Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ

Мультимедийная энциклопедия
(ок. 1096-1141), средневековый теолог. Родился, вероятно, в Саксонии в конце 11 в. Между 1115 и 1118 стал монахом Сен- Викторского аббатства в Париже, незадолго до того основанного Гильомом из Шампо, и со временем возглавил открывшуюся при аббатстве школу. Здесь он оставался до своей смерти в 1141. Первоначально Гуго преподавал "свободные науки", о чем свидетельствуют его сочинения, посвященные грамматике, геометрии, метрологии, истории, и утраченный трактат по астрономии. Более известны его толкования на Екклесиаста, на рассказ о Ноевом ковчеге, комментарий к трактату О небесной иерархии Дионисия Ареопагита и особенно его главный труд - О тайнах христианской веры, первый опыт создания теологической "суммы" (энциклопедического богословского компендия), вдохновлявший авторов великих "сумм" последующих веков. Гуго Сен-Викторский был столь верным последователем учения св. Августина, что современники прозвали его "языком Августина". Универсализм и духовная ориентация, характерные для его умонастроения, резко контрастировали с тенденциями к специализации и секуляризации "учености", типичными для "ренессанса" 12 в. Так, в своем Дидаскалике (Didascalicon) - систематическом обзоре 21 области знания - он настаивал не только на том, что все эти области знания неразрывно связаны между собою, но и на том, что в своей целостности они обеспечивают единение с божественной Премудростью, ради которого и был создан человек, но которое он утратил с грехопадением. Гуго оказал влияние на столь различных средневековых теологов и экзегетов, как Иоанн Солсберийский, Петр Коместор, Стефан Лангтон, Фома Аквинский, Бонавентура и Винсент из Бове. ЛИТЕРАТУРА Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
Философский энциклопедический словарь
ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (Hugo de Sancto-Victore), граф Бланкенбургский (род. 1096, Хартингам, Гарц – ум. 11 февр. 1141, Париж) – нем. схоласт периода ранней схоластики, с 1115 жил в Париже, в Сен-Викторском монастыре (с 1125 – в качестве учителя, с 1133 – в качестве настоятеля школы), и основал т. н. «школу Сен-Виктора». В естественнонаучном отношении шел намного впереди своего времени (применение математического метода в физике, предположение об атомистической структуре и постоянстве материи), пролагал путь свободному научному исследованию, не опекаемому церковью («Изучай все! Позже ты увидишь: ничто не лишне»), и в познании различал мнение, веру и знание. Всех живых существ он рассматривал как наделенных душой, а глубочайшим душевным даром человека считал «способность видения прототипов» вместе со способностью мистического постижения Бога: «Возвыситься до Бота – это значит войти в свое Я, но не только; это значит также невидимым образом выйти за пределы самого себя».
Философский энциклопедический словарь 2
        (Hugo de Saint-Victor) (ок. 1096 —11.2.1141, Париж), ср.век. философ и теолог, представитель схоластики, глава сеи-викторской школы (с 1138). Отличался широтой умств. интересов (согласно своему принципу — «учись всему, и ты потом увидишь, что ничто не бесполезно»): его стремление упорядочить и классифицировать многообразие человеч. знаний предвещает систематизаторский дух 13 в. Внимание к проблеме науч. абстракции, разделяющей то, что в опыте выступает неразделимо (напр., линию, плоскость и тело в геометрии), как и ортодоксальная теологич. позиция гармонируют с тяготением к умеренному реализму в вопросе об универсалиях. Известное влияние Аристотеля соединяется у Г. С.-В. с учением о человеке в духе последоват. августинианства (человеч. природа тождественна с мыслящей дутой и лишь «смешана» с плотью); с августиновской традицией связано и развитое им доказательство бытия бога от человеч. самосознания. В целом мистич. элементы сочетаются в мышлении Г. С.-В. с рационалистическими, созерцат. аскетизм — с интеллектуальной любознательностью.
        :в кн.: Migne, PL, t. 175—177. Штекль ?., История ср.-вен. философии, пер. с нем., М., 1912; Ebner J., Die Erkennthislehre Richard v. St. Viktor, Munster, 1917; Grabmann M., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 2, B., 1957.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ


будет выглядеть так: Что такое ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ