Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ДЮРКГЕЙМ ЭМИЛЬ

Мультимедийная энциклопедия
(Durkheim, Emile) (1858-1917), французский социолог, один из первых представителей функционализма, родился в Эпинале 15 апреля 1858 в семье потомственного ученого раввина. В Высшей нормальной школе, которую он окончил в 1882, его учителями были философ Эмиль Бутру и историк Фюстель де Куланж. Дюркгейм преподавал в нескольких провинциальных лицеях вплоть до 1887 (с годичным перерывом на стажировку, в том числе в Германии). В 1887-1902 читал лекции по социальным наукам и педагогике в университете Бордо. В 1902 Дюркгейм был приглашен в Парижский университет, где ему в 1913 наконец удалось заставить признать социологию самостоятельной областью исследований. Дюркгейм полагал, что предмет социологии - особая социальная реальность, "социальные факты", существующие как бы над индивидами и имеющие принудительный характер. В 1896 он основал "Социологический ежегодник" ("L'Anne sociologique"), которым руководил до начала Первой мировой войны. Исходная идея Дюркгейма заключалась в том, что представления идеалистов о природе человека и общества ближе к реальности, чем взгляды социальных мыслителей (от Гоббса до Спенсера), стремившихся опереться на "науку". Задача, следовательно, состояла в том, чтобы "перевести" эти представления с языка метафизики на язык объективного научного метода. Исследование первобытных сообществ и религий подтвердило для него правильность поставленной цели. Первая работа Дюркгейма, О разделении общественного труда (De la division du travail social, 1893), содержала критику концепции Спенсера - взгляда на общество как систему "договорных" отношений между индивидами, обменивающимися товарами для более эффективного удовлетворения личных желаний. Разделения труда в развитом обществе служит для поддержания его "солидарности", а само общество - система социальных явлений, выполняющих определенные функции, которые соответствуют "социальным потребностям". Четыре года спустя в монументальном труде Самоубийство: социологическое исследование (Le siucide: Etude de sociologie, 1897) Дюркгейм предложил термин "аномия" для обозначения одного из факторов, способствующих увеличению числа самоубийств. Аномия - это падение авторитета тех моральных норм, которые регулируют и направляют удовлетворение желаний. Такого рода моральный вакуум возникает в переходные периоды, когда прежние нормы уже не действуют, а новые еще не сформировались. До сих пор исследования по социальной дезинтеграции опираются на некоторые идеи дюркгеймовского труда. Предложенное им понятие "коллективного сознания", несмотря на всю критику, которую оно вызвало, привлекло внимание к тому факту, что социальная жизнь зависит от системы ценностей, разделяемых членами общества. С любой такой системой ценностей связана совокупность фундаментальных идей (или "категорий"), в терминах которых члены общества истолковывают общий для них мир и поддерживают общение друг с другом. Функция ритуалов, в том числе религиозных, - в поддержании и воссоздании преданности индивидов общим ценностям. Среди важнейших трудов Дюркгейма - Правила социологического метода (Rgles de la mthode sociologique, 1895); Элементарные формы религиозной жизни (Les formes lmentaires de la vie religieuse, 1912); Социология и философия (Sociologie et philosophie, 1924). Умер Дюркгейм в Фонтенбло под Парижем 15 ноября 1917. ЛИТЕРАТУРА Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991
Краткий психологический словарь
(1858–1917) — французский социолог. Оказал влияние на развитие психологических исследований отношений между индивидом и обществом. Выделил в качестве основного объяснительного принципа человеческого поведения понятие вырабатываемых обществом «коллективных представлений» как особых фактах социальной жизни, которые определяют видение мира отдельной личностью («Правила социологического метода», 1894). Д. считал, что на ранних стадиях исторического развития индивидуальное сознание полностью поглощается коллективным, и в плане конкретизации этого положения изучил генезис и функции религии. Отвергая психологические объяснения самоубийства, Д. считал, что причины этого феномена кроются в зависимости индивида от социальных норм в ситуации их крушения.
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней

У истоков научной социологии
Эмиль Дюркгейм и правила социологического метода
    Социология прошлого века была социологией философов-систематиков, дочерью надежд и опасений, о которых говорил Сен-Симон в связи с развитием индустриального общества: рациональная организация, функциональная деперсонализация, взаимозависимость функций, планирование и разделение труда, централизованное планирование производства. Перед лицом таких проблем Конт обосновывал авторитарную систему, Спенсер — эволюционную с изрядной дозой радикального индивидуализма, Прудон поставил на первое место справедливость как принцип прогресса, а Маркс — закон смены социально-экономических формаций.
    Эмиль Дюркгейм (1858—1917) заявил, что социология не есть и не может быть философией истории, открывающей общие законы прогресса человечества. Не может она быть и метафизикой, определяющей природу общества. Социология, стало быть, не философия, не психология и не scientia scientiarum. Это автономная наука со своим предметом и своим правилом метода Конт говорил о «социальной статике» и «социальной динамике», отвечающих за стабильность и развитие общества Спенсер говорил о социальной эволюции органического типа. Дюркгейм назвал специфическим предметом социологии «социальные факты», состоящие в способе действовать, думать, чувствовать, внешние по отношению к индивиду, обладающие принудительной силой. «Их нельзя спутать с органическими и психическими феноменами, пребывающими в индивидуальном сознании и действующими посредством него». Если «социальный факт» несводим ни к биологическому, ни к психическому факту, то очевидно, что он влияет извне на индивида как посредством санкций, так и через сопротивление, оказываемое индивидуальным намерениям. «Социальный фактор определяет и трансформирует неопределенную материю индивидуального, — полагает Дюркгейм. — Такие психические состояния, как религиозность, сексуальная ревность, сыновняя преданность, отцовская любовь суть не просто изначальные наклонности человеческой природы, они — продукт коллективной организации... Почти все, существующее в индивидуальном сознании исходит от общества».
    Социальные факты, изучаемые социологией, делятся на нормальные, представляющие «наиболее общие формы», и «патологические», являющиеся отклонением от первых. Таким образом, норма устанавливается для определенного общества в конкретной фазе его развития. Задача социологии — классифицировать типы общества, от орды до современных сложных социальных организмов.
Суицид и аномия
    Методологические рефлексии Дюркгейма не были пустопорожними упражнениями они следовали из конкретных исследований. В работе «О разделении общественного труда» (1893) он анализирует причины социальной солидарности в современном обществе. В итоге приходит к необходимости выделить «тип простого общества» (основанного на кровном родстве) и «вторичный социальный тип» (основанный на разделении и специализации функций). Первый тип обществ сцементирован общими идеями, оценками и опытом так, словно у общины одно сердце и один ум. Такого рода солидарность он называет механической.
    Солидарность современного индустриального общества решительно иного плана. Субъекты разделены по профессионально-образовательному признаку, семейному и социальному состоянию; все вместе это составляет социальную базу разделения труда. Негомогенное единство людей с различными интересами дает начало органической солидарности и органической системе социального разделения труда.
    Однако замена традиционной власти авторитета рационально организованной системой разделения труда с возрастающим элементом личной инициативы не всегда влечет за собой только благоприятные последствия. Растущее число самоубийств говорит о наличии элементов неудовлетворенности. Исследованию причин феномена суицида посвящена книга Дюркгейма «Самоубийство» (1897). Основываясь на анализе сравнительно-статистических данных, французский социолог выделяет три суицидных типа в связи с тремя типами социальной солидарности.
    Альтруистическое самоубийство порождено, как правило, социальными мотивами (например, чтобы избежать бесчестия, или самоубийство больного старого человека, не желающего быть обузой). Этот тип суицида характерен для сплоченного традиционного общества, где общественные цели превалируют над личными. Другой тип самоубийства — эгоистический, к нему склонны люди, слабо привязанные к группе. Чаще он встречается в обществе с высоким уровнем ответственности, индивидуальной инициативы и свободным личным выбором. В таком случае в ситуации кризиса человек может рассчитывать только на свои внутренние ресурсы. Их отсутствие ведет к отчаянному решению прекратить борьбу за жизнь.
    Помимо указанных типов есть еще суицид «аномийный» (от греч. a-nomos — лишенный законов). Это ситуация отсутствия социальных законов и правил либо наличия противоречивых, неупорядоченных и неэффективных законов. Даже когда сохраняются группы, солидарность в таком обществе утрачивается, и индивид не имеет точки опоры. Аномия — состояние максимального социального беспорядка — часто сопутствует тяжелым экономическим кризисам; эти периоды отмечены резким ростом самоубийств. Впрочем, такой рост зарегистрирован и в моменты внезапного роста благосостояния. С крушением ожиданий связывает Дюркгейм увеличение самоубийств. Приводимые им примеры говорят о том, что, например, самоубийц больше среди представителей свободных профессий и среди протестантов, их значительно меньше среди католиков и еще меньше среди евреев по причине высокого уровня социальной интеграции, проистекающей из фактора веры. Суицидный показатель выше среди одиноких, бездетных и разведенных людей, что также свидетельствует о дефиците интегрирующего фактора.
    Дюркгейм, хотя и критикуемый за модель замкнутой «автономной» социологии, оказал огромное влияние на многих социологов. Среди них был Л. Леви-Брюль (1857—1939), автор таких книг, как «Мораль и наука о нравах» (1903), «Ментальные функции в неразвитых обществах» (1910), «Сверхъестественное в первобытном мышлении» (1931). Дюркгейм сделал попытку, заметил Реймон Арон, показать последнюю границу исторической эволюции в виде рационалистического индивидуализма и либеральной мысли. Эта прогрессивная в целом тенденция провоцирует, однако, социальное разобщение, поэтому коллективные нормы, если их вовремя не закрепить, могут раствориться в аномии.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ДЮРКГЕЙМ ЭМИЛЬ


будет выглядеть так: Что такое ДЮРКГЕЙМ ЭМИЛЬ