Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КОММУНИЗМ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(от латинского Communis — общий)
         1) сменяющая капитализм общественно-экономическая формация, основанная на общественной собственности на средства производства;
         2) в более узком значении — высшая по сравнению с Социализмом ступень (фаза) развития этой формации — «... бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производственные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Коммунизм — это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа» (Программа КПСС, 1972, с. 62).
        Коммунистические воззрения при своём зарождении опирались на требование социального равенства на основе общности имущества. Как лозунг революционной борьбы его выдвигали радикальные участники гуситского движения в Чехии 15 в. (М. Гуска), Крестьянской войны в Германии 16 в. (Т. Мюнцер), буржуазных революций в Англии 17 в. (Дж. Уинстэнли) и Франции конец 18 в. (Г. Бабёф). Теоретическая разработка первых систематизированных представлений о коммунистическом образе жизни опирается на идеологию гуманизма 16—17 вв. (Т. Мор, Т. Кампанелла) и французского Просвещения 18 в. (Морелли, Г. Мабли). Ранняя коммунистическая литература отражает переход от плебейско-мелкобуржуазной революционности к пролетарской, но свойственная ранней коммунистической литературе проповедь всеобщего аскетизма и уравнительности составляет реакционный элемент в её содержании. В начале 19 в. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн и др. социалисты-утописты обогатили представление о справедливом общественном устройстве идеями о труде как наслаждении, расцвете способностей человека, обеспечении всех его потребностей, централизованном планировании, распределении по труду. Однако вразрез с коммунистическими идеалами социалисты допускали сохранение в утопическом обществе частной собственности, имущественного неравенства. Выражая протест против капиталистической системы угнетения и эксплуатации трудящихся, они выступили с утопическими проектами устранения классовых различий. В России наиболее крупными представителями утопического социализма (См. Утопический социализм) были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.
        Научный К. как теоретическое выражение пролетарского движения, направленного на уничтожение капитализма и создание коммунистического общества, возник в 40-х гг. 19 в., когда классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы (восстания лионских ткачей в 1831 и 1834, подъём движения английских чартистов в середине 30—начале 50-х гг., восстание ткачей в Силезии в 1844).
        Опираясь на материалистическое понимание истории и на теорию прибавочной стоимости, вскрывшую тайну капиталистической эксплуатации, К. Маркс и Ф. Энгельс выработали научную теорию К., выражающую интересы и мировоззрение революционного рабочего класса и воплощающую лучшие достижения предшествующей общественной мысли (см. Марксизм-ленинизм). Они раскрыли всемирно-историческую роль рабочего класса как могильщика капитализма и творца нового строя. Развитое и обогащенное применительно к новым условиям В. И. Лениным, Коммунистической партией Советского Союза, братскими коммунистическими и рабочими партиями, это учение раскрывает историческую закономерность смены капитализма коммунизмом, пути построения коммунистического общества.
        Объективная необходимость уничтожения капиталистического строя и утверждения социалистических форм организации общественного производства определяется развитием производительных сил. Вследствие их роста «монополия капитала становится оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 772—73). Обобществление труда — главная материальная основа неизбежного наступления социализма. Возникновение и развитие государственно-монополистического капитализма означает, как показал В. И. Ленин, полнейшую материальную подготовку новой формации.
        Превращение капиталистической формации в коммунистическую не просто продукт экономической эволюции, а неизбежное следствие порождаемой самим капитализмом классовой борьбы пролетариата, социальной революции. Империализм есть канун социалистической революции (См. Социалистическая революция). Неравномерность экономического и политического развития капиталистических стран в эпоху империализма обусловила победу социализма первоначально в одной, отдельно взятой, стране, в СССР — в результате Великой Октябрьской социалистической революции 1917. Началась эпоха перехода от капитализма к К. После 2-й мировой войны 1939—45, когда победили социалистические революции в ряде стран Европы, Азии и Америки, сложилась Мировая система социализма. Становление новой, коммунистической, формации продолжается уже в системе социалистических государств. Завершится этот процесс переходом к социализму всех народов мира, с превращением К. во всемирную, охватывающую все страны общественную систему. Содержание мирового революционного процесса определяется ныне слиянием в единый поток антиимпериалистической борьбы трех революционных сил: мировой системы социализма, международного рабочего класса, национально-освободительного движения. В авангарде общественно-политического движения, ведущего борьбу за свержение капитализма и построение К., стоят коммунистические и рабочие партии, опирающиеся в своей политике на марксистско-ленинскую теорию (см. Международное рабочее движение).
        Наряду с ростом коммунистической системы «вширь» путем присоединения в результате социалистических революций все новых стран, выпадающих из системы империализма, происходит развитие К. «вглубь»: каждая страна, вставшая на путь социализма, и все социалистическое содружество государств в целом достигают более высоких ступеней социально-экономической зрелости новой формации. Превращение частной капиталистической собственности и других форм частной собственности на средства производства в общественную, социалистическую собственность составляет содержание переходного периода от капитализма к социализму (См. Переходный период от капитализма к социализму). Ему «... соответствует и политически переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата» (Маркс К., там же, т. 19, с. 27). Исторический опыт подтвердил предвидение классиков марксизма-ленинизма о единстве ряда общих закономерностей социалистического строительства в разных странах, проявляющихся при многообразии путей, форм и методов осуществления социалистических преобразований. К ним относятся: руководство трудящимися массами со стороны рабочего класса, ядро которого составляет марксистско-ленинская партия в проведении социалистической революции и установлении диктатуры пролетариата, союз рабочего класса с основной массой крестьянства и другими слоями трудящихся, ликвидация капиталистической собственности и установление общественной собственности на основные средства производства и планомерное развитие народного хозяйства, социалистическое преобразование сельского хозяйства, культурная революция и др. Большинство стран социализма, успешно решив задачи переходного периода, вступили к началу 60-х гг. в социалистическую фазу развития коммунистической формации и выдвинули задачу создания развитого социалистического общества. СССР, который вступил в фазу социализма в 30-х гг. и построил развитое социалистическое общество в 60-х гг., осуществляет коммунистическое строительство. Новая формация достигла таких исторических рубежей, когда процесс ее развития стал уже необратимым. Но и на этом этапе сохраняется необходимость решительного отпора попыткам мирового империализма подорвать основы социалистической государственности, сорвать строительство нового общества в тех или иных странах, реставрировать капитализм. Трудности в развитии новой формации порождаются не только давлением империализма извне и мелкобуржуазной стихии изнутри, но и объективной сложностью задач строительства нового общества в странах, различных по своему экономическому уровню, социальной структуре и т.д. Однако общность социально-экономического строя, совпадение коренных интересов и целей стран, входящих в мировую систему социализма, создают условия для преодоления имеющихся трудностей в развитии новой формации, укрепления единства социалистических стран на принципах марксизма-ленинизма и пролетарского интернационализма.
        Коммунистическая формация в первой своей фазе предстаёт в том её виде, в каком она после долгих мук родов «... только что выходит как раз из капиталистического общества и... поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном сохраняет еще родимые пятна старого общества...» (там же, с. 18). Исторический генезис (происхождение) высшей фазы К. иной: она представляет собой такой вид нового общества, которое развилось на собственной основе, т. е. сложилось на базе совершенствования экономических отношений социализма и уже вполне освободилось от следов капитализма. По определению В. И. Ленина, социализм и высшая фаза К. выступают «... ступенями экономической зрелости коммунизма» (Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 33, с. 98). Различия между двумя фазами проявляются, прежде всего, в различиях уровней развития общественного производства и не сводятся только к способу распределения. Однако это — различия в рамках единой общественно-экономической формации—коммунистической. Понятие К. применимо к характеристике социализма, «поскольку общей собственностью становятся средства производства...». Но «... это не полный коммунизм», ибо «... на первой своей ступени коммунизм не может еще быть экономически вполне зрелым...» (там же).
        К. отличается от социализма, прежде всего зрелостью, развитостью экономической основы новой общественно-экономической формации — производительных сил и производственных отношений. Это «... социалистическое общество в развернутом виде...», «... высшая ступень социализма» (там же, т. 36, с. 65; т. 45, с. 263). Когда новая формация вполне созреет, социализм превратится в полный К.
        Общие черты и различия двух фаз коммунистической формации сводятся к следующему. На высшей фазе К. получат дальнейшее развитие некоторые закономерности, существенные признаки социализма, характерные для коммунистической формации в целом. Это: общественная собственность на средства производства, отношения сотрудничества и взаимопомощи, сознательная дисциплина труда, плановое ведение народного хозяйства подчинение экономического и культурного прогресса общества целям достижения полного благосостояния и всестороннего развития всех его членов, социальное единство общества на базе общности коренных интересов трудящихся, марксистско-ленинской идеологии, управление общественными делами, осуществляемое на основе научного познания экономических законов и принципов коммунистического мировоззрения. Сохранятся и упрочатся такие исторические завоевания социализма, как всеобщность труда, свобода от эксплуатации, от всех форм социального порабощения и национального гнета. Другие существенные черты социализма, связанные с особенностями развития новой формации еще не на своей собственной основе, постепенно отпадут при полном К. или в процессе его становления. Две социалистических формы общественной собственности — государственная и кооперативная разовьются, преобразуются в единую коммунистическую, от распределения по труду общество перейдёт к распределению по потребностям, политические и правовые элементы надстройки, которые обеспечивают функционирование социалистического базиса, эволюцию общества к К. станут ненужными и исчезнут. При определенных материальных и духовных предпосылках, в процессе длительной преобразовательной работы постепенно будут полностью преодолены пережитки в экономике и сознании людей, доставшиеся в наследство от капитализма. Новое общество приобретёт и ряд свойств, характерных признаков, прежде всего в системе экономических отношений, которых не может быть при социализме. К ним относятся изобилие материальных и духовных благ, полное социальное равенство, всестороннее развитие работников производства, общественное самоуправление, труд на общество, как первая жизненная потребность членов общества, распределение по потребностям.
        Характерные черты К. возникают в результате развития основ социализма. Капитализм даже на своей высшей стадии не создаёт ещё объективной основы, с которой общество может начать движение к высшей фазе коммунизма. С другой стороны, общество, построившее социализм, не может остановиться на этой ступени. «... Социализм, — указывал Ленин, — неизбежно должен постепенно перерасти в коммунизм...» (там же, т. 31, с. 180). Но необходимые для этого условия складываются не сразу: К. «... может развиваться лишь тогда, когда вполне упрочится социализм» (там же, т. 40, с. 33). Опыт Советского Союза и других социалистических стран показывает, что только в результате полной и окончательной победы социализма, построения развитого социалистического общества, создаются условия для успешного строительства К. Путь к высшей фазе К. лежит через раскрытие и использование возможностей и преимуществ социалистического способа производства. В этом главная отличительная черта диалектики перехода к К.
        Поступательное движение общества к К. организует и направляет Коммунистическая партия. Основное содержание и главные проблемы коммунистического строительства раскрыты в Программе Коммунистической партии Советского Союза (См. Программа Коммунистической партии Советского Союза), принятой 22-м съездом партии (1961). Переход к К. — длительный процесс общественно-экономического развития социализма, включающий ряд последовательных этапов. Движущей силой развития общества выступает не борьба классов, а сотрудничество, взаимопомощь, соревнование свободных от эксплуатации людей, не частный, а общественный интерес. К. создается в условиях, когда нет антагонистических классов, когда рабочий класс, занимающий ведущее положение в системе социалистических производственных отношений и играющий ведущую роль в строительстве К., кооперированное крестьянство, интеллигенция сплочены вокруг Коммунистической партии, ведущей трудящихся к победе К. Перерастание социализма в К. — качественно новый тип общественного прогресса. Коммунистическое строительство в каждой социалистической стране — органическая часть единого мирового революционного процесса перехода человечества от капитализма к К. На его темпы и масштабы оказывают влияние развитие мировой социалистической системы, борьба международного рабочего класса, развитие национально-освободительного движения, противоречия мирового капитализма.
        Вопрос об исторической тенденции развития социализма, перерастании его в полный К., уже решаемый на практике в СССР и некоторых других социалистических странах, становится узловым вопросом идеологической борьбы. Проповедники «теории конвергенции двух систем» пытаются представить социализм как строй якобы эволюционизирующий к капитализму; по их утверждениям, оптимальный общественный строй, «обновленный» капитализм, а не коммунизм — будущее социалистического общества (см. Конвергенции теория). Несостоятельными являются также попытки идеологов буржуазного и мелкобуржуазного социализма изобразить социалистический строй и К. как альтернативные, взаимоисключающие линии общественной эволюции, доказать возможность «социализма без коммунизма», прежде всего без перехода власти в руки трудящихся при руководящей роли рабочего класса и его политического авангарда, без общенародной собственности на средства производства, без марксистско-ленинской идеологии, без руководящей роли Коммунистической партии. Правые ревизионисты выдвигают тезис о «преждевременности» строительства К. в современную эпоху. «Левые» ревизионисты пытаются представить социализм как необязательный этап развития, который можно-де и нужно миновать, отрицают принцип материальной заинтересованности, хозрасчет и т.д. Все антинаучные антикоммунистические трактовки социализма и К. сходятся в одном: они отрицают коренной вывод марксизма-ленинизма о неизбежном постепенном перерастании социализма в К. (см. Антикоммунизм).
        Коммунизм — высшая фаза коммунистического общества. Главное материальное условие реализации принципов К. составляет высшая по сравнению с капитализмом производительность общественного труда. Решающими факторами достижения соответствующей К. производительности труда выступают повышение научно-технической оснащенности труда на основе гигантского роста производительных сил, приводящего к качественно новой ступени в их развитии — к созданию материально-технической базы К. — высшая организация труда, производства и управления и рост научно-технической подготовленности самих работников производства, их квалификации. Построение материально-технической базы К. определено в Программе КПСС в качестве главной экономической задачи партии и советского народа на современном этапе развития СССР. Построение такой базы предполагает органическое соединение достижений современной научно-технической революции (См. Научно-техническая революция) с преимуществами социализма и связано с коренными изменениями в орудиях труда и технологии производства (осуществление комплексной механизации и переход к массовому применению автоматических систем машин), в энергетике (полная электрификация страны и широкое использование новых видов энергии), в предметах труда (разработка более экономичных видов сырья и материалов и создание новых видов предметов труда с заранее заданными свойствами) в формах приложения науки к производству (превращение науки в непосредственную производительную силу общества), в организации производства и управления (внедрение научной организации труда, переход к управлению с использованием электронно-вычислительных машин, кибернетизация производства), в отношении к природной среде (охрана природы и рациональное использование природных ресурсов).
        На высшей фазе К., когда «... исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда,... исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 20), будут созданы предпосылки и материальная основа для постепенного перерастания социалистического труда в труд коммунистический. Развитие экономики, науки, техники, культуры, системы образования, подъем народного благосостояния, улучшение условий труда, его облегчение — все это расширяет объективные возможности для труда по способностям, создает более благоприятные условия для применения способностей каждого, из развития. С прогрессом производительных сил социалистического общества, опирающимися на достижения научно-технической революции, исчезает тяжелый и неквалифицированный физический и монотонный умственный труд, в полной мере преодолеваются различия между индустриальным и сельскохозяйственным трудом с точки зрения его научно-технической оснащенности. Умственный и физический труд органически соединяются в производственной деятельности людей, возрастают содержательность и творческие функции труда независимо от конкретной сферы его приложения. На базе совершенствования экономических отношений устраняются остатки старого разделения труда, обуславливающие при социализме социальные различия (различия между классами социалистического общества, социально-экономические различия между городом и деревней, между людьми физического и умственного труда. В этих новых условиях исходным моментом специализации работника в рамках сохраняющегося профессионального распределения труда, связанного теперь с приложением главным образом научно-технических знаний к производству, становится общая культура, всестороннее развитие индивида, для которого труд по способности — первая жизненная потребность. Преодолеваются последствия узкого профессионализма, полностью уничтожается на новой производственной основе порабощающее человека подчинение его разделению труда, отчуждение духовных потенций труда от работника. Условия для всестороннего развития личности обеспечиваются доступностью для всех членов общества средств образования, научного, эстетического и физического совершенствования, ростом жизненного уровня трудящихся, сокращением рабочего дня на основе высокопроизводительного труда, рациональным использованием свободного времени. Вследствие изменения характера труда и роста его производительности работа в сфере материального производства потребует от общества относительно меньшего времени и будет совершаться при условиях, наиболее достойных человека и дающих простор для всестороннего развития и приложения его способностей.
        Процесс строительства материально-технической базы К. органически связан с совершенствованием социалистических производственных отношений, их перерастанием в коммунистические. В ходе развития социалистической экономики непрерывно возрастает масса средств производства, находящихся в государственной, общенародной собственности, повышается уровень их экономического обобществления путём усиления концентрации производства, создания крупных хозяйственных объединений, специализации и кооперирования, расширяется сфера государственной собственности в народном хозяйстве благодаря растущему сближению двух форм социалистической собственности — государственной и кооперативной на базе совершенствования каждой. Совершенствование экономических отношений социализма ведет к сближению рабочего класса, кооперированного крестьянства, интеллигенции, укреплению социального единства народа на основе марксистско-ленинской идеологии, выражающей интересы и коммунистические идеалы рабочего класса, и в конечной перспективе — к созданию общества без классов. За годы социалистического строительства в СССР возникла новая историческая общность людей — советский народ. В рамках коммунистических производственных отношений объективно устраняется противопоставление личного и коллективного общественному, всенародному и обеспечивается единство общественных и личных интересов на базе полного социального равенства. Отличительные признаки этого равенства — ликвидация классовых и социальных различий, устранение любого предпочтения в потреблении и владении. Позитивное содержание коммунистического равенства раскрывается через положение человека в системе общественного производства, через отношение людей: к материальным условиям труда, средствам производства, составляющим общественное достояние (все члены общества обладают высокой квалификацией и работают безвозмездно и добровольно, в полную меру своих способностей, применяя их с наибольшей пользой для общества); к трудовому процессу (все члены общества активно участвуют в управлении общественными делами, а контроль над непосредственным процессом труда осуществляют сами участвующие в нём работники в соответствии с принятым обществом планом); к результату труда, общественному продукту, который принадлежит всему обществу (каждый черпает из общественных фондов всё необходимое для полного удовлетворения своих потребностей в средствах к жизни и всестороннего развития).
        Материальная заинтересованность трудящихся используется в процессе строительства К. как важнейший принцип. Оплата по труду остается основным источником удовлетворения потребностей членов общества. Этот принцип исчерпает себя экономически, когда будет достигнуто изобилие материальных благ, а труд превратится в первую жизненную потребность. Совершенствование социалистической системы распределения — оплаты по труду в сочетании с распределением через общественные фонды — таков путь к распределению по потребностям. С перерастанием социалистических производственных отношений в коммунистические связано использование товарно-денежных отношений, надобность в которых отпадёт лишь на высшей фазе К., когда будет ликвидирована социально-экономическая неоднородность труда и появится возможность измерять затраты труда не в стоимостной форме, а непосредственно — путём подсчёта рабочего времени. В период коммунистического строительства используются экономические стимулы, совершенствуются товарно-денежные отношения при всемерном усилении роли и значения моральных стимулов к труду.
        Прогресс коммунистической формации в материальном производстве порождает потребность в постоянном всестороннем совершенствовании человека и определяет расцвет духовной жизни нового общества. В отличие от «собственно материального производства», которое и при К. «все же остается царством необходимости», духовная жизнь развитого коммунистического общества, расцветшая в условиях изобилия на базе высокопроизводительного труда, будет представлять, по определению К. Маркса, «истинное царство свободы», где развитие человеческих сил — самоцель (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 387). Развитие способностей общества в целом при К. совпадает с развитием каждого отдельного члена общества, тогда как в антагонистических формациях оно совершалось в ущерб большинству трудящихся классов. Развитие индивидуальности при К. действительно свободно в утверждении гармоничных отношений между личностью и обществом, здесь свободное развитие каждого — условие свободного развития всех. Каждому предоставлена возможность пользоваться благами и ценностями культуры и создавать их в соответствии со своими наклонностями и способностями. Решение проблемы свободы духовного развития личности предполагает наряду с обеспечением материальных условий и достижение высокого уровня культуры, образованности и сознательности народа, утверждение коммунистического мировоззрения и нравственности в качестве содержания общественного сознания. В период строительства К. важнейшее значение приобретает идеологическая работа Коммунистической партии в массах, выдвигается и решается задача формирования научного коммунистического мировоззрения всего народа, воспитание нового, коммунистического отношения к труду. Этот процесс протекает в острой идеологической борьбе с чуждыми социализму идейными влияниями, с пережитками капитализма в сознании людей.
        Главным и необходимым орудием построения К. выступает социалистическое государство, с помощью которого трудящиеся управляют производством, направляют его развитие в интересах всего общества, осуществляют контроль за мерой труда и мерой потребления, защищают свои социальные завоевания от враждебных классов извне и от «... тунеядцев, баричей, мошенников и тому подобных „хранителей традиций капитализма»...» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 102). С построением социализма государство диктатуры пролетариата превращается в политическую организацию всего народа при руководящей роли рабочего класса во главе с его политическим авангардом — Коммунистической партией. Политическая основа общества, строящего К., — союз рабочего класса и крестьянства. В период строительства К. управление общественными делами, всей жизнью общества имеет политический характер и предполагает учет интересов, как всего народа, так и составляющих его дружественных классов и социальных групп. Главные направления развития государственности в период создания К. — развитие и совершенствование социалистической демократии, укрепление сознательной дисциплины и повышение чувства ответственности всех граждан, их активное участие в управлении государством, в руководстве хозяйственным и культурным строительством, улучшение работы государственного аппарата и усиление народного контроля за его деятельностью, укрепление законности и правопорядка. Всемерно развиваются демократические основы управления, усиливается роль общественных организаций трудящихся. Все процессы создания нового общества в материальной и духовной сферах могут протекать успешно, если усилия масс на решение задач строительства К. организует и направляет Коммунистическая партия, вооружённая передовой теорией. Социалистическое государство сохраняется до полной победы К.
        С построением развитого коммунистического общества, когда все его члены будут вовлечены в управление общественными делами, когда соблюдение единых общепризнанных правил коммунистического общежития станет внутренней потребностью и привычкой каждого, когда забота об общественном достоянии, всеобщий труд по способностям, высокая трудовая дисциплина станут естественной нормой поведения, вмешательство государственной власти в общественные отношения станет излишним, и политическое управление людьми будет заменено распоряжением вещами и руководством процессами производства. Социалистическая государственность разовьётся в коммунистическое общественное самоуправление. Хозяйственная организаторская деятельность в масштабе всего общества, отдельных отраслей и предприятий, которую при социализме осуществляет государство, по необходимости сохранится и при К. Усиление экономической роли государства, совершенствование методов хозяйственного руководства и планирования, системы управления экономикой представляет существенный элемент в создании экономической организации К. Оно подготавливает механизм управления производством для нового общества, где органы планирования и учёта, руководства хозяйством и развитием культуры станут органами общественного самоуправления. Развитие демократического централизма в управлении производством и во всех областях общественной жизни на базе материальных условий К. сделает, в конце концов, излишним особый аппарат политической власти. Но отмирание государства зависит и от внешних условий существования коммунистического общества. Пока в части мира будет существовать капитализм, остается надобность в особом, государственном органе для защиты завоеваний К. Марксистско-ленинской наукой доказано, что победе К. во всемирном масштабе может предшествовать постепенное установление основ этого строя в одной или ряде социалистических стран. Необходимые внешнеполитические условия для перехода к К.: развитие и укрепление мировой системы социализма, классовая солидарность с народами, борющимися против империализма за своё социальное и национальное освобождение, обеспечение международного мира, защита социалистических завоеваний от посягательств мирового империализма.
        При К. на основе полной общности экономических, политических и духовных интересов, братской дружбы и сотрудничества коммунистические нации все более будут сближаться между собой, пока, наконец, не произойдет их добровольное слияние в высшую, объединяющую все народы коммунистическую общность людей, всего человечества. Экономические основы для такого сближения вызревают постепенно в недрах мировой системы социализма: выравнивается общий уровень экономического и культурного развития стран, усиливается социалистическая экономическая интеграция, совершенствуется система международного социалистического труда, развивается тенденция к созданию в будущем мирового коммунистического хозяйства, регулируемого по единому плану.
        В коммунистической формации заложена возможность безграничного прогресса материального производства, духовной культуры, улучшения жизни людей, совершенствования личности. Историческое развитие человеческого общества уже не будет идти путём смены одной формации другой, более высокой формацией. Коммунизм — высшая и последняя общественно-экономическая формация, в рамках которой развернётся подлинная история человечества.
        Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И., О научном коммунизме, М., 1963; Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Маркс К., Капитал, т. 1—3, там же, т. 23—25; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19; Энгельс Ф., Принципы коммунизма, там же, т. 4; его же, Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 года, там же, т. 41; Ленин В. И., Государство и революция, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33; его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 36; его же, О «левом» ребячестве и о мелкобуржуазности, там же: его же. Великий почин, там же, т. 39; его же, Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, там же, т. 39: его же, Задачи союзов молодежи, там же, т. 41; его же, О кооперации, там же, т. 45; его же, О нашей революции, там же; его же, Как нам реорганизовать Рабкрин, там же; его же, Лучше меньше, да лучше, там же (см. также Справочный том, ч. 1, с. 248—49); Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1964; Программа КПСС, М., 1971, Материалы XXIII съезда КПСС, М., 1966; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Задачи борьбы против империализма на современном этапе и единство действий коммунистических и рабочих партий всех антиимпериалистических сил, М., 1969; Брежнев Л. И., Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 1—3, М., 1970—72; его же, О пятидесятилетии Союза Советских Социалистических Республик, М., 1972; Суслов М. А., Избранное. Речи и статьи, М., 1972; Волгин В. П., Очерки по истории социализма, 4 изд., М. — Л., 1935; Коммунизм и культура. Закономерности формирования и развития новой культуры, М., 1966; Экономические закономерности перерастания социализма в коммунизм, М., 1967; Курылев А. К., Коммунизм и равенство, М., 1971; Проблемы развития социализма. Международные дискуссии марксистов, Прага, 1971; Леонтьев Л. А., Экономические проблемы развитого социализма, М., 1972; Многостороннее экономическое сотрудничество социалистических государств. (Сб. документов), 2 изд., М., 1972; Федосеев П. Н., Марксизм в XX веке. Маркс, Энгельс, Ленин и современность, М., 1972.
        Е. Г. Панфилов.
Орфографический словарь Лопатина
коммун`изм, коммун`изм, -а
Словарь Ожегова
КОММУН’ИЗМ, -а, муж. Общественно-экономическая формация, основанная на общественной собственности на средства производства, при которой ставится целью построение бесклассового общества, полное социальное равенство всех членов общества и осуществление принципа «От каждогопо способностям, каждомупо потребностям».
• Первобытный коммунизм общественный доклассовый строй первобытной родовой общины.
Военный коммунизм во время гражданской войны (1918-1920 гг.): внутренняя политика советской власти, направленная на вытеснение капиталистических элементов военно-приказным путём - национализацией всей крупной, средней и мелкой промышленности, продовольственной диктатурой, выражающейся в продразверстке, всеобщей трудовой повинностью, заменой частной торговли государственным распределением товаров по карточной системе.
прил. коммунистический, -ая, -ое. Коммунистическое общество. Коммунистическое мировоззрение. Коммунистические партии.
Словарь Ушакова
КОММУН’ИЗМ [ому], коммунизма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. communis - общий) (научн., полит.).
1. Общественная формация, идущая на смену капитализму, основывающаяся на крупном научно-организованном общественном производстве, организованном распределении и состоящая из двух фаз: 1) низшей (социализм), при которой средства производства уже являются общественной собственностью, классы уже уничтожены, но сохраняется еще государство, и каждый член общества получает в зависимости от количества и качества его труда; 2) высшей (полный коммунизм), при которой отмирает государство и осуществляется принцип: "от каждого по способностям, каждому по потребностям". *****
экономического равенства (·устар. ). Утопический коммунизм. «Я не проповедую коммунизма, кузина, будьте покойны.» Гончаров.
4. То же, что большевизм в 1 ·знач.
• Первобытный коммунизм (·ист.) - общественный строй первобытных людей, общность имущества и хозяйства которых объясняется их беспомощностью и беззащитностью перед природой. Военный коммунизм (неол. ·ист.) - название первой эпохи Октябрьской революции, до 1921 ·г. (возникло после введения новой экономической политики, нэпа). Нельзя отделываться словами: "то была эпоха военного коммунизма, а теперь эпоха нэпа". Скворцов-Степанов.
Толковый словарь Ефремовой
[коммунизм]
1. м.
Общественно-экономическая формация, основанная на общественной собственности на средства производства и имеющая своими целями построение бесклассового общества, полное социальное равенство всех членов общества и осуществление принципа "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям".
2. м.
Общество социальной справедливости.
Этимологический словарь Крылова
Заимствование из французского (comrmmisme) или немецкого (Kommunismus), а восходит к латинскому communis – "общий".
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
КОММУНИЗМ (от лат. communis - общий) - англ. communism; нем. Kommunismus. По К. Марксу - идеал общества, характеризующегося обществ, собст - венностью на средства производства, соответствующей высокоразвитым производительным силам, обеспечивающей всестороннее развитие личности, ликвидацию классов, обществ, самоуправление, реализацию принципа: от каждого по способностям - каждому по потребностям. см. СОЦИАЛИЗМ.
Новый философский словарь
(лат. communis - общий)
одна из радикальных версий общественного идеала, сопряженная с мифом о достижимости всеобщего равенства людей на основе многомерного и беспредельного изобилия. В совокупности ряда своих существенных особенностей К. может трактоваться и как разновидность христианского еретизма. Наукообразный облик идее К. стремились придать Маркс, Энгельс, а также последователи и подражатели их парадигмы понимания статики, динамики и перспектив развития общества. Основания концептуального видения К. изложены в работах Маркса и Энгельса: "Манифест Коммунистической партии", "Принципы коммунизма", "Критика Готской программы" и др. В разнообразных канонизированных коммунистическим движением программах и характеристиках К. традиционно постулируются следующие главные процедуры движения к нему: а) ликвидация института частной собственности, обобществление имущества граждан; б) введение прямого продуктообмена; в) прогрессивный налог на наследство; г) выборность чиновников "снизу доверху" и т.д. Лишь на этапе "полного К.", по Марксу, планировалась "высочайшая производительность общественного труда" и реализация лозунга "от каждого по способностям, каждому - по потребностям". Как самообозначение идеологий, теорий и практик понятие "коммунистический" было и остается присущим значимому числу экстремистских политических группировок - как властвующих (большевики в России и СССР, маоизм в КНР и др.), так и оппозиционных, нелегальных (левые террористические группы Западной Европы, Латинской Америки и т.д.). Широкий диапазон концептуальных модификаций, позволяющий К. служить также претенциозной, самодостаточной и (в некоторых пределах) исторически респектабельной формой провозглашения определенной идеологической ангажированности, обусловлен рядом его характеристик. Так, в теоретических разработках Маркса и Энгельса термин К. выступал и как гипотетическое состояние общества, как определенный социальный идеал (Маркс), и как движение, уничтожающее современную организацию социума; и как "не доктрина, а движение", которое опирается "не на принципы, а на факты" (Энгельс). Безотносительно к дальнейшим потенциальным деталировкам, понятие "К." может отражать: 1) отрицание любых форм организации института собственности в обществе, кроме тотальных и всепоглощающих ("общественная собственность", она же - "общенародная" в социалистическом варианте); 2) полемическую противопоставленность институту частной собственности в его рыночной ипостаси в контексте идеи "еще большего ее плюрализма", "еще большей социальной справедливости" и т.п.; 3) ориентированность на замену традиционных моделей распределения общественного богатства (соответственно достигнутому индивидом или их корпорацией положению в иерархии факторов "капитал - труд - знания - способности - культовый потенциал общественного поклонения" и т.д.) системой волевых распределительных решений; 4) замену традиционной правящей элиты - элитой, качественно иначе сформированной и т.д. В наиболее радикальных формах (большевизм, клика Пол-Пота в Камбодже) осуществление унифицирующих, уравнительных программ К. эффективно результиро-валось в виде не только ликвидации многоукладной и плюралистичной модели распределения собственности, но и в обличьи сопряженных процедур осуществления масштабного геноцида по критериям имущественного положения, социального происхождения и статуса. В целом, К., как правило выступает в ряде ипостасей: как идеология маргинальных слоев общества, статусных и имущественных аутсайдеров; как разновидность социального нигилизма, противопоставляющего традиционной системе ценностей совокупность верований об "идеальном обществе "в будущем "посюстороннем" мире; как разновидность светской религии в облике наукоподобной идеологии "научного К.". К., ввиду приверженности его адептов преимущественно насильственным процедурам объективации программ переустройства общества, подавляющих инициативу отдельной личности и унифицирующих потребности и репертуары поведения людей, невозможен для осуществления в региональных масштабах. К. может выступать и анализироваться (на уровне мысленного социального эксперимента) исключительно в виде сознательно самоизолирующейся, замкнутой и статичной общественно-экономической, геополитической и духовной системы; либо мыслимый как принципиально внеальтернативное планетарное явление.
А. А.Грицанов
Философский словарь
(от лат. communis — общий) — а) общественный идеал, впитавший в себя гуманистические начала человеческой цивилизации, извечные стремления людей к всеобщему благополучию, полному социальному равенству, свободному всестороннему развитию; б) концепции, учения, политические движения, разделяющие и обосновывающие этот идеал, выступающие за реализацию его на практике; в) об-во, конкретный тип организации общественной жизни, отвечающий тому или иному пониманию коммунистического идеала; в социально-философской теории марксизма формация, следующая за капитализмом, вторая, высшая по сравнению с социализмом ступень этой формации, конечная цель коммунистического движения. Представления о К. как об-ве всеобщего благополучия и полного социального равенства и первые попытки их практической реализации прослеживаются с глубокой древности — коммунистические черты в идеальном государстве Платона; нек-рые монашеские ордена и религиозные секты в средние века и в эпоху Возрождения; различные концепции утопического (в т. ч. “распределительного” и “казарменного”) К. в 17 — 1-й пол. 19 в. (Кампанелла, Мабли, Кабе, Оуэн, Фурье, Сен-Симон) и попытки их реализации (“трудовые коммуны” Оуэна, фаланстеры Фурье, крестьянские трудовые коммуны в России и др.). Наиболее последовательную и глубокую разработку К. как общественный идеал и тип социального устройства об-ва получил в трудах Маркса, Энгельса, Ленина, в созданной ими теории научного К. Опираясь на исследования объективной логики всемирной истории, они пришли к выводу, что в поступательном движении человечества в процессе смены общественно-экономических формаций за капитализмом с естественно-исторической необходимостью последует установление такого общественного строя, в к-ром всеобщее благополучие и равенство, свободное развитие личности будут достигнуты на основе -высочайшего развития материального производства, преодоления частной и утверждения общественной собственности. К. позволит преодолеть отчуждение человека от созданных им материальных и духовных ценностей, существенные различия между классами и социальными группами, между городом и деревней, умственным и физическим трудом, добиться полного удовлетворения разумных потребностей людей. Переход к высшей фазе К. в представлении Маркса, Энгельса, Левина связан с коренным изменением характера труда, к-рый станет непосредственно общественным и превратится в первую жизненную потребность, что откроет возможность целостного человеческого развития. Формой регулирования общественных отношений при К. будут общечеловеческие ценности, общепринятые нормы нравственности и справедливости, соблюдение к-рых станет привычкой. Организация об-ва будет строиться на началах общественного самоуправления. Развернутое определение сущности К. сформулировано Марксом в “Критике Готской программы”: “На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!” (Т. 19. С. 20). Классики марксизма не претендовали на то, чтобы дать детальную картину коммунистического будущего. В их представлении К. — открытая перспектива, естественноистори-ческая направленность развития цивилизации, а не завершенное идеальное состояние. К. — не только социально-политическая теория и определенный социальный проект устройства об-ва будущего, но и новая философия человеческого бытия. Поэтому необходимо четко различать исторически преходящее экономическое и социально-политическое содержание, а тем более извращенные, псевдомарксистские трактовки коммунистического идеала от социальной, антропологической, экзистенциальной и культурной проблематики, составляющей подлинное ядро коммунистической идеологии: понимание К. как “завершенного гуманизма” (Маркс), как совокупности условий для всестороннего свободного и творческого развития личности. В настоящее время представления о будущем человеческого об-ва разрабатываются в многообразных концепциях посткапиталистического, постиндустриального общества (“информационного общества” теория и др.), в различных альтернативных идеологиях, движениях и социальных проектах (альтернативное движение, экосоциалиЗм, коммунитар-ное сообщество, нек-рые самоуправляющиеся группы производителей и потребителей и т. д.), ориентированных на то, чтобы жить и производить по-новому, на основе новых посткапиталистических общественных ценностей. Система этих ценностей предусматривает разрыв с логикой капиталистического типа развития, преодоление экономического фетишизма, превращение на деле человека в самоцель общественного развития. Основу этих концепций составляет формирующаяся система ценностей, имеющая мн. точек соприкосновения с коммунистическим идеалом.
Философский энциклопедический словарь
КОММУНИЗМ (от лат. communis общий) – последовательная форма марксизма, которая нашла свое, наиболее яркое выражение в рус. большевизме, хотя практические попытки построить коммунизм как общество всеобщего благополучия предпринимались уже издревле (коммунистические черты в идеальном государстве Платона, которое он описывает в «Государстве»; в древнем христианстве; в монашеских орденах и многих религиозных сектах). Коммунизм ставит своей целью такой экономический и общественный строй, который в требование равенства всех людей (см. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО) включает требование уничтожения частной собственности и в особенности экспроприации средств производства и продуктов производства (см. СОЦИАЛИЗМ).
Философский энциклопедический словарь 2
        (от лат. communis — общий), 1) коммунистич. общество, общественноэкономич. формация, закономерно посредством революц. преобразования общества сменяющая капитализм. Коммунистич. общество основано на обществ. собственности на осн. средства производства и предполагает высшее раави-тие материального и духовного производства. Конечной целью коммунистич. преобразования общества является создание условий для всестороннего свободного развития каждого человека и всего общества в целом; 2) полный коммунизм, вторая (высшая) фаза коммунистич. общества; 3) науч. К. (науч. социализм)— марксистско-ленинская теория коммунистич. преобразования общества, включающая и теорию самого коммунистич. общества (см. Научный коммунизм); 4) различные учения (утопич. К.), в которых в качестве цели и идеала выдвигается установление бесклассового общества, но в которых представления о таком общество и способах его достижения отличаются от науч. К.
        Науч. теория коммунистич. общества была разработана классиками марксизмаленинизма. Становление и развитие этой теории в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина прошло ряд осн. этапов, которые определялись крупнейшими историч. событиями: европ. бурж.демократич. революциями 1848—49, Парижской Коммуной 1871, переходом в кон. 19 в. от домонополистич. капитализма к империализму, Великой Окт. социалистич. революцией, ознаменовавшей начало перехода человечества к коммунистич. обществ. формации.
        В деятельности Маркса и Энгельса выделяются три осн. этапа: 1842—48, 1848—71, 1871—95.
        С момента перехода Маркса и Энгельса к материализму и коммунизму (1842) начался процесс становления науч. представлений о будущем обществе. В их работах накладываются методология, основы науч. предвидения будущего, выявляется различие между бурж. и пролет. революциями, предстоящее коммунистич. преобразование общества рассматривается как длит. и сложный процесс снятия частной собственности и всех видов отчуждения, выдвигается и развивается идея всемирноисторич. роли пролетариата как творца нового общества и выясняется особая роль пром. пролетариата.
        На основе материалистич. понимания истории Маркс и Энгельс обосновали необходимость коммунистич. преобразования общества, разработали целостную диалектикоматериалистич. теорию коммунистич. общества; они выяснили материальные предпосылки, институтернац. характер коммунистич. преобразований общества, взаимосвязь изменения условий жизни, обществ. отношений и самих людей в процессе революции, высказали идею диктатуры пролетариата. С выходом в свет «Манифеста Коммунистич. партии» (1848) завершается период формирования марксизма и вместе с тем марксистской теории коммунистич. общества.
        В период тэоретич. обобщения опыта революций 1848—49 (1850-52) основоположники науч. К. развивают теорию коммунистич. преобразования общества как стадиального процесса, вводят термин «диктатура пролетариата» и положение «обобществление средств производства», формулируют выводы о необходимости слома старой, бурж. гос. машины, союза пролетариата и крестьянства.
        В период интенсивной работы по созданию «Капитала», в котором дано экономич. обоснование неизбежности К., Маркс анализирует экономику будущего общества, разрабатывает методологию науч. предвидения, методологию теории коммунистич. общества, специально рассматривает такие проблемы, как автоматизация производства, превращение науки в непо-средств. производит. силу, возрастание роли духовного производства в совокупном обществ. производстве, закон экономии времени, соотношение свободы и необходимости, рабочего и свободного времени, распределение совокупного обществ. продукта и др.
        После Парижской Коммуны основоположники науч. К. разрабатывают проблему государства и революции. При этом процесс слома бурж. гос. машины рассматривается ужо дифференцированно (одни элементы должны быть уничтожены, другие сохранены и развиты дальше); подчёркивается необходимость экономич. централизации после отмирания политич. государства. В «Критике Готской программы» Маркс даёт классич. формулировку концепции осн. стадий становления и развития коммунистич. общества: переходного периода от капитализма к К. (социализму) и двух фаз развития коммунистич. общества.
        В «Анти-Дюринге» Энгельс систематизирует и развивает положения о необходимости обобществления средств производства, уничтожения противоположности между городом и деревней, между умств. и физич. трудом; о необходимости осуществления социального равенства; о возрастании и качеств. изменении роли обществ. сознания.
        В дальнейшем Энгельс обращает особое внимание па диалектику будущего общества, подчёркивает его динамич. характер; высказывает мысль о возможности перехода иекоторых стран к социализму, минуя капитализм; исследует перспективы развития семьи и др.
        Маркс и Энгельс разработали теорию коммунистич. общества как целостную систему, включающую анализ осн. стадий становления и развития осн. сфер деятельности коммунистич. общества.
        Всестороннее развитие теория науч. К. получила в трудах Ленина, что было обусловлено потребностями революц. движения в новую эпоху: необходимостью применения марксистской теории к конкретным условиям РОССИИ; переходом капитализма в фазу империализма — монополиетич., а затем и гос.-монопо-листич. капитализма; началом эпохи пролет. революций и началом практич. перехода от капитализма к социализму в России. Соответственно этому в теоретич. деятельности Ленина особое значение приобретает раз-работка таких проблем, как предпосылки коммунистич. преобразования общества; стадии революции, перехода к К., их различные формы; государство и революция; закономерности переходного периода, конкретный план строительства социализма. В своих работах Ленин постоянно проявляет интерес к проблемам методологии марксистской теории коммунистич. общества.
        В. И. Ленин в связи с вопросом о развитии капитализма в России обращает особое внимание на проблему предпосылок коммунистич. преобразования общества. Проблемы коммунистич, преобразования об-щества рассматриваются им особенно глубоко в связи с разработкой программы партии (1903, а затем 1919). Революция 1905 обусловила дальнейшее развитие теории социалистической революции. Внимание Ленина к проблемам будущего общества резко возрастает в период 1-й мировой войны в связи с перспективой и началом революции в России. Ленин исследует последнюю фазу развития капитализма, соотношение войны и революции, государства и революции, нац. вопрос, обосновывает возможность победы социализма первоначально в одной стране, разнообразие форм перехода от капитализма к социализму. Важнейшее значение имеет книга Ленина «Государство и революция», в которой даётся классич. анализ марксистского учения о трёх осн. стадиях становления и развития коммунистич. обществ. формации (переходный период от капитализма к социализму и две фазы коммунистич. общества), формулируются осн. методология, принципы марксистской теории коммунистич. общества, делается вывод о необходимости государства при социализме, т.е. на первой фазе К.
        В послеоктябрьский период внимание Ленина сосредоточивается на проблемах переходного периода: его длительность и сложность, формы и этапы перехода к социализму, соотношение различных экономич. укладов и формы классовой борьбы, государство диктатуры пролетариата, роль учёта и контроля, роль и характер труда, создание материально-технич. базы социализма, кооперативный план, культурная революция; рассматривая вопрос об этапах движения к полному К., Ленин выдвигает понятие развитого со-циалистич. общества.
        Дальнейшее развитие теории коммунистич. общества в трудах выдающихся деятелей междунар. коммунистич. движения, в теоретич. деятельности КПСС и других братских коммунистич. партий, в работах исследователей-коммунистов связано гл. обр. с обобщением практич. опыта социалистич, стран. При этом особо выделяется проблема этапов становления и развития коммунистич. обществ. формации (закономерности, формы, этапы переходного периода; индустриализация, коллективизация, культурная революция; условия подвой и окончат. победы социализма; формы диктатуры пролетариата и её перерастание в общенар. государство; концепция развитого социалистич. общества; возможность преодоления классовых различий в рамках первой фазы коммунистич. общества), а также соотношение совр. науч.-технич. революции и коммунистич. преобразования общества.
        В междунар. плане особое значение приобрели проблемы способов осуществления социалистич. революции, взаимодействия социалистич. стран, различных отрядов революц. движения, мирного сосуществования стран с различным обществ. строем, борьбы за мир и предотвращение термоядерной войны.
        Общей филос. основой теории науч. К. является диалектич. материализм, а непосредственной филос. основой — историч. материализм, диалектико-мате-риалистич. понимание общества и его истории. Коммунистич. общество рассматривается основоположниками науч. К. но просто как желаемый идеал, а прежде всего как закономерный результат развития общества, действия объективных историч. законов и практич. революц. деятельности людей.
        Предпосылки коммунистич. преобразования общества. Необходимость социалистич. революции и перехода к К. выводится классиками марксизма-ленинизма из анализа общих закономерностей развития человеч. общества и объективных законов развития бурж. общества, его основы — капиталистич. способа производства (марксистская политэкономия), из анализа развития противоречий капитализма. Открытие диалектики производит. сил и производств. отношении позволило выявить общую объективную основу пролет. революции — противоречие между производит. силами и производств. отношениями бурж. общества, между ставшими общественными но своему характеру средствами производства и частной формой присвоения, капата-листич. частной собственностью на средства и продукты производства, превратившейся в оковы дальнейшего развития производит. сил. Специфич. отличием науч. К. от всех утопич. концепций явилось открытие объективных материальных предпосылок коммунистич. пре образования общества: это развитие производит. сил и формирование революц. класса. Высокий уровень развития крупного машинного произва создаёт необходимость и возможность уничтожения частной собственности на средства произва. Только порождённый развитием машинного производства совр. крупнопромышленный пролетариат может и вынужден осуществить коммунистич. преобразование общества. С учётом сложности классовой структуры бурж. общества развивается учение о союзе рабочего класса и других трудящихся и эксплуатируемых классов.
        Теория науч. К. исследует не только материальные предпосылки, но всю систему экономич., социальных, политич., идеологич. предпосылок коммунистич. преобразования общества, в том числе необходимость науч. мировоззрения, науч. самосознания революц. класса, революц. политич. партии, без чего формирование ре-волюц. класса как предпосылка революции не может произойти. Необходимо, наконец, развитие и обострение всех противоречий капитализма, ведущее к созреванию революц. ситуации.
        Переходный период от капитализма к коммунизму (социализму). Процесс коммунистич. преобразования, который подготавливается в недрах бурж. общества, начинается политич. революцией, приводящей к установлению в той или иной форме власти рабочего класса. Переход власти к рабочему классу означает начало переходного периода. Необходимость такого периода вытекает как из общего диалектико-материалиетич. понимания историч. процесса, так и из конкретного анализа развития бурж. общества. Развитое бурж. общество содержит все необходимые и достаточные предпосылки для уничтожения частной собственности на ося. средства производства, но необходимо дальнейшее развитие производит. сил, чтобы довести до конца процесс их обобществления, и также определ. период времени, чтобы уничтожить эксплуататорские классы и классовые антагонизмы.
        Классич. определение сущности переходного периода дал Маркс в «Критике Готской программы»: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как pe-волюционной диктатурой пролетариата» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 19, с. 27). Характер и продолжительность переходКОММУНИЗМ 267
        ного периода зависят от уровня развития общества, при котором начинается процесс социалистич. преобразований, а также от междунар. условий. Это период сосуществования и борьбы различных экономич. укладов при ведущей, а затем и господствующей роли социалистич. способа производства, период классовой борьбы между господствующими трудящимися классами и свергнутыми, но ещё не ликвидированными эксплуататорскими классами, борьбы между социалистич. и бурж. идеологиями. Развитие материального производства и классовой борьбы позволяет довести до конца процесс обобществления средств производства и устранения эксплуататорских классов и классовых антагонизмов. Государство рабочего класса является осн. орудием преобразования общества в этот переходный период.
        Первая фаза коммунистич. общества (социализм). Результатом переходного периода является построение общества, основанного на обществ. собственности на осн. средства производства, общества, в котором продукты производства распределяются по труду. Крупное машинное производство образует как необходимую историч. предпосылку, так и материальную основу нового общества. Материальнотехнич. базу социализма образует высокоразвитое крупное машинное производство. Производит. силы, освобождённые от оков частной собственности, получают простор для ускоренного развития. Общество планомерно регулирует всё производство. Труд, являясь обязанностью всех членов общества, всё более приобретает непосредственно-обществ. характер.
        Социализм — это общество, в котором нет антагони-стич. классов, нет эксплуатации человека человеком. Развёртывается процесс преодоления старого разделения труда, а также социальных различий между городом и деревней, между умств. и физич. трудом. Рабочая сила перестаёт быть товаром. Совокупный обществ. продукт распределяется на обществ. нужды (возмещение потреблённых средств произва, резервный или страховой фонд, издержки управления, расходы на просвещение и здравоохранение, фонды для нетрудоспособных и т. д.), на индивидуальное потребление трудящихся. Однако существ. различия в производств. деятельности, обусловленные прикованностью работников к орудиям труда и характером труда (умств. и физич., квалифициров. и неквалифициров. труд), а также распределение по труду (т. е. пропорционально труду), являющееся применением равной меры к неравным индивидам (различным по способностям, по семейному положению), предопределяют тот факт, что на данной стадии ещё не может быть осуществлено полное социальное равенство. Преобразование производств. отношений обусловливает изменение всех др. обществ. отношений. Вместе с исчезновением классовых антагонизмов внутри общества исчезают и антагонизмы между нациями и народами, которые устанавливают новые по своей природе отношения дружбы и сотрудничества.
        Государство диктатуры пролетариата с достижением полной и окончат. победы социализма превращается в об-щенар. государство. По мере исчезновения классовых антагонизмов и классовых различий исчезают внутр. причины, порождающие политич. функции государства, начинается постепенный процесс отмирания таких функций. Вместе с тем развиваются функции управления экономикой и всем обществом. Возрастает роль коммунистич. партии, как руководящей и направляющей силы общества.
        Стихийное развитие общества всё более превращается в сознательно, планомерно направляемый процесс. Качественно возрастает роль науки, возникает культура нового типа, идёт процесс отмирания религии. Вместе с изменением всех обществ. отношений изменяется и сам человек. Постепенно создаются условия для всестороннего свободного развития каждого члена общества и всего общества в целом.
        Социалистич. общество проходит в своём развитии ряд этапов: построение основ социализма, построение социализма в целом, развитое социалистич. общество. Исторически длит. периодом является существование социалистич. общества с неантагонистич. классами. В «Критике Готской программы» Маркса, во мн. работах Ленина, в материалах 26-го съезда КПСС прогнозируется исчезновение классовых различий уже на первой фазе коммунистич. общества, в рамках социализма.
        Социализм не является особой общественно-эконо-мич. формацией, а представляет собой относительно длит. первую фазу единой коммунистич. обществ. формации. Обе фазы коммунистич. общества имеют единую социально-экономич. основу — обществ. собственность на средства произва. Но они различаются прежде всего по характеру трудовой деятельности, по способу распределения, что определяется в конечном счёте различным уровнем развития производит. сил. Развитое социалистич. общество как закономерный длит. этап строительства коммунистич. общества постепенно перерастает в полный К. (см. в ст. Социализм).
        Высшая фаза коммунистич. общества (полный коммунизм). Конечной целью коммунистич. преобразования общества является построение полного К. Клас-сич. определение сущности полного К. дал Маркс в «Критике Готской программы»: «На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своём знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!» (там же, с. 20).
        Полный К. будет основан на высшем развитии производит. сил, материального и духовного производства (автоматизация, кибернетизация). Труд станет свободной творч. деятельностью, первой потребностью человека, превратится в полной мере в пепосредственно-обществ. труд. Высшему развитию производства будет соответствовать способ распределения по потребностям. Основу обществ. отношений будет составлять единая обществ. (всего общества) собственность на осн. средства производства. Исчезнут классовые различия, старое (классовое) разделение труда, существ. различия между городом и деревней, умств. и физич. трудом, что приведёт к осуществлению полного социального равенства, будут исчезать нац. различия. В конечном счёте сложится единое коммунистич. общество в масштабе всей планеты.
        Постепенно отомрёт государство и вся политич. надстройка. Разовьётся коммунистич. обществ. самоуправление, экономич. централизация, управление людьми превратится в управление вещами и производств. процессами.
        Развитие общества окончательно превратится в сознательный, планомерно направляемый процесс. Будет осуществлено науч. управление не только развитием производства, но и всего общества. Духовное производство станет играть определяющую роль в совокупном обществ. производстве. Разовьются все формы духовной культуры. Полностью отомрёт религия.
        Классич. определение конечной цели коммунистич. преобразования общества дано в «Манифесте Коммунистич. партии»: «На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 4, с. 447).
        Свободное всестороннее развитие каждого члена общества и всего общества в целом — такова высшая гуманистич. цель коммунистич. преобразования общества. Завершается предыстория и начинается развитие подлинно человеч. общества. Человечество совершает скачок из царства необходимости в царство свободы.
        Коммунистич. общество — необходимый результат закономерного историч. развития человечества. Полный К.— результат длительного и сложного процесса коммунистич. преобразования общества. Естественно, что построение К. потребует колоссальных сознательных усилий нар. масс, руководимых коммунистич. партией. Будущее коммунистич. общество будет постоянно изменяющимся, динамично развивающимся обществом.
        Маркс К., Энгельс Ф., Соч., тт. 1—50, М., 1955—81; Ленин В. И., ПСС, тт. 1—55, М., 1967—70; Предметный указатель ко 2 изд. Соч К. Маркса и Ф. Энгельса, ч. 1, М., 1978, с. 331—61: рубрика «Коммунизм (обществ. формация), коммунистич. преобразование общества»; Справочный том ПСС В.И.Ленина, ч. 1, М., 1969, с. 248—49, 462—64, 628—32: рубрики «Коммунизм», «Переходный период от капитализма к социализму», «Социализм»; Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И., О научном К., М., 1967 3; Б у т е н к о А. П., Социализм как обществ. строй, М., 1974; его же, Концепция развитого социализма, ее формирование и сущность, М., 1978; Ирибаджаков Н., Развитое социалистич. общество, пер. с болг., М., 1974; Марксистско-ленинское учение о социализме и современность, М., 1975; Г е л ь б у ? ?. ?., Лопата П. П., Развитое социалистич. общество: ист. место и осн. черты, М., 1976, Теория социалистич. строительства, М., 1976; Мороз И. А., Диалектика развития социализма. Проблема диалектич. противоположностей, К., 1978; К о с о-лапов Р. И., Социализм. К вопросам теории, М., 1979 2; Развитое социалистич. общество: сущность, критерии зрелости, критика ревизионистских концепций, М., 19793; Развитой социализм и актуальные проблемы науч. К., M., 1979; Медведев В. А., Развитой социализм: вопросы формирования обществ. сознания. М., 1980· Мчедлов М. П., Социализм— становление нового типа цивилизации, М., 1980, Развитой социализм: проблемы теории и практики, М., 1981.
        Г. А. Багатурия.
Рус. арго (Елистратов)
см.:
«Дай» будет при коммунизме...
Энциклопедия афоризмов
СОЦИАЛИЗМ И КОММУНИЗМ
см.также МАРКСИЗМ, ПАРТИЯ (КОММУНИСТИЧЕСКАЯ)
Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма.
•Карл Маркс и Фридрих Энгельс
Этот призрак... бродит где-то там в Европе, а у нас почему-то останавливается. Хватит нам бродячих.
•Виктор Черномырдин
Социализм - опиум для пролетариата.
•Граффити (Лондон, 1968)
Кто смолоду не был социалистом, в старости будет мерзавцем.
•Жорж Клемансо
Коммунист - это социалист, у которого нет чувства юмора.
•Джордж Каттон
Коммунист: человек, который ничего не имеет и хочет разделить это со всеми.
•Автор неизветен
Коммунизм - как сухой закон: идея хорошая, но не работает.
•Уилл Роджерс
Коммунизм - это скачки, где все получают первое место, но без приза.
•Лорд Инчкейп
Коммунизм строился от конца.
•Александр Генис
Врожденный порок капитализма - неравное распределение благ; врожденное достоинство социализма - равное распределение нищеты.
•Уинстон Черчилль
Социалисты считают пороком получение прибыли, а я - получение убытков.
•Уинстон Черчилль
Социалисту нужно напомнить, что бесплатный сыр никогда не переводится в мышеловке.
•Анонимное изречение из «Словаря недостоверных определений» Л. Л. Левинсона (1966)
Социализм - это общество, в котором бесплатно еще не дают, а за деньги уже ничего не купишь.
•Советский фольклор
Построить социализм - все равно что сварить уху из аквариума с рыбками. Обратный процесс сложнее.
•Автор неизветен
Многие уже согласны на все, даже на коммунизм.
•Александр Перлюк
После коммунистов я больше всего ненавижу антикоммунистов.
•Сергей Довлатов
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КОММУНИЗМ


будет выглядеть так: Что такое КОММУНИЗМ