Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГУЛАК-АРТЕМОВСКИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Гулак-Артемовский
        Петр Петрович [16(27).1.1790, с. Городище, ныне Киевской обл., — 1(13).10.1865, Харьков], украинский писатель. Родился в семье священника. В 1817 поступил в Харьковский университет, где с 1825 был профессором, а с 1841 ректором. Начал печататься в 1817. Приобрёл известность после опубликования басни-сатиры «Пан да собака» (1818), в которой осуждается произвол помещиков по отношению к крепостным слугам. Эта сатира занимает особое место среди басен Г., направленных против скупости и невежества («Солопий да Хивря», 1819; «Батько да сын», 1827), иногда проповедовавших покорность и смирение («Рыбка», 1827). Следуя отчасти И. П. Котляревскому (См. Котляревский), Г. переделывал в бурлескном стиле оды Горация, украинизируя содержание од. Переработку баллад И. В. Гёте («Рыбак») и А. Мицкевича («Пани Твардовская») можно рассматривать как ранние произведения украинского романтизма. Позднее в стихотворении «Упадок века» (1856) Г. выразил реакционную мысль о незыблемости системы социального неравенства.
         Соч.: Твори, 3 вид., Хар., 1930; Байки, балади, лipика. [Вступ. ст. 1. 1. Пiльгука]. К., 1958.
         Лит.: История украинской литературы, т. 1, К., 1954.
        П. П. Гулак-Артемовский.
II
Гулак-Артемовский (по сцене — Артемовский)
        Семен Степанович [4(16).2.1813, с. Городище, ныне Киевской обл., — 5(17).4.1873, Москва], украинский и русский оперный певец (баритон), композитор, драматический артист, драматург. Учился в Киевской духовной семинарии, с детских лет пел в хорах киевского митрополита, позже в хоре киевского викария. В 1838 встретился с М. И. Глинкой, под его руководством готовился к деятельности оперного певца в Петербурге, затем занимался у П. Романи в Италии. В 1841 дебютировал во Флорентийском оперном театре. В 1842 вошёл в состав рус. оперной труппы в Петербурге, солистом которой состоял до 1864, выступая периодически в спектаклях итал. оперы, а также в драматических спектаклях, в 1864—65 пел на сцене Большого театра в Москве. Г. обладал сильным и красивым голосом, драматическим талантом. Партии: Руслан («Руслан и Людмила» Глинки), Мазетто («Дон Жуан» Моцарта) и др. Композиторская деятельность Г. началась в 1851 — музыка к «Картине степной жизни цыган» и вокально-хореографическому дивертисменту «Украинская свадьба». В 1863 на сцене Мариинского театра в Петербурге была поставлена опера Г. «Запорожец за Дунаем» (либретто собственное), в которой партию Карася исполнил сам автор. В опере отражён свободолюбивый дух укр. народа, её образы жизненны и правдивы, а музыка построена на народно-песенном фольклоре. Г. был другом Т. Г. Шевченко.
         Лит.: Ревуцький Д., С. С. Артемовський-Гулак i його комiчна опера «Запорожець за Дунаєм», в кн.: «Запорожець за Дунаєм», [Киiв — Xapкiв], [1936]; Бернандт Г., Ямпольский И., Гулак-Артемовский и его русские связи, в сборнике: Из истории русско-украинских музыкальных связей, М., 1956; Кауфман Л., С. С. Гулак-Артемовський, Kиiв, 1962.
         Л. С. Кауфман.
        С. С. Гулак-Артемовский.
Современная Энциклопедия
ГУЛАК-АРТЕМОВСКИЙ (Артемовский) Семен Степанович (1813 - 73), украинский певец (баритон), композитор, драматург. В 1842 - 65 пел на петербургской и московской оперных сценах. Автор музыки и либретто первой украинской лирико-комической оперы "Запорожец за Дунаем" (1863), пронизанной народно-песенными интонациями.
Литературная энциклопедия
Петр Петрович [1790—1865] — украинский поэт, один из классиков новой украинской лит-ры. Попович по происхождению, ловкий и пронырливый, он сделал блестящую карьеру профессора и ректора Харьковского университета, хотя и не возвышался над посредственностью. Начало его поэтической деятельности относится к 1816—1819, когда он напечатал в «Украинском вестнике» несколько переложений басен Игн. Красицкого («Пан та собака», «Солопий та Хивря» и т. д.), переделок од Горация, получивших сразу же широкую популярность. С начала 30-х гг. поэт совершенно перестает печататься (по-видимому, находя лит-ую деятельность несовместимой с административной карьерой) и лишь время от времени пишет стихи на случай, в большинстве невысокой художественной ценности. В истории украинской лит-ры значение Г.-А. определяется его положением следующего за Котляревским поэта, который, используя творческие методы последнего (бурлеск, травестия), попытался ввести в украинскую лит-ру ряд новых жанров (баллады: «Твардовський», «Рибалка»). Старые историки лит-ры не раз твердили о большом либерализме ранних произведений Г.-А., его резком осуждении крепостничества и т. п., хотя общая социальная характеристика поэта дает право усомниться в подобном «либерализме». Критикуя отдельные отрицательные явления социальной жизни того времени, Г.-А. все же принимал систему крепостничества как нечто непреложное. Однако даже это частичное отрицание отдельных сторон этой системы, национально-украинский
80 характер творческих увлечений Г.-А. и т. д. — характерны для начала XIX в., в частности, для зарождавшегося украинского национального движения. Библиография: II. О Г.-А. см. Гулак-Артемовский П., Твори, ред. і. Айзенштока, ДВУ, 1928, там же вводная статья и комментарии. И. А.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГУЛАК-АРТЕМОВСКИЙ


будет выглядеть так: Что такое ГУЛАК-АРТЕМОВСКИЙ