Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

МАКИАВЕЛЛИ

Брокгауза и Ефрона Энциклопедический словарь
Макиавелли (Machiavelli) Никколо (03.05.1469, Флоренция-22.06.1527, там же). - итальянский государственный деятель, писатель, историк, классик политической мысли Нового времени. Основные теоретические труды - "Государь", "Рассуждение о первой декаде Тита Ливия", "Искусство войны" - написаны после падения Флорентийской республики, когда Макиавелли был отстранен от политической деятельности. Макиавелли первый стал рассматривать политику как автономную сферу человеческой деятельности, в которой существуют "естественные причины" и "полезные правила", позволяющие "учитывать свои возможности", чтобы "предвидеть заранее" ход событий и принять необходимые меры. Эта рационально-практическая установка в сфере политики решительно порывала с теологическим морализированием средневековья и намного опережала свое время.
По Макиавелли, высшее правило политики и главная ее проблема - найти тот образ действий, который соответствует характеру времени и специфическим обстоятельствам в момент принятия решения. Вот почему политика не сводится к простому усвоению общих предписаний, "тут нельзя говорить отвлеченно, ибо все меняется в зависимости от обстоятельств". Людям свойственно действовать по природной склонности своего характера и темперамента, один достигает цели "осторожностью и терпением", другой - "натиском и внезапностью", но оба неизменно терпят крах, когда условия требуют изменения манеры поведения, а человек остается при прежнем способе действия, ранее приносившем успех. Подготовка политического деятеля требует не только изучения истории, прежде всего античности (Макиавелли был человеком эпохи Ренессанса, боготворившим античную культуру), но и знания современной жизни, постоянного наблюдения и размышления по поводу новых событий и действующих лиц на "авансцене" истории.
Анализ нового исторического опыта и делает Макиавелли глубоко оригинальным мыслителем, а не эпигоном Аристотеля и Полибия, у которых он взял классификацию основных форм правления (монархия, аристократия и демократия) и учение о вырождении каждой из этих форм в свою противоположность. Своеобразие Макиавелли как политического мыслителя состоит в том, что ни одну из этих форм он не считал совершенной и пригодной во всех обстоятельствах. В этом, по-видимому, разгадка кажущегося противоречия в его взглядах, когда в "Государе" он славит сильную личность властителя, непреклонно стремящегося к высокой государственной цели, а в "Рассуждении на первую декаду Тита Ливия" совершенно недвусмысленно выказывает симпатии к республике. Главный герой "Рассуждения..." - народ, который "много превосходит государей и в добродетели, и в славе. А если государи превосходят народ в умении давать законы, образовывать гражданскую жизнь, устанавливать новый строй и новые учреждения, то народ столь же превосходит их в умении сохранять учрежденный строй".
Макиавелли тяжело переживал беды родной страны, которую рвали на части крупнейшие "хищники" Европы - Франция и Испайия, видел гибельность междуусобных распрей мелких итальянских государств. Его учение было теорией "нового государства" - государства объединенной Италии. Под этим углом зрения в "Государе" обстоятельно анализируется политическая практика Ч. Борджа, который с помощью расчетливого вероломства и хладнокровной жестокости присоединял к своему небольшому владению одну территорию за др., пока случай и собственная ошибка не привели к его падению. Размышляя над его действиями, Макиавелли выдвинул знаменитый тезис, что политик должен соединять в себе черты льва и лисицы: лисицы - чтобы избежать расставленных капканов; льва - чтобы сокрушить противника в открытом бою. Макиавелли не был сторонником принципиального аморализма в политике, каким его часто представляли люди, действовавшие по его рецептам (напр., Фридрих II Прусский в сочинении "Анти-Макиавелли"), но считал, что в чрезвычайных обстоятельствах, когда "народ развращен", нужны и чрезвычайные меры. "Государь" - только один из факторов политической ситуации, в к-рую входят еще "народ", "знать" и "войско". Главным препятствием к объединению страны Макиавелли считал знать, по отношению к которой репрессии в определенных пределах неизбежны. Этот ход мыслей Макиавелли не результат его личной "злокозненности", а обобщение практики образования абсолютистских монархий. Но главным условием политического успеха Макиавелли считает "доблесть" (virtu), а не низость души, и апофеозом доблести заканчивается "Государь". Влияние идей Макиавелли на развитие политических учений было весьма значит. В наше время это влияние особенно заметно у Парето. Моски и Михельса.
Соч.: 1) Избранные сочинения. М., 1982.
Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Макьявелли (Machiavelli) Никколо (3.5.1469, Флоренция, — 22.6.1527, там же), итальянский политический мыслитель, писатель, историк, военный теоретик. Из обедневшей знатной семьи. С 1498 был секретарём Совета десяти Флорентийской республики, выполнял важные дипломатические поручения. В 1512, после восстановления тирании Медичи, был отстранён от службы и сослан в своё поместье под Флоренцией. Наиболее значительные сочинения: «Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия» (1531, русский перевод 1869), «Государь» (1532, русский перевод 1869; «Князь» в Сочинения, т. 1, 1934), «История Флоренции» (1532, русский перевод 1973). М., страстный патриот, считавший, что бедствия Италии объясняются главным образом политической раздробленностью, создал теорию государства, способного, как он полагал, преодолеть эту раздробленность. Важным вкладом М. в историю политических идей Возрождения был его подход к проблеме государства со светских (а не с теологических) позиций: он пытался раскрыть законы общественного развития, основываясь на данных истории, на раскрытии человеческой психики, на учёте реальных фактов, реальной обстановки. К. Маркс относил М. к числу тех политических мыслителей, которые «... стали рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии» (Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 1, с. 111). М. разделял веру большинства гуманистов в могучие творческие возможности человека. Согласно концепции М., сильная личность способна противостоять «фортуне», случайным стечениям обстоятельств (роль которых в истории велика), противопоставив им свою энергию и проницательность (в идее борьбы личной «доблести» — virtu и «фортуны» особенно ярко проявились черты, характерные для взглядов эпохи Возрождения); всестороннее рассмотрение обстоятельств и умение изменять политику в соответствии с ситуацией способны обеспечить успех правителям. Лучшей формой государства М. считал республику, однако был убеждён, что итальянская действительность (непрерывная вражда между собой итальянских государств, подвергающихся нападениям иноземцев) требует установления единовластия; только при сильном государе возможно создать независимое итальянское государство, свободное от чужеземного ига. Он полагал, что для упрочения государства допустимы любые средства — насилие, убийство, обман, предательство (впоследствии появился термин «макиавеллизм», обозначающий политику, пренебрегающую законами морали). М. резко осуждал политику феодальной знати и особенно папства, приводившую к постоянным раздорам, препятствовавшую складыванию единого итальянского государства; вместе с тем он опасался и «черни» (plebs), легко вовлекаемой в авантюры. Его симпатии — на стороне средних и высших слоев торгово-ремесленного населения итальянских городов («народа» — popolo). Как историк М. сделал важный шаг в развитии историографии. Он искал исторические закономерности, глубокую причинную связь событий. М., убеждённый в неизменности человеческой природы, рассматривал историю как столкновение «вечных» страстей и интересов, индивидов и сословий. Важнейшей движущей силой истории М. считал политическую борьбу, которая в его изложении часто выступала как борьба социальная, классовая.
         М. — автор карнавальных песен, сонетов, новелл и других литературных произведений. Наиболее выдающееся из них — комедия «Мандрагора» (русский перевод 1924), резко бичующая нравы тогдашней Флоренции. Особым нападкам подвергнута церковь с её лицемерием и растлением нравов. Отличительная черта комедии — целеустремлённость, воля, активность её персонажей. М. обогатил итальянскую литературу ясной, лаконичной, лишённой риторических украшений прозой.
         М. был «... первым достойным упоминания военным писателем нового времени» (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 346). В трактате «О военном искусстве» (1521, русский перевод 1936) резко критиковал систему наёмных войск, состоящих, по его мнению, из подонков общества и занимающихся грабежом, и рекомендовал заменить наёмников постоянной армией милиционного типа, построенной на основе всеобщей воинской повинности и полностью подчинённой государю. «Жизненной основой всякого войска» М. считал пехоту; кавалерия, полагал М., должна быть немногочисленной, хорошо обученной и экипированной. М. отводил главную роль в бою холодному оружию и недооценивал огнестрельное оружие, поскольку оно в то время было несовершенным. М. требовал от армии высокой тактической выучки, слаженности, дисциплины, способности к быстрому маневру, придавал большое значение резервам. Стратегические взгляды М. были непоследовательны (он выдвигал в качестве главного средства достижения победы то решительное сражение, то измор противника). Многие положения М. заимствовал у Вегеция (См. Вегеций), нередко механически перенося опыт армии Древнего Рима в совершенно иную эпоху. В 1506—1510 создал во Флоренции пешее и конное ополчение (до 20 тысяч человек), имевшее единое обмундирование и проходившее систематическую боевую подготовку (однако в 1512 оно было разбито профессиональной испанской армией).
         Католическая церковь в 1559 внесла сочинения М. в «Индекс запрещенных книг» (См. Индекс запрещённых книг).
         Соч.: Opere, Mil. — Naples, 1954; в русском переводе — Сочинения, т. 1, М. — Л., 1934.
        
         Лит.: Виллари П., Н. Макиавелли и его время, перевод с итальянского, т. 1, М., 1914; Грамши А., Избранные произведения, перевод с итальянского, т. 3, М., 1959, с. 111—29, 159—61; Вайнштейн О. Л., Западно-европейская средневековая историография, М. — Л., 1964, с. 276—86; Де Санктис Ф., История итальянской литературы, перевод с итальянского, т. 2, М., 1964, с. 70—146; Строков А. А., История военного искусства, т. 1, М., 1955, с. 337—340; Рутенбург В. И., Жизнь и творчество Н. Макьявелли, в книге: Макьявелли Н., История Флоренции [перевод с итальянского], Л., 1973; Pulver J., Machiavelli..., L., 1937; Ridolfi R., Vita di N. Machiavelli, 2 ed., Roma, 1954; Malarczyk J., U zrodel wloskiego realizmu politycznego. Machiavelli i Guicciardini, Lublin, 1963; Chabod F., Scritti su Machiavelli, Torino, 1964; Sasso G., Studi su Machiavelli, [Napoli, 1967]; Whitfield J., Discourses on Machiavelli, Camb., 1969; Balaci A., Niccolo Machiavelli, [Bucuresti, 1969].
        Н. Макиавелли. Портрет работы художника Санти ди Тито. 2-я пол. 16 в. Палаццо Веккьо. Флоренция.
Современная Энциклопедия
МАКИАВЕЛЛИ (Макьявелли) (Machiavelli) Никколо (1469 - 1527), итальянский политический мыслитель. Считал главной причиной бедствий Италии ее политическую раздробленность, преодолеть которую способна лишь сильная государственная власть. Признавал ради упрочения государства допустимыми любые средства (отсюда термин "макиавеллизм"). Среди сочинений - "История Флоренции" (1520 - 1525, издано в 1532), "Государь" (1513, издано в 1532), комедия "Мандрагора" (1518, поставлена и издана в 1524).
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
Макиавелли (Machiavelli) Никколо (03.05.1469, Флоренция-22.06.1527, там же). - итальянский государственный деятель, писатель, историк, классик политической мысли Нового времени. Основные теоретические труды - "Государь", "Рассуждение о первой декаде Тита Ливия", "Искусство войны" - написаны после падения Флорентийской республики, когда Макиавелли был отстранен от политической деятельности. Макиавелли первый стал рассматривать политику как автономную сферу человеческой деятельности, в которой существуют "естественные причины" и "полезные правила", позволяющие "учитывать свои возможности", чтобы "предвидеть заранее" ход событий и принять необходимые меры. Эта рационально-практическая установка в сфере политики решительно порывала с теологическим морализированием средневековья и намного опережала свое время.
По Макиавелли, высшее правило политики и главная ее проблема - найти тот образ действий, который соответствует характеру времени и специфическим обстоятельствам в момент принятия решения. Вот почему политика не сводится к простому усвоению общих предписаний, "тут нельзя говорить отвлеченно, ибо все меняется в зависимости от обстоятельств". Людям свойственно действовать по природной склонности своего характера и темперамента, один достигает цели "осторожностью и терпением", другой - "натиском и внезапностью", но оба неизменно терпят крах, когда условия требуют изменения манеры поведения, а человек остается при прежнем способе действия, ранее приносившем успех. Подготовка политического деятеля требует не только изучения истории, прежде всего античности (Макиавелли был человеком эпохи Ренессанса, боготворившим античную культуру), но и знания современной жизни, постоянного наблюдения и размышления по поводу новых событий и действующих лиц на "авансцене" истории.
Анализ нового исторического опыта и делает Макиавелли глубоко оригинальным мыслителем, а не эпигоном Аристотеля и Полибия, у которых он взял классификацию основных форм правления (монархия, аристократия и демократия) и учение о вырождении каждой из этих форм в свою противоположность. Своеобразие Макиавелли как политического мыслителя состоит в том, что ни одну из этих форм он не считал совершенной и пригодной во всех обстоятельствах. В этом, по-видимому, разгадка кажущегося противоречия в его взглядах, когда в "Государе" он славит сильную личность властителя, непреклонно стремящегося к высокой государственной цели, а в "Рассуждении на первую декаду Тита Ливия" совершенно недвусмысленно выказывает симпатии к республике. Главный герой "Рассуждения..." - народ, который "много превосходит государей и в добродетели, и в славе. А если государи превосходят народ в умении давать законы, образовывать гражданскую жизнь, устанавливать новый строй и новые учреждения, то народ столь же превосходит их в умении сохранять учрежденный строй".
Макиавелли тяжело переживал беды родной страны, которую рвали на части крупнейшие "хищники" Европы - Франция и Испайия, видел гибельность междуусобных распрей мелких итальянских государств. Его учение было теорией "нового государства" - государства объединенной Италии. Под этим углом зрения в "Государе" обстоятельно анализируется политическая практика Ч. Борджа, который с помощью расчетливого вероломства и хладнокровной жестокости присоединял к своему небольшому владению одну территорию за др., пока случай и собственная ошибка не привели к его падению. Размышляя над его действиями, Макиавелли выдвинул знаменитый тезис, что политик должен соединять в себе черты льва и лисицы: лисицы - чтобы избежать расставленных капканов; льва - чтобы сокрушить противника в открытом бою. Макиавелли не был сторонником принципиального аморализма в политике, каким его часто представляли люди, действовавшие по его рецептам (напр., Фридрих II Прусский в сочинении "Анти-Макиавелли"), но считал, что в чрезвычайных обстоятельствах, когда "народ развращен", нужны и чрезвычайные меры. "Государь" - только один из факторов политической ситуации, в к-рую входят еще "народ", "знать" и "войско". Главным препятствием к объединению страны Макиавелли считал знать, по отношению к которой репрессии в определенных пределах неизбежны. Этот ход мыслей Макиавелли не результат его личной "злокозненности", а обобщение практики образования абсолютистских монархий. Но главным условием политического успеха Макиавелли считает "доблесть" (virtu), а не низость души, и апофеозом доблести заканчивается "Государь". Влияние идей Макиавелли на развитие политических учений было весьма значит. В наше время это влияние особенно заметно у Парето. Моски и Михельса.
Соч.: 1) Избранные сочинения. М., 1982.
История философии. Энциклопедия
МАКИАВЕЛЛИ, (Machiavelli) Никколо ди Бернардо (1469-1527) - итальянский мыслитель, политический деятель, историк и военный теоретик. Секретарь Совета десяти Флоренции (1498-1512), отвечавший за дипломатические связи республики. Основные сочинения: "Государь" (1513, впервые опубликован в 1532), "Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия" (1516-1517), "О военном искусстве" (1519-1521), "История Флоренции" (1520-1525) и др. Отдавая симпатии "народу" (активным и зажиточным горожанам) в отличие от нелюбимых им городских низов, плебса и церковно-клерикальных кругов папского Рима, М. разрабатывал правила политического поведения людей и превозносил этику и мощь "гордой" дохристианской Римской империи. С точки зрения М., наиболее жизнеспособными государствами в истории являлись те республики, граждане которых обладали максимально возможной степенью свободы, самостоятельно определяя собственную судьбу. М. характеризовал самостоятельность, величие и мощь государства как идеал, для достижения которого политики должны использовать всевозможные средства, не думая о моральной стороне своих поступков и о гражданских свободах. М. ввел понятие "государственный интерес" для выражения претензий государства на право не обращать внимания на законы, которые оно призвано гарантировать, в случае, если этого требуют т.наз. "высшие государственные интересы". Целью действий правителя безусловно, т.обр., является успех, а не добродетельность или порочность. (Согласно М., "правление заключается главным образом в том, чтобы твои подданные не могли и не желали причинить тебе вред, а это достигается тогда, когда ты лишишь их любой возможности как-нибудь тебе навредить или осыплешь их такими милостями, что с их стороны будет неразумием желать перемены участи".) "Государь" М. - это своеобычное технологическое руководство по захвату, удержанию и использованию государственной власти. Будучи сторонником республиканского устройства государства, М. не видел перспектив для него в масштабах всей Италии и советовал "новому государю" "по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла". Преступления, совершенные во имя Родины, по мнению М., - это "славные преступления". С точки зрения М., "ни один порядочный человек не упрекнет другого, если тот пытается защитить свою страну всеми возможными средствами". При этом М. призывал уделять особое внимание "общему благу" - общенациональным интересам, ибо широкие народные массы при известных условиях мудрее любого государственного лидера. (По М., истинная земная мудрость достижима посредством тщательного наблюдения за поступками людей и при помощи изучения истории.) Разделяя тезис христианства об изначальном зле человеческой природы, М. настаивал на целесообразности осуществления воспитательных функций в обществе государством, а не церковью. При этом М. был убежден, что максимам традиционных религии и морали не должно придаваться никакого значения, если они не в состоянии содействовать усилению потенциала благоустроенного социума. Выступая в Древнем Риме как "необходимейший инструмент поддержания цивилизованного государства", религия, согласно убеждению M., утратила эту функцию по мере насаждения христианством идеалов смирения и послушания: римскую этику самосохранения и самоутверждения М. ставил безусловно выше христианского идеала смирения. Основополагающей особенностью всякого общества М. полагал борьбу и жестокую конкуренцию между людьми. По М., именно человеческий эгоизм и потребность в его насильственном обуздании породили государство как особый социальный институт: "Добрые примеры порождаются добрым воспитанием, доброе воспитание - хорошими законами, а хорошие законы - теми самыми смутами, которые многими безрассудно осуждаются". Стяжательство, по мнению М., - это не только атрибут природы современных ему людей, но и неизбывный человеческий жребий: человек у М. "скорее забудет убийство отца, нежели конфискацию наследуемого имущества". Рассудительный государь поэтому может позволять себе убивать, но отнюдь не грабить. Доблесть результативной преобразующей деятельности людей М. предлагал определять с помощью набора понятий virtu - основополагающего достоинства удачливого правителя - способности интеллекта и воли человека поступать бодро и динамично. М. считал, что одной частью собственной жизни мы можем распоряжаться самостоятельно, другая же - удел факторов и сил, неподвластных нам. Итогом этого является то обстоятельство, что одинаковые действия, осуществленные в разные времена, результируются принципиально разнокачественно. Счастливая фортуна, т.обр., - гармония политического действия и окружающей эпохи. После замены республиканской администрации Флоренции тиранией Медичи М. был изгнан. М. испытал тюремное заключение, подвергался пыткам. Среди первых критиков М. были Кампанелла и Ж. Боден. В 1546 среди "отцов" Тридентского собора был распространен мемориал, в котором было сказано, что "Государь" написан рукой Сатаны". В 1559 все сочинения М. были включены в первый "Индекс запрещенных книг". М. писал: "Пусть судьба растопчет меня, я посмотрю, не станет ли ей стыдно". (Самой известной попыткой литературного опровержения М. было сочинение Фридриха Великого "Антимакиавелли", написанное в 1740; в нем отмечалось: "Я дерзаю ныне выступить на защиту человечества от чудовища, которое желает его уничтожить; вооружившись разумом и справедливостью, я осмеливаюсь бросить вызов софистике и преступлению; и я излагаю свои размышления о "Государе" Макиавелли - главу за главой, - чтобы после принятия отравы незамедлительно могло бы быть найдено и противоядие".) В церкви Санта Кроче на могильном памятнике М. находится надпись: "Никакая эпитафия не выразит всего величия этого имени". Труды М. знаменовали начало нового этапа развития политической философии Запада: рефлексия над проблемами политики, по убеждению М., должна была перестать кореллироваться нормами богословия либо максимами нравственной философии. Произошел окончательный разрыв с мировоззрением св. Августина: все помыслы и все творчество М. увязывались с пафосом Града Человеческого, а не Града Божьего. Политика тем самым утвердила себя самое как самостоятельный объект исследования - как искусство создания и усиления государственной власти.
A. A. Грицанов
История философии. Грицианов
(Machiavelli) Никколо ди Бернардо (1469—1527) — итальянский мыслитель, политический деятель, историк и военный теоретик. Секретарь Совета десяти Флоренции (1498—1512), отвечавший за дипломатические связи республики. Основные сочинения: ‘Государь’ (1513, впервые опубликован в 1532), ‘Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия’ (1516—1517), ‘О военном искусстве’ (1519—1521), ‘История Флоренции’ (1520—1525) и др. Отдавая симпатии ‘народу’ (активным и зажиточным горожанам) в отличие от нелюбимых им городских низов, плебса и церковно-клерикальных кругов папского Рима, М. разрабатывал правила политического поведения людей и превозносил этику и мощь ‘гордой’ дохристианской Римской империи. С точки зрения М., наиболее жизнеспособными государствами в истории являлись те республики, граждане которых обладали максимально возможной степенью свободы, самостоятельно определяя собственную судьбу. М. характеризовал самостоятельность, величие и мощь государства как идеал, для достижения которого политики должны использовать всевозможные средства, не думая о моральной стороне своих поступков и о гражданских свободах. М. ввел понятие ‘государственный интерес’ для выражения претензий государства на право не обращать внимания на законы, которые оно призвано гарантировать, в случае, если этого требуют т.наз. ‘высшие государственные интересы’. Целью действий правителя безусловно, т.обр., является успех, а не добродетельность или порочность. (Согласно М., ‘правление заключается главным образом в том, чтобы твои подданные не могли и не желали причинить тебе вред, а это достигается тогда, когда ты лишишь их любой возможности как-нибудь тебе навредить или осыплешь их такими милостями, что с их стороны будет неразумием желать перемены участи’.) ‘Государь’ М. — это своеобычное технологическое руководство по захвату, удержанию и использованию государственной власти. Будучи сторонником республиканского устройства государства, М. не видел перспектив для него в масштабах всей Италии и советовал ‘новому государю’ ‘по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла’. Преступления, совершенные во имя Родины, по мнению М., — это ‘славные преступления’. С точки зрения М., ‘ни один порядочный человек не упрекнет другого, если тот пытается защитить свою страну всеми возможными средствами’. При этом М. призывал уделять особое внимание ‘общему благу’ — общенациональным интересам, ибо широкие народные массы при известных условиях мудрее любого государственного лидера. (По М., истинная земная мудрость достижима посредством тщательного наблюдения за поступками людей и при помощи изучения истории.) Разделяя тезис христианства об изначальном зле человеческой природы, М. настаивал на целесообразности осуществления воспитательных функций в обществе государством, а не церковью. При этом М. был убежден, что максимам традиционных религии и морали не должно придаваться никакого значения, если они не в состоянии содействовать усилению потенциала благоустроенного социума. Выступая в Древнем Риме как ‘необходимейший инструмент поддержания цивилизованного государства’, религия, согласно убеждению M., утратила эту функцию по мере насаждения христианством идеалов смирения и послушания: римскую этику самосохранения и самоутверждения М. ставил безусловно выше христианского идеала смирения. Основополагающей особенностью всякого общества М. полагал борьбу и жестокую конкуренцию между людьми. По М., именно человеческий эгоизм и потребность в его насильственном обуздании породили государство как особый социальный институт: ‘Добрые примеры порождаются добрым воспитанием, доброе воспитание — хорошими законами, а хорошие законы — теми самыми смутами, которые многими безрассудно осуждаются’. Стяжательство, по мнению М., — это не только атрибут природы современных ему людей, но и неизбывный человеческий жребий: человек у М. ‘скорее забудет убийство отца, нежели конфискацию наследуемого имущества’. Рассудительный государь поэтому может позволять себе убивать, но отнюдь не грабить. Доблесть результативной преобразующей деятельности людей М. предлагал определять с помощью набора понятий virtu — основополагающего достоинства удачливого правителя — способности интеллекта и воли человека поступать бодро и динамично. М. считал, что одной частью собственной жизни мы можем распоряжаться самостоятельно, другая же — удел факторов и сил, неподвластных нам. Итогом этого является то обстоятельство, что одинаковые действия, осуществленные в разные времена, результируются принципиально разнокачественно. Счастливая фортуна, т.обр., — гармония политического действия и окружающей эпохи. После замены республиканской администрации Флоренции тиранией Медичи М. был изгнан. М. испытал тюремное заключение, подвергался пыткам. Среди первых критиков М. были Кампанелла и Ж. Боден. В 1546 среди ‘отцов’ Тридентского собора был распространен мемориал, в котором было сказано, что ‘Государь’ написан рукой Сатаны’. В 1559 все сочинения М. были включены в первый ‘Индекс запрещенных книг’. М. писал: ‘Пусть судьба растопчет меня, я посмотрю, не станет ли ей стыдно’. (Самой известной попыткой литературного опровержения М. было сочинение Фридриха Великого ‘Антимакиавелли’, написанное в 1740; в нем отмечалось: ‘Я дерзаю ныне выступить на защиту человечества от чудовища, которое желает его уничтожить; вооружившись разумом и справедливостью, я осмеливаюсь бросить вызов софистике и преступлению; и я излагаю свои размышления о ‘Государе’ Макиавелли — главу за главой, — чтобы после принятия отравы незамедлительно могло бы быть найдено и противоядие’.) В церкви Санта Кроче на могильном памятнике М. находится надпись: ‘Никакая эпитафия не выразит всего величия этого имени’. Труды М. знаменовали начало нового этапа развития политической философии Запада: рефлексия над проблемами политики, по убеждению М., должна была перестать кореллироваться нормами богословия либо максимами нравственной философии. Произошел окончательный разрыв с мировоззрением св. Августина: все помыслы и все творчество М. увязывались с пафосом Града Человеческого, а не Града Божьего. Политика тем самым утвердила себя самое как самостоятельный объект исследования — как искусство создания и усиления государственной власти.
Новый философский словарь
(Machiavelli)
Никколо ди Бернардо (1469-1527) - итальянский мыслитель, политический деятель, историк и военный теоретик. Секретарь Совета десяти Флоренции (1498-1512). Основные сочинения: "Государь" (1513, впервые опубликован в 1532), "Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия" (1516-1517), "О военном искусстве" (1519-1520), "История Флоренции" (начата в 1520) и др. Отдавая симпатии "народу" (активным и зажиточным горожанам) в отличие от нелюбимых им городских низов, плебса и церковно-клерикальных кругов папского Рима, М. разрабатывал правила политического поведения людей и превозносил этику и мощь "гордой" дохристианской Римской империи. М. характеризовал самостоятельность, величие и мощь государства как идеал, для достижения которого политики должны использовать всевозможные средства, не думая о моральной стороне своих поступков и о гражданских свободах. М. ввел понятие "государственный интерес" для выражения претензий государства на право не обращать внимания на законы, которые оно призвано гарантировать, в случае, если этого требуют т.н. "высшие государственные интересы". Будучи сторонником республиканского устройства государства, М. не видел перспектив для него в масштабах всей Италии и советовал "новому государю" "по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла". При этом М. призывал уделять особое внимание "общему благу" - общенациональным интересам - ибо широкие народные массы при известных условиях мудрее любого государственного лидера. Разделяя тезис христианства об изначальном зле человеческой природы, М. настаивал на целесообразности осуществления воспитательных функций в обществе государством, а не церковью. По М., именно человеческий эгоизм и потребность в его насильственном обуздании породили государство как особый институт: "Добрые примеры порождаются добрым воспитанием, доброе воспитание - хорошими законами, а хорошие законы - теми самыми смутами, которые многими безрассудно осуждаются". После замены республиканской администрации Флоренции тиранией Медичи М. был изгнан. М. испытал тюремное заключение, подвергался пыткам. Среди первых критиков М. были Кампанелла и Ж. Воден. В 1546 среди "отцов" Тридентского собора был распространен мемориал, в котором было сказано, что "Государь" написан рукой Сатаны". В 1559 все сочинения М. были включены в первый "Индекс запрещенных книг". М. писал: "Пусть судьба растопчет меня, я посмотрю, не станет ли ей стыдно".
А.А. Грицанов
Философский словарь
Никколо ди Бернар-до (1469 — 1527) — итал. мыслитель, идеолог зарождающейся буржуазии. Об-во, учил М., развивается не по воле бога, а в силу естественных причин. В основе развития истории лежат “материальный интерес” и сила. М. отмечал противоположность интересов народных масс и правящих классов, выступал за создание сильного национального государства, свободного от феодальных междоусобиц, способного подавлять народные волнения. В политической борьбе считал допустимым во имя великих целей пренебрегать законами морали и применять любые средства, оправдывал жестокость и вероломство правителей в их борьбе за власть. Историческая заслуга М., по словам Маркса, состоит в том, что он одним из первых стал рассматривать государство человеческими глазами и выводить его законы из разума и опыта, а не из теологии (Т. 1. С. 111). Осн. труд — “Государь” (1532).
Философский энциклопедический словарь
МАКИАВЕЛЛИ (Machiavelli) Никколо (род. 3 мая 1469, Флоренция – ум. 22 июня 1527, там же) – итал. политический деятель и историк. Известен как автор «Discorsi sopra la prima decade di Tito Livio» (1531; «Государь и рассуждения на первую декаду Тита Ливия», СПБ, 1869, или «Князь», см. «Сочинения», «Academia», 1934). В этом соч. он под влиянием впечатления от произв. Ливия разрабатывает правила политического поведения и превозносит этику и мощь гордой дохрист. Римской империи. Известна и др. его работа – «II principe» (1532), – где он характеризует самостоятельность, величие и мощь государства как идеал, для достижения которого политики должны использовать соответствующие средства, не думая о моральной стороне своих поступков и о гражданской свободе (см. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС). Отсюда термин «макиавеллизм» для определения беззастенчивой политики, которая добивается своих целей, пренебрегая нормами морали.
Философский энциклопедический словарь 2
        (Machiavelli) Никколо (3.5.1469, Флоренция, — 22.6.1527, там же), итал. обществ. деятель, политич. мыслитель, историк, воен. теоретик. Происходил из древней, но обедневшей патрицианской семьи. В период республики М. активно занимался политич. деятельностью, в течение 14 лет бессменно занимая место секретаря Совета десяти (1498—1512), выполнял важные дипломатич. поручения. После политич. переворота, который вернул власть семье Медичи, М. был заподозрен в участии в антиправительств. заговоре, отстранён от дел и затем выслан в своё поместье близ Флоренции, где написал большую часть своих произведений.
        В политич. трактатах М. дано теоретич. описание государства с позиций бурж. идеологии, выдвинут «... постулат самостоятельной трактовки политики», «...теоретическое рассмотрение политики освобождено от морали...» и религии (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 314). Государство признаётся М. высшим проявлением человеч. духа, а служение государству — целью, смыслом и счастьем человеч. жизни. Разделяя традиц. христ. представление об изначальном зле человеч. природы, М. отводит воспитат. функции не церкви (что было нормой ср.-век. миросозерцания), а государству. Почти на полтора века раньше Гоббса М. обосновывал необходимость государства эгоистич. природой человека и потребностью её насильств. обуздания.
        Политич. идеал М. — Рим. республика, в которой он видел воплощение идеи сильного государства, умеющего сохранять внутр. порядок и распространять влияние на др. народы. М. описывал строй др.рим. государства с т. зр. искреннего республиканца, приверженца демократии. Он считал, что республика — лучшая форма правления, т. к. каждого делает ответственным за судьбу государства. Но респ. форма правления не всегда возможна; нельзя сохранить свободные политич. учреждения, если в народе не развиты гражд. добродетели. Рим. республика достигла могущества потому, что сумела воспитать респ. дух в pим. народе. В трактате «Рассуждения на I декаду Тита Ливия» М. на историч. примерах разъясняет отношение римлян к государству и пытается внушить его своим современникам.
        М. противопоставляет величие Др. Рима упадку совр. ему Италии, который он связывает с влиянием католич. церкви. Пытаясь соединить в своих руках духовную и светскую власть, церковь расшатала устои светской государственности и ослабила в людях стремление к служению госву. В самом известном трактате М. «Государь» («II Principe», 1532) описываются способы создания сильного госва в условиях, когда в народе не развиты гражд. добродетели. М. считает, что все средства дозволены для достижения политич. целей. Выступая как частное лицо, государь должен руководствоваться общепринятыми нормами поведения, но он может не считаться с требованиями морали, если его действия направляются заботой о процветании и могуществе государства. Впоследствии макиавеллизмом стали называть действия, пренебрегающие нормами морали при достижении политич. целей.
        Opere, Mil.— Napoli, 1954; Legazioni. Commissarie. Scritti di govern о, v. 1—2, Roma—Bari, 1973; в рус. пер.— Соч., т. l, М.—Л., 1934; О воен. искусстве, М., 1939; История Флоренции, Л., 1973; Избр. соч., М., 1982.
        Алексеев А. С., М. как политич. мыслитель, М., 1880; опор-Рабчинский В. В., М. и эпоха Возрождения. Введение в изучение М., Варшава, 1908; В и л л а р и П., H. M. и его время, пер. с итал., т. 1, М., 1914; Бурлацкий Ф. М., Загадка и урок Н. М., М., 1977; Долгов К., Ренессанс и политич. философия, М., «Новый мир», 1981, № 7—8; F i d o F., Machiavelli, Palermo, 1965; S a s s o G. N., Studi su Machiavelli, [Napoli, 1967]; Machiavelli and the nature of political thought, ed. by M. Fleisher, ?. ?., 1972; Studies on Machiavelli, ed. by M. P. Gilmore, [Firenze, 1972]; Gramsci A., Note sul Machiavelli, sulla politica e sullo stato moderno. Roma, 1973'; L e f o r t С., Le travail de l'oeuvre Machiavel, [Lille], 1973; Duvernoy J. P., La pensde de Machiavel, P., 1974; Dotti U., Niccolo Machiavelli: La fenomenologia del potere, Mil., 1979; Kroeber-Keneth L., Machiavelli und wir: Der Florentiner in neuer Sicht, Stuttg., 1980.
Лексикон прописных истин
Не читая, утверждать, что он злодей.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: МАКИАВЕЛЛИ


будет выглядеть так: Что такое МАКИАВЕЛЛИ