря). В 1954 стал архиепископом Милана, в 1958 посвящен в кардиналы. 21 июня 1963 избран римским папой, 30 июня коронован. Выступил сторонником умеренных реформ католической церкви, чтобы приспособить её к условиям современности. В 1963—65 провёл сессии Вселенского собора, созванного в 1962 предшественником П. VI Иоанном XXIII (см. Ватиканские соборы). Нарушив традицию, в соответствии с которой римские папы с 1870 не покидали пределов Ватикана, П. VI с 1964 нанёс визиты во многие страны мира (посетил Палестину, Индию, США, Колумбию, Уганду, Филиппины, Австралию и др.). Выступил за сближение церквей, за сохранение мира между народами. П. VI расширил коллегию кардиналов до 147 чел. (1973). Начал перестройку римской курии (апостолическая конституция «Регимини экклезие универсе», 1967). Важнейшие акты П. VI — энциклики «Экклезиам суам» (1964), «Популорум прогрессио» (1967), «Гумане вите» (1968), апостолическое послание «Октогезима адвениенс» (1971).
Мультимедийная энциклопедия
СВ. (1 в. н.э.), первый из христианских писателей, чьи сочинения дошли до нас, и самая авторитетная фигура в истории христианской мысли. Победа богословских воззрений Павла сыграла огромную роль в формировании христианства как самостоятельной религии, отличной от иудаизма. Павел родился в еврейской семье в Тарсе на юге Малой Азии (современная Турция). Его еврейское имя было Савл, и неизвестно, когда его стали называть римским именем Павел. Он получил строгое фарисейское воспитание и обучался в Иерусалиме. Впервые услышав о христианстве через несколько лет после распятия Иисуса Христа, он сделался ожесточенным противником этого нового религиозного движения. Его обращение в христианство носило внезапный и драматический характер: по его собственному свидетельству, на пути в Дамаск ему явился в видении сам Христос. Впоследствии Павел стал одним из самых энергичных и деятельных проповедников христианской церкви 1 в. Он проповедовал евреям, но еще больше - неофитам, обращенным из язычников, заслужив этим почетное прозвище "апостол язычников". После многих странствий и приключений, сопряженных с его миссионерской деятельностью в Малой Азии и Греции, он, по преданию, был казнен римскими властями в 60-е годы в Риме. В Новом Завете сведения о жизни и апостольском служении Павла содержатся в посланиях апостола Павла и Деяниях апостолов. Исследователи Библии считают, что из 14 Павловых посланий не все написаны самим апостолом. Павлу вполне могли быть приписаны сочинения каких-то других авторов - с целью подкрепить их авторитетность его именем. В целом, все специалисты признают авторство Павла в отношении Послания к Римлянам, 1 и 2 посланий к Коринфянам, посланий к Галатам, к Филиппийцам, 1 Послания к Фессалоникийцам и Послания к Филимону. Аутентичность посланий к Ефесянам, к Колоссянам и 2 Послания к Фессалоникийцам многими исследователями подвергается сомнению, а принадлежность Павлу 1 и 2 посланий к Тимофею и Послания к Титу чаще всего отрицается. Послание к Евреям, согласно почти всеобщему мнению, представляет собой сочинение неизвестного христианского автора 1 в. В этих посланиях Павел проявил себя как глубокий и самостоятельный мыслитель. Его идеи заложили основания всей христианской теологии. Павел был убежден, что до пришествия Христа Бог открывал себя евреям через патриархов и пророков и, кроме того, - через союз-завет, заключенный на горе Синай во времена Моисея, и что язычники имели более смутное представление о Боге, познавая его через его творение. Бог даровал Тору (Закон Моисеев), которая должна была регулировать жизнь и поведение евреев, между тем как язычников Бог одарил нравственным чувством - совестью. Смерть и воскресение Христа открыли новый этап в отношениях между Богом и человечеством: уверовав во Христа, люди получили возможность сделаться детьми Божьими по усыновлению, крестясь, принимая в себя Духа Святого и ведя христианскую жизнь. Христос для апостола Павла - это "Божия сила и Божия премудрость" (1 Кор 1:24), Бог, который "уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человеку и по виду став как человек" (Флп 2:7). Павел мало что мог сказать о жизни и учении исторического Иисуса, которого он никогда не видел, однако придавал огромное значение его смерти. Вера Павла в предсуществование Христа (т.е. в то, что Христос существовал на Небесах до того, как вочеловечился и принял человеческий образ) в значительной степени подготовила позднейшее христианское учение о Троице, хотя его замечание о том, что Христос был превознесен Богом вследствие его смерти и воскресения, открывало также пути и для менее ортодоксальных (правоверных) христологических воззрений. Павел считал, что Тора, выполнив назначение, которое она имела в божественном плане мироустроения, утратила свою законодательную силу. Это убеждение послужило причиной ожесточенных споров Павла со многими христианами, уверенными в том, что еврейские законы, касающиеся обрезания, соблюдения субботы, а также ритуальных пищевых ограничений, должны по- прежнему неукоснительно соблюдаться. Еще более существенно, что, по мнению апостола Павла, нравственная жизнь христиан также должна покоиться на новом основании. Разумеется, таких преступлений, как убийство, воровство или прелюбодеяние, надлежит по-прежнему избегать, но вовсе не потому, что совершение их было бы нарушением заповедей, которые Бог дал Моисею. Павел верил, что обращение в христианство означает начало новой жизни, свободной как от оков греха, так и от оков закона, и что верующие должны вести добродетельную жизнь в силу того, что Бог произвел в их сердцах глубокую перемену. Поэтому он провозглашал, что "человек оправдывается верою, независимо от дел закона" (Рим 3:28). Учение о первородном грехе, в основе которого лежит рассказ Книги Бытия о грехопадении человека, было подробно разработано Августином, однако впервые его сформулировал апостол Павел. Для Павла концепция первородного греха - не столько пессимистический взгляд на человеческую природу, сколько один из элементов величественной картины, отображающей противоборство двух начал, действующих в человеческой жизни, - "падшей" природы и искупления через благодать, или смерти и воскресения. Эти два начала олицетворяются двумя родоначальниками человечества: "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1 Кор 15:22). Павлу принадлежит концепция христианской церкви как единого "тела", "глава" которого - Христос, а "члены" - все христиане; эта идея оказала исключительно важное и широкое влияние на последующую христианскую мысль. Но, быть может, наиболее революционным явилось его представление о церкви как сообществе верующих, в котором не существует разделений по этническим, классовым или половым признакам: "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал 3:28). Вместе с тем апостол Павел не был политическим или социальным революционером. На протяжении всей христианской истории сторонники политического консерватизма ссылались на его высказывание: "Всякая душа да будет покорна высшим властям" (Рим 13:1). Он признавал институт рабства, который в его эпоху являлся неотъемлемой частью экономики Римской империи. Он признавал также институт брака, который в его времена основывался на безусловном подчинении жен своим мужьям. Хотя он часто с великим почтением и любовью упоминал о женщинах, способствовавших распространению Евангелия, ему принадлежат и такие слова: "Жены ваши в церквах да молчат" (1 Кор 14:34). Дискуссии, развернувшиеся вокруг этого учения апостола Павла в конце 20 в., показывают, с какой легкостью можно представить Павла либо "антифеминистом", либо (учитывая нравы его собственной эпохи), наоборот, "феминистом". Примечательно, что Павел не был ревностным сторонником брака. Сам он не был женат, и христианские поборники целибата как одного из средств, позволяющих сохранить свободу от мирских обязательств и ответственности, всегда ссылались на его слова о том, что, хотя в брачных узах и нет греха, воздерживающийся от вступления в брак поступает лучше (1 Кор 7). Исследователи христианской богослужебной практики обнаруживают в посланиях Павла бесценный источник сведений по ее истории. Он первым из христианских авторов описал совершение таинства евхаристии (1 Кор. 11:23-26), которое остается центром богослужения в Католической, Православной, Лютеранской и Англиканской церквах. Вместе с тем у него можно обнаружить описания харизматических феноменов - например, проповеди на незнакомых языках. Деяния апостолов содержат поразительный рассказ о жизни и делах апостола Павла. Впервые он появляется в этой книге при весьма драматических обстоятельствах в стихе 7:58, о его обращении в христианство повествуется в главе 9, а в главах 13-28 он становится центральным персонажем книги. Именно здесь сообщается о трех главных миссионерских путешествиях Павла: первом, в Малую Азию и на Кипр, и втором и третьем, в Малую Азию и Грецию, а также о его последнем путешествии в Рим, уже в качестве узника. Здесь же приводится блестящее описание и изложение проповеди, произнесенной Павлом в Афинах (Деян. 17:16-34). К сожалению, повествование обрывается еще до времени кончины Павла, заставляя строить догадки о последних событиях его жизни. Деяния апостолов служат ценной хронологической канвой, реконструировать которую, опираясь на послания, естественно, было бы невозможно. Однако, хотя считается, что автором Деяний был Лука, спутник и ученик Павла, Деяния рассматриваются как менее надежный источник для установления подлинного учения апостола Павла, нежели его собственные аутентичные послания. На протяжении всей истории Павла почитали в большей степени как богослова, чем как святого. В частности, Послание к Римлянам и сегодня рассматривается как памятник, имеющий исключительное значение для всей христианской мысли. По традиции, место погребения ап. Павла чтится в церкви Сан Паоло Фуори-ле-мура в Риме. День памяти святого 29 июня (в Русской православной церкви 29 июня по старому стилю). ЛИТЕРАТУРА Ренан Э. Апостол Павел. М., 1991 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Браунригг Р. Кто есть кто в Новом Завете. М., 1998
Современная Энциклопедия
ПАВЕЛ (еврейское Саул, Савл), в Новом Завете один из апостолов. Родился в малоазийском городе Тарс (в Киликии) в еврейской фарисейской семье. Первоначально ревностный гонитель христиан, Павел, испытавший чудесное видение на пути в Дамаск, принимает крещение и становится истовым проповедником христианства среди язычников ("апостол язычников"). По наущению иудеев в Иерусалиме Павел был пленен римлянами и отправлен в Рим, где, согласно преданию, казнен около 65 (время гонений Нерона на христиан) вместе с апостолом Петром. За чрезвычайные миссионерско-богословские заслуги перед христианством в становлении его как мировой религии Павел, не входивший в число двенадцати апостолов, почитается как первопрестольный апостол. Церковь приписывает ему 14 посланий.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    I.     ПАВЕЛ — в христ. традиции «апостол язычников», не знавший Иисуса Христа во время его земной жизни и не входивший в число двенадцати апостолов, но в силу особого призвания и чрезвыч. миссионерско-богослов. заслуг почитаемый как «первопрестольный апостол» и «учитель вселенной» сразу после Петра и вместе с ним. П. происходит из колена Вениамина, родился в малоазийском г. Тарс (в Киликии); он — наследств. рим. гражданин, с чем связано его рим. имя (евр. имя П. — Саул, в традиц. передаче Савл, дано в честь царя Саула, также происходивш. из колена Вениамина). П. приписыв. авторство 14 посланий, входящих в Новый завет.     II.     ПАВЕЛ, Юлий — рим. юрист кон. 2 — нач. 3 вв. Современник Папиниана и Ульпиана. Чл. императ. совета при Септимии Севере и Каракалле, префект претория при Александре Севере. Автор большого числа юридич. соч. (80 кн. о преторском праве, ок. 16 о гражд. праве и др.), эксцерпиты (краткие извлечения) из к-рых составляют приблизит. 1/6 текста Дигест Юстиниана. Принадлежность П. соч. «Сентенции» в 5 кн. (краткое изложение юридич. правил) в настоящее время, однако, оспаривается.
Русская цивилизация
первоверховный апостол («апостол языков»), священномученик (ск. 67), первоначально принадлежал к секте фарисеев и был учеником знаменитого иудейского законоучителя Гамалиила (впоследствии принявшего крещение) и жестоким преследователем христиан. Господь избрал его уже после Своей Крестной смерти и Воскресения, явившись Савлу на пути в Дамаск. Крестившись, ап. Павел сделался ревностнейшим проповедником Христовым, много путешествовал для обращения язычников в эту веру и оставил четырнадцать посланий, вошедших в канон книг Нового Завета. Он мученически скончался в один день с ап. Петром: его, как римского гражданина, не распяли, а усекли мечом.
Память первоверховному ап. Павлу отмечается 29 июня/ 12 июля.
Словарь Даля
·*арх.-кем. паук.
Имя собственное в русской поэзии 20 в
1. (библ.; св. Павел (Савл) (?-64) - первоверховный апостол (Деян. 26); см. тж ПАВЛ, САВЛ) Так всё у них плавно! Павл видит Петра, А Петр видит Павла, Цв925 (III,56); 2. (Павел I (1754-1801) - российский император (с 1796 г.); см. ПАВЛОВ, ПАВЛОВСКИЙ, ПАВЛОВЦЫ, ПАВЛОГРАД); 3. (П. Н. Лукницкий) Это есть Лукницкий Павел, Николаич человек, Если это не Лукницкий, это, значит, Милюков. Шутл. ОМ925 (347.3); 4. (П. Н. Васильев) Павлу Васильеву Посв. ОМ930-е (356.3); 5. (П. И. Лавут) Мне / рассказывал / тихий еврей, / Павел Ильич Лавут: / "Только что / вышел я / из дверей, / вижу - / они (пароходы) плывут..." / Бегут (белогвардейцы) / по Севастополю / к дымящим пароходам. М927 (581); 6. (имя, данное В. В. Маяковскому в разговоре рус. эмигрантов) Другой поправил: / "Вы врете, / противно слушать! / Совсем и не Мишка он, / а Павел. / Бывало, сядем - / Павлуша! - / а тут же / его супруга, / княжна, / брюнетка, / лет под тридцать..." - РП Ирон. М925 (165); 7. (в знач. нариц.) Тому песня, тому слава, Кто дорогу породил. // Уж не Сидор я, не Павел, В плечах - удаль, в ушах - гул. ...В глазах - столб рябой поставил, В снегах - вёрсту протянул. РП Цв922 (III,302)
Новый философский словарь
(Paulus)
Апостол (первоначальное имя Савл или Саул) (ум. 66/67) - христианский проповедник. Проповедуя среди язычников, стремился преодолеть национальную разобщенность и традиционалистские предрассудки людей, трансформировать христианство в мировую религию. П. всемерно акцентировал идею о наднациональном статусе цивилизации, формирующейся на основе веры в Христа. Будучи в первые годы своей просветительской деятельности активным противником христианства, П. пережил душевный перелом по дороге в Дамаск и, в дальнейшем, стал "апостолом язычников" от Азии до Испании и Британии. П. - автор 14 посланий, содержащих первую попытку систематизи-ции христианского вероучения в чисто богословском контексте: были введены в широкий оборот на основе разработок стоиков и представителей иудейско-эллинистической философии такие термины, как закон и благодать; жизнь и смерть; дух и тело; справедливость, данная Богом и заслуженная своим трудом и т.п. Был казнен вместе с апостолом Петром в Риме по велению Нерона. В религиоведческой литературе используется понятие "паулинизм" для характеристики связанных с П. тенденций в раннем христианстве, определяемых отходом от радикального бунтарства первоначального христианства (см. Послание П. к Римлянам: "бла-гославляйте гонителей ваших; благославляйте, а не проклинайте" (12: 14), "побеждай зло добром" (12: 21) и т.п.). В вопросе соотношения с иудаизмом паулинизм противостоит так называемому петринизму (от имени апостола Петра), выражая позицию радикального разрыва. В философском романе В.Ф. Тендрякова "Покушение на миражи", моделирующем ситуацию компьютерной реконструкции земной истории в условиях изъятия из контекста ключевой фигуры - Иисуса Христа, роль последнего изоморфно воспроизводит П.
А.А. Грицанов
Философский энциклопедический словарь
ПАВЕЛ (Paulus) (род. в Тарсе, Киликия – ум. 29 июня 66/67, Рим) – христ. апостол. Призывая к преодолению национальных и традиционных условностей, свойственных иудейскому христианству, стремился превратить христианство в мировую религию; подчеркивал наднациональный характер общества спасения, возникшего на основе веры в Христа. Внедрение в христианство спекулятивных моментов связано у Павла с использованием элементов стоицизма и иудейско-эллинистической философии. Павел ввел в употребление такие применяемые в христ. философии пары противоположных понятий, как тело и дух, закон и благодать, справедливость, добытая трудом, и богоданная справедливость, жизнь и смерть и т. д.
Рус. арго (Елистратов)
ПАВЕЛ, -вла, ПАВЕЛЮЖНИК, -а, ПАВЛЮГИН, -а, м., ПАВЛЮГА, -и, ПАВЛЮЖКА, -и, ж., ПАВЕЛЮГА, -и, м. и ж, собств.
Павелецкий вокзал в Москве, а также Павелецкая железная дорога, «павелецкое направление».
По Павлюге сорок верст.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПАВЕЛ


будет выглядеть так: Что такое ПАВЕЛ