Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КОРЕНЬ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Корень (radix)
        один из основных вегетативных органов листостебельных растений (за исключением мхов), служащий для прикрепления к субстрату, поглощения из него воды и питательных веществ, первичного превращения ряда поглощаемых веществ, синтеза органических соединений, дальнейшего перемещения их в др. органы растения, а также для выделения некоторых продуктов обмена. У некоторых растений К. несут дополнительные функции, например вместилища запасных веществ, а у корнеотпрысковых растений (См. Корнеотпрысковые растения) — органа вегетативного размножения. К. — осевой орган растения, по происхождению родственный стеблю: у предков наземных растений при выходе их на сушу на нижнем конце Спорофита образовались корневищеподобные веточки — прототип К. Морфологически К. отличается от стебля отсутствием листьев, наличием чехлика и эндогенным ветвлением (возникновением боковых К. во внутренних частях К. — в Перицикле). Типичный К. имеет узкоцилиндрическую или нитевидную форму. Зачаток К. существует уже в зародыше семени, при прорастании которого он развивается в главный К. Для К. характерно акропетальное ветвление (более молодые боковые К. и их зачатки появляются ближе к верхушке К.). У многих растений, кроме главного и боковых К., имеются придаточные. Внешне они не отличаются от боковых и несут те же функции, но обычно развиваются на др. органах растения — стеблях, листьях, подземных и надземных видоизменённых побегах (луковицах, клубнях, корневищах и т. д.), а также на старых К. Образование придаточных К. определяет возможность вегетативного размножения растений. Кончик К. (рис. 1) прикрыт корневым чехликом (См. Корневой чехлик), защищающим его от повреждений. К. растет в длину за счёт деления клеток верхушечной (апикальной) меристемы (См. Меристема), в т. н. зоне деления, и значительного роста их в длину в зоне роста, или растяжения, длина которой обычно равна 1—2 мм (иногда до 10 мм). За зоной роста расположена зона поглощения и дифференциации; самый поверхностный слой клеток этой зоны дифференцируется в эпиблему (См. Эпиблема), клетки которой образуют Корневые волоски, увеличивающие поверхность поглощения К. в 5—20 раз. Дифференциация меристемы в первичные постоянные ткани начинается в зоне роста, но отчётливо выявляется в зоне поглощения и в т. н. зоне проведения. Первичное анатомическое строение К. всех семенных растений сходно (рис. 2). Под слоем клеток эпиблемы расположена многослойная первичная кора, которая состоит из тонкостенных живых паренхимных клеток. У некоторых растений оболочки 1—3 наружных слоев клеток коры (Экзодерма) опробковевают и по отмирании эпиблемы берут на себя защитную функцию. Самый внутренний слой первичной коры (Эндодерма) состоит из одного слоя клеток, оболочки которых частично опробковевают или одревесневают и нередко утолщаются; лишь некоторые клетки (т. н. пропускные) остаются мало измененными. Эндодерма окружает центральный цилиндр, или стель, К. Один или несколько наружных слоев его клеток образуют перицикл, тонкостенные живые клетки которого долго сохраняют меристематическую активность; в нём закладываются боковые К., придаточные почки; при его участии осуществляется вторичное утолщение К. Большую часть центрального цилиндра занимает сложный проводящий радиальный пучок, в котором чередуются элементы ксилемы (См. Ксилема) и флоэмы (См. Флоэма). У однодольных растений первичное анатомическое строение К. сохраняется всю жизнь, у двудольных и голосеменных оно сменяется вторичным (рис. 3). При этом в центральном цилиндре пучковый камбий откладывает (между флоэмой и ксилемой) к центру вторичную ксилему (древесину), а к периферии — вторичную флоэму (луб). Из межпучкового камбия (См. Камбий), находящегося против лучей первичной ксилемы в перицикле, образуется паренхима первичного сердцевинного (лубо-древесинного) луча, а пробковый камбий (феллоген) откладывает кнаружи клетки пробки; она становится покровной тканью вторично утолщённого К., а вся первичная кора сбрасывается. Эти изменения обусловливают разрастание К. в толщину. Различают т. н. ростовые К., которые быстро растут (в благоприятных условиях — в среднем от 1 до 3 см в сутки), утолщаются, рано опробковевают, составляют скелет корневой системы и в ряде случаев обеспечивают вегетативное размножение растения, и «сосущие» К. — тонкие, нежные, короткие, медленно растущие, большей частью недолговечные.
         Совокупность К. одного растения называется корневой системой, общую форму и характер которой определяет соотношение роста главного, боковых и придаточных К. (рис. 4). При преобладающем росте главного К. образуется стержневая корневая система (люпин, хлопчатник); при слабом росте или раннем отмирании главного и преобладающем развитии большого числа придаточных К. образуется мочковатая корневая система (однодольные, из двудольных — виды лютика, подорожника и др.). К. у хлебных злаков (ржи, пшеницы) проникают на глубину 1—1,5 м, у люцерны —до 10 м, у древесных растений могут углубляться на 10—12 м, хотя обычно твёрдый грунт препятствует проникновению их глубже 3—5 м; площадь, занятая корневой системой одного растения хлебных злаков, достигает в поперечнике 40—60 см, тыквы — 6—8 м, у древесных растений обычно в несколько раз превышает диаметр кроны, достигая 10—18 м. Суммарная длина К. однолетнего растения может составлять несколько километров, а общая поверхность К., учитывая поверхность волосков, во много раз превышает поверхность надземных органов. По расположению в почве в зависимости от среды обитания различают корневые системы специализированные (поверхностные или глубинные) и универсальные, равномерно развивающиеся вширь и вглубь. Например, в северной лесной зоне на подзолистых почвах, часто пересыщенных влагой, плохо аэрируемых, с трудно проницаемой подпочвой, корневая система растений на 90—95% сосредоточена в поверхностных слоях (10—15 см). В зоне полупустынь и пустынь у одних растений имеются только поверхностные К., которые используют осадки ранней весны (Эфемеры) либо влагу дождей и конденсационную влагу, оседающую в верхних слоях почвы в ночное время (кактусы); у других К. достигают грунтовых вод (у верблюжьей колючки). Универсальные корневые системы используют в разное время влагу разных горизонтов, вследствие чего растения могут вегетировать всё лето (джузгун, саксаул, эфедра). В зонах недостаточного увлажнения ярко проявляется ярусность в расположении К. различных видов растений, произрастающих совместно на одной площади. Соотношение между К. и надземными частями растений также зависит от почвенно-климатических условий. В северной влажной зоне масса корневой системы в 5—10 раз уступает массе надземных частей. Через К. растения поглощают из почвы главным образом ионы минеральных солей, а также некоторые продукты жизнедеятельности почвенных микроорганизмов и корневые выделения др. растений. Поглощённые К. соединения азота, фосфора и серы взаимодействуют с притекающими из листьев продуктами фотосинтеза с образованием аминокислот, нуклеотидов и др. органических соединений. По сосудам ксилемы элементы в форме ионов (калий, кальций, магний, фосфор) или органических молекул (азот, сера) в результате действия корневого давления (См. Корневое давление) и транспирации (См. Транспирация) передвигаются в листья и стебли. В К. синтезируются также алкалоиды (например, никотин), гормоны роста (Кинины, Гиббереллины) и др. физиологически активные вещества. У некоторых растений, преимущественно семейство бобовых, в К. поселяются бактерии, вызывающие образование клубеньков (из паренхимы К.). К. растений выделяют в почву ионы минеральных солей, аминокислоты, сахара, мочевину, фенольные соединения и др. У одних растений (например, семейство паслёновых) К. выделяют также Ауксины и вещества типа гиббереллинов, стимулирующие рост растений, у др. — студнеобразные вещества, образующие корнезащитные чехлы. Выделения К. способствуют развитию в ризосфере почвенных микроорганизмов. С возрастом растения количество выделений и численность ризосферных микроорганизмов уменьшаются. Клубеньковые бактерии играют важную роль в азотном питании растений и повышении плодородия почвы. На поверхности или внутри К. многих древесных и травянистых растений поселяются грибы, образуя т. н. микоризу (См. Микориза); в таких случаях корневые волоски на К. не развиваются.
         На К. многих растений образуются придаточные почки, дающие надземные побеги (у корнеотпрысковых растений), У ряда растений К. служат местом отложения запасных питательных веществ (см. Корнеплоды). У некоторых деревьев тропических лесов близ основания стволов или от ветвей отходят боковые или придаточные К. — досковидные, ходульные, столбовидные, служащие для опоры и питания. У лазящих лиан (См. Лианы) (например, у плюща) развиваются корни-прицепки. В тропиках многие Эпифиты образуют придаточные воздушные К., поглощающие через многослойную поверхностную ткань (т. н. веламен) воду из атмосферных осадков. У некоторых тропических эпифитных орхидей, а также у растений семейства подостемоновых листья и стебли недоразвиты и их вегетативные органы представлены главным образом плоскими зелёными К., выполняющими функции ассимиляции. У растений, живущих на бедных кислородом почвах (например, у болотного кипариса, у мангровых деревьев и др.), имеются дыхательные К., или пневматофоры, верхушки которых расположены над почвой или водой и снабжают подземные органы воздухом. У некоторых пальм и растений семейства мареновых часть горизонтальных К. превращается в защитные колючки. К. паразитирующих на деревьях растений, например омелы, имеют вид длинных цилиндрических тяжей, расположенных в коре дерева. У растений—паразитов (заразиха, повилика и др.) и полупаразитов (марьянник, погремок и др.) корневая система развивается слабо; при этом окончания некоторых К. внедряются в виде особых присосок (гаусторий) в тело растения-хозяина, высасывая из него питательные вещества. У некоторых растений (например, у роголистника, пузырчатки и др.) К. отсутствуют, что связано со специфическими условиями их существования. О функции К. см. также Водный режим растений, Минеральное питание растений.
         К. многих растений широко используются человеком. Они имеют большое пищевое и хозяйственное значение. К., содержащие крахмал, сахара, масла, алкалоиды, гуттаперчу, красящие и др. ценные вещества, применяются в медицине и промышленности. Растения с мощно развитой корневой системой используются для закрепления подвижных песков, оврагов и эродированных почв.
         Лит.: Красовская И. В., Обзор работ по морфологии и физиологии корней, «Тр. по прикладной ботанике генетике и селекции», 1928, т. 18, в. 5; её же, Закономерности строения корневой системы хлебных злаков, «Ботанический журнал», 1950, т. 35, № 4; Шалыт М. С., Подземная часть некоторых луговых, степных и пустынных растений и фитоценозов, «Труды Ботанического института АН СССР. Сер. 3, Геоботаника», 1950, в. 6; Сабинин Д. А., Физиологические основы питания растений, М., 1955; Качинский Н. А., Почва, её свойства и жизнь, М., 1956; Колесников В. А., Корневая система плодовых и ягодных растений и методы сё изучения, М., 1962; Федоров А. А., Кирпичников М. Э. и Артюшенко З. Т., Атлас по описательной морфологии высших растений, [т. 2], М.— Л., 1962; Колосов И. И., Поглотительная деятельность корневых систем растений, М., 1962; Рахтеенко И. Н., Рост и взаимодействие корневых систем древесных растений, Минск, 1963; Воронин Н. С., Эволюция первичных структур в корнях растений, «Уч. зап. Калужского педагогического института», 1964, в. 13; Бойко Л. А., физиология корневой системы растений в условиях засоления, Л., 1969; Эсау К., Анатомия растений, пер, с англ., М., 1969.
         О. Н. Чистякова, Р. П. Барыкина, Д. Б. Вахмистров.
         0200599390.tif
        Рис. 1. Молодой корень проростка пшеницы: А — схема строения: к.чх — корневой чехлик, кл — калиптроген, з.д — зона деления, з.р — зона растяжения (роста), з.в — зона всасывания, з.п — зона проведения; Б — периферические клетки отдельных зон при большом увеличении.
        Рис. 2. Поперечный срез корня касатика в зоне проведения: слева — эпб — эпиблема, экз — экзодерма, прх — запасающая паренхима первичной коры; справа — энд — эндодерма, пкл — пропускная клетка, пц — перицикл, пкс — первичная ксилема, п. фл — первичная флоэма, м. тк — механическая ткань.
         0255237779.tif
        Рис. 3. Схема вторичного утолщения корня: А — первичное строение; Б, В — вторичное утолщение; эпб — эпиблема, п. к. — первичная кора, энд — эндодерма, пц — перицикл, п. фл. — первичная флоэма, кмб — камбий, п. кс. — первичная ксилема, вт. фл. — вторичная флоэма, вт. кс. — вторичная ксилема, флг — феллоген, прд — перидерма, разр. энд. — разрушенная эндодерма, п. с. л. — первичный сердцевинный луч, в. с. л. — вторичный сердцевинный луч.
         0208834746.tif
        Рис. 4. Различные формы корней и типы корневой системы: 1, 4 — стержневая; 5 — мочковатая; 2, 3 — корнеплоды (моркови и свёклы).
II
Корень
        в математике, 1) К. степени n из числа а — число х (обозначаемое 0175985481.tif ), n-я степень которого равна а (то есть xn = а). Действие нахождения К. называют извлечением корня (См. Извлечение корня). При а 0 существует n различных значений К. (вообще говоря, комплексных); например, значениями 0115188688.tif являются: 2; —1+iv3; —1—iv3. К нахождению К. из чисел приводили различные геометрические задачи математиков глубокой древности. Среди вавилонских клинописных текстов (2-е тысячелетие до н. э.) имеются описания приближённого нахождения квадратного К. и таблицы квадратных К., а в египетских папирусах встречается для действия извлечения К. и особый знак. Древнегреческие математики установили несоизмеримость стороны квадрата с его диагональю (равной аv2, если а — сторона), что позднее привело к открытию иррациональности. Ариабхата (5 в.) дал правила для извлечения квадратных и кубических К. Омар Хайям (2-я половина 11 — начало 12 вв.), аль-Каши (15 в.), немецкий математик М. Штифель (16 в.) извлекали К. высших степеней, исходя из формулы для (а+b) n. Л. Эйлер (18 в.) дал сохранившие своё значение до наших дней приближённые способы извлечения К. Квадратные К из отрицательных чисел, встречающиеся в 16 в. у Дж. Кардана (См. Кардано) и Р. Бомбелли, привели к открытию комплексных чисел.
         2) К. алгебраического уравнения
         a0xn + a1xn-1+... + an-1x + an = 0 (1)
        — число с, которое после подстановки его вместо х обращает уравнение в тождество. К. уравнения (1) называется также и К. многочлена
         f (x) = a0xn + a1xn-1+... + an-1x + an.
        Если с является К. многочлена f (x), то f (x) делится без остатка на х—с. См. также Многочлен, Уравнение.
III
Корень
        слова, морфема (морфа), являющаяся общим элементом группы производных от него слов, имеющих в основе общее лексическое значение. К. выявляется путём устранения всех аффиксов как словоизменительных, так и словообразовательных, например русский «луч» в словах «луч», «лучи», «лучевой», «излучение». В некоторых языках К. может подвергаться звуковым изменениям (см., Внутренняя флексия), например немецкий find/fand/fund в словах finden, fand, gefunden — «находить»; арабский h-s-b в словах hisab — «счёт», hasib — «счётчик», muhtasib — «koнтролёр мер и весов». Сложные слова могут содержать два и более К., например «лучевидный». Этимологический К. (см. Этимон) — форма и значение слова, мыслимые как исходные. Например «кол» со значением «круг» в словах «колесо», «около».
Современная Энциклопедия
КОРЕНЬ (математическое), 1) Корень степени n из числа a - Число, n-я степень которого равна заданному числу a (обозначается ; a называется подкоренным выражением). Действие нахождения корня называется извлечением корня. 2) Решение уравнения - значение неизвестного, обращающее уравнение в тождество. 3) Число, обращающее многочлен в нуль при подстановке этого числа вместо переменного.
Энциклопедия Отечеcтво
КОРЕНЬ Сергей Гаврилович (1907-1969), артист балета и балетмейстер, заслуженный артист РСФСР (1939). В 1930-42 в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова, в 1942-60 в Большом театре (с 1960 балетмейстер-репетитор). Партии: Эспада ("Дон Кихот" Л. Ф. Мин-куса), Нурали и Гирей ("Бахчисарайский фонтан" Б. В. Асафьева), Меркуцио ("Ромео и Джульетта" С. С. Прокофьева), Рипафратта ("Мирандолина" P.M. Глиэра) и др. Искусство Кореня отличали высокая техника характерного танца, темперамент, тонкое чувство стиля. Ставил танцы в оперных и драматических спектаклях, на эстраде.
Идеографический словарь
^ орган растения
корень - подземный орган, выполняющий функцию почвенного питания и укрепления растения;
на нем не возникают листья в отличие от стебля; поглощают кислород, воду
и минеральные вещества. впервые появился у папоротников.
мочковатый корень - главный корень не отличается от придаточных.
якорность - степень закрепления растений в почве с помощью корней.
Орфографический словарь Лопатина
к`орень, к`орень, к`орня, предл. в (на) к`орне, на корн`ю, мн. к`орни, -`ей
Словарь Даля
муж. корешек, -шечек, коренек ·умалит. корнишка презрительное, корнища увеличительное, подземная часть всякого растения. У деревьев различают становой и боковые корни, а при них корешки и мелкие мочки. вбирающие влагу. Корень бывает: луковичный, клином, редькою, махорчатый, ползучий и пр.
В ·*твер. корень зовут вообще кочерыжкой, а корнем клюку или кочергу. Часть растения между стволом и корнем называют корневище, оно более заметно у папоротников. Корень зуба, волоса, пера, ногтя и пр. та часть, которая вросла в тело. Корень, корешок книги, задок, сшивка, где она сшита. Переплести в корешек, в кожаный задок и бумажную покрышку досок. Приворотный корешек, у знахарей и ворожеек, заставляющий любить кого. Корень дела, начало, основание, источник. Мой корень там-то, ·*тамб. родина, оседлость. Корень слова, производство, слог или звук, от которого слово произошло.
мат. число, умноженное само собою один или несколько раз, есть корень этого произведения; квадратный корень или второй степени, если число умножено на себя один раэ; кубический, третьей степени, коли умножено дважды и пр. Корень, говорят об упряжи, закладка лошади в оглобли, а по бокам их пристяжки. Человек корень, стойкий, упрямый и суровый. Подсечь под-корень, вырвать с корнем, сгубить, уничтожить. Рыть коренья, лютые коренья, заниматься знахарством. Запустить куда или где корни, укрепиться, утвердиться. Корень за корень, око за око и зуб за зуб. От доброго кореня добрая и отрасль. Корень учения горек, а плод его сладок. Худое дерево с корнем вон. Без корня и полынь не растет. Не с доброго умысла злы коренья копают. Свалился, как с корня срезан. Растеть, как из корня идет. С корня не валяй, а валежник подбирай. Либо полон двор, либо корень (с корнем) вон. Дом корень, а сторона похвальба. Меньшой сын на корню сидит, в крестьянстве, наследует домом. Корешки обмыть, говорят о первом весеннем дожде. Скачем по пеньям, по кореньям, без толку. Кверху корнем растет сажа в трубе. Ни в корень, ни в пристяжку. На пристяжи бежит (прыгает), а в корень не годится. Сам в корню, две ляжки в пристяжке. По всем по трем, коренной не тронь - а кроме коренной, нет ни одной! Корь муж. (род. кря) ·*ряз. корень, во всех ·знач. Сидеть на корю, принять избу и хозяйство по прямому наследью. Множество растений зовутся в народе корием: Винный, копытный, скипидарный корень. копытник; винный, макаршан, сердечный, животный корень, Polegonum bistorta, см. брылена; корень громовый, спаржа; - дубильный, чин-барник, кермек, Statice latifolia; - девий, Tamus communis; - желтый, кермек желтый, Statice tatarica; - завязный. деревянка; - змеиный, чортова борода, лускач, ластовень; - зобный, норица, норичник; -канцелярский, дивала; -красный, буглаз; - крестовый, Cnicus benedictus, -марьин, пион; - медвлжий, медведка, Meum athamaticum; - кошачий, очной, мяун, диголь; -пьяный, Hyoscyamus physaloides; -рвотный, ипекакуана; - раминовый (раменный), Euphorbia virgata, -сальный, живокость; - сладкий, козелец, Scorzonera hispanica; -солодковый, солодка, солодика, лакрица, Glycyrrhiza: - собачий, Cynoglossum, живокость: - солнечный, заразиха, Orobanche borealis; - сухотный, образки, Arum maculatum; - фиалковыи, Iris florentina; - чумный, царь-трава, подбел, лапуха, Petasites offic. - царский, Astrantia major, корень, коренье волчье, Scorzonera radiata; коренье зубное, Cachrys odontalgica; - трясавичное, мяун, лиголь; овсяные коренья, сладкий корень; также Tragopogon porrifolius; сахарные, сладкие коренья, Sium sisarum. Волчий корень, лютик, Aconitum; -горький, Ophiorrhiza mangos; - железный, Centaurea scabiosa; -золотой, Asphodelus, царское копье; -почечный, печеночный, Ageratum purpureum, женишек. Синенький корешок, Pulmonaria offic. гуньба, медунка.
Словарь Ожегова
К’ОРЕНЬ, -рн -, мн. -рни, -рней, муж.
1. Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из неё воды и питательных веществ. Главный, боковой, придаточный к. Воздушные корни (у лиан и нек-рых других растенийвысоко над землёй: придаточные корни на надземных побегах). В саду десять корней яблонь (т. е. десять яблонь). Споткнуться о к. (о корень, выступающий из земли). Гнить на корню (также перен.: разлагаясь, гибнуть). Корни пустить (также перен.: прочно обосноваться где-н.; разг.). Под к. подрубить (не оставив пня; также перен.: полностью подорвать, уничтожить). С корнем вырвать (также перен.: уничтожить совсем). От доброго кореня добрая и отрасль (стар. посл.).
2. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. Покраснеть до корней волос (очень сильно).
3. перен. Начало, источник, истоки чего-н. К. зла. Крепкие корни у кого-чего-н. (давнее происхождение).
4. В языкознании: основная, значимая часть слова, вычленяемая в нём после отделения окончания, приставок и суффиксов.
• Корень из числа (спец.) число, к-рое при возведении его в определённую степень даёт данное число.
Корень уравнения (спец.) число, к-рое при подстановке его в уравнение вместо неизвестного обращает уравнение в тождество.
В корне совсем, окончательно. Пресечь зло в корне. В корне неправильно.
В корень (запрячь) или в корню (идти) о лошади в упряжке, идущей в оглоблях (в отличие от лошади в пристяжке), а в артиллерийской упряжкео паре дышловых лошадей.
В корень смотреть вникать в самую суть дела.
На корню1) о растениях: в неснятом, несжатом или несрубленном виде. Хлеб на корню. Продать лес на корню; 2) в самом начале, в зачатке. Идея была загублена на корню.
Корень жизни женьшень.
уменьш. корешок, -шка, муж. (к 1 и 2 знач.).
• Кому вершки, а кому корешки (разг. шутл.) о невыгодном или обманном дележе [по сказке об обмане при дележе огородного урожая];
прил. корешковый, -ая, -ое. Корешковые наросты.
прил. корневой, -ая, -ое (к 1, 2 и 4 знач.). Корневая система.
Словарь синонимов Абрамова
см. начало, причина, происхождение || вырывать с корнем, пускать корни
Словарь Ушакова
К’ОРЕНЬ, корня, мн. корни, корней, ·муж.
1. Вросшая в землю часть растения, через которую оно всасывает соки из почвы. Бурей выворотило деревья с корнями. Дуб глубоко пустил корни в землю.
Древесина или вещество этой части растения. Лакричный корень. Мыльный корень. (см. мыльный).
2. У волос, зубов, ногтей, когтей и т.п. часть, вросшая в тело. Корень зуба. Корни волос.
Основание, место, которым орган соединяется с телом (·редк. ). Корень языка.
3. перен. Начало, происхождение (·книж. ). Корни крепостного права *****
Толковый словарь Ефремовой
[корень]
1. м.
1)
а) Вросшая в землю часть растения, через которую оно всасывает соки из почвы.
б) Древесина или вещество такой части растения.
в) разг. Лекарственный препарат или настой, приготовляемый из такой части некоторых растений.
г) Отдельное растение как единица счета.
2)
а) Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя и т.п.
б) Место соединения органа с телом.
3)
а) перен. Начало, происхождение.
б) устар. Род, поколение, сословие.
4) перен. Основа, источник, причина чего-л.
5) Место коренника (1*) в упряжке.
2. м.
Главная неизменяемая часть слова, выражающая его основное значение (в лингвистике).
3. м.
Величина, которая при возведении в определенную степень дает данное число (в математике).
Этимологический словарь Крылова
Общеславянское слово, восходящее к той же основе, что и латышское cerа – "волосы на голове", древнепрусское kirno – "куст".
История философии. Энциклопедия
КОРЕНЬ, - постмодернистская метафора, фиксирующая характерную для классической метафизики презумпцию аксиологически окрашенного восприятия глубины как символа местопребывания сущности и истока явления, в ней "укорененного", что связанно с трактовкой познания как проникновения - сквозь поверхностно-явленческую сторону бытия - к его глубинной ноуменальной сущности (см. Метафизика). Введена в философский оборот постмодернизма Делезом и Гваттари в работе "Ризома". Так, по формулировке Делеза и Гваттари, в рамках классической культуры "образом мира является дерево /см. Дерево - ММ./", а образом самого дерева - К.: "корень - образ мира-дерева". Так, в неоплатонизме - истоке европейской метафизике - внечувственное "начало" мирового процесса фиксируется именно в смыслообразе К.: если мировой процесс Плотин уподобляет "жизни огромного древа, обнимающего собою все", то начало эманационных потоков "пребывает везде неизменным и нерассеянным по всему древу и как бы расположенным в корне". Согласно Плотину, этот К. бытия "с одной стороны, дает древу всеобъемлющую многообразную жизнь, с другой же стороны, остается самим собой, будучи не многообразным, а началом многообразия" (см. Метафизика). По оценке Делеза и Гваттари, метафора К. оказывается сквозной для эволюции европейской культуры - в хронологическом диапазоне от античности до 20 в.: "вся древовидная культура покоится на них /корнях и корешках - M.M.I, от биологии до лингвистики", - "даже такая "передовая" дисциплина, как лингвистика, оберегает фундаментальный образ дерева корня, который удерживает ее в лоне классической рефлексии (Хомски и синтагматическое дерево, начинающееся в некой точке S и затем развивающееся дихотомически)". В контексте постмодернистской парадигмы идея К. повергается последовательной и радикальной деструкции - по следующим критериям: 1). Прежде всего, постмодернистский отказ от идеи К. - это отказ от идеи глубины как в специально метафизическом, так и в пространственно-топологическом отношениях. Так, во-первых, в контексте "постметафизического мышления", фундированного презумпцией отказа от поиска внефеноменальной (субстанциальной, трансцендентной и т.п.) сущности (основания) бытия, метафора К. выступает для постмодернизма символом именно такого поиска, стремления проникнуть "вглубь" явления, имплицитно предполагающее наличие "за ним" ("в глубине его") его ноуменальной разгадки: по формулировке Фуко, "за вещами находится... не столько их сущностная и вневременная тайна, но тайна, заключающаяся в том, что у них нет сути" (см. Постметафизическое мышление). Когнитивные процедуры обретают в этом контексте принципиально новое философское истолкование: если в рамках классической философии гносеологический процесс понимался как реконструкция имманентного (глубинного) и неочевидного (без проникновения в эту глубину) Логоса ("латентного смысла" у Деррида) того или иного процесса (как, впрочем, и мира в целом), то постмодернистская гносеология ставит под сомнения саму презумпцию смысла бытия: в семантическом диапазоне от тезиса "мир смысла имеет проблематический статус" у Делеза - до тезиса о "бессмысленности Бытия" у Кристевой (см. Логоцентризм). Во-вторых, одной из важнейших презумпций постмодернизма (прежде всего, в контексте его номадологического проекта) является презумпция отказа от классической топографии пространства, фундированной аксиологически акцентированной идеей глубины (см. Номадология, Поверхность). Место метафоры К. занимает в постмодернистском ментальном пространстве метафора "клубня", организованного принципиально иначе, нежели корневая структура, предполагающая глубинные проекции своей организации: "в ризоме нет точек или позиций, подобных тем, которые имеются в структуре... в корне. Только линии", причем линии перманентно динамические ("линии ускользания"), организованные как своего рода сеть, пространственно локализованная на поверхности предмета: "множества определяются... посредством абстрактной линии, линии ускользания, или детерриториализации, следуя которой они существенно изменяются, вступая в отношения с другими. План консистенции (решетка) - это поверхность любого множества" - "незамкнутые кольца" (Делез, Гваттари). Таким образом, идея глубины замещается в рамках "постмодернистской чувствительности" идей плоскости, а плоскостная динамика интерпретируется как "складывание" (см. Постмодернистская чувствительность, Плоскость, Складка, Складывание). 2). Семантика К. теснейшим образом сопрягается постмодернистской философией с семантикой "стержня" как "генетической оси", репрезентирующей собой наличие генетического истока того или иного явления. Согласно постмодернистской оценке философская позиция, фундированная подобной идеей, неизбежно приходит к пониманию истины как открывающейся в реконструкции того генетического начала постигаемого явления, которое не только является первопричиной (источником) самого факта его бытия (происхождения), но и выступает в качестве детерминанты, обусловливающей единство всего процесса его эволюции. В противоположность этому, постмодернизм резко выступает против подобного генетизма: по формулировке Делеза и Гваттари, "генетическая ось - как объективное стержневое единство, из которого выходят последующие стадии; глубинная структура подобна, скорее, базовой последовательности, разложимой на непосредственные составляющие, тогда как конечное единство осуществляется в другом измерении - преобразовательном и субъективном". Соответственно этому, в эпистемологическом плане "понятие единства появляется тогда, когда в множестве происходит процесс субъективации или власть захватывает означающее; то же самое относится и к единству-стержню" (Делез, Гваттари). 3). Согласно постмодернистской оценке метафора К. репрезентирует в себе также такую фундаментальную интенцию классического стиля мышления, как интенция на поиск универсализма бытия (единства исследуемых сред): "о генетической оси или о глубинной структуре /корне - M.M.I мы говорим, что они, прежде всего, являются принципами кальки, воспроизводимой до бесконечности". Подобная интенция непосредственно связана с идеалом номотетизма, аксиологически педалированным в культуре сциентистской ориентации: в оценке Делеза и Гваттари, классическая мысль в принципе "никогда не знала множественности: ей нужно прочное коренное /выделено мною - M.M.I единство". По наблюдению Делеза и Гваттари, "даже Книга как... реальность оказывается стержневой со своей осью и листьями вокруг нее... Книга как духовная реальность в образе Дерева и Корня вновь подтверждает закон Единого". В противоположность этому, постмодернистский стиль мышления программно идиографичен: любое явление рассматривается в качестве "события" - принципиально неповторимого и уникального, или "сингулярности" - принципиально индивидуальной и единичной. Соответственно этому, фундаментальной презумпцией мироистолкования выступает для постмодернизма презумпция когнитивного достижения множественности: как писали Делез и Гваттари, "поистине, мало сказать "Да здравствует множественное", ибо призыв этот трудно выполнить. Никаких типографских, лексических или синтаксических ухищрений не будет достаточно, чтобы он был услышан и понят. Множественное нужно еще создать, не добавляя к нему внешние качества, а, напротив, всего лишь на уровне тех качеств, которыми оно располагает, по-прежнему n-1 (единица является частью множества, будучи всегда вычитаемой из него). Вычесть единственное из множества, чтобы его установить; писать в n-1. Такая система может быть названа ризомой. Ризома как скрытый стебель радикально отличается от корней и корешков. Ризомы - это луковицы, клубни" (см. Ризома). 4). Важнейшим аспектом постмодернистской критики идеи К. является его сопряженность с феноменом дуального ветвления, конституирующего бинарные оппозиции. По оценке Делеза и Гваттари, конституируемое классическим мышлением "Единство", по определению, всегда "способно раздвоиться согласно духовному порядку": "единство-стержень... устанавливает совокупность двузначных отношений между элементами или точками объекта, или к Единому, которое делится согласно закону бинарной логики дифференциации в субъекте". Идея бинаризма оценена постмодернизмом как фундаментальная для классической культуры в целом, в рамках которой мы нигде и никогда "не выходим за рамки... репрезентативной модели дерева, или корня, - стержневого или мочковатого (например, "дерево" Хомского, связанное с базовой последовательностью и репрезентирующее процесс своего становления согласно бинарной логике)" (Делез, Гваттари). Европейская ориентация на триаду, в сущности, отнюдь не меняет этого обстоятельства: по оценке Делеза и Гваттари, "что касается объекта, то и здесь, разумеется, можно перейти от Единого непосредственно к тройственному и т.д., но только при условии прочного коренного единства - стержня, который поддерживает вторичные корни /выделено мною - M.M./. Это немногим лучше. Двусторонние отношения между последовательно расположенными кругами просто заменили бинарную логику дихотомии. Стержневой корень не многим более множественен, чем дихотомический. Один развивается в объекте - другой в субъекте". Таким образом, фундаментальная для классики парадигма мышления утверждает "закон Единого, которое раздваивается, затем и учетверяется. Бинарная логика - это духовная реальность дерева-корня". Классическим примером воплощения этой характерной для европейского менталитета бинаризма является, по оценке Делеза и Гваттари, "лингвистическое дерево" Хомского, которое "начинается в точке S и развивается дихотомически /выделено мною - М.М./" - и в этом отношении "грамматическая правильность Хомского - категориальный символ S, который подчинил себе все фразы, прежде всего является маркером власти, а уж затем - синтаксическим маркером". Даже, на первый взгляд, альтернативная модель организации - "система-корешок, или мочковатый корень", также конституированный в культуре западного образца, - не выводят западный стиль мышления за пределы очерченной бинаризмом логики: по оценке Делеза и Гваттари, несмотря на то, что в данной модели "главный корень недоразвит или разрушен почти до основания", тем не менее, "на нем-то и пробует привиться множественность и кое-какие вторичные корни, которые быстро развиваются", - "иначе говоря, пучкообразная (мочковатая) система фактически не порывает с дуализмом, с комплементарностью субъекта и объекта природной реальности и духовной: единство продолжает быть удерживаемым в объекте". Что же касается автохтонной постмодернистской позиции, по этому вопросу, то она может быть определена как последовательный и радикальный отказ от самой идеи бинарной оппозиции как таковой (см. Бинаризм, Хора). Ни бинарное ветвление стрежневого К., ни двойное "скрещивание корней" мочковатого "корешка" не выступают более образцом для философского моделирования процессуальности: согласно постмодернистской позиции, "когда множественное действительно исследуется как субстантивное, множественность, оно больше не связано с Единым как субъектом и объектом, природной и духовной реальностью - как образом мира в целом. Множества ризоматичны. и они разоблачают древовидные псевдомножества. Нет ни единства, которое следует за стержнем в объекте, ни того, что делится внутри субъекта /выделено мною - ММ/". На этой основе постмодернистская номадология конституирует принципиально новый (атрибутивно гетерогенный) тип целостности, каковой "является именно таким пересечением нескольких измерений в множестве, которое обязательно меняется по мере того, как увеличивается количество его связей": " любая точка ризомы может быть и должна быть связана со всякой другой. В отличие от дерева или корня, которые фиксируют точку, порядок в целом" (Делез, Гваттари). (В этом контексте Делез и Гваттари отмечают "мудрость растений: даже если сами они корневые, всегда есть нечто вовне, с чем можно образовать ризому - с ветром, с животным, с человеком... "Хмель как триумфальный прорыв растения в нас...".) 5). Названные выше параметры отказа постмодернистской философии от презумпции К. могут быть рассмотрены с точки зрения своего глубинного (и пишущий о постмодернизме не свободен от идеи глубины!) семантического единства, фундированного исходным парадигмальным отказом постмодернизма от идеи линейности. Согласно постмодернистскому видению ситуации в метафоре К. (стержня) фиксируется именно линейный характер протекания процессов, характеризующихся однозначностью эволюционных трендов. Линейность является атрибутивным параметром западного стиля мышления, характерного для западной культуры построения текстов и т.п. По оценке Делеза и Гваттари, этого не сумели изменить даже усилия, осуществленные в рамках модернизма: "слова Джойса, собственно говоря, "со множественными корнями", не нарушают действительно линеарное единство слова и языка, устанавливая циклическое единство фразы, текста, знания. Афоризмы Ницше не опровергают линеарное единство знания, отсылая к циклическому единству вечного возвращения, оставшемуся в мысли неузнанным". Между тем постмодернизм конституирует себя как ориентированный на принципиально нелинейное описание процессуальности. И постулируемый в рамках этой парадигмальной установки отказ от линейного видения процессов формулируется постмодернизмом - устами Делеза и Гваттари - следующим образом: "создавайте ризому, а не корни!.. Не будьте ни единым, ни множественным, станьте множеством! Рисуйте линии, а не точки!.. Не лелейте в себе Генерала". Таким образом, отказ от идеологии К. мыслится постмодернистской философией как важнейший момент становления постнеклассического мышления: "никогда не пускать корней, хоть и трудно избежать такого соблазна", - "мы не должны больше думать... о корнях или о корешках, с нас довольно... Нет ничего прекрасного, влюбленного, политического, кроме подземных стеблей и наземных корней, наружной оболочки и ризомы". (См. также Дерево.)
М. А. Можейко
Воровской жаргон
друг, приятель
Рус. арго (Елистратов)
КОРЕНЬ, -рня, м.
1. Друг, приятель.
2. Мужской половой орган
Маленький мужчина растет в корень корень
Крепкий корень — старый, верный друг.
1.
— возм. контаминация с кореш.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КОРЕНЬ


будет выглядеть так: Что такое КОРЕНЬ