Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МОДУС

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(от лат. modus — мера, способ, образ, вид)
        термин, используемый в логике, юриспруденции (см., например, Модус вивенди) и философии. В традиционной (силлогистической) логике М. называют разновидности силлогизмов (умозаключений), определяемые количеством, формой и взаимозависимостью их посылок и заключений. Термин этот перешёл и в современную формальную (математическую) логику. Например, modus ponens — это не что иное, как «правило заключения», или «правило отделения», т. е. правило вывода (см. Логика, Логика предикатов), согласно которому из посылок вида А и А В ( — знак импликации, читаемый как «влечёт») можно получить заключение В. См. Силлогистика.
Современная Энциклопедия
МОДУС (от латинского modus), 1) вид, мера, способ. 2) философский термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута - неотъемлемого свойства предмета. 3) В логике - разновидности силлогизмов (умозаключений). 4) В музыке - лад (звукоряд), ритмическая формула, эмоциональный строй.
Орфографический словарь Лопатина
м`одус, м`одус, -а
Словарь Ушакова
М’ОДУС, модуса, ·муж. (·лат. modus - способ, мера) (научн.). Вид, разновидность. Модус сознания (филос.).
• Модус вивенди (·лат. modus vivendi - образ жизни) (·книж.) - условия, позволяющие поддерживать нормальные отношения между двумя государствами и вообще между сталкивающимися сторонами. Установить модус вивенди.
Толковый словарь Ефремовой
[модус]
м.
1) Разновидность, способ, норма.
2) Разновидность умозаключений, определяемая количеством, формой и взаимозависимостью их посылок и заключений (в логике).
3) Преходящее свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях (в философии).
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
МОДУС (от лат. modus - мера, образ, способ) - англ. modus; нем. Modus. 1. Способ существования, вид и характер бытия. 2. Свойство предмета, присущее ему лишь в нек-рых состояниях. 3. В формальной логике - разновидность силлогизма.
История философии. Энциклопедия
МОДУС, (лат. modus - мера, образ, способ) - философский термин, с помощью которого в 17-18 вв. обозначали свойство предмета, присущее ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях, - в отличие от атрибута (неотчуждаемого свойства предмета). По определению Гегеля, М. есть "инобытие абсолютного, потеря последним себя в изменчивости и случайности бытия, переход абсолютного в свою противоположность без возврата в себя, лишенное целостности многообразие определений формы и содержания".
C. B. Воробьева
История философии. Грицианов
(лат. modus — мера, образ, способ) — философский термин, с помощью которого в 17—18 вв. обозначали свойство предмета, присущее ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях, — в отличие от атрибута (неотчуждаемого свойства предмета). По определению Гегеля, М. есть ‘инобытие абсолютного, потеря последним себя в изменчивости и случайности бытия, переход абсолютного в свою противоположность без возврата в себя, лишенное целостности многообразие определений формы и содержания’. МОЛНИЯ — естественно-научное и метафорическое понятие, нередко используемое в рамках описаний механизмов миросозидания и промысла Логоса, а также ассоциируемое со светом и просвещением. В большинстве религий и мифов божество спрятано от людских взоров, а лишь затем внезапная вспышка М. на миг являет его в ипостаси деятельной мощи. Данный образ Логоса, пронизывающего тьму, является универсальным (Блаватская). В мировоззрении античных народов М. или огненный эфир выступали символами, эмблемой верховной, суверенной, творческой власти. (Так, этими атрибутами демиурга обладал, в частности, Юпитер: три его М. символизировали случай, судьбу и предусмотрительность — силы, формирующие будущее.) Если жертвенный столб и ступени, крест и распятие репрезентируют устремления человека к ‘горнему’ миру, то М. символизирует обратное воздействие — ‘верхнего’ мира на мир ‘дольний’. Ваджра, являющая собой в тибетской символике ‘М. и одновременно бриллиант’, нередко олицетворяет также взгляд ‘третьего глаза’ Шивы, терминатора любых материальных форм. В контексте содержательных текстуальных реконструкций фрагментов Гераклита — М. суть божественный бич, удар Зевса или Перуна, от которого получают свой закон существа, движущиеся образом постепенного перемещения (‘все ползущее бичом пасется’; ‘всем сущим правит Перун’). Гераклитовский Логос (как ‘сосредоточенный смысл’ и как ‘мгновенное, правящее многим’) управляет по ‘способу М.’, стремительно захватывая все одним и ‘сам есть М’. — М. в таком контексте — нерассуждающая, сверхчеловеческая, всех-восторгающая и всесметающая сила типа ‘озарения’. (Ср. описание начала войны 1914 Н.Бором: ‘у людей в подобном совместном порыве поражает то, что он, с одной стороны, стихийно несвободен, как, скажем, лесной пожар или любое другое естественное явление природы, а с другой — в поддавшемся ему индивиде он порождает ощущение величайшей свободы’.) Анализ, постижение действия М. — немыслимы. Согласно Гераклиту, для постижения божественного Логоса необходима вера, ибо он ‘ускользает от познания’ из-за своей невероятности... ‘золото’ огненного Логоса заранее знает цену вещам — оно их высшая возможность... М. — тайная и истинная суть вещей, их исполнение. Логос — М. всегда дарит, освобождает мир и людей, а не карает их, здесь правит сама новизна — новое, открываемое событием. Логос суть дыхание новизны. Бог, по мысли Гераклита, не занимается запретами: ‘Богу все прекрасно, и хорошо, и справедливо, люди же принимают одно за правильное, другое за неправильное’. (Ср. у Витгенштейна: ‘мир есть все то, что имеет место, и все то, что не имеет места... как есть мир — для высшего совершенно безразлично. Бог не проявляется в мире’.) В мифологической, исторической и историко-философской традициях вождей, вбирающих в себя зевсовы М., именовали ‘бичами Божиими’. (Ср. у М.Волошина ‘слова св. Лу — архиепископа Труасского,— обращенные к Аттиле’ в эпиграфе к ‘Северовостоку’: ‘Да будет благословен приход твой, Бич Бога, которому я служу, и не мне останавливать тебя’; аналогично — заглавие неоконченного романа об Аттиле — ‘Бич Божий’ — у Е.Замятина.) Атрибутами высшей власти неизбывно полагались непостижимость, отказ от любых условностей; состязательность с Логосом всегда означала отказ от поиска путей к человеческому пониманию. В русскоязычной философской традиции правомерность придания понятию ‘М.’ статуса философского термина обозначали Г.Померанц и (особо акцентированно) В.Бибихин. По версии последнего, начиная с низвержения Перуна князем Владимиром посредством ‘молниеносного’ жеста, молниеподобный поворот утвердился как главный прием власти в России, а сама М. конституировалась как заповедный закон отечественной истории. (Ср. у М.Волошина: ‘Что менялось? Знаки и возглавья? // Тот же ураган на всех путях. // В комиссарах дух самодержавья, // Взрывы революции в царях...’.) Полагая ведущим критерием исторической состоятельности любой страны умение заметить и молниеносно преодолеть сложившееся ‘от-стояние’ от События (течения событий) мира (присущим в особенности менталитету России), Бибихин, тем не менее, вынужден констатировать наличие сопряженной и принципиально неразрешимой (в том числе и для России) проблемы трансляции власти, ибо у М. ‘наследников не бывает’.
Новый философский словарь
(лат. modus - мера, образ, способ)
1) философский термин, с помощью которого в 17-18 вв. обозначали свойство предмета, присущее ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях - в отличие от атрибута (неотчуждаемого свойства предмета). По определению Гегеля, М. есть "инобытие абсолютного, потеря последним себя в изменчивости и случайности бытия, переход абсолютного в свою противоположность без возврата в себя, лишенное целостности многообразие определений формы и содержания". 2) в логике - разновидность силлогизма, отличающегося количественной (общие или частные) и качественной (утвердительные или отрицательные) характеристикой входящих в него посылок. М. выводятся на основании общих правил силлогизма и специальных правил фигур.
С.В. Воробьева
Философский словарь
(лат. modus — мера, способ) — философский термин, применявшийся в домарксистской философии и обозначавший свойство предмета, присущее ему лишь в нек-рых состояниях, в отличие от атрибута. В философии Спинозы М. наз. все преходящие состояния субстанции, имеющие причину своего бытия не в себе самих, а в субстанции и ее атрибутах; в М. выражаются бесконечная множественность вещей и их преходящие качества, в к-рых находит свое проявление единая, вечная и бесконечная материальная субстанция.
Философский энциклопедический словарь
МОДУС (от лат. modus – мера, способ) – способ существования, вид и характер бытия или события. Modus vivendi – образ жизни, условия, делающие терпимой жизнь одного подле другого; modus procedendi – характер мер, предпринимаемых для достижения цели; относительно modus rectus и modus obliquus см. INTENTIO.
Философский энциклопедический словарь 2
        (от лат. modus — мера, способ, образ, вид), 1) термин домарксистской философии, обозначающий свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута — неотъемлемого свойства предмета; 2) в логике — разновидность силлогизмов, определяемая формой и взаимозависимостью посылок и силлогистич. умозаключений.
        см. Силлогистика.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МОДУС


будет выглядеть так: Что такое МОДУС