Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЛАШАМБОДИ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Lachambeaudie)
        Пьер (16.12.1806, близ Сарла, департамент Дордонь, — 08.07.1872, Брюнуа, департамент Сена и Уаза), французский поэт-песенник и баснописец. Участвовал в Июльской революции 1830, на которую откликнулся сборником «Национальные песни» (1831), затем в февральской революции 1848 и восстании парижских рабочих в июне 1848; после государственного переворота 1851 выслан из Франции (книга «Цветы изгнания», 1852). Пройдя через увлечение сен-симонизмом и др. течениями тогдашнего утопического социализма и коммунизма, Л. в своих песнях ратовал за мирное переустройство общества на началах справедливости и братства. Создатель романтической басни с острой социально-критической, пропагандистской направленностью (сб. «Басни», 1839). На русский язык Л. переводили Н. С. Курочкин, В. Г. Дмитриев, А. Б. Гатов.
        
         Соч.: Prose et vers. P., 1867; Fables et poemes, P., 1903; в рус. пер. — [Стихи], в кн.: Поэзия французской революции 1848, М., 1948; [Басни], «Иностранная литература», 1956, № 12.
        
         Лит.: История французской литературы, т. 2, М., 1956; Великовский С., Поэты французских революций 1789—1848, М., 1963; Р. Lachambeaudie, poete perigourdin, Perigueux, 1907; La lyre d'airain. Poesie populaire et democratique (1815—1918), P., 1904.
         С. И. Великовский.
Литературная энциклопедия
Пьер [Pierre Lachambeaudie, 1806—1872] — французский баснописец и шансонье, сын сельского сборщика податей, из крестьян. Начал лит-ую деятельность в наиболее мрачные годы Реставрации. За юношеские песенки был исключен из семинарии. Затем дважды лишался службы за радикальные басни в «Caleidoscope» Араго и стихи в «Echos de la Loire». B 1829
128 опубликовал по подписке «Essais poetiques» (Поэтические опыты). В эпоху Июльской революции [1830] примкнул в Лионе к сен-симонистам. В 1839 опубликовал сб. «Fables» (Басни) и сам по-нищенски разносил его. Сборник выдержал ряд новых, дополненных изданий (некоторые под назв. «Fables populaires» — Народные басни), с предисловием и очерками Эм. Сувестра, П. Венсара, П. Леру и др. В 1844 Л. разделил с Дюпоном академическую премию «талантам, борющимся с крайней нуждой»; в следующем году получил академическую премию «за сочинения, полезные для нравов», смягчив по совету Скриба в своем сборнике некоторые места. В годы перед Февральской революцией его песни распевались на народных празднествах. В эпоху Февральской революции выступал в революционных клубах, причем выступления эти носили скорее умеряющий, чем зажигательный характер. Бланки в период своего выжидательного отношения к временному правительству ввел Л. в бюро своего клуба. После Июньских дней Л. был заключен в Консьержери, хотя и не принимал участия в восстании. После Декабрьского переворота [1851] Л. был вновь арестован и отвезен на военное судно для отправки в Кайенну, но по ходатайству Беранже ссылку заменили изгнанием. В 1859 Л. вернулся по амнистии во Францию. Л. — мелкобуржуазный баснописец и шансонье с налетом утопического социализма, к-рый однако в некоторых баснях он сам высмеивает. Наряду с «гуманистическими» симпатиями к рабочему классу у него прорываются и нотки страха перед «рабом, становящимся тираном». Л. резко противопоставляет науку, просвещение и технику рутине, но склонен вместе с сен-симонистами мистически преувеличивать их социальную роль. Горячо восставая против бонапартизма, Л. верит в «республику», призывает к примирению демократов и социалистов и не столько проповедует, сколько берет под защиту коммунизм, о котором имеет представление еще более неопределенное и мистическое, чем французский пролетариат того времени, еще не изживший тогда ремесленнической психологии: «Ne criez pas: „A bas les communistes“» (Не кричите: «Долой коммунистов»). По форме басни Л. — скорее коротенькие аллегорические иллюстрации той или иной «морали», чем повествовательные рассказы с развитой фабулой. Гораздо «драматичнее» его песни. Л. — выходец из крестьянской среды, писал также на родном перигорском патуа — диалекте провансальского яз. Произведения Л. переведены на немецкий яз. (Людвигом Пфау, 1856). На русск. яз. ряд басен Л. (11) появился в 1872 в «Отеч. записках» (по случаю смерти Л.) частью в переводе, частью в переделке Н. Курочкина, вызвав особое донесение СПБ цензурного комитета в Главн. управление по делам печати. Библиография: I. Essais poetiques, Sarlat, 1829; Fables populaires, изд. 1-е, Р., 1839, с рядом последующих дополнительных изданий как под этим названием, так и под названием «Fables», «Fables et poemes» и др. из к-рых последнее — иллюстрированное изд., Р., 1903; Les enfants de Villemomble, P., 1860;
129 Les fleurs de Villemomble, 1861; Prose et vers, precedes d’une autobiographie, P., 1867; Recueil de fables patoises, Perigueux, 1857. II. Предисловие и очерки Em. Souvestre, Ang. Chaho, Beranger, P. Leroux, A. Bourgouin и др. к различным изданиям Лашамбоди; De Mirecourt, Eug. Lachambaudie, P., 1857 (крайне ненадежный биографич. очерк, но с некоторыми любопытными указаниями); статья «Lachambaudie», «Dictionnaire universel de XIX siecle», Larousse (очень обстоятельная). Ал. Дробинский
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЛАШАМБОДИ


будет выглядеть так: Что такое ЛАШАМБОДИ