Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ОРБЕЛИАНИ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Орбелиани
        Вахтанг Вахтангович [5(17).4.1812 — 29.9(11.10).1890, Тбилиси], князь, грузинский поэт, генерал-лейтенант. Окончил Пажеский корпус в Петербурге (1830). За участие в заговоре грузинских дворян (1832) был сослан в Калугу. После амнистии в 1837 стал военным. Печатался с 1857. Поэт-романтик, О. идеализирует старину, воспевает ратные подвиги национальных героев, выражает скорбь по утерянной независимости родины (стихи «Прощание», «Надежда», «Ответ родины», «Ираклий и его время» и др.). Подражаниям персидской поэзии О. противопоставил традиции западно-европейского стиха и грузинской поэзии, в том числе Ш. Руставели.
         Соч.: в рус. пер. — [Стихи], в кн.: Поэзия Грузии, М. — Л., 1949.
         Лит.: Грузинские романтики (под ред. Н. Тихонова и Ю. Тынянова), Л., 1940; Барамидзе А. Г., Радиани Ш., Жгенти Б., История грузинской литературы, Тб., 1958.
II
Орбелиани
        Григол Зурабович [2(14).10.1804, Тбилиси, — 21.3(2.4).1883, там же], грузинский поэт. Родился в аристократической семье. Учился в Тбилисском благородном пансионе и в артистическом училище. За участие в заговоре грузинских дворян 1832 был арестован, отбывал наказание до 1838. Участвовал в войне с горцами в Дагестане. С 1857 занимал высшие административные должности. В литературу вступил в 1827. О. — один из выдающихся грузинских поэтов-романтиков. Жаждой служения любимой отчизне проникнуты стихотворения О. «Заздравный тост», «К Ярали», «Лик царицы Тамары» и др. О. — певец любви, красоты, природы. Лучшим его стихам присущи звучность и благородная простота: «Моей сестре Ефемии», «Вечер разлуки», «Воспоминание» и др. Переводил на грузинский язык стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова. Оставил обширную «Переписку» (т. 1—2, 1937).
         Соч.: в рус. пер. — Стихотворения, Тб,. 1939; Стихотворения, Тб., 1947; Стихотворения, М. — Л., 1949.
         Лит.: Барамидзе А. Г., Радиани Ш., Жгенти В., История грузинской литературы, Тб., 1958.
III
Орбелиани
        Сулхан Саба [25.10(4.11).1658, село Тандзиа, ныне Болнисский район Грузинской ССР, — 26.1(6.2).1725, Москва], грузинский писатель, учёный и политический деятель. Родился в семье верховного судьи Картли. Сторонник просвещённого абсолютизма. Боролся за освобождение Грузии от иностранного порабощения. После поражения Георгия XI в борьбе против Ирана О. в 1698 постригся в монахи и принял имя Саба. В правление своего воспитанника Вахтанга VI (См. Вахтанг VI) О. возобновил активную политическую деятельность. В 1712 сопровождал Вахтанга VI в Иран; в 1713—16 находился с дипломатической миссией в Западной Европе: в Париже, Риме. В 1724 вместе с Вахтангом VI эмигрировал в Россию. Многогранная литературная и научная деятельность О. оказала влияние на развитие прогрессивных общественных идей в Грузии. Автор сборника басен и притчей «О мудрости вымысла» (или «О мудрости лжи»), в котором выражены просветительские идеи О., сурово осуждены пороки феодального общества; книга отличается высокими художественными достоинствами, метким образным языком. Написал также книгу «Путешествие в Европу» и ряд сочинений религиозного содержания; составил толковый словарь грузинского языка. С литературной деятельностью О. связано начало оформления новогрузинского литературного языка.
         Соч.: в рус. пер.: Мудрость вымысла, Тб., 1959; Путешествие в Европу, Тб., 1969.
         Лит.: С.-С. Орбелиани, 1658—1958. Юбилейный сб. Тб., 1959.
        С. С. Орбелиани.
Современная Энциклопедия
ОРБЕЛИАНИ Сулхан (в монашестве - Саба) (1658 - 1725), грузинский писатель, учёный, политический деятель. В 1698 постригся в монахи, в 1703 вернулся к политической деятельности. Книга басен и притч "Мудрость вымысла", в которой выражены просветительские идеи. Книга "Путешествие в Европу" - о дипломатической миссии 1713 - 16. Толковый словарь грузинского языка; религиозные сочинения.
Литературная энциклопедия
1. Вахтанг [1812—1890] — грузинский поэт. Р. в семье крупного феодала-князя. Учился в Пажеском кадетском корпусе. За активное участие в «тайном военном заговоре» против русского самодержавия в 1832 О. был приговорен к смертной казни, к-рая была заменена высылкой из пределов Грузии (в Калугу) на 4 года. Вернувшись на родину, Орбелиани поступил на военную службу. С 1864 занимал различные должности (член крестьянского собрания, мировой посредник и т. п.). Поэзия О. отражала идеологию деградировавшей феодальной группы, вытеснявшейся развитием капиталистических отношений в Грузии. Творческое внимание О. привлекала «исчезнувшая слава родины», потерявшей свою независимость в результате покорения ее русскими царскими войсками. Подавляющее большинство его стихов проникнуто идеализацией старых государственных устоев. В патриотической романтике О. пессимистические ноты причудливо сплетались с мотивами «возрождения родины» («разрушенная наша родина вновь процветет»). В 70-х годах, под влиянием народнического движения, в творчестве О. появились робкие мотивы «единства и братства», «труда и образования». Орбелиани стремился «заглянуть в дом крестьянина», «узнать печаль и радость крестьянина», решительно выступал против торгашей, осуждая «леность и бездеятельность». Но эти мотивы в основном не изменили доминировавшей дворянско-патриотической направленности его творчества. Критика некоторых сторон быта с феодальных позиций приобретала характер некоторой оппозиционности против восходящего класса буржуазии. Как и другие поэты-романтики Грузии того периода, О. увлекался экзотикой природы своей родины. Библиография: I. Полное собрание сочинений Вахтанга Орбелиани в последний раз появилось в изд-ве «Грузинская книга», Тифлис, 1928. II. Хаханов А., Очерки по истории грузинской словесности, т. IV; Абашидзе К., Этюды по грузинской литературе, ч. 1, Кутаис, 1912; Котетишвили В., История грузинской литературы, ч. 1, Кутаис, 1925. Г. Т-ли
2. Григорий [1804—1883] — грузинский поэт. По происхождению князь. По окончании среднего учебного заведения Орбелиани поступил на военную службу. В 1832 за сочувствие «тайному военному заговору» в Грузии против русского самодержавия был арестован, но вскоре освобожден, после чего продолжал военную службу, приспособляясь к режиму царской власти. В 1857 получил чин генерала, а с 1862 исполнял обязанности наместника царя на Кавказе. Развитие лит-ого творчества О. относится к периоду распада феодальных отношений в этой стране. Являясь представителем феодальной аристократии, О. глубоко переживал потерю независимости, сословно-политических и экономических привилегий своего класса. Его романтическая поэзия насыщена гл. обр. патриотическими мотивами «любви к родной земле» и «восстановления уснувшей судьбы могучей Иверии» (Грузии), завоеванной царской Россией. В дальнейшем однако О. примирился с русским самодержавием. Став поборником русского монархизма, О. посвятил
310 ряд хвалебных стихов Николаю I. Наиболее художественно выразительные произведения О. — лирические стихи о природе; последнюю он мыслил как «высшую силу», умиротворяющую враждующие общественные силы, смягчающую классовые противоречия, «возбужденные чувства людей». Этот космизм сочетался у него с интимным культом «беспредельной любви». О. был представителем старого поколения консервативного дворянства: он резко выступал против либерально-дворянских, а позднее и радикально-мелкобуржуазных идей 60—70-х гг., против введения нового лит-ого яз., против новых общественно-литературных нравов и т. п. («Ответ детям»), но активно боролся против религиозных преследований. Библиография: I. Полное собрание сочинений издавалось несколько раз. Последнее изд. в изд-ве «Грузинская книга», 1928, под ред. и с крит. ст. В. Котетишвили. II. Хаханов А., Очерки по истории грузинской словесности, т. IV; Абашидзе К., Этюды по грузинской литературе, ч. 1, Кутаис, 1912; Котетишвили В., История грузинской литературы, ч. 1, Кутаис, 1925; Зандукели М., Новая грузинская литература, ч. 1, Тифлис, 1932. Г. Тавзарашвили
3. Саба-Сулхан [1658—1726] — грузинский общественный деятель, литератор, лексикограф. Р. в семье феодала. Получил светское воспитание, был дипломатом при дворе грузинской династии. Литературно-политическая деятельность О. протекала в тот период, когда Грузия была объектом захватнической политики России, Персии и Турции, стремившихся закрепить свое господство на Кавказе. В это время среди главенствовавшей группы феодалов Грузии происходила ожесточенная борьба за ориентацию. О. держался западной ориентации, которая по его мнению должна была способствовать укреплению феодализма, уже вступившего в стадию разложения. Для укрепления связи с Западом О. принял католичество и совершил дипломатическую поездку во Францию. Однако все попытки спасти деградирующий феодализм потерпели неудачу, и О., охваченный отчаянием, стал отшельником. Позднее О. был предан православной церковью анафеме за принятие католичества. Наиболее значительное произведение О. — «Мудрость и ложь». Оно написано под сильным влиянием персидской литературы и отчасти носит характер заимствования из различных произведений персидской лит-ры. В этом произведении О. критически выявляет беспочвенность разлагающегося феодализма и борется против упадочничества феодально-дворянской культуры. Параллельно с этим О. нередко протестует против крайнего клерикализма и с усмешкой говорит о духовенстве. Со своих классовых позиций он едко высмеивает как торгово-буржуазные, так и кустарно-ремесленные группы, рисуя их жадными эгоистами, ворами, отщепенцами и т. д. О. также автор фундаментального грузинского словаря, изобилующего архаизмами. Словарь охватывает 50 тыс. слов. Библиография: I. Мудрость и ложь, под ред. Г. Леонидзе, 1926. II. Кекелидзе К., История грузинской литературы, т. II; Хаханов А., Очерки по истории грузинской словесности, т. III, М., 1897; Баранидзе А., Очерки по истории грузинской литературы, Тифлис, 1932. Г. Сирадзе
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ОРБЕЛИАНИ


будет выглядеть так: Что такое ОРБЕЛИАНИ