Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ОРГАЗМ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(греч. orgasmos, от orgao — разбухаю, пылаю страстью)
        высшая степень сладострастного ощущения, возникающая в момент завершения полового акта или заменяющих его суррогатных форм половой активности (Онанизм, Поллюции и т.п.). В основе О. — безусловный рефлекс (См. Безусловные рефлексы), который подкрепляет совокупность сексуальных реакций, формируя целостный поведенческий акт; в этом — биологическая роль О. У особей женского пола О. не является обязательным для оплодотворения. У самок подавляющего большинства видов животных (кроме некоторых млекопитающих) О. отсутствует. Механизм О. сложен; в нём участвует ряд физиологически соподчинённых нервных (корковых, подкорковых и спинномозговых) структур.
         В отличие от здоровых мужчин, у которых окончание полового акта всегда завершается наступлением О., у большинства здоровых, нормальных женщин полное пробуждение сексуальности, появление О. наступает не сразу после начала регулярной половой жизни (См. Половая жизнь), а значительный срок спустя (чаще от нескольких месяцев до нескольких лет). В дальнейшем О. у женщины бывает не при каждом половом акте (условной границей «нормы» принято считать появление О. в половине случаев половых сношений). Значительная часть женщин (по некоторым данным, до 41%) никогда не испытывает О.; многие из них страдают приобретенной аноргазмией, которая поддаётся коррекции, других же условно можно охарактеризовать как «конституционально холодных»: они знают все радости материнства и считают свой брак счастливым во всех отношениях. Игнорирование биологических особенностей женской сексуальности и естественных индивидуальных различий и как результат — стремление «лечить» каждый случай аноргазмии так же бесперспективны, как попытка изменить темперамент человека.
         Лит.: Васильченко Г. С., Оргазм, в кн.: Патогенетические механизмы импотенции, М.,1956, с 47—51; Имелинский К., Психогигиена половой жизни, пер. с польск., М, 1972; Свядощ А. М., Женская сексопатология, М., 1974; Malewska H., Kulturowe i psychospoleczne determinanty zycia seksualnego, Warsz., 1967; Gebhard Р., Raboch J., Giese H., The Sexuality of women, L.,1970.
         Г. С. Васильченко.
Современная Энциклопедия
ОРГАЗМ (греческое orgasmos, от orgao - пылаю страстью), высшая степень сладострастного ощущения в момент завершения полового акта.
Медицинская энциклопедия
I
Оргазм (orgasmus; греч. orgao пылать страстью)
высшая степень сладострастного ощущения, завершающая половой акт или заменяющие его формы половой активности (например, мастурбацию).
В основе О. лежит безусловный рефлекс, в его формировании участвуют нервные структуры различных уровней (тазовые нервы, спинномозговые. диэнцефальные и корковые образования). У мужчин в момент завершения первой фазы эякуляции (<<Эякуляция>>) вследствие прохождения спермы через узкие устья семявыносящих протоков и поступления ее в простатическую часть мочеиспускательного канала возникают афферентные импульсы, которые поступают в головной мозг и воспринимаются как ощущение начала О. Затем эти импульсы поступают в нервный центр, расположенный в парацентральных дольках или ближайших к ним участках головного мозга, предварительно сенсибилизированный импульсами из эрогенной зоны головки полового члена. Суммация этих импульсов приводит к превышению порога наступления О., вызывая как бы цепную реакцию, которая проявляется сильнейшим нервным разрядом с мышечными спазмами наружной части мочеиспускательного канала (интервалы между спазмами около 0,8 с) и очень ярким чувственным компонентом, витальная, иногда гиперпатическая, окраска которого свидетельствует о несомненном участии в этом процессе таламуса. У женщин в возникновении О. основную роль играют церебральные механизмы при значительно меньшем, чем у мужчин, участии импульсов из генитальных эрогенных зон (клитора, малых губ, наружной трети влагалища). Подкрепляя по принципу рефлекса определенную последовательность сексуальных реакций, О. формирует из них целостный психофизиологический акт, в котором в момент интимной близости неразрывно сливаются биологические и личностные, поведенческие компоненты.
Нарушения оргазма у мужчин наблюдаются редко и проявляются его притуплением, утратой яркости ощущений или диссоциацией между О. и эякуляцией (оргазм без эякуляции или эякуляция без оргазма). Обычно они обусловлены расстройствами эякуляции или нейрогуморальной патологией. У женщин задержка формирования оргазма и его нерегулярность относятся к наиболее частым разновидностям сексуальной патологии (см. <<Аноргазмия>>).

Библиогр.: Общая сексопатология, под ред. Г.С. Васильченко, с. 105, 387, М., 1977; Свядощ А.М. Женская сексопатология, с. 15, М., 1988.
II
Оргазм (orgasmus; греч. orgasmos от orgao пылать страстью)
высшая степень сладострастного ощущения, возникающая в момент завершения полового акта или при других формах половой разрядки.
Орфографический словарь Лопатина
орг`азм, орг`азм, -а
Словарь Ожегова
ОРГ’АЗМ, -а, муж. (спец.). Высший момент сексуального наслаждения.
Словарь Ушакова
ОРГ’АЗМ, оргазма, мн. нет, ·муж. (от ·греч. orgasmos вместо orgiasmos - празднование оргий) (биол.). Сладострастное ощущение, наступающее в конце полового акта.
Толковый словарь Ефремовой
[оргазм]
м.
Высшая степень сладострастного ощущения, возникающая в момент завершения полового акта.
Большой психологический словарь
см. Акме.
Новый философский словарь
кратковременный высший этап процесса пси-хо-физиологического наслаждения, выступающий у человека, как правило, как стадия экстатического состояния (см. Экстаз). Традиционно ассоциируется в массовом сознании с последним заключительным фазисом сексуального контакта. Вне медицинского контекста феномену О. уделялось значимое место в ряде традиций человековедения, а также в концептуальных системах и ритуально-обрядовой практике множества религиозных культов. В интеллектуальных традициях восточного типа, ориентирующихся на обретение индивидом предельного чувственного наслаждения посредством достижения все новых горизонтов актуализации потенциала человеческого Я в границах собственного организма, О. трактовался как естественный, органичный компонент повседневной жизни людей, как атрибут образа их существования. Запретительный, репрессивный характер христианских теорий нравственности, отвергавших оргиастические мистерии архаических верований вкупе с интенцией европейского мировоззрения и миропонимания, постулирующей возможность ощущения высоких степеней удовлетворения при помощи успешных актов агрессии против окружающего мира, его подчинения себе, - результировались во множественных процедурах сублимации, замещения феномена О. О. был элиминирован как смыслообразующее жизненное начало и самодостаточная ценность из иерархии приоритетов духовной жизни человека западно-европейского типа. Будучи ретранслируемым и воспроизводимым как существенный компонент поведенческой культуры рядом еретических религиозных сект средневековья, феномен О. вновь начал приобретать легитимность как осознанный предмет мыслительного интереса европейских интеллектуалов по мере диффузии идей Возрождения в массовое сознание. Особую значимость О. как индикатору обретения людьми гармонии с самими собой, со своей природой придали некоторые школы человековедения 20 в. (особенно психоаналитического толка). Идеология сексуальной революции (см. Сексуальная революция), одним из идеалов которой выступило создание санкционированных обществом и государством массовых механизмов получения людьми максимального наслаждения в предельно часто воспроизводимые минимальные промежутки времени, была сопряжена с представлениями об О. как желательном общественном явлении. Постулировалось также, что состояние О. служит наиважнейшим потенциальным резервуаром истинного освобождения человека. Адепты авторитарных режимов четко осознавали то обстоятельство, что для нормального человека потеря личного контроля как над повседневной осуществимостью О., так и над постоянной имманентной готовностью к нему, не может быть компенсирована никакими силовыми и идеологическими воздействиями. По Райху, общество, не способное к формированию действенных механизмов достижения возможно большим количеством людей повседневных состояний О. (например, посредством организации служб чиновников-сексологов, обладающих не меньшими полномочиями и ресурсами, нежели органы коммунального хозяйства), не может считаться свободным в сколько-нибудь приемлемой степени. Свобода О. - одна из немногих свобод, которую индивиды ощутив единожды, не меняют ни на какие "социальные гарантии", ущемляющие свободу личного поведенческого выбора в интересах государственной машины и нивелирующего социального контроля. (Сложность и многоаспектность феномена О. не допускают парциальных, частных решений по обеспечению его доступности для масс людей).
А.А. Грицинов
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ОРГАЗМ


будет выглядеть так: Что такое ОРГАЗМ