Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ИЕРУСАЛИМ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(др.-евр. Иерушалаим, араб. Аль-Кудс)
        город в Палестине. Расположен к З. от Мёртвого моря на полупустынном плоскогорье. 283,1 тыс. жителей (1970). Железнодорожная станция. Узел автодорог. Промышленный, торгово-транспортный и культурный центр. Пищевкусовая, текстильная, кожевенно-обувная, металлообрабатывающая, фармацевтическая, стекольная, полиграфическая промышленность; завод радиоаппаратуры. Развиты ремёсла. И. считается «священным городом» у христиан, иудеев и мусульман.
         Первые упоминания об И. относятся к середине 2-го тысячелетия до н. э. Позднее в разное время им владели Иудейское царство, держава Александра Македонского, государство Селевкидов, Древний Рим, Византия, Арабский халифат, крестоносцы, государство Айюбидов, государство мамлюков, Османская империя. В декабре 1917 И. был занят английскими войсками. В 1920—47 административный центр английской мандатной территории Палестина. После ликвидации английского мандата на Палестину по решению Генеральной Ассамблеи ООН от29 ноября 1947 И. должен был стать самостоятельной административной единицей со специальным международным режимом под управлением ООН. После арабо-израильской войны 1948—49 И. был разделён на две части: восточную, которая отошла к Иордании, и западную — к Израилю. В январе 1950 правительство Израиля, вопреки решению Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947, объявило И. столицей Израиля. Великобритания, СССР, США, Франция и др. государства не признали этой акции Израиля. В начале июня 1967 Израиль захватил восточную часть И. 28 июня 1967 правительство Израиля приняло постановление о ее присоединении к западной части города, 5-я чрезвычайная специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН (4 и 14 июля 1967) приняла резолюции, требующие от Израиля отмены всех мер по аннексии восточной части И., однако эти решения не выполняются, 21 мая 1968 Совет Безопасности призвал Израиль отказаться от любых действий, которые могут изменить статус этого города, определённый прежними решениями ООН. Эта позиция Совета Безопасности вновь была подтверждена в его резолюциях от 3 июля 1969 и 25 сентября 1971.
         В восточной части И. — остатки памятников эллинистического и римского времени. Руины раннехристианских памятников (начиная с 4 в.): ротонды «Гроба Господня» (неоднократно перестраивалась), нескольких крипт 5 в., базилики на Масличной горе. Памятники арабской культуры: мечети Куббат ас-Сахра (687—91, на месте разрушенного римлянами в 70 н. э. храма Соломона, 10 в. до н. э.), аль-Акса, (переделана из христианской базилики в начале 8 в., капитально перестраивалась в 780 и в 1035). Ряд церквей 11—12 вв.: св. Анны, св. Иакова и др. К 14 в. относится цитадель (с перестройками 16 в.), к 16 в. — городские стены с воротами (в том числе Дамасские ворота, 1537). Западная часть города начала застраиваться со 2-й половины 19 в. Много общественных зданий, среди которых значительны новый комплекс университета (начат в 1954), медицинский центр (1960, И. Нейфельд). Музеи: Национальный музей Израиля, Национальный музей «Бецалель». Еврейский университет (основан 1918).
        Иерусалим. Площадь Харам аш-Шариф. В центре - здание мечети Куббат ас-Сахра (687 - 91). На переднем плане слева - здание мечети аль-Акса (8 - 11 вв.).
Мультимедийная энциклопедия
древний город в Палестине. С 1949 по 1967 был разделен между Израилем (большая часть Нового города), столицей которого он является, и Иорданией (в основном Старый город). В 1967 Израиль оккупировал иорданский сектор и провозгласил Иерусалим единым муниципалитетом под израильским управлением. Священный город трех мировых религий - иудаизма, христианства и ислама, Иерусалим расположен на Иудейском плато на высоте 740 м, в 58 км к востоку от Средиземного моря и в 30 км к западу от Мертвого моря. Топография. Древний Иерусалим находился в центре Иудейского плато, которое сложено в основном из твердого известняка и обрамлено на западе, юге и востоке долинами. На западе плато опоясывает Енномова долина. На востоке эта долина сохраняет свое древнее название - Кедронская. Параллельно Кедронской тянется небольшая в сравнении с ней другая долина. За столетия она заполнилась наносами, однако в древние времена служила более четкой линией раздела между восточной и западной частями города. В настоящее время она называется эль-Вад, а раньше носила колоритное название - долина Сыроваров, или Тиропеон. До возведения акведуков город водой обеспечивали два источника. Один находился чуть ниже соединения Кедронской и Енномовой долин, сейчас он называется Бир Айюб, а в древности носил имя Ен-Рогел. Другой источник, Айн Ситти Мариам, расположен у подножия Западного холма Кедронской долины. В древности он назывался Гион. Климат. Климат Иерусалима схож с климатом других частей Израиля и Иордании; год делится на два сезона - дождливый (зима) и сухой (лето). Поскольку Иерусалим находится на возвышенности, максимальные и минимальные температуры там выше и смена погоды происходит быстрее, чем в других частях этого района. Дожди начинаются в октябре или ноябре и длятся до марта или апреля. За эти семь месяцев город получает почти всю свою норму осадков, которая составляет в среднем ок. 560 мм в год. С мая по сентябрь дожди практически прекращаются. Средняя температура января (самого холодного месяца) ок. 7° С, июля (самого теплого месяца) - 23° С. Зимой температуры часто опускаются ниже нуля, иногда выпадает снег. Летом максимальные температуры колеблются от 32 до 38° С, иногда до 44° С. Господствующие ветры северо-западные, однако летом из пустыни часто дует северо-восточный хамсин, который приносит сухую жару. Почвы маломощные, а в некоторых районах почвенный горизонт вовсе отсутствует. Естественная растительность представлена преимущественно травами, кустарниками, местами растет сосна. Ранней весной распускаются дикие цветы, в том числе крокусы и ирисы. Ханаанейский город. Наиболее благоприятным местом для первого заселения Иерусалима был восточный холм над источником Гион. Здесь в поселении, позже названном Офель, археологи обнаружили следы жизни человека, относящиеся примерно к 3500 до н.э. Ранние поселенцы, по- видимому, жили в пещерах. Хотя во времена завоевания израильтянами город был известен как Иевус (Ис Нав 18,28), название Иерусалим встречается в египетских текстах, относящихся к более ранней эпохе. В амарнский период, время правления фараона Эхнатона (ок. 1390 - ок. 1360 до н.э. согласно основной хронологии и ок. 870 - ок. 840 до н.э. по более поздней альтернативной хронологии), город находился под властью Египта. Среди найденных в Тель-эль-Амарне клинописных табличек (т.н. Тель-эль-Амарнский архив) есть несколько посланий, написанных царем по имени Абди-Хиба. В одном из них он обращается к египетскому фараону с просьбой оказать срочную помощь в отражении захватчиков-грабителей. На одной из табличек Абди-Хиба писал: "Воистину, эта земля Урусалима не дана мне ни отцом, ни матерью, ее дал мне всемогущий царь... Воистину, царь навеки назвал своим именем земли Урусалима. Поэтому он не может оставить эти земли" (ср. Иер 14:9). Согласно Книге пророка Иезекииля (16:3), население ханаанского Иерусалима, численность которого, согласно другим источникам, составляла приблизительно 15 000, было смешанного состава и включало как аморреев, так и хеттеян. В Ис Нав 15:63 и других местах Ветхого Завета обитатели города до его захвата евреями именуются иевусеями. Ветхозаветный город. Иерусалим был окончательно завоеван евреями вскоре после 1000 до н.э. Первый поход на город осуществил Давид (2 Цар 5:6-10; 1 Пар 11:4-9). Очевидно, Иерусалим был хорошо укреплен, поскольку сообщается, что иевусейские защитники хвастались его неприступностью. Тем не менее в сражении, где отличился Иоав, воинам Давида удалось захватить город. Предположительно они проникли в город через туннель, по которому туда поступала вода. С тех пор крепость Сион носит имя города Давидова. Согласно Библии, Давид "обстроил город кругом". Похоже, что эти слова относятся к работам, произведенным на городских стенах. Во время раскопок в Иерусалиме был обнаружен фрагмент стены шириной 8 м. Считается, что это часть стены города иевусеев, которая после ремонта и укрепления стала главным фортификационным сооружением города Давида. Башня и земляная насыпь, воздвигнутые у источника Гион, вполне могли быть сооружены во времена Давида или Соломона. Обладая мощными укреплениями, город Давида был относительно невелик. На востоке его границей служил холм над Кедронской долиной, а весь город занимал пространство источника Гион до окрестностей пруда Силоам. При царе Соломоне (ок. 973 - ок. 933 до н.э.) Иерусалим значительно разросся и превратился в международный торговый центр. Новая стена, построенная Соломоном, вероятно, окружала часть холма, находившегося на западе плато. Храмовый комплекс к северу от Офеля, воздвигнутый Соломоном, стал наиболее важной частью города. Главной чертой природного ландшафта района Храма является большой выход скалы, который до сих пор можно видеть под Куполом Скалы. Вероятно, жертвенник был воздвигнут на самой скале, а Храм находился от него строго к западу. Соломону понадобилось семь лет на сооружение Храма, для его строительства из Ливана был привезен кедр, а царь Тира Хирам прислал мастеров. Дворец Соломона, строительство которого заняло 13 лет, находился от Храма строго к югу, как и дворец дочери фараона, жены Соломона. Поблизости располагались знаменитый портик с колоннами и различные административные учреждения. Система водоснабжения иевусейского Иерусалима, соединенная с источником Гион, была расширена. Новый акведук проходил по краю холма от источника Гион до т.н. Старого, или Нижнего, пруда ниже города Давида. Во время царя Езекии старые водопроводы были заброшены, но был прорублен новый туннель Силоам, по которому воды Гиона поступали в Верхний, или Силоамский, пруд. Этот пруд находился внутри окруженного стеной города, недалеко от старого пруда. Чтобы добраться до Силоамского пруда, туннель пришлось прорубать сквозь сплошную скалу на глубине 520 м. Работники использовали клинья, молоты и кирки, они вели проходку с обоих концов и в итоге встретились в середине туннеля внутри холма. Недалеко от Силоамского выхода была обнаружена следующая надпись: "Долго мы пробивались вперед, и вот цель достигнута". Вероятно, прокладку туннеля осуществил Езекия, о котором упоминается в 2 Цар 20:20 и 2 Пар 32:30, с целью обеспечить более надежное водоснабжение перед угрозой вторжения Палестины и вероятностью осады Иерусалима царем Ассирии Синахерибом (Сеннахиримом) (701 до н.э.). Иерусалиму удалось избежать захвата Синахерибом, но он был взят вавилонским царем Навуходоносором II в 598 до н.э. и еще раз после восстания 587 до н.э., когда город подвергся особо жестокому разрушению. Стены были снесены, Храм, дворец царя и "все домы в Иерусалиме, и все домы большие" сожжены (4 Цар 25:8-10). Тогда же родилась памятная клятва: "Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя" (Пс 136). После возвращения евреев из вавилонского плена Иерусалим был отстроен заново. Под руководством Зоровавеля был возведен новый, Второй храм (516 до н.э.), он был меньше и скромнее Храма Соломона. Вдохновителем восстановления городских стен был Неемия, о чем повествует Книга Неемии. На протяжении долгих лет после этого (примерно до 445 до н.э.) Иерусалим оставался небольшим, не имевшим политического значения городом, хотя на время он стал духовным центром для евреев диаспоры. Во время борьбы между Птолемеями и Селевкидами Палестину сначала захватили правители Египта. Вероятно, по крайний мере один раз Иерусалим оказал сопротивление, поскольку зафиксировано, что Птолемей I взял город в еврейскую субботу (320 до н.э.), когда религиозные запреты не позволяли горожанам эффективно обороняться. Однако в 198 до н.э. Антиоху III Великому в конце концов удалось отбить Палестину, и после этого Иерусалим вошел в состав владений правителей Сирии. Селевкиды были приверженцами эллинистической культуры, и в этот период в Иерусалиме получили распространение греческая одежда, обычаи и атлетические упражнения. Молва приписывает первосвященнику Иасону строительство недалеко от храма гимнасия, которого впоследствии назвали Сикст. Однако, когда в 168 до н.э. Антиох IV Епифан предпринял попытку уничтожить религию евреев, фактически осквернив иерусалимский Храм и прекратив религиозные жертвоприношения, он столкнулся с упорным сопротивлением. Имея мало шансов на победу, Маккавеи все же подняли восстание, и после долгой и ожесточенной борьбы евреи добились независимости. На начальном этапе восстания Антиох Эпифан контролировал не только Храм, но и крепость Акру, расположенную на господствующей высоте к югу от храмового комплекса. Через три года Маккавеи отвоевали Храм и вновь освятили его. С тех пор это событие отмечается праздником Освящения (Ханукка). Через двадцать с лишним лет им удалось полностью очистить от врагов Акру и окончательно освободить Иерусалим к 143 до н.э. После этого Маккавеи разрушили Акру и срыли вершину холма, на которой он стоял, чтобы впредь исключить угрозу для храмового комплекса. Они построили крепость Барис на скале в северо-западной части ограды Храма. Другой постройкой маккавейского периода был дворец Хасмонеев (так называли поздних Маккавеев), который сохранялся и во времена Ирода Агриппы II. Новозаветный город. При хасмонейском правителе Александре Ианнайе (ок. 103 - ок. 76 до н.э.) независимое иудейское царство достигло почти такого же величия, как и при Давиде. Однако его сыновья Гиркан II и Аристовул II развязали междоусобную борьбу за трон, в результате чего римлянам удалось установить над страной свой контроль. Когда Помпей в 63 до н.э. прибыл в Иерусалим, сторонники Аристовула укрылись на укрепленном холме храмового комплекса, а Гиркан вступил в союз с римским полководцем. После трехмесячной осады Храм был взят в еврейскую субботу, и священнослужители дали себя истребить, поскольку занимались отправлением религиозных обрядов. Подобно Антиоху Епифану, Помпей вступил в Святое святых Храма, но в отличие от него не разграбил богатства и не стал подвергать гонениям евреев. Гиркан II (ум. 30 до н.э.) и его друг и соратник Антипатр Идумеянин вели умелую политическую игру и примкнули к Юлию Цезарю, когда тот стал правителем Рима, обеспечив тем самым Иудее особые привилегии. Антипатр, в свою очередь, назначил двух своих сыновей, Фасаила и Ирода, правителями Иерусалима и Галилеи. В итоге Рим сделал Ирода царем Иудеи, и тот правил с 40 по 4 до н.э. Ирод Великий был неутомимым строителем, и при нем Иерусалим обрел тот облик, с которым город вступил в эру христианства. Ирод восстановил городские стены, разрушенные Помпеем. В старом городе он построил три новые башни - Гиппик, Фасаил и Мариамна. По описанию Иосифа, основания башен представляли собой мощную каменную кладку. Башни имели зубчатые стены и башенки, внутри них были помещения. Вероятно, они были воздвигнуты на том месте, где сейчас стоит т.н. башня Давида близ Яффских ворот. К башням прилегал дворец Ирода. Иосиф сообщает, что во дворце были залы невероятных размеров для пиров и спальные покои для сотен гостей, вокруг дворца были прорыты каналы и высажены деревья. В северо-западной части храмового комплекса Ирод перестроил крепость Барис и переименовал ее в крепость Антония - в честь Марка Антония, который в те годы правил восточными провинциями Римской империи. Каждый из четырех углов крепости, стоявшей на скалистом обрыве, венчали мощные башни. Внутри крепости находился великолепный дворец, а снаружи она соединялась лестницами и мостами с галереями храма. Ирод Великий также завершил возведение стен вокруг холма, на котором располагался храм; типичный образец каменной кладки того времени можно до сих пор видеть на Стене плача в западной части храмового комплекса. Стена сложена из громадных каменных блоков. При Ироде в Иерусалиме было построено много зданий, в том числе театр, амфитеатр и ипподром, но его наиболее важным деянием в области строительства считается перестройка самого Храма. Царь не скрывал привязанности к языческой культуре, однако приказал, чтобы работы велись в строжайшем соответствии с канонами иудаизма, причем в качестве строительных рабочих использовались лишь специально обученные священнослужители. При этом сам Ирод не входил во внутренние пределы Храма, куда могла ступить нога лишь посвященного. Работы начались в 20-19 до н.э., перестройка же самого Храма завершилась через полтора года. Строительство продолжалось до тех пор, пока римляне не сожгли Храм в 70 н.э. Согласно приведенным Иосифом данным, во внешний двор храмового комплекса с западной стороны можно было попасть через четверо ворот, в других источниках упоминаются двое ворот на юге - одни на востоке и одни на севере. Стены внешнего двора имели портики, особо примечательным строением была базилика на южной стороне, имевшая не менее 162 колонн, которые с трудом могли обхватить трое мужчин. Внешний двор обычно называли двором гоев (двором язычников), поскольку в него разрешалось входить и непосвященным. Внутреннее пространство Храма отделялось перегородкой, и внутрь имели доступ только евреи. Иосиф упоминает о надписях с соответствующими предупреждениями на этой стене, и эти надписи были найдены современными археологами. Внутренний Храм состоял из двора для женщин, двора для мужчин и двора для священнослужителей. Во дворе для священнослужителей, прямо напротив здания дворца, как и полагалось, находился жертвенник. Над ним был возведен пролет из двенадцати ступеней, который вел в святилище - сооружение из огромных белых камней, покрытых золотом. Внутрення комната святилища называлась Святое святых. Общий вид этого здания, символа еврейской веры, должно быть, поражал воображение, и раввины с гордостью говорили: "Кто не видел нового Храма Ирода, тот в жизни не видел прекрасного сооружения". См. также <<ХРАМ>>. Иосиф упоминает о трех городских стенах, две из которых были восстановлены с разрешения Юлия Цезаря и в таком виде сохранились до времен Христа. Третья стена, которую начал возводить Ирод Агриппа I, была завершена незадолго до 70 н.э. Первая, самая древняя стена шла на запад от храмового комплекса к трем башням Ирода и затем опоясывала всю юго-западную часть города. Некоторые ее фрагменты были найдены к югу от современного Иерусалима. Вторая стена начиналась от ворот под названием Гинаф и охватывала север города, заканчиваясь в крепости Антония. Ворота Гинаф, вероятно, находились около башен Ирода, однако спорным остается вопрос о том, где проходила стена от этого места до крепости Антония. Главный вопрос состоит в том, была ли стена расположена внутри или вовне по отношению к церкви Гроба Господня. Если церковь оставалась за пределами стены, то общепринятое представление о месте распятия и погребения Иисуса оказывается неточным, поскольку в Новом Завете говорится, что Христос страдал, "не выходя за ворота". Если же стена проходила внутри того места, где сейчас расположена церковь Гроба Господня, тогда оно действительно может совпадать с тем местом, где был распят и погребен Иисус, этот факт был авторитетно подтвержден во времена Константина Великого и с тех пор не был опровергнут. Третья стена, сооружение которой началось уже после Христа, шла от башни Гиппика, окружала обширные северные окраины и возвращалась в северо- западный угол храмового комплекса. Фрагменты этой стены были недавно обнаружены в северной части города. Все эти стены находятся значительно севернее современной стены вокруг города, которая, вероятно, была построена Адрианом, когда во 2 в. Иерусалим был римской колонией. Ряд мест, связанных с жизнью Иисуса, можно определить с высокой степенью точности. Пруд Силоам до сих носит это древнее название, тогда как пруд Вифезда, вероятно, располагался в низине рядом с церковью св. Анны, к северу от храмового комплекса. Ворота, через которые триумфально въехал Христос, находились, по-видимому, около Золотых ворот. Гефсимания была приблизительно на месте современной Гефсиманской церкви на нижних склонах Масличной горы. Претория Пилата могла быть в замке Антония, хотя некоторые исследователи считают, что она могла располагаться во дворце Ирода Антипы. Иерусалимская резиденция Ирода Антипы, к которому также водили Иисуса (Лк 23:7), возможно, находилась во дворце Хасмонеев, между храмовым комплексом и дворцом Ирода. Как уже отмечалось, Голгофа могла быть на месте современной церкви Гроба Господня. В 70, во время еврейского восстания, Иерусалим был осажден, взят и разрушен римским полководцем (впоследствии императором) Титом. Храм был сожжен, а город стерт с лица земли. Когда Тит отбыл из города, оставались только три башни Ирода и часть стены. Последующие исторические события. Римский император Адриан попытался восстановить Иерусалим как языческий город. Это и ряд других действий римлян вызвали еще одно еврейское восстание (132-135), которое возглавил Бар-Кохба. После подавления восстания Адриан разделил город на семь кварталов, построил и перестроил многие общественные здания, в том числе термы, театр и ипподром. Были сооружены два главных храма - Юпитера Капитолийского на том месте, где раньше стоял еврейский Храм, и святилище Венеры на месте гробницы Христа. Новый город был назван колонией Элия Капитолина, евреям под страхом смерти запрещалось входить на его территорию. В 325 император Константин сделал Иерусалим христианским городом. Как свидетельствует церковный историк Евсевий, языческое святилище Венеры было разрушено, и гробница Христа вновь открылась миру. На этом месте была сооружена прекрасная базилика, в 325 она была освящена, что подробно описал Евсевий в Жизни Константина. Церковь разрушили в 614, и от нее остались лишь фрагменты. На этом месте воздвигались другие сооружения, в том числе построенная крестоносцами базилика, она дошла до наших дней как церковь Гроба Господня. В 614 Иерусалим захватили персы во главе с Хосровом II, а в 638 он был завоеван арабским халифом Омаром. Город получил название эль-Кудс, храмовый комплекс был назван Харам аш-Шариф (Благородное святилище). Над священной скалой воздвигли восьмиугольное сооружение с куполом - мечеть Куббат ас-Сахра ("Купол над скалой") или мечеть Омара, в южной части храмового комплекса была сооружена мечеть эль-Акса. В 1072 Иерусалим захватили турки-сельджуки, а в 1099 он был взят крестоносцем Готфридом Бульонским. Город являлся столицей Иерусалимского королевства до 1187, а затем перешел к Саладину. Крестоносцы отбили Иерусалим в 1229, но в 1244 мусульмане вновь установили над ним свой контроль. В 1517 город был захвачен османскими турками. При Сулеймане Великолепном (правил в 1520-1566) была возведена стена, которая до сих пор окружает Старый город. Иерусалим оставался под мусульманским управлением до Первой мировой войны, однако к концу 19 в. большинство его населения вновь составляли евреи. Современный Иерусалим. Современный Иерусалим делится на две части - Новый и Старый город. В Старом городе, в черте стены Сулеймена, расположены четыре квартала: еврейский на юге; армянский на юго-западе; христианский на северо-западе (примыкает к церкви Гроба Господня) и мусульманский на северо-востоке и востоке, куда входит территория древнего храмового комплекса. Строительство Нового города за пределами стены началось в 1860 с сооружения первой еврейской окраины на западе и продолжалось, пока Новый город не превзошел Старый как по размерам, так и по численности населения. В районе Меа Шеарим проживает община крайне ортодоксальных евреев, придерживающихся неизменных на протяжении столетий традиций. Большую часть периода современной истории город находился под турецким контролем. Союзные войска под командованием британского генерала Алленби нанесли поражение турецким и германским силам во время Первой мировой войны, и город попал под британское управление как часть подмандатной Палестины. Британцы решили уйти из Палестины весной 1948, когда было образовано еврейское государство Израиль. ООН постановила, что Иерусалим должен находиться под международным управлением, однако в ходе войны 1948- 1949 между арабами и израильтянами Старый город и прилегающие к нему с севера, востока и юга районы перешли под контроль войск Иордании, а Новый город и прилегающий западный район отошли к Израилю. Благодаря достигнутому под эгидой ООН соглашению о прекращении огня были установлены границы, кроме того, в большинстве городских районов между израильской и иорданской территориями были созданы нейтральные полосы. 14 декабря 1949 Иерусалим был провозглашен столицей Израиля. Во время арабо-израильского конфликта 1967 израильские войска заняли иорданские районы Иерусалима и провозгласили весь город единым муниципалитетом. Барьеры, разделявшие город после 1948-1949, были уничтожены. Вдобавок были разрушены символические Мандельбаумские ворота, служившие в прошлом единственным переходом между двумя секторами. В границы Нового города вошли Рамат Рахиль (Гробница Рахили) и эль-Азария (Вифиния), но Вифлеем остался вне границ. Израильтяне планировали создать арабские кварталы на севере и востоке, а к югу от Старого города обустроить территорию для промышленных предприятий и создать национальный парк. Восстановительные работы были начаты в еврейском квартале Старого города, большая часть которого была разрушена во время военных действий 1948-1949. Из-за климата и тонкого слоя почвы сельское хозяйство не стало важной отраслью в районе Иерусалима. Выращивается пшеница, некоторые сорта овощей, оливы, вокруг города пасутся стада овец и коз. Единственным полезным ископаемым является известняк, который используется в строительстве. Однако в последние годы вокруг города были созданы сельскохозяйственные поселения. Появились виноградники, фруктовые сады, молочные фермы, стали выращивать скот и птицу. Были расширены и модернизированы каменоломни. Однако основное значение Иерусалима заключается в его истории и религиозных святынях, которые привлекают туристов, поэтому в городе развито производство сувениров и предметов религиозного культа. Святые места Иерусалима расположены в Старом городе. Круглый год туристы и христианские паломники приезжают посетить церковь Гроба Господня, Крестный путь (см. <<КРЕСТНЫЙ ПУТЬ>>), Гефсиманский сад, Масличную гору, церковь Вознесения и Вифинию. Мечеть аль-Акса является третьей по значению святыней мусульман. месту казни). Иерусалим. Иерусалиме. Соломона. Под куполом мечети находится скала, с которой, по верованиям мусульман, Мохаммед вознесся в небо. По представлениям же иудеев, именно здесь находилось Святое Святых Иерусалимского храма. перестраивался. Иерусалим.
Современная Энциклопедия
ИЕРУСАЛИМ, город в Израиле. 544 тыс. жителей. Религиозный ("священный") центр иудеев, христиан и мусульман. Разнообразная промышленность. Университет. Музеи: национальные "Бецалель" (художественный), Израиля (искусство и археологические памятники) и др. Первые упоминания об Иерусалиме - в середине 2-го тысячелетия до нашей эры. Позднее в составе различных государств: Иудейского царства, Древнего Рима, Византии, арабского халифата и др. С начала 16 в. под властью Османской империи. В 1917 занят английскими войсками. В 1920 - 48 административный центр английской подмандатной территории Палестина. По решению Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 должен был стать самостоятельной административной единицей под управлением ООН. После арабо-израильской войны 1948 - 49 Иерусалим был разделен на 2 части: восточная отошла к Иордании, западная к Израилю. В 1950 правительство Израиля объявило западную часть Иерусалима столицей Израиля. В июне 1967 Израиль присоединил и восточную часть Иерусалима, в июле 1980 провозгласил весь Иерусалим "вечной и неделимой столицей" Израиля. В восточной части Иерусалима - руины раннехристианских зданий (в том числе ротонды "Гроба Господня"). Западная стена ("Стена плача"), часть уцелевшей стены после разрушения Второго Храма. Мечеть Куббат ас-Сахра (687 - 691), церкви 11 - 12 вв., цитадель (14 - 16 вв.). Западная часть застраивается с середины 19 в. Здания комплекса университета, медицинского центра (1960). Старый город и его стены включены в список Всемирного наследия.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ИЕРУСАЛИМ, Иерушалаим, Аль-Кудс — город в Палестине, крупный культ. центр. Считается свящ. городом у христиан, иудеев и мусульман; место паломничества. Первые упомин. об И. относятся к сер. 2-го тыс. до н.э. В Тель-эль-Амарнском архиве сохран. письма царя И. Абдихибы егип. фараону Аменхотепу IV (ок. 1400 до н.э.). Ок. 1000 до н.э. И., бывший тогда крепостью ханаанейск. племени иебуситов, был захвачен Давидом и стал столицей Израильско-Иудейского царства, а ок. 935 до н.э. — Иудейск. царства. Город был заметно расширен сыном и преемником Давида — Соломоном, выстроившим с помощью финикиян храм Яхве (Соломонов храм). В 586 до н.э. разрушен вавилонским царем Навуходоносором II. В последней трети 6 в. до н.э. заново заселен иудеями, возвративш. из Вавилонск. пленения и создавш. в И. храмовую общину. В 3 в. до н.э. город был объектом борьбы между Птолемеями и Селевкидами. С 140 до н.э. — столица госуд. Хасмонеев (Маккавеев). В 63 до н.э. взят римлянами. Во время Иудейской войны 66 — 73 явл. центром сопротивл. римлянам; захвачен и разрушен ими в 70 н.э. Во 2 в. на месте И. была создана рим. колония Элия Капитолина. В 4 в. при имп. Константине И. стал свящ. центром христиан. В 638 был завоеван арабами (при халифе Омаре) и стал вторым после Мекки свящ. центром мусульман.
Города и страны
ИЗРАИЛЬ
Иерусалим - столица Израиля с населением около 544000 жителей. Еврейское слово "иерушалаим" означает "место мира", арабское название города "Эль Кудс" переводится как "святость" - город является самым святым городом на Земле для представителей трех великих религий мира: для иудеев, христиан и мусульман, чем во многом и определяется его притягательность.
Возраст этого древнейшего города приближается к 4000 годам. Первые упоминания об Иерусалиме относятся к середине 2-го тысячелетия до н.э. Он входил в состав различных государств: Иудейского царства. Римской империи, Византии, Арабского халифата и др. С начала XVI века город находился под властью Османской империи, а в декабре 1917 года был занят английскими войсками. С 1920 по 1948 год Иерусалим являлся административным центром английской подмандатной территории Палестина. По решению Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 город должен был стать самостоятельной административной единицей под управлением ООН. После арабо-израильской войны 1948-1949 гг. Иерусалим был разделен на 2 части: восточная отошла к Иордании, западная к государству Израиль. В 1950 году правительство Израиля вопреки решению ООН о выделении Иерусалима в самостоятельную административную единицу объявило его западную часть столицей Израиля (западная часть Иерусалима - местопребывание парламента и правительства). В июне 1967 года Израиль захватил и восточную часть Иерусалима, а в июле 1980 года провозгласил весь Иерусалим "вечной и неделимой столицей" Израиля.
Сегодняшняя столица Израиля расположена на холмистой, сильно пересеченной местности, что - в сочетании с продуманным архитектурным планом - придает особый шарм даже новым кварталам с многоэтажными домами.
В восточной части города находится святыня евреев всего мира: Стена Плача - уцелевшая часть западной стены, ограждавшей некогда Второй Иерусалимский храм. Первый Иерусалимский храм был возведен царем Соломоном в 960 году до нашей эры, а в 568 году до нашей эры - разрушен захватившим Иерусалим царем Вавилона Навуходоносором. Строительство Второго храма завершилось в 515 году до нашей эры, после возвращения иудеев в город (тогда попавший под власть персидского царя Кира). Вершины расцвета храм достиг во время правления царя Ирода (37-4 годы до нашей эры). Детальное и восторженное описание Второго храма оставил Иосиф Флавий, а сегодня полюбоваться былым величием можно лишь взглянув на модель (выполнена в масштабе 1:50), которая находится на территории отеля "Холиленд", недалеко от горы Герцля. Второй Иерусалимский храм был разрушен во время Иудейской войны в 70 году нашей эры. Стена Плача (длина 156 м), сложенная из огромных, тщательно подогнанных каменных монолитов, - единственный оставшийся фрагмент храма. Возле стены почти всегда можно встретить молящихся иудеев, которые вкладывают в щели между камнями записки с обращениями к Богу. Возле Стены Плача постоянно, начиная с середины XIX века, ведутся археологические раскопки, обнаружившие немало древних построек, преимущественно иродианского периода: несколько арок (остатков мостов), ворота, огромный акведук, пробитый в скальном грунте и перекрытый арочными сводами и др.
От Стены Плача можно совершить прогулку по Старому городу, окруженному стеной, воздвигнутой в период турецкого владычества Сулейманом Великим (1538-1548гг.). В Старый город можно попасть через одни из семи действующих ворот, например Яффские (1539 г.), расположенные в западной стене. Самые величественные и красивые ворота - Шхемские - построены в XVI веке на месте гораздо более древних (существовавших во II веке до нашей эры). По древней винтовой лестнице можно подняться на самый верх ворот и затем совершить прогулку по стене. Недалеко от Шхемских ворот расположены каменоломни царя Соломона, в которых добывали камень для строительства Первого Иерусалимского храма, немного дальше - Могила Сада, пещерное захоронение у подножия холма, где, по одной из версий, был распят и захоронен Иисус Христос.
За Шхемскими воротами, в северо-восточной части стены находятся Ворота Ирода (названные по имени сына Ирода Великого - Ирода Антипы, в царствование которого произошло распятие Христа). Ворота украшены каменным цветочным орнаментом. Напротив ворот расположен музей Рокфеллера - крупный археологический центр. Львиные ворота, украшенные барельефными изображениями львов, построены в 1538-1539 годах, а вот Золотые ворота известны с начала нашей эры и ведут от площади-сада Харам-эш-Шериф, где расположены знаменитые мечети Старого города, в Иосафатову долину.
Из древних оборонительных сооружений Иерусалима обращает на себя внимание цитадель Давида, построенная Иродом (сохранились лишь фундамент и часть одной из трех башен). Сейчас цитадель представляет собой две четырехугольные соединенные стеной башни, заложенные еще крестоносцами. Над цитаделью возвышается минарет XVII века. От нее же начинается Армянский квартал, основанный в IV веке армянами, бежавшими от преследований на родине. В Армянском квартале расположены монастырь Маронитов. Ассирийский монастырь с богато орнаментированной церковью XII века. Армянский монастырь с кафедральным собором св. Иакова - памятником раннехристианского зодчества. Интересны также церковь Масличного Дерева (построена в V веке и полностью перестроена в XIV веке), монастырь Св. Креста.
У южной стены Старого города, на невысоком холме, расположен Город Давида - самая старая часть Иерусалима, заложенная царем Давидом. Археологические раскопки обнаружили здесь остатки стен, фундаменты зданий VIII-VII веков до нашей эры. Многие места Города Давида почитаются как иудеями, так и христианами, например пруд Силоамская Купель, у которого Христос исцелил слепого, о чем упоминается в Новом Завете.
Между Армянским и Мусульманским кварталами в пределах Старого города находится Еврейский квартал - лабиринт узких улочек с обилием синагог и своеобразной архитектуры домов. Практически все они построены во второй половине XX столетия на месте разрушенных в ходе боев 1948 года зданий. О древних временах напоминают лишь многочисленные археологические раскопки.
Мусульманский квартал занимает северо-восточную часть Старого города. Здесь находится площадь-сад Харам-эш-Шериф ("священный двор") со знаменитыми мечетями Омара и Аль-Акса. Мечеть Омара (более правильное название - мечеть Скалы) как бы венчает вершину Храмовой горы (на которой когда-то стоял Иерусалимский храм) и является третьей по значимости святыней ислама, а также и самым величественным памятником Ближнего Востока. Мечеть имеет форму восьмиугольника, стены которого выложены голубыми изразцами. Купол вплоть до 1964 года был покрыт свинцовой крышей, а снаружи - листами позолоченной меди. В ходе реставрации свинец и медь были заменены алюминиевыми листами, которым придали золотой цвет. Напротив южного входа находится мечеть Аль-Акса, воздвигнутая в 693 году на руинах византийской базилики. В северном крыле мечети обозначено место, с которого, по преданию, вознесся на небо пророк Магомет. Во времена крестоносцев (захватили Иерусалим в 1099 году) в мечети располагались рыцари-тамплиеры. Кроме названных, в Иерусалиме имеется еще 34 мусульманских храма.
Северо-западная часть Старого города занята Христианским кварталом, своеобразный стержень которого - Виа Долороза (Скорбный Путь, или Крестный Путь), простирающаяся от Гефсиманского сада за пределами Старого города, где Христос был схвачен стражей, через Львиные ворота до Голгофы и Храма Гроба Господня, где Христос был казнен и захоронен. Буквально каждый метр Виа Долороза воскрешает события, описанные в Новом Завете: на территории нынешнего женского католического монастыря Сестер Сиона находилась башня Антония, где римский прокуратор Понтий Пилат осудил Христа; арка с крытой галереей, с которой Пилат показывал Христа толпе, воскликнув: "Экце хомо!" ("Вот человек!"); двор претории, где допрашивали Христа, церковь, где содержали Его с разбойником Вараввой и другими. Все памятные места отмечены храмами (православными, католическими и т. д.), часовнями. Впрочем, сейчас трудно говорить о действительном соответствии Виа Долороза пути, пройденному Христом: в то время все улицы лежали на два метра ниже современной поверхности и мало что сохранилось до наших дней, кроме мостовых и фундаментов.
В конце Виа Долороза находится Храм Гроба Господня. Сейчас храм даже отдаленно не напоминает первоначальное сооружение, разрушенное в VII веке персами. Современное здание построено в ИЗО-1149 годах, когда Иерусалим стал столицей христианского государства. У входа в храм находится камень Помазания, на который было положено для умащения ароматическими составами перед погребением снятое с креста тело Христа. Внутри храма находится часовня с двумя притворами, поставленная в 1810 году над пещерой Гроба Господня. Позади часовни - притвор греческой церкви, напротив - притвор русской православной церкви. От камня Помазания две лестницы ведут вверх - к вершине Голгофы, где, по преданию, стоял крест, на котором распяли Христа (место отмечено серебряным диском с отверстием в середине). Пространство разделено колоннадой на две части, принадлежащие греко-ортодоксальной и римско-католической церквам.
За пределами Старого города находится немало других достопримечательностей: Кедронская (или Иосафатова) долина с гробницами начала нашей эры, Масличная гора, где находится Гефсиманский сад, церковь св. Магдалины (построенная на деньги российского императора Александра III), многие другие места, часто связанные с деяниями Иисуса Христа (первоначальные здания, например дом Лазаря, как правило, не сохранились, их расположение отмечено более поздними часовнями и церквами).
Новый город начал расти с середины XIX века и весьма разнолик. Своеобразен основанный в 1874 году квартал Меа Шеарим, до сих пор населяемый почти исключительно ортодоксальными ревнителями иудаизма. На возвышенности Гиват Рам находится здание кнесета (парламента), построенное в 1966 году в смешанном стиле классицизма и модернизма. Холл кнесета украшен гобеленом по рисунку Марка Шагала. Интересен Национальный музей Израиля и входящий в его состав Храм книги, где среди множества уникальных книг и рукописей хранятся величайшие реликвии - подлинный свиток книги пророка Исайи и широко известные "Свитки Мертвого моря". Само здание Храма книги интересно и как образец современного архитектурного искусства. Недалеко от кнесета находится монастырь Креста, основанный в IV веке и до XVII века принадлежавший грузинской православной церкви. На склонах горы Герцля раскинулось военное кладбище. Рядом находятся могилы известнейших деятелей еврейской культуры, президентов и премьер-министров Израиля. У подножия горы расположен мемориальный комплекс "Яд ва-Шем" - институт и музей, посвященные жертвам Холокоста - катастрофы, постигшей еврейский народ в годы второй мировой войны. Стоит посетить и медицинский центр "Хадаса", украшенный витражами Марка Шагала.
Что касается хозяйственного развития города, то здесь представлены металлообрабатывающая, радиотехническая, фармацевтическая, текстильная, легкая, пищевая отрасли промышленности. В городе есть университет.
Топонимический словарь
город в Палестине. Упоминается в египет. текстах XIX- XVIII вв. до н. э. как Рушалимум, в письменах XV в. до н. э. Урушалим, в VIII в. до н. э. Урсалимму. Первичная форма объясняется как 'город бога Шалим'. Др.-евр. Иерушалаим - 'город мира' - народная этимология, объясняющая непонятное название. Араб. Эль-Кудс - 'священный' - город важный религиозный ц. и для мусульман.
Теософский словарь
    Jerosalem (Септуаг.) и Hierosolyma (Вульгата.) По-еврейски это пишется Yrshlim, или "город покоя", но древние греки удачно назвали его Hierosalem, или "Сокровенным Салемом", поскольку Иерусалим есть возрожденный Салем, где Мельхизедек был Царем-Иерофантом, признанным астрологом и поклонником Солнца, "Самого Высшего", между прочим. Там правил в свою очередь также Адони-Зедек и был последним из его Аморитских Правителей. Он вступил в союз с четырьмя другими правителями, и эти пять царей отправились отвоевывать Гидеон, но (согласно "Иисусу Навину", X) потерпели в этой битве поражение. И не удивительно, так как этим пяти царям противостали не только Иисус Навин, но и "Господь Бог", а также Солнце и Луна. В этот день, читаем мы, по приказу преемника Моисея "остановилось Солнце и стала Луна" (X, 13) на весь день. Ни один смертный человек, царь или простолюдин, не мог, конечно, выдержать такой град "больших камней с неба", какой был обрушен на них самим Господом ... "от Бет-орона до Азека" ... "и они погибли" (X, 11). После того, как они погибли, "они убежали и скрылись в пещере в Македе " (X, 16). Однако, такое непристойное поведение Бога, видимо, получило свое Кармическое наказание впоследствии. В разные периоды истории Храм еврейского Господа грабили, разрушали и сжигали (См. "Гора Мориа") - святой ковчег завета, херувимов, Шекину и прочее, но это божество казалось столь бессильным защитить свое имущество от осквернения, как будто в небесах больше не осталось камней. После того, как Помпей захватил Второй Храм в 63 г. до Р.Х., а третий, построенный Иродом Великим, сравняли с землей римляне в 70 г. н.э., в столице "избранного народа" Господа не было разрешено строить новый храм. Несмотря на Крестовые походы, с XIII века Иерусалим принадлежал мусульманам, и почти каждое место, святое и дорогое для памяти древних израильтян, а также христиан, теперь покрыто минаретами и мечетями, турецкими казармами и другими постройками Ислама.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ИЕРУСАЛИМ


будет выглядеть так: Что такое ИЕРУСАЛИМ