Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МЕРСЬЕ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Мерсье (Mercier)
        Дезире Жозеф (21.11.1851, Брен-л'Аллё, Брабант, — 23.1.1926, Брюссель), бельгийский религиозный философ и церковный деятель. Профессор философии в Лувенском университете (1882—1906); католический архиепископ (с 1906) и кардинал (с 1907). Сыграл большую роль в становлении Неотомизма; создал в Лувене «Высший институт философии, или Школу Фомы Аквинского» (1888), основал томистский журнал «Revue Neo-Scolastique» (1894, с 1946 — «Revue philosophique de Louvain») и способствовал превращению Лувена в международный центр неотомизма.
        
         Соч.: Cours de philosophie, v. 1—4, P., 1892—99.
         Лит.: Lavelle A., Le Cardinal Mercier, P., 1927; Gade J., The life of Cardinal Mercier, N. Y. — L., 1934; De Raeymaeker L., Le Cardinal Mercier, Louvain, 1952; Simon A., Position philosophique du Cardinal Mercier. Esquisse psychologique, Brux., 1962.
II
Мерсье (Mercier)
        Луи Себастьен (6.6.1740, Париж, — 25.4.1814, там же), французский писатель. Родился в семье торговца. Учился в коллеже Четырёх наций. В 1766 написал повесть «История Изербена, арабского поэта» и опубликовал трактат «О бедствиях войн». В романе «Дикарь» (1767) ощутимо влияние Ж. Ж. Руссо. В 1770 анонимно в Амстердаме вышел социальный роман М. «2440-й год», в котором выражены антифеодальные и свободолюбивые идеи. Философские взгляды М. дуалистичны. Он, как и Руссо, признаёт материальность мира, но принимает идею бога и бессмертия души. Во многом верная трактовка мировоззрения Руссо дана М. в книге «О Ж. Ж. Руссо, одном из главных писателей, подготовивших революцию» (1791). Эстетические взгляды М. выражены в трактате «О театре...» (1773); он требует демократизации искусства, ратует за героику, эмоциональность. М. — драматург (пьесы «Неимущий», 1772, «Судья», 1774, «Тачка уксусника», 1775, исторические драмы). В многотомном сочинении «Картины Парижа» (1781—88, рус. пер. т. 1—2, 1935—36) ярко нарисована предреволюционная эпоха. М. восторженно встретил Великую французскую революцию брошюрой «1789 год», но якобинской диктатуры испугался; сидел в тюрьме за близость к жирондистам. Во время Империи оставался республиканцем.
         Соч.: Theatre complet, v. 1—4, nouv. ed., Amst. — Leiden, 1778—84; в рус. пер. — Неимущие. Тачка уксусника, в сборнике: Французский театр эпохи Просвещения, т. 2, М., 1957.
         Лит.: История французской литературы, т. 1, М.—Л., 1946, с. 785—88; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, М., 1957; Левбарг Л. А., Л. С. Мерсье, Л.—М., 1960; Beclard L., Sebastien Mercier, P., 1903; Majewski H. F., The preromantic imagination of L.-S. Mercier, N. Y., 1971.
         Т. Л. Занадворова.
        Л. С. Мерсье.
Литературная энциклопедия
Луи Себастиан [Louis Sebastien Mercier, 1740—1814] — французский писатель. Вслед за Руссо писал о радостях деревенской жизни, выгодах «разумно» организованного сельского хозяйства, нападал на салонно-аристократическую культуру, прославлял первобытного человека и его «естественное состояние», развивал идеи о всеобщем равенстве и об идеальном государстве будущего, построенном на коммунистических началах. Этой последней теме посвящен утопический роман М. «2440 год» (L’an 2440, ou Reve s’il en fut jamais, 1770). Книга эта, предвосхитившая многие реформы Великой французской революции, была запрещена. Та же судьба постигла лучшее произведение М., сделавшее автора знаменитым, — книгу социально-бытовых и сатирических очерков «Картина Парижа» (Tableau de Paris, 2 тт., 1781; полностью, в 12 тт., 1782—1789), дающую яркое изображение дореволюционного Парижа со всеми социальными противоречиями, раздиравшими французское общество «старого режима».
Иллюстрация: Гравюра к «Народным драмам» Мерсье Наиболее продуктивна была деятельность М. в области драмы, в к-рой он явился продолжателем Дидро (см.), намечая дальнейшее развитие канонизованного последним жанра «мещанской» или «буржуазной» драмы. В своем «Новом опыте о драматическом искусстве» [1773] М. выступает с резкой критикой классической драматургии как не соответствующей запросам современности и вкусам массового зрителя. Но если Дидро хотел видеть на сцене
226 только буржуазию и буржуазную интеллигенцию, то Мерсье идет дальше его и требует изображения «народа», «четвертого сословия», т. е. городской бедноты, «честных ремесленников» и крестьян. Рассматривая лит-ру как орудие общественно-политической борьбы, М. выдвигает идею социальной драмы, противопоставляющей богатых и бедных, «ремесленников» (artisans) и «бездельников» (faineants); к числу последних М. относит не только аристократию, но и крупную буржуазию. Восставая против формализма классиков, М. закладывает основу эстетики реализма, но в то же время требует от писателя не бесстрастного объективизма, а горячей отзывчивости, неустанного воздействия на жизнь. Как мелкий буржуа М. не отрицал самого принципа капиталистической собственности и восставал только против неравного распределения богатств между частными собственниками. Острые социальные конфликты разрешались им при помощи обычного для мещанской драмы средства — денег (ср. напр. «Неимущие», «Уксусник», 1776). С 1769 по 1780 М. напечатал 16 пьес, которые частично были запрещены. М. оказал большое влияние на родственных ему по темпераменту и воззрениям немецких поэтов эпохи «бури и натиска» (см.). Библиография: I. Полного собр. сочин. Мерсье не существует. По-русски драмы Мерсье имеются в переводах XVIII в.: Женневаль, или французский Барневель, 1778; Ложный друг, 1779; Неимущий, 1784; Уксусник, 1785; Судья, 1788; Беглец, 1784; Зоа, 1789; Наталья, 1794; Theatre complet, 4 тт., Амстердам, 1778—1784; Tableau de Paris и L’an 2440, переизд. в коллекции «Bibliotheque Nationale». Есть и др. переиздания. II. Иванов И. И., Политическая роль французского театра в связи с философией XVIII в., М., 1895; Розанов М. Н., Ж. Ж. Руссо и литературное движение конца XVIII и начала XIX вв., т. I, М., 1910; Zollinger O., Mercier als Dramatiker und Dramaturg, Strassburg, 1899; Его же, Mercier’s Beziehungen zur deutschen Literatur, «Ztschr. fur franz. Sprache u. Literatur», XXIV, 1902; Beclard L., Sebastien Mercier, P., 1903. С. Мокульский
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МЕРСЬЕ


будет выглядеть так: Что такое МЕРСЬЕ