|
|
|
|
|
КОКС |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(нем. Koks, от англ. соке)
искусственное твёрдое топливо повышенной прочности; получается при нагревании до высоких температур (950—1050 °С) без доступа воздуха природных топлив или продуктов их переработки (см. Коксование). В зависимости от вида сырья различают каменноугольный, электродный пековый и нефтяной К. Основное количество К. производится из каменного угля.
Каменноугольный К. применяют главным образом в доменном процессе для выплавки чугуна (доменный К.). К. здесь служит одновременно топливом и восстановителем железной руды. В значительно меньших количествах К. используется в литейном производстве (литейный К.), для агломерации руд, в химической промышленности, цветной металлургии и др.
Производство каменноугольного К. возникло в 18 в., когда понадобилось заменить становившийся всё более дефицитным древесный уголь для доменных печей. Первая промышленная плавка на К. была выполнена в Великобритании в 1735. К 1970 мировое производство К. превысило 300 млн. т в год. В СССР, занимающем по производству К. 1-е место в мире, в 1972 было произведено 79,75 млн. т.
Каменноугольный К. представляет собой удлинённые куски серого цвета. Истинная относительная плотность К. 1,80—1,95 г/м3, кажущаяся, с учётом пор, 0,8—1,0, пористость в среднем около 50%. Насыпная масса К. 400—500 кг/м3. Теплота сгорания К. около 29 Мдж/кг (около 7000 ккал/кг), а его горючей массы около 33 Мдж/кг (около 8000 ккал/кг).
Содержание углерода в горючей массе К. выше 96%, выход летучих веществ 0,8—1,0%. Содержание влаги в К. при сухом тушении не превышает 0,5%, а при мокром — обычно 2—4%. Содержание серы в доменном К. из донецких углей составляет 1,5—1,9%, из кузнецких — 0,4—0,5%; для литейного К. оно не должно превышать 1,2%. Содержание фосфора в К. при выплавке, например, бессемеровского чугуна не должно превышать 0,015%. Зольность доменного К. должна быть не выше 9—10,5%. При увеличении количества этих составных частей К. ухудшается качество металла, повышается расход К. и шихты и резко снижается производительность доменной печи.
Электродный пековый и нефтяной К. имеют по сравнению с каменноугольным очень низкую зольность, как правило, не выше 0,3% (до 0,8% у нефтяного К.) Электродный пековый К. получают коксованием в камерных динасовых печах высокоплавкого каменноугольного пека. Нефтяной К. образуется также при крекинге и пиролизе продуктов перегонки нефти. Электродный пековый и нефтяной К. — основное сырьё для производства электродов.
Лит.: Справочник коксохимика, т. 2, М., 1965; Гофтман М. В., Прикладная химия твердого топлива, М., 1963.
Д. Д. Зыков.
|
Современная Энциклопедия |
КОКС (немецкое Koks, от английского coke), твердый остаток, получаемый при коксовании природных топлив (главным образом каменного угля), а также некоторых нефтепродуктов, например гудрона. Содержит 91-99,5% углерода. Каменноугольный кокс - топливо и восстановитель железной руды в производстве чугуна; нефтяной кокс - материал для изготовления электродов, коррозионноустойчивой аппаратуры, восстановитель при получении ферросплавов. |
Культурология. XX век. Энциклопедия |
(Сох) Харви (р. 1929) - амер. протестантский теолог, проф. теологии Гарвард, ун-та, с 1956 баптистский пастор. Преподавал в теол. учебных заведениях США и Германии. Кн. “Мирской град” (1965), переведенная на многие языки, принесла ему известность. В ней К. говорит о необходимости осмыслить Библию с совр. т.зр. и создать новую теологию, способную отвечать на вопросы нерелиг. человека, о христ. осмыслении секуляризации, к-рую К. отождествляет с “совершеннолетием человека”, как его понимал христ. теолог Д. Бонхёффер, и с “расколдовыванием мира” (М Вебер). К. последовательно истолковывает секуляризацию как законное дитя библ. религии и как рез-т действия христ. Вести (Евангелия) в истории. Он принимает известный социол. тезис о христианстве как специфически городском типе культуры, связывая эту идею с “универсальностью и радикальной открытостью христианства”. В совр. городе воплощен социальный облик нового секуляризованного мира. Основой для принципиально нового разговора христ. теологии с “секулярным человеком” может стать обсуждение проблемы “царства Божия”: изучение смысла евангельского символа “Царства Божия”, привело К. к выводу: “Царство Бога, выраженное в жизни Иисуса из Назарета, остается наиболее полным проявлением сотрудничества Бога и человека в истории. Пытаясь влиять на жизнь мирского града, мы тем самым проявляем верность Царству сегодня”. “Радикальный теолог” (так его называли после выхода кн. “Совращение духа. Употребление народного благочестия и злоупотребление им”), К. провозглашает переход христ. Вести от обороны к наступлению, стремлению проповедовать слово Бога, чтобы изменить и обновить мир. К. полагает, что “ортопраксия” (“страдание вместе с Богом в мирской жизни”, как сказал бы Бонхёффер) — именно та ситуация, когда происходит становление социально ответств. мышления. Христианство снова может стать творч. силой, формирующей зап. культуру. Эту возможность К. связывает с концом “современности”. В кн. “Религия в мирском граде: к постмодернистской теологии” (1984) К. дает определение уходящего “совр. мира”, выделяя пять его конститутивных признаков: суверенные нац. гос-ва как компоненты мирового полит, порядка; основанная на науке технология и научная картина мира, ставшая источником важнейших культурных символов; бюрократич. рационализм как гл. способ организации человеч. деятельности; стремление извлечь макс. прибыль, ставшее гл. мотивацией в трудовой деятельности, а также в обмене товарами и услугами; секуляризация и тривиализация религии: священное ставится на службу профан-ному, религия нужна совр. миру для поддержания личной морали и публичного порядка. “Модернизм” К. определяет как интеллектуальную деятельность, порожденную этими специфич. условиями совр. мира; эти пять опорных конструкций современности на наших глазах “разлагаются изнутри”. Возникает вопрос о новой, “посткапиталистич. мировой экон. системе”. Эпоха “тривиализованной” и “прирученной” религии закончилась. К. подробно анализирует возрождение агрессивной фундаменталистской религиозности. Как социолог он констатирует: религия возвращается в “мирской град”. Как теолог он говорит об опасностях и надеждах, связанных с превращением религии в самостоят. полит, величину. В статье “Религия в мирском граде” К. подходит к ответу на вопрос, возможно ли “постмодернистское” или “демодернизированное” христианство. Теологи постмодернистского движения в христианстве утверждают торжество жизни над смертью. Предлагаемый ими стиль жизни противопоставляет общинность индивидуализму, органич. принципы общинной жизни — механистическим. Их духовные наставления призывают покинуть монастырские кельи и окунуться в бурлящую вокруг жизнь. И повсюду звучит пасхальная Весть, воодушевлявшая раннюю Церковь и ставшая ныне гл. провозвестием церквей постмодернистского периода. Для теол. целей К. более всего подходит отождествление “современности” с Новым временем; тогда “постмодернизм”, “постсовр. эпоха” — период, наступивший после “конца Нового времени”.
Соч.: The Secular City: Secularization and Urbanization in Theological Perspective. N.Y., 1965; The seduction of the Spirit: The Use and Misuse of People's Religion. N.Y., 1973; Religion in the Secular City: Toward a postmodern Theology. N.Y., 1984; Мирской град: [гл. из кн.] // Знамя. 1992. N 9; Религия в мирском граде // Октябрь. 1992. N 6; Мирской град. Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте. М., 1995.
Лит.: Роднянская И.Б. Х.Г. Кокс. Праздник шутов: Теол. очерк празднества и фантазии // Совр. концепции культурного кризиса на Западе. М., 1976; Лёзов С. Христианин в обезбоженном мире // Знамя. 1992. N 9; Он же. Харви Кокс: религия после конца Нового времени // Октябрь. 1992. N 6.
С. В. Лёзов |
Орфографический словарь Лопатина |
кокс, кокс, -а |
Словарь Даля |
муж., ·*англ. обожженый взаперти каменный уголь, прокаленный в заглушье, очищенный от сторонних частей. Коксовый, к коксу относящийся. Коксовать уголь, перекалять. -ся, быть перекаляему. Коксованье ср., ·длит. коксовка жен., ·об. действие по гл. Коксовщик муж. кто коксует. Коксовальный, к коксованью относящийся |
Словарь Ожегова |
КОКС, -а, муж. Твёрдая масса, получаемая путём прокаливания каменного угля, торфа, нефти и других продуктов без доступа воздуха, употр. как топливо, а также в металлургическом и химическом производстве.
прил. коксовый, -ая, -ое. К. газ (получаемый при коксовании каменного угля). Коксовая печь (для выработки кокса). |
Словарь Ушакова |
КОКС, кокса, мн. нет, ·муж. (·нем. Koks) (тех.). Пережженный каменный уголь, употр. как топливо. |
Толковый словарь Ефремовой |
м.
Твердое топливо, получаемое из каменного угля, торфа и т.п. путем нагревания без доступа воздуха. |
Воровской жаргон |
кокаин |
Корпоративный жаргон лиц, потребляющих наркотики |
Кокаин. |
Рус. арго (Елистратов) |
КОКС, -а, КОКСАЧ, -а, КОКСИК, -а, КОКСЯК, -а, КОКОС, -а, КОК, -а, м.
Кокаин.
Из нарк.; зафиксировано еще в источниках первой четверти ХХ в. |
Словарь сленга наркомана |
Сленговое название
<<кокаин>> и <<крэк>> |
Научнотехнический Энциклопедический Словарь |
КОКС, жесткий, пористый материал серого цвета, состоящий из углерода с примесью небольших количеств минералов, серы и остаточных летучих веществ. Он образуется в результате нагрева угля в коксовых печах без доступа воздуха, при котором удаляются все летучие вещества. Кокс используют в основном при производстве стали в качестве топлива для ДОМЕННЫХ ПЕЧЕЙ. Высокая теплотворная способность кокса объясняется значительным содержанием углерода - свыше 90%. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: КОКС
будет выглядеть так: Что такое КОКС
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|