Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МАТВЕЕВ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Матвеев
        Александр Терентьевич [13(25).8.1878, Саратов, — 22.10.1960, Москва], советский скульптор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). Член КПСС с 1940. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1899—1902) у С. М. Волнухина и П. П. Трубецкого (См. Трубецкой). В 1906—07 работал в Париже. Член объединений «Мир искусства», «Голубая роза» и ОРС. В ранних произведениях М. (портрет В. Э. Борисова-Мусатова, гипс, 1900, Третьяковская галерея) чувствуется влияние импрессионистической пластики П. П. Трубецкого. Постепенно центральной темой творчества М. становится обнажённая человеческая фигура, представленная в состоянии просветлённого покоя [цикл произведений, украшавших виллу Я. Е. Жуковского в Кучук-Кое (Крым), мрамор, инкерманский камень, 1908—11, ансамбль не сохранился, отдельные фрагменты — в Русском музее, Ленинград; надгробие В. Э. Борисова-Мусатова в Тарусе, гранит, 1910]. Благодаря тонкому выявлению фактуры материала поверхность работ М. воспринимается не как нейтральная оболочка, но как естественная граница наполненной, живой формы, рождающей впечатление о гармоничном равновесии духовных и физических сил человека. После Великой Октябрьской социалистической революции М. участвует в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды (См. Монументальная пропаганда) (памятник К. Марксу в Петрограде, гипс, 1918, не сохранился). Поиски архитектоничной обобщённой формы с особой силой проявились в таких произведениях М., как группа «Октябрь» (гипс, 1927, Русский музей, Ленинград; бронзовый отлив — 1958), где революционная героика воплощена в классически ясных образах, и бронзовая фигура стоящей женщины (1937, там же). Насыщенностью психологических характеристик, органически связанных с внутренними закономерностями формы, отличаются созданные М. скульптурные образы русских писателей (статуя А. С. Пушкина, пластилин, 1948—60, мастерская скульптора, Москва); проникновенное внимание к пластической конструкции объёма проявляется и в станковых портретах М. (автопортрет, бронза, 1939, Русский музей), фиксирующих наиболее устойчивые, непреходящие черты лица модели. Тонким пониманием специфики мелкой пластики отмечены работы М. для Петроградского фарфорового завода (1920-е годы). М. оказал глубокое влияние на развитие советской скульптуры не только своим творчеством, но и педагогической деятельностью [преподавал в ленингр. АХ (1918—48) и Московском художественном институте (1940—48)]. Ученики: М. А. Вайнман, А. М. Игнатьев, Б. Е. Каплянский, А. Л. Малахин и другие. Награжден орденом Трудового Красного Знамени.
        
         Лит.: Бассехес А. И., А. Т. Матвеев, М., 1960: Мурина Е., А. Т. Матвеев М., 1964.
         И. М. Соколова.
        «Каменотёс». Дерево. Русский музей. Ленинград.
        Автопортрет. 1939. Бронзовая отливка 1946. Русский музей. Ленинград.
        Портрет В. Э. Борисова-Мусатова. Гипс. 1900. Третьяковская галерея. Москва.
        «Стоящая женщина». Бронза. Русский музей. Ленинград.
        «Девушка с полотенцем». Дерево. 1916. Русский музей. Ленинград.
        «Купальщица». Гипс. 1910. Русский музей. Ленинград.
        «Сидящий мальчик». Гипс. 1909. Русский музей. Ленинград.
        Надгробие В. Э. Борисова-Мусатова в Тарусе (Калужская область). 1910. Гипсовый слепок. Русский музей. Ленинград.
        А. Т. Матвеев.
II
Матвеев
        Андрей Артамонович [15(25)8.1666, Москва, — 16(27).9.1728, там же], русский государственный деятель и дипломат, сподвижник Петра I, граф (с 1715). Сын А. С. Матвеева. В 1691—93 воевода в Двинском крае. В 1699—1712 посол в Голландии, в 1712—15 — в Австрии. Используя противоречия между европейскими державами в связи с войной за Испанское наследство, сумел удержать правительства Голландии и Великобритании от помощи Швеции в Северной войне 1700—21 (См. Северная война 1700-21). По возвращении в Россию — президент Морской академии и Навигационной школы; с 1719 сенатор и президент Юстиц-коллегии (См. Юстиц-коллегия), затем президент Московской сенатской конторы (1724); с 1727 в отставке. В середине 20-х годов М. составил описание стрелецкого бунта 1682.
         Соч.: Русский дипломат во Франции, Л., 1972.
        
         Лит.: Кафенгауз Б. Б., Внешняя политика России при Петре I, М., 1942.
III
Матвеев
        Андрей Матвеевич (1701, Новгород, — 1739), русский живописец. Пенсионер Петра I, М. с 1716 совершенствовался в Нидерландах (учился в Амстердаме, а в 1725—27 — в антверпенской АХ). С 1727 возглавлял в Петербурге «живописную команду» при «Канцелярии от строений» (См. Канцелярия от строений). Творчество М. сыграло важную роль в становлении русского светского искусства в начале 18 века. М. выполнял декоративные росписи в Петербурге (в том числе в Петропавловском соборе) и Москве, а также станковые композиции, иконы. Среди немногих сохранившихся работ М. естественной непринуждённостью композиции и правдивостью индивидуальных характеристик выделяются портреты конца 1720-х годов (И. А. и А. П. Голицыных, оба — 1728, собрание Голицыных, Москва; так называемый «Автопортрет с женой», 1729, Русский музей, Ленинград).
        
         Лит.: История русского искусства, т. 5, М., 1960, с. 331 — 38.
        А. М. Матвеев. Т. н. «Автопортрет с женой». 1729. Русский музей. Ленинград.
IV
Матвеев
        Артамон Сергеевич [1625 — 15(25).5.1682, Москва], русский государственный деятель и дипломат, боярин (1674). Сын дьяка, служил на Украине, участвовал в войнах с Польшей. В 1654 входил в состав русской делегации на Переяславской раде, в 1656—57 — посольства в Польшу. Во главе стрелецкого приказа (полка) участвовал в подавлении Московского восстания 1662. С 1669 возглавил Малороссийский приказ, с 1671 руководил одновременно Посольским приказом (См. Посольский приказ) и другими центральными учреждениями. М. считал основной задачей русской внешней политики присоединение к России всей Украины и для её решения полагал возможным временно отказаться от борьбы со Швецией за балтийского берега. В 1672 во время переговоров с Польшей добился закрепления за Россией Киева. Был близок с царём Алексеем Михайловичем, вторая жена которого Наталия Кирилловна Нарышкина была воспитанницей М. Для своего времени М. был образованным человеком, имел большую библиотеку, явился инициатором составления «Титулярника» — справочника по дипломатической переписке. После смерти царя подвергся опале и был сослан вместе с семьей на север (1676). С избранием на царство Петра I М. возвращен в Москву, но через несколько дней стал одной из первых жертв Московского восстания 1682 (См. Московское восстание 1682).
         Лит.: Щепотьев Л., Ближний боярин А. С. Матвеев как культурный политический деятель XVII в., СПБ, 1906.
         А. Л. Гольдберг.
V
Матвеев
        Борис Степанович [8(20).9.1889, Бобров, ныне Воронежской области, — 21.9.1973, Москва], советский зоолог, специалист в области морфологии животных, заслуженный деятель науки РСФСР (1970). Профессор МГУ (с 1931). В 1913 окончил Московский университет. Ученик и сотрудник А. Н. Северцова. В 1931—51 заведующий кафедрой зоологии и сравнит, анатомии позвоночных МГУ. В 1930—35 заместитель директора Лаборатории эволюционной морфологии АН СССР (ныне Институт эволюционной морфологии и экологии АН СССР имени А. Н. Северцова). Автор трудов по сравнительной анатомии и сравнительной эмбриологии позвоночных, по общим вопросам эволюции. Разрабатывал теорию метамерии черепа, изучал закономерности эволюционных преобразований производных кожи (чешуи, зубов и других). Соавтор и редактор учебника по зоологии позвоночных (7 изданий). Награжден орденом Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.
VI
Матвеев
        Евгений Семенович (родился 8.3.1922, село Новоукраинка Скадовского района Херсонской области), русский советский актёр и кинорежиссёр, народный артист СССР (1974). Член КПСС с 1948. Учился в Киевской киноактёрской школе (1940—41). Работал в театрах Тюмени, Новосибирска. В 1952—68 в московском Малом театре. Роли: Латкин («Северные зори» Никитина), Беркут («Деньги» Софронова), Яровой («Любовь Яровая» Тренева) и другие. В 60—70-е годы М. работает главным образом в кино. Роли: Константин («Дом, в котором я живу»), Нагульнов («Поднятая целина»), Нехлюдов («Воскресение»), Шаповалов («Высокое звание»), Федотов («Родная кровь») и другие. Исполнил роль Л. И. Брежнева в фильме «Солдаты свободы» (1977). Поставил фильмы: «Цыган» (1967, роль Будулая), «Почтовый роман» (1970, роль Ковшова), «Любовь земная» (1975) и «Судьба» (1977, в обоих играл роль Захара Дерюгина) и другие. Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1974). Награжден орденом Ленина и медалями.
VII
Матвеев
        Иван Иванович (1890, Алешки, ныне Цюрупинск Херсонской области, — 8.10.1918, Пятигорск), активный участник Гражданской войны в СССР. Член Коммунистической партии с февраля 1917. Родился в семье матроса, был моряком торгового флота. С 1914 служил на военных транспортах Черноморского флота. В 1917 вёл антивоенную агитацию среди матросов, солдат и рабочих. В январе 1918 командовал отрядом моряков во время боев с гайдамаками в Одессе, затем в апреле — в боях с германскими интервентами и белоказаками на Таманском полуострове. 27 августа 1918 в Геленджике на Военном совете был избран командующим Таманской армией. В исключительно трудных условиях успешно руководил походом армии вдоль Черноморского побережья (см. Таманской армии поход 1918). Был расстрелян по настоянию командующего Красной Армией Северного Кавказа авантюриста И. Л. Сорокина.
VIII
Матвеев
        Федор Михайлович (1758—1826, Италия), русский живописец и рисовальщик, пейзажист. Сын солдата. Учился в Петербургской АХ (1764—78), вероятно у С. Ф. Щедрина (с 1779 — пенсионер АХ в Риме). Жил в Италии. Писал идеализированные, проникнутые торжеств, величием видовые пейзажи (преимущественно Италии) и видовые по характеру, но вымышленные «героические» пейзажи в духе Классицизма («Вид Неаполя», 1806, «Вид на Лаго-Маджоре», 1808, — оба в Русском музее, Ленинград). Выполнял также пейзажные рисунки с натуры («Пейзаж с пиниями», сепия, тушь, итальянский карандаш, Третьяковская галерея, Москва).
         Лит.: Фёдоров-Давыдов А., Русский пейзаж XVIII — начала XIX века, М., 1953.
        Ф. М. Матвеев. «Вид Рима, Колизей». 1816. Третьяковская галерея. Москва.
Современная Энциклопедия
МАТВЕЕВ Александр Терентьевич (1878 - 1960), скульптор, педагог. Член объединений "Мир искусства", "Голубая роза" и др. Стремился к классически ясным образам, обобщенным формам ("Октябрь", 1927). Мастер пластики малых форм.
Ономастикон
см. МАТАНИН
Русская цивилизация
1. Андрей Матвеевич (1701 — 1739), художник, один из основоположников светской живописи в России.
В 1716 по указу Петра 1 был направлен в Голландию, учился в Амстердаме, в 1725 — 27 — во Фландрии в Антверпенской академии художеств. Ранние работы «Аллегория живописи» (1725), «Венера и Амур» свидетельствуют об освоении новых для русского искусства мифологических сюжетов. С 1727 Матвеев возглавлял в Петербурге «живописную команду при Канцелярии от строений».
Среди немногих сохранившихся работ Матвеева непринужденностью и правдивостью выделяются портреты И. А. и А. П. Голицыных (1728) и самое известное его полотно «Автопортрет с женой», отражающий новую культуру семейных отношений людей Петровской эпохи. Муж и жена выступают как равные, в их лицах светится чувство собственного достоинства, внимание и уважение друг к другу, искренняя любовь, дающая уверенность в себе.
Л. Н. Вдовина
2. Артамон Сергеевич (1625-15.05.1682), крупный политический деятель и дипломат. Сын дьяка. Один из самых образованных людей XVII в. Был воспитателем второй жены царя Алексея Михайловича — Натальи Кирилловны, урожденной Нарышкиной, которая выросла в его доме.
В 1654 Матвеев участвовал в посольстве, прибывшем на Переяславскую раду. В 1656 — 57 он ездил в составе посольства в Польшу. В 1662 командовал одним из стрелецких полков, подавляющих московское восстание «Медный бунт». В 1669 он получил чин думного дворянина и был поставлен во главе Малороссийского приказа. Затем получил чин окольничего, а в 1674 — боярина.
Матвеев считал, что Россия должна сосредоточить все свои силы на решении важнейшей проблемы — присоединении Правобережной Малороссии. В 1671 после женитьбы Алексея Михайловича на Наталье Кирилловне вес Матвеева при царском дворе стал очень большим. Он сменил А. Л. Ордин-Нащокина на посту главы Посольского приказа.
После смерти Алексея Михайловича и воцарения Федора Алексеевича в 1676, а также прихода к власти князей Милославских, Матвеев был лишен государственных должностей и отправлен в ссылку. В 1682 с приходом к власти Нарышкиных возвращен из ссылки. Был убит стрельцами во время стрелецкого бунта.
Матвеев имел одну из самых больших библиотек в России. Он являлся организатором театра при царском дворе. Под его руководством составлен справочник по дипломатической переписке — «Титулярник», а также «История русских государей, славных в ратных подвигах, в лицах» и «История избрания н венчания на царство Михаила Федоровича».
О.М. Рапов
Энциклопедия Отечеcтво
1.
МАТВЕЕВ Александр Терентьевич (1878-1960), скульптор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). Член объединений "Мир искусства", "Голубая роза" и др. Стремился к классически ясным, просветлённым образам, чёткой архитектонике, обобщённости формы (надгробие В. Э. Борисова-Мусатова в Тарусе, 1910). Мастер пластики малых форм. Педагог.
2.
МАТВЕЕВ Андрей Артамонович (1666-1728), государственный деятель и дипломат, граф (с 1715), сподвижник Петра I. Сын А. С. Матвеева. С 1699 посол в Гааге, в 1706-1708 - в Лондоне, в 1712-15 - в Вене. Затем последовательно президент Морской академии, Юстиц-коллегии, Московской сенатской конторы. "Записки" о событиях конца 17 в.
3.
МАТВЕЕВ Андрей Матвеевич (1701-1739), один из основоположников русской светской живописи. Портреты Матвеева отмечены непринуждённостью поз и правдивостью характеристик ("Автопортрет с женой", 1729).
4.
МАТВЕЕВ Артамон Сергеевич (1625-1682), боярин, приближённый царя Алексея Михайловича. Участник подавления Московского восстания 1662. С 1671 руководитель русской дипломатии. С 1676 в опале. Возвращён в Москву в 1682, убит стрельцами.
5.
МАТВЕЕВ Виктор Анатольевич (род. 1941), физик-теоретик, академик РАН (1994). Труды по физике высоких энергий и элементарным частицам, квантовой теории поля. Ленинская премия (1988).
6.
МАТВЕЕВ Евгений Семёнович (род. 1922), актёр и кинорежиссёр, народный артист СССР (1974). В 1952-68 в Малом театре. Снимался в фильмах "Родная кровь", "Освобождение" и др. Поставил фильмы, в которых играл главные роли: "Цыган" (1967), "Любовь земная" (1975), "Судьба" (1979), "Особо важное задание" (1981), "Чаша терпения" (1990), "Любитьпо-русски" (1995), "Любить по-русски-2" (1996) и др. Государственная премия СССР (1979).
7.
МАТВЕЕВ Иван Иванович (1890-1918), командующий Таманской армией (1918); руководил её походом вдоль Черноморского побережья для соединения с гл. силами Северо-Кавказской Красной армии. Расстрелян по постановлению РВС 11-й армии за отказ выполнять его решение об отходе Таманской армии от Армавира в р-н станицы Невинно-мысская.
Дипломатический словарь
- 1) Артамон Сергеевич (1625-82) - видный русский дипломат.
Дипломатическую деятельность М. начал в 50-х годах 17 в. В сентябре 1654 М. участвовал в переговорах с литовскими послами о возвращении России Смоленска. В 1656 М. в чине стольника был послан полномочным послом к гетману Гонсевскому для переговоров о возможности избрания Алексея Михайловича в преемники королю Яну Казимиру. В 1657, после смерти Богдана Хмельницкого, М. ездил на Украину, где при нём был избран новый гетман И. Выговский.
Участие М. во внешней политике Русского государства сделалось особенно активным после его назначения в апреле 1669 начальником Малороссийского приказа. В противоположность своему предшественнику А. Л. Ордин-Нащокину (см.), который считал главной задачей внешней политики укрепление России на побережье Балтийского моря, а потому, в интересах борьбы с Швецией, полагал необходимым укрепление мира с Польшей хотя бы за счёт отказа от Украины, М. склонялся к сближению с Швецией и был сторонником закрепления за Русским государством Украины (говоря его собственными словами,- "прикрепления естественной ветви к приличному корню").
В феврале 1671 М. в чине думного дворянина сменил Ордин-Нащокина и на посту начальника Посольского приказа. Украинский вопрос продолжал по-прежнему занимать первое место в его деятельности. В 1672 с прибывшими в Москву польскими послами было достигнуто соглашение, по которому Киев, переданный по Андрусовскому договору 1667 (см.) Русскому государству лишь на два года, оставался за ним на неопределённое время. В ходе переговоров 1672 русские представители поднимали вопрос о переходе к России также Правобережной Украины.
В 1672 началась война Турции с Речью Посполитой. В августе турки взяли г. Каменец - оплот Польши на юге. Русское правительство сделало ряд дипломатических шагов, чтобы побудить к войне против Турции другие западноевропейские государства. В этих целях Менезий был отправлен к курфюрсту бранденбургскому, в Вену, Венецию и к папе, А. Виниус-во Францию и Испанию, Е. Украинцев - в Швецию и Голландию.
В январе 1674 в Варшаву был направлен первый постоянный русский представитель В. М. Тяпкин. В бытность свою в Польше Тяпкин посылал М. подробную информацию о польско-турецких отношениях и о внутреннем положении Речи Посполитой.
Украинский вопрос не получил своего разрешения при М., хотя его политика подготовила сближение русского правительства с казацкой старшиной обеих сторон Днепра.
Положение М. в правительстве особенно укрепилось после брака царя Алексея Михайловича с воспитанницей М.-Наталией Кирилловной Нарышкиной. В 1672 М. был пожалован в окольничие, а в 1674-в ближние бояре. Но смерть Алексея Михайловича и вступление на престол его сына от первого брака (с Милославской) Фёдора Алексеевича (1676) подорвали положение М. На посту начальника Посольского приказа его сменил думный дьяк Ларион Иванов, а сам он был сослан. После смерти Фёдора Алексеевича, с приходом к власти группы Нарышкиных, М. был возвращён в Москву, где и погиб во время стрелецкого восстания в мае 1682.
М. был широко образованным человеком, любил книги, собирал их и способствовал развитию книжного дела в России.
В Посольском приказе за время управления М. были выполнены большие работы, в т. ч. составление в 1672 "Большой государственной книги", или "Титулярника". Эта книга должна была служить руководством для персонала Посольского приказа. В ней содержались указания на то, как "государи, цари и великие князья российские писались в грамотах ко окрестным великим государем христианским и к мусульманским... и какими печатьми грамоты печатаны... и как окрестные великие государи христианские и мусульманские именованья и титла свои пишут, и каковы которого государя их государские персоны и гербы". Книга отвечала потребности в справочнике по вопросам дипломатической переписки. Создание "Большой государственной книги" указывало на расширение международных связей русского государства.
2) Андрей Артамонович (1666-1728)- русский государственный деятель и дипломат, сын Артамона Сергеевича.
М. получил всестороннее европейское образование и владел многими языками. Он был одним из первых постоянных представителей России при западноевропейских правительствах; в 1699 Пётр послал его в Гаагу в качестве посла. М. с большим тактом и энергией утвердил престиж своей страны перед правительством Нидерландских штатов. Миссия М. стала особенно трудной с началом Северной войны, т. к. Голландия и её союзница Великобритания стремились не допустить изменения статус кво на Балтике и, поддерживая Швецию, не остановились даже перед посылкой флота, что имело следствием выход из войны Дании. М. прилагал все усилия к тому, чтобы удержать Голландию и Англию от помощи шведам. Деятельность М. стала приносить плоды, когда начавшаяся война за испанское наследство отвлекла морские державы от событий, происходивших на Севере.
В конце 1706 М. отправился в Англию для привлечения её к посредничеству между Россией и Швецией. М. не удалось достичь цели из-за помех, которые ему чинил всемогущий герцог Мальборо, "муж неописанных хитростей и политики исполненный", - как доносил о нём М. Интриги Мальборо были причиной известного инцидента, когда М. был заключён в долговую тюрьму (см. Дипломатические кааусы). Этот случай вызвал возмущение всего дипломатического корпуса. На другой день после ареста М. посетили в тюрьме все иностранные послы и сам статс-секретарь, обещавший тотчас же доложить об инциденте королеве. М. был освобождён; королева Анна и английское правительство выразили сожаление о случившемся. Под впечатлением энергичного протеста Петра I английский парламент принял закон о неприкосновенности дипломатических представителей.
М. оставался послом в Голландии до декабря 1712, когда был назначен послом при дворе императора Священной Римской империи в Вене. В 1715 дипломатическая деятельность М. окончилась. По возвращении в Россию он получил титул графа и был назначен президентом морской академии и навигационной школы. Последние годы своей жизни М. был сенатором и президентом юстиц-коллегии.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МАТВЕЕВ


будет выглядеть так: Что такое МАТВЕЕВ