|
|
|
|
|
КАЛЕВАЛА |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
I
Калевала
посёлок городского типа, центр Калевальского района Карельской АССР. Расположен на северном берегу озера Среднее Куйто, в 182 км к З. от ж.-д. станции Кемь, с которой связан автомобильной дорогой. Лесная промышленность.
II
Калевала («Калевала»)
карело-финский народный эпос, свод эпических, свадебных, заклинательных текстов. Сведён в единое повествование финским учёным Э. Лёнротом, главным образом из карельских, ижорских и финских рун, записанных от Архипа Перттунена и др. рунопевцев 1-й половины 19 в. В 1835 опубликована первая композиция эпоса (32 руны) и в 1849 — вторая (50 рун).
Руны на сюжеты, использованные Лёнротом в «К.», начали возникать уже в эпоху родового строя. На древней основе эпоса прибалтийско-финских племён позднее развился эпос карельской народности. Наряду со сказочными и героическими сюжетами появились мотивы трудовых песен, реалистические описания быта и обычаев народа; в рунах предельно ярко выражен пафос созидательного труда. Руны «К.» в идейно-художественном отношении не уступают наиболее разработанным эпосам других народов. Текст «К.» по изданию 1849 переведён на русский, английский, немецкий, французский, шведский, японский и др. языки.
Лит.: Калевала. Карело-финский эпос. [Вступ. ст. О. В. Куусинена], М., 1949; Карельские эпические песни. [Предисл., подготовка текстов и коммент. В. Я. Евсеева], М. — Л., 1950; Евсеев В. Я., Исторические основы карело-финского эпоса, кн. 1—2, М. — Л., 1957—60; Krohn К., Kalevalan runojen historia, Hels.,1903—10; его же, Kalevalan kysymyksia, Hels., 1918; SetaIa E. N., Sammon arvoitus, Hels., 1932; Kalevalan runoutta..., Petroskoi, 1949; Haavio М., Vainamoinen, Porvoo, 1950; Kaukonen V., Vanhan Kalevalan kokoonpano t. 1—2, Hels., 1939—45; его же, Elias Lonnrotin Kalevalan toinen painos, Hels., 1956: Kirjoittamaton kirjallisuns, Hels., 1963; Ruoppila V., Kalevala ja kansankieli, Hels., 1967; Kalevalaseuran vuosikirja..., Porvoo — Hels., 1970.
В. Я. Евсеев.
|
Мультимедийная энциклопедия |
(Kalevala),
карело-финский народный эпос. Первая версия (32 руны, 13 978 стихов)
опубликована в 1835-1836; расширенная (50 рун, 22 795 стихов) - в 1849.
Эпические песни (руны) и другие материалы, вошедшие в состав Калевалы,
были тщательно собраны Э.Ленротом (1802-1884). В течение многих лет
разъезжая по стране, этот деревенский лекарь собрал в восточной Финляндии
и российской Карелии тысячи фрагментов героических и других рун,
бытовавших в изустной традиции. Ленрот, сам превосходный сказитель, умело
отбирал и соединял в циклы разрозненные тексты, составляя связное
повествование. При необходимости он вставлял стихи или небольшие строфы
собственного сочинения, подбирал и менял подходящие куски, добиваясь
складности текста. Он же дал эпосу название Калевала.
Начинается Калевала с рассказа о сотворении мира. Ее герой - старый
Вейнямейнен, великий мудрец и песнопевец, способный подчинять себе и
людей, и силы природы. Значительную часть повествования составляют Его
неудачное сватовство к девушке много моложе его и подвиги кузнеца
Ильмаринена, чьим искусством была создана волшебная мельница-самомолка
Сампо. В эпосе действует еще целый ряд персонажей, а также описана
кровопролитная борьба между вымышленными странами светлой Калевалой и
мрачной Похьолой (Севером).
После 1835 финские интеллектуалы провозгласили Калевалу величайшим
памятником культурного наследия и достижений своих далеких предков, однако
тогда она так и не стала истинно народной книгой. (Первое издание тиражом
500 экземпляров распродавалось в течение 10 лет.) Возможно, виной тому
архаичный язык и повторяющиеся строфы. С другой стороны, эпос оказал
огромное воздействие на многие аспекты культурного развития Финляндии. В
десятилетия, предшествовавшие обретению независимости в 1917-1918, он
питал национальное самосознание финнов и укреплял их решимость остаться
свободным народом. Его влияние ощущалось в литературе, изобразительных
искусствах, особенно в живописи и архитектуре, а также в филологии и
этнологии. Калевала переведена на многие иностранные языки.
В последние несколько десятилетий Калевала в немалой степени
способствовала эволюции финского литературного языка и подпитывала
исторические концепции, окрашенные романтическим вымыслом. Ее цитировали в
поддержку дела мира, единого земельного налога, социализма, теософии и
пр., а финские коммунисты эксплуатировали эпос, расписывая достоинства
коммунизма.
ЛИТЕРАТУРА
Евсеев В.Я. Исторические основы карело-финского эпоса, кн. 1-2. М. - Л.,
1957-1960
Калевала. М., 1977
Карху Э.Г. От рун - к роману: Статьи о карело-финском фольклоре,
"Калевале", финской литературе. Петрозаводск, 1978 |
Топонимический словарь |
пгт, р.ц., Карелия. В прошлом это было с. Ухта; название от гидронима Ухта - на языке древнего населения этого края ухта 'протока, река'. В окрестностях Ухты финский поэт и языковед Э. Ленрот записал многие руны Калевалы, эпоса финского и карел, народов. В память об этом в 1935 г. Ухтинский р-н был переименован в Калевальский, а в 1963 г., при преобразовании села в рабоч. пос., и сама Ухта получила название Калевала. |
Теософский словарь |
Финский эпос о Сотворении. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: КАЛЕВАЛА
будет выглядеть так: Что такое КАЛЕВАЛА
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|