Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГНЕСИН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Михаил Фабианович [21.1(2.2).1883, Ростов-на-Дону, — 5.5.1957, Москва], советский композитор, педагог, музыкальный деятель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1927), доктор искусствоведения (1943). В 1901—09 учился в Петербургской консерватории у Н. А. Римского-Корсакова. А. К. Лядова и А. К. Глазунова. В 1905 был временно исключен из консерватории за участие в забастовочном движении студентов. С 1908 занимался музыкально-просветительской деятельностью в рабочих кружках Петербурга и провинции, преподавал теоретические дисциплины в музыкальных училищах Екатеринодара (Краснодара) и Ростова-на-Дону. С начала 20-х гг. активно участвовал в строительстве социалистической культуры (заведующий музыкальной секцией Донского отдела народного образования, организатор и ректор Донской консерватории). В 1925—36 профессор по классу композиции Московской консерватории; с 1923 преподаватель Московского музыкального училища им. Гнесиных; в 1935—44 профессор Ленинградской консерватории; в 1944—51 заведующий кафедрой композиции Музыкально-педагогического института им. Гнесиных в Москве. Среди учеников Г. — композиторы А. И. Хачатурян, Т. Н. Хренников.
         Ранние произведения Г. связаны с искусством символизма (вокальные циклы на тексты К. Д. Бальмонта, Ф. К. Сологуба, Вл. М. Волькенштейна, 1907—08). В дальнейшем творчество Г. эволюционировало в сторону прояснения стиля и более широкого претворения фольклорного материала. Г. использовал мелодии народов Советского Союза. Один из первых сов. композиторов, воплотивших революционную тематику в оркестровой музыке (симфония, монумент «1905—1917» на слова С. А. Есенина, 1925). Для позднего творчества характерно углубление лирическо-повествовательных и философских мотивов. Г. принадлежат: опера «Юность Авраама» (1923), кантата «Красной Армии» (1943), симфонический дифирамб «Врубель» (слова В. Я. Брюсова, 1911), секстет»Адыгея» (1933); романсы, в том числе цикл «Повесть о рыжем Мотеле» на слова И. П. Уткина (1929), обработки народных песен, музыка к спектаклям и фильмам.
         Автор книги «Начальный курс практической композиции» (1941), а также статей, в которых выступал поборником передовых реалистических концепций в художественном творчестве. Государственная премия СССР (1946). Награжден орденом Трудового Красного Знамени.
         Лит.: М. Ф. Гнесин. Статьи, воспоминания, материалы, сост. и общая ред. Р. В. Глезер, М., 1961; Глезер Р. В., Музыкант-гражданин, «Советская музыка», 1957, № 5; Савшинский И. С., Встреча с Гнесиным, там же, 1963, № 5.
         Г. М. Ципин.
Энциклопедия Отечеcтво
ГНЕСИН Михаил Фабианович (1883-1957), композитор, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1927), доктор искусствоведения (1943). Брат Е. Ф. Гнесиной. Ученик Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова, А. К. Глазунова. В ряде сочинений претворил интонации еврейского музыкального фольклора (опера "Юность Авраама" и др.). Симфонический монумент "1905-1917 гг." для оркестра и хора (1925), соната-фантазия для фортепианного квартета (1945) и др. Автор новой методики обучения композиции. Профессор Московской (1925-36), Ленинградской (1935-1944) консерваторий, музыкально-педагогического училища (с 1923) и института (ныне Российская академия музыки) им. Гнесиных (1944-1951). Государственная премия СССР (1946).
Литературная энциклопедия
см. «Древнееврейская литература».
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГНЕСИН


будет выглядеть так: Что такое ГНЕСИН