Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ФИДИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Pheidias)
        древнегреческий скульптор 2-й и 3-й четверти 5 в. до н. э. Один из крупнейших мастеров древнегреч. искусства эпохи высокой классики (См. Классика). Среди работ Ф., известных только по описаниям античных авторов и копиям, наиболее прославленными были колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Предводительницы в битвах), воздвигнутая около 460 до н. э. на афинском Акрополе в память побед над персами, и 2 грандиозные статуи, исполненные в технике хрисоэлефантинной скульптуры (См. Хрисоэлефантинная скульптура): Зевса Олимпийского в храме Зевса в Олимпии (это произведение Ф. считалось одним из «семи чудес света») и Афины Парфенос (Девы) в храме Парфенон в Афинах.
         Наилучшее представление о творчестве Ф. даёт скульптурное убранство Парфенона в Афинах (мрамор, 438–432 до н. э., Британский музей, Лондон; Лувр, Париж; Музей Акрополя, Афины), выполненное под руководством и, вероятно, при личном участии мастера. Эти произведения, полные глубокой человечности, прославляют величие афинского полиса и его граждан, отражают идеи борьбы афинян против их врагов. Скульптура Парфенона, являющаяся (в сочетании с архитектурой храма) одним из высочайших образцов синтеза искусств (См. Синтез искусств), отличается необычайным богатством ритмов и композиционных приёмов, мягкой моделировкой, виртуозно использующей эффекты светотени, и вместе с тем внутренней цельностью пластических масс.
        
         Лит.: Нюберг С. Н., Фидий, М., 1941; Langlotz Е., Phidiasprobleme, Fr. /M., [1947]; Bendinelli G., Sulle tracce di opere fidiache andate perdute, Torino, 1954; Гавела Б., Фидиja, [Нови Сад, 1974].
        Фидий. Афина Парфенос из Варвакиона. Копия с хрисоэлефантинного оригинала работы Фидия. Национальный археологический музей. Афины. Мрамор.
        Фидий. «Всадники». Фрагмент зофора западной стены. Круг Фидия, детали убранства Парфенона на афинском Акрополе. Мрамор. Британский музей. Круг Фидия, детали убранства Парфенона на афинском Акрополе. Британский музей, Лондон. Мрамор.
        Фидий. «Кентавр, уносящий лапифянку». Фрагмент метопы южной стены. Круг Фидия, детали убранства Парфенона на афинском Акрополе. Мрамор. Британский музей, Лондон.
        Фидий. Так называемый Тесей с Деметрой и Персефоной. Статуи восточного фронтона. Круг Фидия, детали убранства Парфенона на афинском Акрополе. Британский музей, Лондон. Мрамор.
        Фидий. «Водоносец». Фрагмент зофора северной стены. Музей Акрополя. Афины. Круг Фидия, детали убранства Парфенона на афинском Акрополе. Мрамор.
        Фидий. «Нике (или Ирида)». Статуя западного фронтона. Круг Фидия, детали убранства Парфенона на афинском Акрополе. Британский музей, Лондон. Мрамор.
        Фидий. «Процессия девушек». Фрагмент зофора восточной стены. Лувр. Париж. Круг Фидия, детали убранства Парфенона на афинском Акрополе. Мрамор.
Мультимедийная энциклопедия
(р. ок. 490 до н.э.), древнегреческий скульптор, которого многие считают величайшим художником древности. Фидий был уроженцем Афин, его отца звали Хармидом. Мастерству скульптора Фидий учился в Афинах в школе Гегия и в Аргосе в школе Агелада (в последней, возможно, одновременно с Поликлетом). Среди существующих ныне статуй нет ни одной, которая бы несомненно принадлежала Фидию. Наши знания о его творчестве основаны на описаниях античных авторов, на изучении поздних копий, а также сохранившихся работ, которые с большей или меньшей достоверностью приписываются Фидию. Среди ранних работ Фидия, созданных ок. 470-450 до н.э., следует назвать культовую статую Афины Ареи в Платеях, сделанную из позолоченного дерева (одежда) и пентелийского мрамора (лицо, руки и ноги). К тому же периоду, ок. 460 до н.э., относится мемориальный комплекс в Дельфах, сооруженный в честь победы афинян над персами в Марафонской битве. Тогда же (ок. 456 до н.э.), и тоже на средства от добычи, захваченной в Марафонской битве, Фидий установил на Акрополе колоссальную бронзовую статую Афины Промахос (Заступницы). Другая бронзовая статуя Афины на Акрополе, т.н. Афина Лемния, которая держит шлем в руке, была создана Фидием ок. 450 до н.э. по заказу аттических колонистов, отплывавших на остров Лемнос. Возможно, две статуи, находящиеся в Дрездене, а также голова Афины из Болоньи являются ее копиями. Хрисоэлефантинная (из золота и слоновой кости) статуя Зевса в Олимпии считалась в древности шедевром Фидия. У Диона Хрисостома и Квинтилиана (1 в. н.э.) говорится, что благодаря непревзойденной красоте и богоугодности творения Фидия обогатилась сама религия, а Дион добавляет, что всякий, кому довелось увидеть эту статую, забывает все свои печали и невзгоды. Подробное описание статуи, считавшейся одним из семи чудес света, имеется у Павсания. Зевс был изображен сидящим. На ладони правой его руки стояла богиня Ника, а в левой он держал скипетр, наверху которого сидел орел. Зевс был бородатым и длинноволосым, с лавровым венком на голове. Сидящая фигура едва не касалась потолка головой, так что возникало впечатление, что если Зевс встанет, то снесет с храма крышу. Трон был богато украшен золотом, слоновой костью и драгоценными камнями. В верхней части трона над головой статуи помещались с одной стороны фигуры трех Харит, а с другой - трех времен года (Ор); на ножках трона были изображены танцующие Ники. На перекладинах между ножками трона стояли статуи, представлявшие олимпийские состязания и битву греков (возглавляемых Гераклом и Тесеем) с амазонками. Выполненный из черного камня пьедестал трона украшали золотые рельефы, на которых были изображены боги, в частности Эрот, который встречает выходящую из морских волн Афродиту, и увенчивающая ее венком Пейто (богиня убеждения). Статуя Зевса Олимпийского или одна его голова изображались на монетах, которые чеканились в Элиде. Относительно времени создания статуи ясности не было уже в античности, но, поскольку строительство храма было завершено ок. 456 до н.э., вероятнее всего, статуя была поставлена не позднее ок. 450 до н.э. (теперь возобновились попытки отнести Зевса из Олимпии ко времени после Афины Парфенос). Когда Перикл развернул в Афинах широкое строительство, Фидий возглавил все работы на Акрополе, среди прочего и возведение Парфенона, которое вели архитекторы Иктин и Калликрат в 447-438 до н.э. Парфенон, храм богини- покровительницы города Афины, одно из наиболее прославленных созданий античной архитектуры, представлял собой дорический периптер. Обильное пластическое убранство храма выполнила большая группа скульпторов, работавшая под началом Фидия и, вероятно, по его эскизам (наиболее знамениты находящиеся теперь в Британском музее рельефные фризы Парфенона и фрагментарно сохранившиеся статуи с фронтонов). Стоявшую в храме культовую хрисоэлефантинную статую Афины Парфенос, которая была закончена в 438 до н.э., изваял сам Фидий. Описание Павсания и многочисленные копии дают о ней достаточно ясное представление. Афина изображалась стоящей в полный рост, на ней был длинный, свисавшей тяжелыми складками хитон. На ладони правой руки Афины стояла крылатая богиня Ника; на груди Афины была эгида с головой Медузы; в левой руке богиня держала копье, а к ее ногам был прислонен щит. Около копья свернулась священная змея Афины (Павсаний называет ее Эрихтонием). На постаменте статуи было изображено рождение Пандоры (первой женщины). Как пишет Плиний Старший, на внешней стороне щита была вычеканена битва с амазонками, на внутренней - борьба богов с гигантами, а на сандалиях Афины имелось изображение кентавромахии. На голове богини был шлем, увенчанный тремя гребнями, средний из которых представлял собой сфинкса, а боковые грифонов. У Афины имелись украшения: ожерелья, серьги, браслеты. Близость стиля со скульптурами и рельефами Парфенона чувствуется в статуях Деметры (ее копии находятся в Берлине и Шершеле, Алжир) и Коры (копия на вилле Альбани). Мотивы обеих статуй использованы в знаменитом большом вотивном рельефе из Элевсина (Афины, Археологический музей), римская копия которого имеется в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Складки одеяния Коры близки по стилю драпировкам статуи стоящего Зевса, копия которой хранится в Дрездене, а торс, возможно, являющийся фрагментом оригинала, - в Олимпии. К фризу Парфенона близок по стилю Анадумен (юноша, завязывающий повязку вокруг головы); возможно, она была создана в качестве ответа Диадумену Поликлета. Статуя Фидия гораздо естественнее в смысле позы и жеста, но несколько грубее. Вместе с Поликлетом и Кресилаем Фидий принимал участие в конкурсе на статую раненной амазонки для храма Артемиды в Эфесе и занял второе место после Поликлета; копией с его статуи считается т.н. Амазонка Маттеи (Ватикан). Раненная в бедро, амазонка заткнула хитон за пояс; чтобы уменьшить боль, она опирается на копье, ухватившись за него обеими руками, причем правая поднята выше головы. Как и в случае Афины Парфенос и рельефов Парфенона, богатое содержание помещено здесь в простую форму. Творения Фидия грандиозны, величественны и гармоничны; форма и содержание находятся в них в совершенном равновесии. Ученики мастера, Алкамен и Агоракрит, продолжали работать в его стиле в последней четверти 5 в. до н.э., а многие другие скульпторы, среди них Кефисодот, - и в первой четверти 4 в. до н.э. ЛИТЕРАТУРА Нюберг С. Фидий. М., 1941
Современная Энциклопедия
ФИДИЙ (начало 5 в. до нашей эры - около 432 - 431 до нашей эры), древнегреческий скульптор. Главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах. Грандиозные статуи - Афины Промахос на Акрополе (бронза, около 460 до нашей эры, Зевса Олимпийского и Афины Парфенос (обе - золото, слоновая кость) - не сохранились. Под руководством Фидия исполнено скульптурное убранство Парфенона. Творчество Фидия - одно из высших достижений мирового искусства, его образы сочетают жизненность с возвышенной классической гармонией и совершенной красотой.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ФИДИЙ (нач. 5 в. до н.э. — ок. 432/431 до н.э.) — величайший др.-греч. скульптор классич. периода. Ф. родился в Афинах, был гл. помощником Перикла при реконструкции афинского Акрополя. В конце жизни Ф. оказался жертвой политич. борьбы, был обвинен в осквернении божества и присвоении свящ. золота и заточен в темницу. Среди учителей Ф. называют скульптора Агелада и живописца Полигнота. Ф. работал в различ. материалах, славился также как мастер торевтики. Его ранние работы — хрисоэлефантинная (из золота и слоновой кости) статуя Афины для г. Пеленны в Ахайе и акролитная (из золоч. дерева и мрамора) колоссал. статуя Афины в Платеях. В Дельфах по заказу афинян Ф. создал многофигурную мраморную группу в ознаменов. Марафонской победы, изобразив в центре полководца Мильтиада. Ф. принадлежат также статуи Афины Лемнии, Афродиты Урании и статуя Амазонки, с к-рой скульптор выступил на конкурсе вместе с Поликлетом, Кресилаем и Фрадмоном. Особенно прославл. были колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Предводительницы в битвах), воздвигнутая ок. 460 до н.э. на афинском Акрополе в память побед над персами, и две грандиоз. хрисоэлефант. статуи: Зевса Олимпийского в храме Зевса в Олимпии и Афины Парфенос (Девы) в храме Парфенон в Афинах. Все эти произв. не сохран.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ФИДИЙ


будет выглядеть так: Что такое ФИДИЙ