Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КАСПРОВИЧ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Kasprowicz)
        Ян (12.12.1860, деревня Шимбож, близ Иновроцлава, — 1.8.1926, Поронин, близ Закопане), польский поэт. Сын бедного крестьянина. В молодости был близок к социалистическому движению. В конце 80 — начале 90-х гг. выступал как поэт-реалист (картины крестьянской нужды в сборниках «Поэзия», 1889, «С крестьянской нивы», 1891, в драме «Конец света», 1891). Решение общественных конфликтов К. пытался найти на путях этического преображения человечества (поэма «Христос», 1890, и др. произведения). Во 2-й половине 90-х гг. в творчестве К. утверждается символистская поэтика, картины гибнущего мира окрашены богоборчески-бунтарскими настроениями: циклы стихов «Погибающему миру», «Salve Regina» (опубликовано в 1902, позднее вошли в сборнике «Гимны», 1921). После 1905 К. приходит к религиозно-мистическому миросозерцанию (сборники «Книга убогих», 1916, «Мой мир», 1926)
         Соч.: Dziela wybrane, t. 1—4, Kr., 1958: в рус. пер. — Польская поэзия XIX—XX вв., т. 2, М., 1963.
         Лит.: Богомолова Н. Я., Ян Каспрович, в кн.: История польской литературы, т. 2, М., 1969; Loth R., Mlodosc J. Kasprowicza, Poznan, 1962; J. Kasprowicz. Wstep, wibor materialow i przypisy R. Loth, Warsz., 1964; Lipski J. J., Tworczosc J. Kasprowicza w latach 1878—1891, Warsz., 1967; Wspomnienia о J. Kasprowiczu, [Warsz., 1967] (библ. с. 422—39).
         В. А. Хорев.
Литературная энциклопедия
Ян [Kasprowicz, 1860—1926] — польский поэт, один из главных представителей «Молодой Польши» (см.). По происхождению крестьянин, получил высшее образование. В первые годы своей деятельности за участие в национально-народническом движении был арестован и просидел полгода в прусской тюрьме. К этому времени относятся революционные стихотворения К. Но по мере того как К. отходит от народнически-социалистического движения, в поэзии его начинают преобладать религиозные темы. Первая стадия этого процесса — борьба с религией. Такова поэма «Христос» [1891], в к-рой олицетворение недовольства и возмущения — Люцифер — побеждает Христа. Дальнейшие произведения Каспровича в большинстве своем проникнуты глубоким пессимизмом. В них поэт отрекается от прежних радикальных воззрений, восстает против толпы («ты была мне некогда богом, толпа»). Анархический индивидуализм чрезвычайно характерен для крестьянского в своей основе творчества К. Выброшенный из старой колеи благодаря развитию капитализма, разлагающему деревню и пролетаризирующему крестьянство, — он потерял прежние свои моральные и экономические устои. Книга его гимнов «Погибающему миру» [1901], отражающая искания человека, потерявшего веру в прежние догмы, является самым сильным его произведением. В гимне «День гнева» (Dies irae), изображающем день Страшного суда, поэт вопрошает всевышнего, по какому праву карает он людей за грехи, к-рые он, всемогущий, мог предотвратить и вина за которые поэтому
147 ложится на него самого. В гимне «Святый Боже, святый всесильный», навеянном воспоминаниями о голоде и море 1873 в прусской Польше, К. требует, чтобы бог или спас народ от бедствий, или страдал вместе с ним, и кончает возмущенным протестом против равнодушия творца мира, заставляющего созданную им тварь страдать и гибнуть. Во второй книге гимнов («Salve Regina») уже намечается примирение поэта с религией; здесь даются жуткие портреты грешников, как Иуда, Саломея и т. д., или святых, как Франциск Ассизский, и бог здесь только доброе начало. Художественная ценность этой книги значительно ниже первой. Революция 1905—1906, толкнув К. окончательно вправо, как бы иссушила источники его творчества. Лирика К. становится все бледнее; в последние годы К. переходит к идиллической поэзии, соответствующей миросозерцанию сытого крестьянина-кулака, и становится заурядным версификатором. К. также принадлежит ряд образцовых переводов произведений английских, немецких, французских, итальянских и древнегреческих поэтов.
Иллюстрация: Владислав Скочиляс. Иллюстрация к поэме «Танец разбойников» Каспровича (Варшава, 1929)
Библиография: I. Поэмы. На взморье. Dies irae. Моя вечерняя песенка, перев. Вл. Ленского, СПБ., 1908; Все изданы во Львове: Poezje, 1889; Chrystus, 1891; Z chlopskiego zagonu, 1891; Swiat sie konczy, драма, 1891; Anima lacrymans, 1894; Bunt Napierskiego, драма, 1894; Milosc, 1894; Krzak dziekiej rozy, 1898; Basn nocy swietojanskiej, драма, 1900; Ginacemu, swiatu, 1901; Salve Regina, 1903; Uczta Herodjady, драма, 1905; O bohaterskim koniu i walacym sie domu, 1906; Ballada o sloneczniku, 1908. Chwile, 1913; Ksiega ubogich, 1916; Marcholt, 1920; Ksiega milosci, 1922; Moj swiat, 1925. II. Янимирский Я., Новейшая польская литература от восстания 1863 до наших дней, т. II, СПБ., 1908 (со сводом мнений польских критиков о К.); Przybyszewski St., Z gleby kujawskiej, Варшава, 1902; Chmielowski B., J. Kasprowicz,
148 Варшава, 1904; Nowaczynsky, Szkice literackie. Познань, 1918. Г. Каменский
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КАСПРОВИЧ


будет выглядеть так: Что такое КАСПРОВИЧ