Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КАВАЛЬКАНТИ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Кавальканти (Cavalcanti)
        Альберте (р. 6.2.1897, Рио-де-Жанейро), кинорежиссёр. Бразилец по национальности. В 1917 окончил университет в Генуе. В 20-е гг. один из участников киногруппы «Авангард» (Париж), художник-декоратор, с 1926 режиссёр (фильм «Поезд без глаз»). В отличие от фильмов «авангардистов», документальные фильмы К. «Только время» (1926), «На рейде» (1927) характеризовались тенденцией к социальным обобщениям, стремлением режиссёра показать повседневную жизнь. В 1934 переехал в Великобританию, примкнул к группе Дж. Грирсона, став одним из лидеров английского документального кино (в 40-е гг. ставил также и художественные фильмы). С 1949 жил в Бразилии, работал как продюсер, основал студию «Кинофильмес», где поставил фильм «Песня моря» (1954) о тяжёлой жизни простых людей. Со 2-й половины 50-х гг. работает в Австрии, Румынии, Италии, Великобритании, Испании.
         Лит.: Alberto Cavalcanti, В., 1962.
         В. А. Утилов.
II
Кавальканти (Cavalcanti)
        Гвидо (1255 или 1259, Флоренция, — 1300, там же), итальянский поэт. После Г. Гвиницелли был главой поэтической школы «Дольче стиль нуово». К. в канцонах и сонетах воспевал возвышенную любовь к идеальной возлюбленной, стараясь раскрыть философский смысл этой любви. У К. есть также стихи о земной любви, отличающиеся свежестью и непосредственностью (баллада «В лесу я встретил пастушку...»).
         Соч.: Le rime... edite e inedite, Firenze, 1813; в рус. пер. — Сонеты, в кн.: Хрестоматия по зарубежной литературе. Литература средних веков. Сост. Б. И. Пуришев и Р. О. Шор, М., 1953.
         Лит.: Де Санктис Ф., История итальянской литературы, т. 1, М., 1963; Storia della letteratura italiana, v. 1, Mil., 1965.
Литературная энциклопедия
Гвидо [Guido Cavalcanti, около 1259—1300] — итальянский поэт. Р. во Флоренции. К. — один из крупнейших представителей «нового сладостного стиля» — «dolce stil nuovo» (см.). Время К. было эпохой интенсивного роста итальянского торгового капитализма и порожденной им молодой буржуазной культуры, прогресс к-рой начал сказываться во все более живом и глубоком изучении латинских (позднее — греческих) первоисточников и в развитии науки, конечно на первых шагах абстрактной учености — философии, богословия, права — в рамках схоластики. Величайшим европейским центром науки к этому времени стала Болонья. Восторженный последователь болонской учености, К. сознавал себя прежде всего философом, или, еще вернее, тонким спорщиком и красноречивым ритором, общепризнанным популяризатором болонской мудрости среди флорентийских буржуазных кругов. Поэзия была для него родом учено-литературного оружия. Славу философа он предпочитал славе поэта. Впрочем его наиболее замечательная канцона «О любви»
11 комментировалась прежде всего как настоящий философский трактат. В этом отношении К. был последовательным представителем флорентийской группы первых культурных вождей буржуазии, относившихся к поэтической форме, как к способу увлекательно пропагандировать те общие истины, к к-рым она постепенно приходила. Однако поэзия, игравшая для К. служебную роль, благодаря своей большей свободе от схоластических традиций и большей близости к действительности отразила в себе новое, ранневозрожденческое, прогрессивно-буржуазное начало в К. гораздо сильнее, чем его ученые труды. У К. в старые формы сонета, канцоны, баллады, пастушеской идиллии вливается настоящая кровь современности. Встречаются горячие порывы лирики, совершенно отбрасывающие условные приемы. Если прибавить к этому замечательное чувство меры, к-рое отличает К. от «варварской грубости» его предшественников, и полную власть над уже богатым и гибким тоскано-итальянским яз., то мы будем иметь перед собой вершину «нового сладостного стиля». Целая плеяда поэтов (Дино Фрескобальди, Лапо Джанни и др.) окружала К. Но особую силу приобрела новая школа, когда рядом с Кавальканти стал заключивший с ним верную дружбу молодой Данте. К. в личной жизни также стремился осуществлять блеск, свободу в большей мере, чем это считалось дозволенным до той поры. Его свободный и широкий образ жизни, возмущавший староверов и сделавшийся предметом подражания молодежи, его горячее участие в политической борьбе в рядах партии зажиточной и образованной буржуазии делают его типом зарождающегося нового человека, возвещающего грядущий Ренессанс. Его личность стала центром ряда легенд, объектом художественного изображения (ср. Бокаччо, Декамерон). Придать изящные и светские формы внешнему и внутреннему бытию своего класса, освободить личность от старых оков — вот чего добивается К. В этом отношении он шел значительно дальше Данте, хотя и должен был сохранять известную внешнюю осторожность. Конечно К. во многом еще оставался рабом схоластической схемы, но ведь и в недрах схоластики уже кипела борьба с католической ортодоксией, и буржуазная мысль высказывалась порой и там с большой дерзостью. Прославленный кумир молодого развивающегося общества, К. окончил жизнь в тяжелом изгнании. Трудности его времени были велики. Поэтому в поэзии Кавальканти наряду с жизнерадостностью встречаются все сгущающиеся к концу облака меланхолии. Весна возрождения шла среди невзгод и бурь, к-рые ломали ее первых героев, как мы знаем это и из судьбы великого Данте (см.). Библиография: I. Стихотворения К. изданы впервые в так наз. изд. «Giuntina», 1527; след. изд. — A. Cicciaporci,
12 Firenze, 1813; Arnone N., Firenze, 1881; Ercole P., Livorno, 1885; Rivalta E., 1902. II. Fletcher J. B., The philosophy of love of Guido Cavalcanti, Boston, 1904; Vossler K., Die philosophischen Grundlagen zum «sussen neuen Stil» des G. Guinizelli, G. Cavalcanti und D. Alighieri, Heidelberg, 1904; Gatta L., G. Cavalcanti, negli albori del dolce stil nuovo, Palermo, 1905. А. Луначарский
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КАВАЛЬКАНТИ


будет выглядеть так: Что такое КАВАЛЬКАНТИ

Нужна лицензия на испытание пожарных лестниц.