Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГРИГОРИЙ СИНАИТ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Gregorios Sinaites)
        (60-е гг. 13 в. — 40-е гг. 14 в.), основоположник византийского мистического учения Исихазма. Руководитель движения исихастов на Афоне, где написал религиозно-философские произведения, посвященные обоснованию аскетизма и обобщавшие многовековой опыт монастырской созерцательной мистики. Источниками работ Г. С. были труды предшествующих мистиков — Иоанна Лествичника, Симеона Нового, Никиты Стифата, Филофея Синаита и др. Из представителей исихазма оказал наибольшее влияние на религиозно-психологического учения Древней Руси. Житие Г. С. написано его учеником Каллистом, будущим константинопольским патриархом, издано И. В. Помяловским в 1894; рус. пер. И. Соколова, 1904.
         Соч. в кн.: Patrologiae cursus completas, series graeca, accur. J. P. Migne, t. 150, P., 1865.
         Б. Т. Горянов.
Русская цивилизация
преподобный (1260-1346), один из основоположников исихазма, оказавшего большое влияние на идеологию Святой Руси, духовный писатель. В молодости был захвачен в плен турками. Будучи выкуплен, вступил в монашество и был одно время в монастыре Св. Екатерины на Синае. Отсюда его наименование Синаит. Возвращаясь с паломничества в Иерусалим, прпеподобный задержался на о. Крит, где встретил отшельника старца Арсения, научившего его умной молитве. После этого св. Григорий поселился на Св. Горе, где проводил время в высоких духовных подвигах. Вокруг него собрались ученики, один замечательнее другого. Он их обучил умному деланию. Но кроме учеников Григорий наставлял всех, приходивших к нему, и потому он пользовался не только известностью, но и большим влиянием и уважением среди афонской братии вообще, так что «почти всякий считал великим несчастием не быть у св. Григория и не сподобиться слушать его учения», — говорит его агиограф, патр. Каллист, прибавив, что ему сказывали испытавшие силу учения Григория, что беседы его производили на них сильное обаяние. «Когда св. Григорий рассуждал о чистоте души, в душах наших пробуждалось некое божественное, неудержимое стремление к добродетели и неизъяснимая любовь к Богу». Прп. Григорий представлял из себя сильную натуру, одаренную в высшей степени всеми свойствами души, чтобы быть проповедником и распространителем своей идеи и внушить собеседнику полную веру в нее, ибо он сам всецело был проникнут ею. Этот высокий аскет «побуждал упражняться в умной молитве и хранении ума как пустынников, так и киновиатов — решительно всех». Затем от тревог времени удалился он в пустыню Парорию во Фракии, граничившей с Болгарией, куда к нему стекалось множество болгарских иноков. Так, в приписке к рукописному кодексу его сочинений сказано: «быв первый учитель болгарам и сербам умного делания по преданию и художеству древних отцов». Учение прп. Григория о начале строгой аскетической жизни было распространено не только между греками, болгарами и сербами, но и дальше, если не им самим непосредственно, то, по крайней мере, через своих многочисленных и нередко замечательных по своей выдающейся роли в церковной истории Юго-Восточной Европы XIV в. учеников.
Прп. Григорий составил общее учение об исихазме. Главный труд его — это 150 глав, составляющих трактат об умной молитве.
И.М. Концевич
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГРИГОРИЙ СИНАИТ


будет выглядеть так: Что такое ГРИГОРИЙ СИНАИТ