Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МЕРА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Мера (Mera)
        Хуан Леон (28.6.1832, Амбато, — 13.12.1894, там же), экуадорский писатель и литературный критик. Один из идейных вождей экуадорского консерватизма, председатель сената и министр в годы клерикально-реакционной диктатуры Гарсиа Морено (1869—75). Автор национального гимна. В поэме «Дева солнца» (1861), сборниках стихов «Туземные мелодии» (1858), «Масорра» (1875) М. использовал мотивы индейского фольклора. Роман «Куманда» (1879), написанный в духе европейского романтизма, в идиллических тонах повествует о прошлом индейских племён. Книга М. «Историко-критический обзор экуадорской поэзии» (1868) содержит идею национально-самобытного развития литературы. Автор повестей и очерков нравоописательного характера (см. Костумбризм).
         Соч.: Obras, Barcelona, 1887; Novelas cortas, Ambato, 1952.
        
         Лит.: Мамонтов С. П., Литература Эквадора, в сборнике Эквадор, М., 1963; Guevara Dario С., Juan Leon Mera о el hombre de cimas, Quito, 1944; Arias A., Panorama de la literatura ecuatoriana, Quito, 1961.
         С. П. Мамонтов.
II
Мера
        в метрологии, см. в ст. Меры.
III
Мера
        философская категория, выражающая диалектическое единство качественных и количественных характеристик объекта. Качество любого объекта органически связано с определённым Количеством (свойств, сторон, признаков, размеров, числа компонентов данной системы и т.п.). В рамках данной М. количественной характеристики могут меняться за счёт изменения числа, размеров, порядка связи элементов, скорости движения, степени развития и т.п. М. указывает предел, за которым изменение количества влечёт за собой изменение качества объекта и наоборот. Следовательно, М. — это своего рода зона, в пределах которой данное качество может модифицироваться, сохраняя при этом свои существенные характеристики. М. выступает и как соразмерность; например, грация — как соразмерность, гармония в движении тела. Соблюдение М. лежит в основе ритма, гармонии, мелодии в музыке, ансамбля в архитектуре и т.п. М. употребляется также при измерении (См. Измерение) как определённая единица, с которой соотносят, сравнивают измеряемый объект.
         Категория М. имеет существенное теоретическое и практическое значение: нахождение М. в любой форме деятельности служит предпосылкой её успеха. Нельзя познать предмет, не выявив его качественных и количественных характеристик в их единстве.
IV
Мера
        река в Костромской и Ивановской области РСФСР, левый приток Волги. Длина 152 км, площадь бассейна 2380 км2. Впадает в Горьковское водохранилище против г. Кинешма. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Средний расход в 51 км от устья 6,5 м3/сек. Замерзает в ноябре, вскрывается в апреле.
Идеографический словарь
^ средство
^ сравнение, количество
мера - единица измерения; элемент шкалы; средство сравнения количества.
отмерить сколько.
мерило. мерка (по нынешним меркам).
критерий - мера оценки; признак, на основании которого производится оценка, определение чего-л.
модуль.
прокрустово ложе.
Ў деньги, быть примером (кому)
v шкала
Орфографический словарь Лопатина
м`ера, м`ера, -ы
Словарь Ожегова
М’ЕРА, -ы, жен.
1. Единица измерения. Квадратные меры. М. длины. М. веса.
2. Граница, предел проявления чего-н. Знать меру. Чувство меры. Без меры (очень). Сверх меры (слишком). В меру (как раз). В какой мере (насколько).
3. Средство для осуществления чего-н., мероприятие. Меры предосторожности. Решительные меры. Принять нужные меры.
4. Старая русская единица ёмкости сыпучих тел, а также сосуд для измерения их. М. овса.
• В полной мере вполне. В полной мере удовлетворён.
По мере того как, союз в течение того времени, в к-рое что-н. происходит. По мере того как поступают новые сведения, обстановка проясняется.
По мере чего, предл. с род. в соответствии с чем-н., совпадая с чем-н. По мере приближения к дому беспокойство усиливалось. Помогать по мере сил, по мере возможности.
По крайней мере хотя бы только; не меньше чем. Не мог прийти, по крайней мере мог бы позвонить. Ехать осталось по крайней мере километр.
прил. мерный, -ая, -ое (к 1 и 4 знач.).
Словарь синонимов Абрамова
мерка, мерило, масштаб, критерий; мероприятие, способ, средство, полумера, паллиатив. Принимать меры, принимать меры предосторожности. Ср. "Способ". См. граница, количество || в меру, перейти меру, под меру, по крайней мере, по мере, потерять чувство меры, превзойти меру, принимать меры предосторожности, принудительные меры, сверх меры
Словарь Ушакова
М’ЕРА, меры, ·жен.
1. Единица измерения протяжения или емкости. Мера длины. Мера веса. Меры сыпучих тел. Кубические меры.
2. Предел, граница, размер. «Чудится, будто... голубая зеркальная дорога без меры в ширину, без конца в длину реет и вьется по зеленому миру.» Гоголь (о Днепре). Чувство меры. Соблюдать меру. Знать меру. «Душа меру знает.» (посл.).
3. Мероприятие, способ действия. Крайняя мера. Принять или (·устар.) взять меры. Решительные меры. Меры предосторожности. *****
5. Стихотворный размер (лит. ·устар. ).
6. Сосуд для измерения сыпучих тел, четверик (·устар. ·прост. ). Мера овса.
• Без меры - безмерно. Сверх меры или чрез (и ·прост. через) меру - слишком, более надлежащего, чрезмерно. В меру - умеренно, достаточно, сколько нужно. По мере чего (сил, возможности и т.п.) - соответственно, смотря по чему. По мере того, как, в знач. союза - в то время, как; в соответствии с тем, как. По меньшей мере - самое меньшее, самое крайнее, в крайнем случае. Это будет стоить по меньшей мере сто рублей. По крайней мере - см. крайний. В полной мере - вполне. В той мере, как - постольку, поскольку. Ни в какой мере (·канц.) - никак, никаким образом.
Словарь эпитетов
Действие, направленное для достижения чего-либо; наказание (обычно во мн. числе).
Активная, безотлагательная, благоразумная, вынужденная, высшая, действенная, демократическая, диктаторская, драконовская, железная, жесткая, жестокая, запоздалая, исключительная, карательная, крайняя, крутая, надежная, надлежащие (мн.), надобная (устар.), насильственная, необходимая, необыкновенная, необычайная, нужная, особая, охранительная, позорная, половинчатая, понудительная, последняя, постыдная, превентивная, предохранительная, принудительная, разумная, резкая, результативная, репрессивная, решительная, свирепая (разг.), своевременная, сильная, слабая, смелая, смирительная, срочная, стеснительная (устар.), строгая, суровая, твердая, чрезвычайная, экзекуционная (устар.), экстраординарная, экстренная, энергическая (устар.), энергичная, эффективная.
Толковый словарь Ефремовой
[мера]
ж.
1) Единица измерения.
2)
а) Старинная русская единица емкости для сыпучих тел, равная приблизительно одному пуду зерна.
б) Сосуд для измерения сыпучих тел, вмещающий такое количество зерна.
3)
а) То, чем измеряют что-л.; мерило.
б) перен. То, что служит основанием для оценки, измерения чего-л. или сравнения с чем-л.
4)
а) Величина, размер, степень охвата какого-л. явления.
б) Последняя, крайняя степень, предел чего-л.
Этимологический словарь Крылова
Общеславянское слово, образованное от индоевропейской основы те. В древнеиндийском находим mati – "мерит", в латинском – metior ("мерю, измеряю"). Родственные слова: метр, английское measure ("мера").
Словарь управления
чего и чему. Я очень знаю меру понятия, вкуса и просвещения этой публики (Пушкин). ...Она уже совсем потеряла меру силам своим (Фадеев). В меру сил и по мере сил (насколько позволяют силы, возможности).
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
МЕРА - англ. measure; нем. Ma?. 1. Предельное состояние, до к-рого определенные предметы или явления могут претерпевать количественные изменения. 2. Стандартизированная единица измерения. см. ИНДЕКС. 3. Соразмерность, гармония.
История философии. Энциклопедия
МЕРА, - философская категория, традиционно используемая в контексте отображения взаимосвязи и взаимозависимости количественных и качественных изменений. Подобный подход в трактовке М. был конституирован и легитимизирован в историко-философской традиции Гегелем: "Все вещи имеют свою меру, т.е. количественную определенность, и для них безразлично, будут ли они более или менее велики; но вместе с тем это безразличие также имеет свой предел, при нарушении которого (при дальнейшем увеличении или уменьшении) вещи перестают быть тем, чем они были". М., таким образом, трактуется как интервал или диапазон, в границах которых вещи и явления, изменяясь, сохраняют тем не менее единство своих качественных и количественных параметров, т.е. остаются идентичными сами себе, самотождественными. M. y Гегеля тем самым исполняет роль соединительного логического звена между категориально-понятийными комплексами, описывающими, с одной стороны, непосредственное бытие, - и сферу сущности, с другой. Выступая также в качестве несущей конструкции гносеологической процедуры перехода от абстрактного к конкретному, М. в своем развертывании в рамках схемы Гегеля могла приобретать статус мерила "особости" либо даже "индивидуальности" того или иного объекта или явления. Классическая философия различает простую или непосредственную М. (как М. отдельного объекта вне системных взаимодействий), системную М. (как М. объекта, понятого в качестве элемента некоей целостности) и реальную М. (как М. объекта, рассматриваемого с точки зрения всех его возможных систем взаимодействий, где репрезентируется его качество). Проблема "горизонта", "предела" конкретизации М. применительно к феноменам действительности оказывается тесно сопряженной с философским вопросом о возможности аппликации М. к миру человека и его деятельности. Тезис Протагора о том, что человек есть М. всех вещей, остается противопоставлен пониманию М. как элементу объективной и общезначимой совокупности характеристик природного и социального бытия. Особую смысловую нагрузку в этом плане приобретает также основополагающая философская проблема принципиальной возможности не только выявления, но и создания человеком определенной "мерности" бытия. Несовпадение "мерности" программ человеческой деятельности и "мерности" существования определенных природных систем породило, в частности, совокупность экзистенциальных вопросов бытия человеческой цивилизации, именуемых "глобальными проблемами".
A. A. Грицанов
История философии. Грицианов
философская категория, традиционно используемая в контексте отображения взаимосвязи и взаимозависимости количественных и качественных изменений. Подобный подход в трактовке М. был конституирован и легитимизирован в историко-философской традиции Гегелем: ‘Все вещи имеют свою меру, т.е. количественную определенность, и для них безразлично, будут ли они более или менее велики; но вместе с тем это безразличие также имеет свой предел, при нарушении которого (при дальнейшем увеличении или уменьшении) вещи перестают быть тем, чем они были’. М., таким образом, трактуется как интервал или диапазон, в границах которых вещи и явления, изменяясь, сохраняют тем не менее единство своих качественных и количественных параметров, т.е. остаются идентичными сами себе, самотождественными. M. y Гегеля тем самым исполняет роль соединительного логического звена между категориально-понятийными комплексами, описывающими, с одной стороны, непосредственное бытие, — и сферу сущности, с другой. Выступая также в качестве несущей конструкции гносеологической процедуры перехода от абстрактного к конкретному, М. в своем развертывании в рамках схемы Гегеля могла приобретать статус мерила ‘особости’ либо даже ‘индивидуальности’ того или иного объекта или явления. Классическая философия различает простую или непосредственную М. (как М. отдельного объекта вне системных взаимодействий), системную М. (как М. объекта, понятого в качестве элемента некоей целостности) и реальную М. (как М. объекта, рассматриваемого с точки зрения всех его возможных систем взаимодействий, где репрезентируется его качество). Проблема ‘горизонта’, ‘предела’ конкретизации М. применительно к феноменам действительности оказывается тесно сопряженной с философским вопросом о возможности аппликации М. к миру человека и его деятельности. Тезис Протагора о том, что человек есть М. всех вещей, остается противопоставлен пониманию М. как элементу объективной и общезначимой совокупности характеристик природного и социального бытия. Особую смысловую нагрузку в этом плане приобретает также основополагающая философская проблема принципиальной возможности не только выявления, но и создания человеком определенной ‘мерности’ бытия. Несовпадение ‘мерности’ программ человеческой деятельности и ‘мерности’ существования определенных природных систем породило, в частности, совокупность экзистенциальных вопросов бытия человеческой цивилизации, именуемых ‘глобальными проблемами’.
Новый философский словарь
философская категория, традиционно используемая в контексте отображения взаимосвязи и взаимозависимости количественных и качественных изменений. Подобный подход в трактовке М. был конституирован и легитимизирован в историко-философской традиции Гегелем: "Все вещи имеют свою меру, т.е. количественную определенность, и для них безразлично, будут ли они более или менее велики; но вместе с тем это безразличие также имеет свой предел, при нарушении которого (при дальнейшем увеличении или уменьшении) вещи перестают быть тем, чем они были". М., т. обр, трактуется как интервал или диапазон, в границах которых вещи и явления, изменяясь, сохраняют тем не менее, единство своих качественных и количественных параметров, т.е. остаются идентичными сами себе, самотождественными. М. у Гегеля тем самым исполняет роль соединительного логического звена между категориально-понятийными комплексами, описывающими, с одной стороны, непосредственное бытие, - и сферу сущности, с другой. Выступая также в качестве несущей конструкции гносеологической процедуры перехода от абстрактного к конкретному, М. в своем развертывании в рамках схемы Гегеля могла приобретать статус мерила "особости" либо даже "индивидуальности" того или иного объекта или явления. Классическая философия различает простую или непосредственную М. (как М. отдельного объекта вне системных взаимодействий), системную М. (как М. объекта, понятого в качестве элемента некоей целостности) и реальную М. (как М. объекта, рассматриваемого с точки зрения всех его возможных систем взаимодействий, где репрезентируется его качество). Проблема "горизонта", "предела" конкретизации М. применительно к феноменам действительности оказывается тесно сопряженной с философским вопросом о возможности аппликации М. к миру человека и его деятельности. Тезис Протагора о том, что человек есть М. всех вещей, остается противопоставлен пониманию М. как элементу объективной и общезначимой совокупности характеристик природного и социального бытия. Особую смысловую нагрузку в этом плане приобретает также основополагающая философская проблема принципиальной возможности не только выявления, но и создания человеком определенной "мерности" бытия. Несовпадение "мерности" программ человеческой деятельности и "мерности" существования определенных природных систем породило, в частности, совокупность экзистенциальных вопросов бытия человеческой цивилизации, именуемых "глобальными проблемами".
А. А.Грицанов
Философский словарь
философская категория, выражающая органическое единство качественной и количественной определенности предмета или явления. Каждому качественно своеобразному объекту присущи определенные количественные характеристики. Эти характеристики изменчивы и подвижны. Однако сама их изменчивость необходимо ограничена нек-рыми пределами, за границами к-рых количественные изменения приводят к изменениям качественным (закон перехода количественных изменений в качественные). Эти границы и есть М. В свою очередь, изменение качества данного объекта ведет к изменению его количественных характеристик и М. Связь и единство количества и качества обусловлены природой данного объекта. Если рассматривать развитие объекта, то точки перехода от одной качественно отличной ступени этого процесса к др. выступают как узловые точки изменения М. О системе таких узлов принято говорить как об узловой линии мер. В истории философии категорию М. впервые разработал Гегель.
Философский энциклопедический словарь 2
        филос. категория, выражающая диалектич. единство качеств, и количеств. характеристик объекта. Качество любого объекта органически связано с оп-редел. количеством. В рамках данной М. количеств. характеристики могут меняться за счёт изменения числа, размеров, порядка связи элементов, скорости движения, степени развития и т. п. М. указывает предел, за которым изменение количества влечёт за собой изменение качества объекта и наоборот. М.— это своего рода зона, в пределах которой данное качество может модифицироваться, сохраняя при этом свои существ. характеристики.
Словарь пословиц Даля
ПОРА - МЕРА - УСПЕХ
Пора, что железо: куй, поколе кипит!
Не время дорого - пора.
Пора придет и часть мою принесет.
День мой - век мой; что до нас дошло, то и к нам пришло.
Всякому дню подобает забота своя.
День придет - и заботу принесет.
Много дней впереди, много и назади.
Век мой впереди, век мой назади, а на руке нет ничего.
У бога дней много. Впереди дней много.
У бога дней не решето. Божьи дни не вымерли.
Час часовать - не ночь ночевать (не век вековать).
Ночь ночевать - не век вековать. Год годовать - не век вековать.
Три года - не три века. Три дня - не три года.
Много воды утекло с тех пор (или: утечет до того).
Солнышко нас не дожидается.
Солнышко восходит, барских часов не спрашивается.
Сорок лет - бабий век.
Двадцать пять лет - солдатский век.
Час лучше мастера. Без досугу - ни досужества.
Нечего нукать, и сам свезешь (не торопи).
Скороспелка до поры загнивает. Пиши, да не спеши!
Дуй до горы, а в гору принаймем да подпряжем.
Скоробогатке несдобровать. Жарко ковать - холодно торговать.
Топором вороху не вывеешь. Поспешать - за зайцем гнать.
Сметать дело на живую нитку. Сделать на скорую руку.
Вали валом (или: Клади в мешок), после разберем.
На скору руку - комком да в кучку.
Наскоро делать - переделывать.
Сватья на свадьбу спешила, на мутовке рубаху сушила, на пороге повойник катала.
Кто отстал? - Скорый. - Кто дошел? - Спорый.
Горяченький скоро надседается (надрывается).
Не торопко кади, святых не опали!
Густо кадишь - святых задымишь.
Дымно кадишь - святых зачадишь.
Тише едешь - дале будешь.
Сперва не прытко, а там потише.
Скоро поедешь, не скоро доедешь.
Не переведя дух, дальше ворот не добежишь.
Прытко бегают, так часто падают.
С горы без хомута, а в гору в три кнута.
Под гору вскачь, а на гору хоть плачь.
Не вдруг под гору, а с поноровочкой.
Воз под горою, а вожжи в руках.
Не торопи ездой, торопи кормом!
Не погоняй кнутом, погоняй мешком (овсом)!
Не торопись отвечать, торопись слушать!
Не в два кулака (молота), не железо кипит.
Не торопись (Не спеши), корова: конь воровей (бойчее).
Не спеши, коза, все волки твои будут.
Не спеши, куманек, не вздут огонек.
Заторопка со спотычкой живет.
Всего вдруг не сделаешь.
Не под дождем: постоим да подождем.
Сколько ни бежать, а не миновать отдыхать (стоять).
Тихий воз будет на горе. Шагом обозы идут.
Который конь скоро бежит, тот (после) доле стоит.
Быстрая лошадь скорее станет.
Едь да гони - голени голы. Зелено косить.
Валяй, кургузка, недалече до Курска: семь верст отъехали, семьсот ехать.
Понукал, понукал, да и волком взвыл.
Нукали, нукали, да и стали тпрукать.
Нукать нукай, да не пришлось бы тпрукать.
Подожди, еще кукушка не прилетела.
Не угадывай в три дня, укадывай в три года!
Скоро огонь горит, да вода бежит.
Скорое кушанье - толокно: замеси, да и в рот понеси.
Побеги, да не зашиби ноги! Скоро пойдешь - ногу зашибешь.
Не малина - не опадет. Марина не малина, в одно лето не опадет.
Не отлагает свет заутрени, ни тьма вечерни.
За спехом не угоняться.
Часом море не переедешь.
Часом не нажиться. Кусом не наесться (не подавиться).
В корове молоко не прокиснет.
Не разом (не в день, не в сутки) Москва построена.
Москва веками строилась.
Солнце пригреет - все поспеет.
Слегка, да досыта. В день на год не наешься.
Пора пройдет - другая придет.
Мало-помалу птичка гнездо свивает.
Менял тихо, а выменял лихо.
Сзади идешь - больше найдешь.
Был такой, что торопился, да скоро умер.
У меня дядя все спешил, да и помер.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Скоро шары перекатываются, не скоро королька подбивают.
Откладывать в долгий ящик.
Положить в долгий ящик (при царе Алексее Михайловиче ящик для просьб).
Пошла кишка по урядью (затянулось дело по степеням).
Его не скоро раскачаешь. Его не скоро на ноги подымешь. Не скоро расшевелишь.
Поворачивается, как исподний жернов.
Помчался на волах по почте.
Сею, вею, не поспею. Часы на стене, а время на спине.
Что ты меня, как покойника, везешь?
Словно горшки на торг везет. Словно горшки, по горшки.
Пошли его, да и кланяйся. Не нукнешь и не уедешь.
Видно, Арсенья ждать до воскресенья.
Жди Арсенья с дорогим горохом.
Его за смертью посылать. Где он? - Пошел пропадать.
Пошла по масло, а в печи погасло.
Пошел по канун, да там и потонул.
Пошел по вязье, да и завязнул.
Пошел проведать, да и остался обедать.
Стал, как рак на мели. Стал, как вкопанный.
Стал, как бык в стену рогами.
Как вскипело, так и поспело.
Хомут да дуга, и вся вага (и вся недолга).
Как родился, так и явился (скоро).
Одна нога тут, другая там (говорится о быстроте поездки).
Шапки с головы ухватить не успеешь.
Не успеет стриженая девка косы заплести.
Кто по годам, а мы по часам. Не по дням, по часам.
Ровно из огня хватает. Духом сделаю.
Мои сборы - онучи да оборы (т. е. немного).
Досужа кума ложки вымыла и щей налила (и во щи слила).
Вкруг пальца (около пальца) обмотать (т. е. сделать дело скоро и споро).
Это недолго: не пиво варить, не вино курить.
Тут хожено перехожено, и дорожка проторена.
Гости позваны, и постели постланы.
Совсем молодые: отпирайте клеть (от свадебного обычая).
Со всем Максим, и котомка (и шапка) с ним.
Со всем: кони на козлах и хомуты на кучерах.
Все наготове: сани в Казани, хомут на базаре.
Голова на плечах, и шапка нахлобучена.
Дело это хоть в рукавички обуй (т. е. готово).
Яйцо налицо. Налицо, как яйцо (готово).
Как облупленное яичко. Наше дело в рукавичках.
Хозяин на куту, а ружье на крюку.
Отрубил, да и в шапку. Сказано - сделано.
У меня дело на чеке, на мази; дело в шапке.
Сгорело, так поспело (т. е. кончено). Поспело, что сгорело.
Раз, два, три (т. е. живо, скоро, проворно).
Скоро, так ладно; а споро, так спасибо.
Скоро, так спасибо; а споро, так и два.
Недолго метил, да хорошо попал.
Недолго думал, да хорошо сделал (сказал).
Недолго думано, да хорошо сказано.
Далеко ехали, да скоро (да ладно, кстати) приехали.
Не скоро запряг, да скоро приехал.
Долго рассуждай, да скоро делай!
Сперва думай, а принялся (а надумался), так делай.
Сколько ни куковать, а к зиме отлетать.
Сколько веревку ни вить, а концу быть.
Кипит, преет, к обеду спеет.
Хоть нагишом, да с палашом.
Хоть телешом, да в шапке. Гол, да исправен.
Постой! "За постой деньги платят" (а посиделки даром).
Скоро бегут, так задних не ждут.
Семеро одного не ждут. Большой меньшого не дожидается.
Вынь да положь! Роди, да подай!
Гнать в хвост и в голову. Дуй во всю ивановскую.
Сломя голову. Очертя голову. Без оглядки. Во все лопатки.
Не долог час временем, а дорог час улучкой.
Пороть горячку (от суеты и недосуга).
Когда завтра будет.
После дождичка в четверг.
Когда песок по камню взойдет.
Душа меру знает.
Через край не лей! Бухай, да не ухай!
Через край польешь, через край и пойдет.
От избытка уста глаголют.
Перерод хуже недорода (цены низки).
Незнаемая прямизна наводит на кривизну.
Повадишься к вечерне - не хуже харчевни: ныне свеча, завтра свеча, ан и шуба с плеча.
Богу молись, а добра ума держись (а к берегу гребись).
Пей, кума, да не пропей ума!
Через край пила, да пьяна не была.
Говори, да не заговаривайся! Ври, да не завирайся!
Ешь и пироги, да хлеб вперед береги!
Пей, не напивайся; люби, да не влюбляйся; играй, да не отыгрывайся!
Худо, как печь дымит, худо, как и толсто сложена.
Малые птички свивают малые гнезда.
Большому кораблю - большое плаванье.
Против клетки и истопка.
По Сеньке и шапка, по бабе и шлык.
Медведь по корове съедает, да голоден бывает; а кура по зерну клюет, да сыта живет.
Бездонной кадки водою не наполнишь.
На волчью (На нашу) яму не напасешься хламу.
На нашу яму (семью) хлеба не наямишься.
Не скоро, да здорово (да споро).
Хоть не скоро, только б споро; не ворово, да здорово.
Что хорошо, то не скоро. Что хорошо, то с поотдышкой.
Поспешишь, да людей насмешишь.
Не устать поспешить, да людей бы не насмешить.
Не устать поспешать: было бы кого догонять.
Спешить не спеши, а поторапливайся!
Скорого дела не хвалят. Наскоре слепых рожают.
Дай срок - не сбей с ног!
Дай отсрочку - будет дело в точку.
На хотенье - есть терпенье.
Постой, да и господь с тобой! Постой, а не хочешь стоять - господь с тобой!
Совок, да не ловок; спешлив, да смешлив.
Погоди, пусть прояснится; вишь, заволокло!
Ты шестой, у ворот постой!
Постой, холостой, дай подумать женатому!
Он нигде места не пригреет (непосед; не нагреет, его не держат).
Зацепившись за пень, простоял весь день.
Скоро хорошо не родится. Поспешай, да не торопись.
Что скоро, то и не споро. Скоро - не споро.
Скоро блины пекут. Это - не блин испечь. Не блин - не испечешь.
С пылу хватать - не наесться, а обжечься.
Будто - тяп-ляп, да и корабль. Тонко прясть - долго ждать.
Делать, что огонь (т. е. спешно), так и с делом-то в огонь.
Он на дело-то огонь, да и с делом-то в огонь.
На работу огонь, а работу хоть в огонь.
Делают как-нибудь, так и выходит как-нибудь.
Делать как-нибудь, так никак и не будет.
И готово, да бестолково. Совсем: хоть сейчас брось.
Не вожжой трясут (т. е. не погоняют тебя).
Не спас обыденный, поспешь (обыденные церкви строились миром, по обету, в одни сутки).
Не обыденное дело: не уйдет.
Год - не неделя, покров - не теперя, до Петрова дня - не два дня.
Рядись (т. е. торгуйся) - не торопись, а после не вертись.
Спешлив, суетлив: обувшись парится.
Седлай порты, надевай коня!
Не мудрено голову срубить, мудрено приставить.
Не спеши языком, не ленись делом (а торопись делом)!
Когда смелем, тогда и домой поедем.
Не торопись: смелешь, так в ту пору и уедешь.
Не торопись: когда смелешь, тогда и съешь.
Погоди: в старом походи. Погоди дуть, еще как дадут.
Не спеши к капусте, как припустят.
Не спеши хватать: оботри руки!
Не торопись хватать: одуй пальцы!
Того не берут, чего в руки не дают.
Не выносивши, не родишь, а выкинешь.
Скоро делают, так слепо выходит. Скоро блох ловят.
Годится и торопиться, коли под пальцами шевелится.
Родился - не торопился, а теперь незачем.
Родился - не торопился; не спешить стать и умирать.
Постой, холостой, дай поправиться женатому!
Ваша речь впереди (т. е. подожди).
Не торопи: дай умыться, да помолиться, да перекусить!
Не торопи умирать, дай состареться!
Торопись на побежках, да торопись на погоне (всугонь).
Слепой в баню торопится, а баня не топится.
Торопится, как слепой в баню.
Баня не топится, а кривая все торопится.
Торопыга - босомыга, а с толком при животах.
Не торопко, поповна, не по два вдруг.
Постой, татарин: дай саблю выхватить (или: отточить).
Не торопко по клюкву, когда мороз.
Протянул, что голодное лето.
С татарский пролог (коран). Как кошачий мясоед тянется.
Совсем готово, только хомут надеть.
Совсем, только голову приставить.
Улита едет, когда-то будет.
Едет Емеля - ждать его неделю.
Едем мы из Зарядья в Кремль девятый день.
Девять ден, девять верст - как сокол летел.
Ананьин внук едет из Великих Лук.
Сидит, надувается, три дня в лапти обувается.
Наряжается, что Маланья на свадьбу.
Маланьины (Афросиньины) сборы. Маланьина свадьба.
Ждучи поп усопших, да и сам уснул.
Нечего годить, когда поп кадит.
То, да се, да пятое, да десятое.
Это долга песня. Этой песни конца нет.
Слышали мы эту песню.
Мы не доживем до конца этой песни.
Пока у бабы поспеют кныши, а у деда не будет души.
Баба по бору ходила, трое лапти износила.
Помрут и дети (внуки) наши, а конца песни этой не дождутся.
Не копайся, ровно не емши (не евши).
Засиженное яйцо - всегда болтун.
Не дай бог - ни ждать, ни гнать (т. е. гнаться за кем).
Жди до второго пришествия, до преставления света, до скончания века.
Подожди с московский час (московскую годинку).
Русский час - все сейчас. Русский час долог.
Русский час - со днем тридцать (а немецкому и конца нет).
Русский месяц подождет (потому что отстал, по старому счислению).
В русский час много воды утечет (сейчас).
На одной неделе четверга четыре, а деревенский месяц - с неделей десять.
Сутки с неделей без семи дней. Без году год со днем.
Год со днем. Без году неделя.
Год - не неделя: все будет, да не теперя.
Гость не долго гостит, да много видит.
Обыденке сутки - и то век.
Дважды (По дважды) в год лето не бывает.
Долго ходить - мертвого родить (поверье).
Рядился на год, а завтра срок.
Думал в год, ан завтра срок (т. е. занимал на год, а срок исплошил).
У бога недолго, а у нас тотчас.
У кого недолго, а у нас как раз.
Тихо едешь - беда догонит; шибко пойдешь - беду догонишь.
Родить - нельзя годить. Окачивайся да поворачивайся.
Часом опоздано, годом не поверстаешь.
Наше дело на срок не поспело.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МЕРА


будет выглядеть так: Что такое МЕРА