Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЛЕКОНТ ДЕ ЛИЛЬ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Leconte de Lisle)
        Шарль (22.10.1818, Сен-Поль, о. Реюньон — 18.7.1894, Лувесьенн, близ Версаля), французский и реюньонский поэт и общественный деятель-республиканец. С 1886 — член Французской академии. Сын французского фельдшера, эмигрировавшего после Реставрации, и креолки. Учился в Бретани, работал в суде на Реюньоне. Участник революции 1848, Л. де Л. был инициатором закона об отмене рабства в колониях. Стихи в сборнике «Античные стихотворения» (1852) отмечены спокойной величественностью, законченностью в духе античной пластики («Венера Милосская»). Л. де Л. — основоположник эстетики «Парнаса», но без её холодного академизма. В книге «Варварские стихотворения» (1862, дополненное издание 1872) поэт, опираясь на достижения науки, стремится точно воссоздать картины истории. Он отвергает религию, особенно католицизм — «зверя в пурпуре», — как нравственное оправдание буржуазного общества («Каин» и др. стихи). Создаёт величественно-статичные и красочные стихи, утверждающие силу и красоту природы, особенно тропической («Слоны», «Девственный лес»), поэтизирующие первобытных варваров («Сердце Хиальмара»), даже зверей («Ягуар»), в противоположность ничтожным буржуазным варварам («Современникам»). Пессимистические картины торжества реакции («Тоска дьявола») перемежаются в книге с гордыми призывами к борьбе во что бы то ни стало («Ultra coelos»). Значения Парижской Коммуны 1871 Л. де Л. не понял, но выступил с памфлетами против версальской реакции: «Народный республиканский катехизис», «Популярная история христианства». Л. де Л. принадлежат трагедия«Эринии» (1873), сборники «Трагические стихотворения» (1884) и «Последние стихотворения» (1895, посмертно).
        
         Соч.: Ceuvres, [t. 1—6], P., [1881—1925]: в рус. пер. — Эринии, пер, М. Лозинского, П., 1922; Из четырёх книг. Стихи, пер. и прим. И. Поступальского. [Вступ. ст. Н. И. Балашова], М., 1960.
        
         Лит.: История французской литературы, т. 2, М., 1956; Плеханов Г. В., Искусство и литература, М., 1948; Рыкова Н., Леконт де Лиль, в кн.: Писатели Франции, сост. Е. Г. Эткинд, М., 1964; Flottes P., Leconte de Lisle, P., 1954; Priou J.-M., Leconte de Lisle..., [P., 1967] (имеется библ.).
         Н. И. Балашов.
        Ш. Леконт де Лиль.
Современная Энциклопедия
ЛЕКОНТ ДЕ ЛИЛЬ (Leconte de Lisle) Шарль (1818 - 94), французский поэт, глава группы "Парнас". В сборнике "Варварские стихотворения" (1862) утверждал красоту первобытной природы, противопоставляя ее ничтожеству современных "варваров". Сборник "Трагические стихотворения" (1884).
Литературная энциклопедия
Шарль Мари Рене [Charles Marie Rene Leconte de Lisle, 1818—1894]
160 — франц. поэт. Р. на острове Бурбона, в тропической франц. колонии. Образование получил в Реннском университете, вовлечен был в романтическое литературное движение того времени. Романтизм привлекал Л. де Л. не своим реакционным крылом, а наиболее прогрессивным и демократическим. Сильное воздействие на Л. де Л. оказал Ламенне, надолго внушивший ему симпатии к мнимодемократическому и мнимосоциалистическому христианству. В 1845 в связи с этими воззрениями Л. де Л. становится сотрудником журналов фурьеристского направления («Фаланга», газ. «Мирная демократия»). К этому времени относятся его не лишенные сильного мистического привкуса стихи («Helene», «La Robe du Centaure»). Л. де Л. полагает, что фурьеризм — «научная реализация христианских заповедей». Неохристианские увлечения у Л. де Л. уживаются с все более и более восторженным отношением к античности. Молодой поэт считает себя социалистом и республиканцем. Он полон уважения к прогрессу, надежд на радикальное улучшение жизни человека на земле, считая, что предпосылки для этого создаются в окружающей действительности. Леконт де Лиль написал несколько популярных брошюр, в которых несмотря на путаницу понятий ярко выражается его острый, почти революционный демократизм. На этой почве поэт порывает самым решительным образом все связи со своей аристократической семьей. Но эта нота республиканизма, социализма, к-рая являлась одной из определяющих черт личности и творчества Л. де Л., была сорвана тяжело сложившимися историческими условиями. Революция 1848, ее быстрое крушение, разгром пролетариата наносят страшный удар оптимистическим упованиям поэта. Леконт де Лиль пережил поражение революции 1848 как непоправимую социальную катастрофу. Надо однако отметить, что старые симпатии к идее осуществления правды, братства, равенства на земле все же сохранились
161 у Л. де Л. и он нередко выражал их с большой силой в лучших своих произведениях («Niobe», «Cain» и др.). В таких своих поэмах, как «Cain» или «La tristesse du diable», Л. де Л. поднимается до грозных пророчеств по адресу мира угнетения и несправедливости. И хотя пророчества эти чаще всего облечены в форму романтического богоборчества, пафос протеста в них все же достаточно глубок и высоко поднимает Л. де Л. над остальными парнасцами. Однако сочувствие к революционному протесту сочетается у Л. де Л. с полным неверием в возможность действительно революционных перемен. В целом эволюция Л. де Л. отражает движение определенных мелкобуржуазных групп от расплывчато-социалистических и демократических идеалов в 1848 к своеобразному примирению с торжествующим буржуазным порядком, — не к прямой защите этого порядка и слиянию с ним, а именно к вынужденному примирению с ним как с чем-то подлым и варварским, но непобедимым и естественным, как сама жизнь. В этом глубочайшая основа трагизма творчества Л. де Л. С 50-х гг. оформляется физиономия поэта как вождя «парнасцев». Парнасская поэзия в отличие от романтики гордилась своей объективностью и бесстрастием. Леконт де Лиль сам излагает основы этого направления в своих сборниках «Современный Парнас» [1866—1876]. Куда же отступил Л. де Л. от своих юношеских оптимистических мечтаний? Романтизм сменяется у него «научным» миросозерцанием. Буржуазный позитивизм, насыщенный элементами механистического материализма, становится базой миросозерцания поэта. Но этот, казалось бы, освещенный светом науки мир представляется Л. де Л. особенно мрачным и безнадежным. «Научность» мировоззрения поэта явилась в данном случае формой краха романтических иллюзий. Буржуазная наука демонстрировала тут свое бессилие справиться с противоречиями буржуазного общества. Объективность Л. де Л. есть лишь признание бесчеловечности природы и тщеты человеческих усилий. Признание это гордое. Патетические жалобы на заброшенность человека, на неудачность, неприемлемость всего мироздания занимают у Л. де Л. небольшое место. Он замыкается скорее в беспощадном художественном изображении жизни природы и общества, в ее безмерном богатстве, но и в ее безжалостности, и призывает стоически уйти в себя, противопоставить чувства мужественности и достоинства этому враждебному миру и искать разрешения жизненной скорби в искусстве. Л. де Л. стоит на точке зрения фаталистического детерминизма и в биологии и в социологии. Этими положениями проникнуты его «Античные поэмы» [1852], «Варварские поэмы» [1862], «Трагические поэмы» [1884] и наконец изданные после его смерти «Последние поэмы» [1895]. В целом ряде как бы изваянных из базальта стихотворений Л. де Л. рисует природу и общество как «царство священного голода, взаимного истребления»,
162 постоянного умирания, таковы: «Le secret de la vie», «In excelsis», «Dies irae», «La joie de Civa», «La mort de Valmiki». Лучшим исходом Л. де Л. признал бы полное исчезновение мира в пучинах Нирваны: «La Maya», «Midi», «Bhagavata», «Cinacepa», «La Vision de Brahma». Отметим также стихотворение Леконт де Лиля «Тоска дьявола», глубоко проникнутое тем же настроением. Иллюстрация: Р. Frieda. Иллюстрация к «Варварским поэмам»
Леконт де Лиля Естественно, что пессимистически-горделивая муза Л. де Л. не могла найти материала для вдохновения непосредственно в плоской буржуазной современности. Свою безнадежную оценку этой последней Л. де Л. заключал в романтическую, легендарную, мифологическую оболочку образов античной и всякой иной древности, тем более, что и там, в веках, он находил все новые и новые подтверждения своей философской концепции («Neferon Ra», «Nurmahal», «L’apotheose de Monca al Kebyr», «Massacre de Mona», «Le cu0153ur de Hialmar», «La mort de Sigurd»). Совершенно очевидно, что так наз. бесстрастие Л. де Л. — иллюзия. Вождь «Парнаса» был человеком чрезвычайно страстным, с могучей эмоциональной жизнью, но пафос Л. де Л. благодаря социальным условиям должен был замереть. Его образы поэтому статичны и кажутся холодными, выражая бессилие человека, безнадежность его стремлений. Но эти величественные фигуры полны
163 чувств, выраженных монументально. Тут и отчаяние, и тихая гордая скорбь, и напрасная жертва, и страстное негодование. Пластичность, скульптурность произведений Л. де Л. бросаются в глаза. Он высекает свои поэмы из камня, льет их из бронзы. Однако Л. де Л. является и замечательным живописцем. Не вдаваясь в красочные детали, чуждый всякому импрессионизму, он любит пряную, острую нарядность. Он ведет читателя в экзотические страны, чудесные и далекие во времени и пространстве. Стиху Л. де Л. не свойственна романтич. напевность. Он звучит, как траурный марш. Поэзия Л. де Л. принадлежит к числу лучших созданий французской лит-ры и буржуазной лит-ры вообще. Пережив крах романтических мелкобуржуазных иллюзий в социальной борьбе и не найдя реального выхода из этого кризиса, Л. де Л. не пожелал полностью капитулировать перед буржуазной действительностью, но и не смог объявить ей активной войны. Буржуазная критика прекрасно уловила реакционную тенденцию Л. де Л. и вознесла его на пьедестал, ибо пессимистический пассивизм бывшего социалиста был как нельзя более на-руку буржуа с их боязнью и ненавистью к революции. Однако марксистское исследование должно вскрыть до конца противоречия, породившие трагедию Л. де Л., и показать, что эта трагедия обращена также и против буржуазии, против ее культуры, искусства, науки. Библиография: I. Русск. перев.: Из «Poemes tragiques», перевод О. Михайловой, «Вестник Европы», 1895, I; Эриннии, Античная трагедия, перев. О. Чюминой, Москва, 1908 (последний перев. «Эринний» — М. Лозинского, П., 1922. В 1909 «Эриннии» были поставлены в Ленинграде, в Михайловском театре); Слоны, Дремота кондора, перевод В. Брюсова, в Полном собрании сочинений и перев., т. XXI, СПБ, 1913. Стихи также переводили: И. Анненский, Ф. Сологуб («Новый журнал иностранной литературы», 1904), С. Пинус и др.; Poemes et poesie, 1854; Le chemin de la Croix, 1859; Le catechisme populaire republicain, 1871; Poemes tragiques, 1886; Речь при приеме во Французскую академию, 1877; L’Apollonide, 1888; Derniers poemes, 1895 (посмертный сборник); ?uvres, ed. Lemerre; Premieres poesies et lettres intimes, pref. de Guinandeau, 1902; Contes en prose, pref. Dornis. II. Фришмут M., Леконт де Лиль. Из современной французской литературы, «Вестник Европы», 1889, III—IV (перепеч. в его «Критических очерках и статьях», СПБ, 1902); Деген Евг., Новейшая французская литература, «Новое слово», 1896, IX (июнь); Брюсов В., Французские лирики, изд. 2-е, СПБ, 1913 (и в Полном собр. сочин. и перев., т. XXI, СПБ, 1913); Dornis J., Leconte de Lisle intime, 1895; Leblond M. A., Leconte de Lisle d’apres les documents nouveaux, 1906; Calmettes F., Leconte de Lisle et ses amis; Vianey, Les sources de Leconte de Lisle, 1907; Dornis J., Essai sur Leconte de Lisle, 1909; Whiteley J. H., Etude sur la langue et le style de Leconte de Lisle, 1910; Avalle, Leconte de Lisle, «Studio Letterario», Cremona, 1920; Esteve Ed., Leconte de Lisle, l’homme et l’u0153uvre, 1922. A. Луначарский
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЛЕКОНТ ДЕ ЛИЛЬ


будет выглядеть так: Что такое ЛЕКОНТ ДЕ ЛИЛЬ