|
|
|
|
|
ФУГА |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(итал. fuga, от лат. fuga — бег, бегство)
(музыкальная), высшая форма полифонической музыки (см. Полифония). Строится на многократных имитационных проведениях основной музыкальной темы во всех голосах (от 2 и более). В 1-й части Ф. — экспозиции — тема проходит во всех голосах поочерёдно в основной тональности (вождь) и в доминантовой, реже субдоминантовой, в современной Ф. — в любой другой (спутник, ответ). В др. голосах со 2-го проведения звучат мелодии, образующие Контрапункт к ответу или к теме, они называются противосложениями. Проведения темы обычно перемежаются эпизодами развивающего характера, называются интермедиями. Иногда краткость экспозиции компенсируется дополнительными проведениями темы и ответа; если они даны во всех голосах, то образуется контрэкспозиция. В последующих разделах обычно осуществляется тональное развитие — тема проводится в тональностях, не представленных в экспозиции; здесь часто применяются и собственно полифонические средства: стретта (род канонического проведения темы), различные виды сложного контрапункта, преобразования темы (обращение, увеличение и др.). Окончание Ф. устойчивого характера, зачастую типа репризы (См. Реприза). В развитии простой Ф., в отличие от сонатной формы (См. Сонатная форма), не возникает производного контраста — она развивает один музыкальный образ (характер). В сложной Ф., т. е. написанной на 2 или 3 темы (двойная, тройная Ф.), темы как бы дополняют друг друга.
Встречаются Ф. как самостоятельные сочинения; часто Ф. предваряется прелюдией, токкатой, фантазией. Нередко Ф. с предваряющими их пьесами объединяются в циклы (И. С. Бах, «Хорошо темперированный клавир»; П. Хиндемит, «Ludus tonalis»; Д. Д. Шостакович, 24 прелюдии и фуги). Нередко Ф. является одной из частей сонаты, оратории и др. многочастных произведений, а также разделом одночастной пьесы.
Ф. развилась из канцоны (См. Канцона), Ричеркара (Дж. Габриели, 16 в.) и др. старинных форм; она сформировалась в инструментальной музыке 17 в. (Дж. Фрескобальди) в пору утверждения мажора и минора при переходе от полифонии строгого стиля (См. Строгий стиль) к полифонии свободного стиля (См. Свободный стиль). Высшего совершенства Ф. достигает в творчестве И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. Во 2-й половине 18 — начале 20 вв. Ф. менее распространена, но В. А. Моцартом, Л. Бетховеном, С. Франком, С. И. Танеевым и др. композиторами созданы выдающиеся образцы этой формы. В 20 в. Ф. — область особого внимания композиторов, которые реализуют в ней новейшие идеи (И. Ф. Стравинский, Хиндемит, Шостакович, Р. К. Щедрин и др.).
Лит.: Протопопов В., История полифонии в её важнейших явлениях. Русская классическая и советская музыка, М., 1962; его же, История полифонии... Западноевропейская классика XVIII—XIX вв., М., 1965; Полифония. Сб. теоретических статей, М., 1975; Чугаев А., Особенности строения клавирных фуг Баха, М., 1975; Ghislanzoni A., Storia dellafuga, Mil., [1952].
|
Мультимедийная энциклопедия |
(лат. fuga, "бегство", "быстрое течение"), контрапунктическая
(полифоническая) форма музыкальной композиции, основанная на развитии
одной темы, которая проводится попеременно в разных голосах (вокальных или
инструментальных). Фуга выросла из канона, а также из таких жанров
органной музыки 16 в., как ричеркар и канцона, с той разницей, что в
ричеркаре и канцоне могли развиваться не одна, а несколько тем.
Наиболее полное выражение фуга получила в сочинениях И.С.Баха (1685-1750).
Баховская фуга обычно состоит из трех основных разделов - экспозиции,
разработки и репризы. В фуге по меньшей мере два голоса; чаще всего
встречаются трех- и четырехголосные фуги. Тема фуги, как правило,
лаконичная, с четкими ритмикой и мелодическим рисунком. В экспозиции
четырехголосной фуги первое проведение темы обычно одноголосное. Затем
второй голос повторяет тему, преимущественно в тональности доминанты (т.н.
ответ). Одновременно первый голос продолжает контрапунктировать теме,
звучащей во втором голосе, - это т.н. противосложение, которое затем
используется в разработке. Далее третий голос вступает с темой (в основной
тональности, на октаву выше или ниже первого голоса); четвертый голос
излагает ответ в доминантовой тональности. Экспозиция заканчивается
совместным звучанием четырех голосов.
Разработка начинается эпизодом в несколько более простой фактуре. В
принципе способ изложения разработки имеет много общего с экспозицией:
тема проводится в разных голосах и разных тональностях. В репризе тема
возвращается в исходной тональности; в этом разделе наступает кульминация
фуги. Перед завершением формы часто вводится т.н. органный пункт
(выдержанный звук) на доминанте, финальная каденция приводит к тонике. В
репризе (а иногда и ранее) появляется также стретта - уплотненное
изложение темы в накладывающихся друг на друга голосах.
Приемы развития темы в разработке и репризе Бах и его современники во
многом заимствовали у своих предшественников, работавших в 16 в. Среди
подобных приемов наиболее распространена инверсия, или обращение
(интервалы темы излагаются в противоположном направлении по высоте, но в
том же ритме). Такой прием, как ракоход (возвратное движение темы), больше
заметен на глаз, чем на слух. Весьма часто встречаются уменьшение
(ускорение) или увеличение (замедление) темы: первое чаще в эпизодах, а
второе, особенно при проведении темы в басу, в заключении фуги. В музыке
20 в. четырехголосная фуга наблюдается в композициях А. Шенберга, а также
П. Хиндемита и других неоклассицистов. С их творчеством связан
определенный ренессанс фуги, которая находилась (за некоторыми
исключениями) в забвении в период между смертью Бетховена и Первой мировой
войной.
В России развитие фуги на практике и теоретического учения о контрапункте
связано с именем С. И. Танеева.
ЛИТЕРАТУРА
Золотарев В.А. Фуга. М., 1965
Чугаев А.Г. Особенности строения клавирных фуг Баха. М., 1975 |
Современная Энциклопедия |
ФУГА (латинское, итальянское fuga, буквально - бег, быстрое течение), музыкальное произведение, основанное на контрапункте и имитации; высшая полифоническая форма. Имитационные проведения темы во всех голосах перемежаются интермедиями. Фуги пишутся на 2-4 голоса (иногда больше), на 1, 2, реже 3 темы. Классические образцы - у И.С. Баха. Раздел (эпизод) музыкального произведения, по строению близкий экспозиции фуги, называется фугато. |
Медицинская энциклопедия |
(лат. fuga бег)
в психиатрии — внезапное и кратковременное двигательное возбуждение в форме элементарных движений или действий (раздевание, бег и др.), которое сопровождается сумеречным помрачением сознания; симптом эпилепсии и органических заболеваний ц.н.с. |
Орфографический словарь Лопатина |
ф`уга, ф`уга, -и |
Словарь Даля |
жен., ·*нем., ·столярн. вдольный плотный стык двух досок.
муз. сочиненье, в котором один голос выступает поочередно за другим, повторя одно и то же.
·*южн., ·*малорос. вьюга, метель. Фуговать ·столярн. пригонять и склеивать две доски на ребро плотно, чисто. Фуговаться, страд. Фугованье, фуговка, действие по гл. Фуганок, одинокий и двойной, рубанок в долгой колодке, для фуговки. Фуганочное железко. Не клей держит, а фуганок (т. е. пригонка). |
Словарь Ожегова |
Ф’УГА, -и, жен. (спец.). Музыкальное произведение, основанное на последовательном повторении одной музыкальной темы несколькими голосами.
прил. фуговый, -ая, -ое. |
Словарь Ушакова |
Ф’УГА, фуги, ·жен. (·итал. fuga, ·букв. бегство) (муз.). Одна из основных форм многоголосного стиля, состоящая в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих ту же тему. Четырехголосная фуга.
II. Ф’УГА, фуги, ·жен. (·нем. Fuge - скрепа.) (·стол. ). Паз, выемка в доске, выстроганная фуганком. |
Толковый словарь Ефремовой |
[фуга]
ж.
1) Одна из основных музыкальных форм многоголосного стиля, заключающаяся в последовательном вступлении нескольких голосов, исполняющих ту же тему.
2) Музыкальное произведение, основанное на таком распределении голосов. |
Лексикон прописных истин |
Никто не знает, что это такое, но надо сознаться, что она очень трудна и скучна. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: ФУГА
будет выглядеть так: Что такое ФУГА
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|