Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ДИОНИСИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Дионисий (греч. Dionysios)
        В Сиракузах: Д. I Старший (около 432—367 до н. э., Сиракузы), тиран с 406. Выдвинувшись во время войны с Карфагеном (408—405) как предводитель отряда наёмников, захватил власть, сохранив в демагогических целях народное собрание и совет. Опирался на армию из наёмников, новую чиновную знать, отчасти на торгово-ремесленные слои и бедноту. Д. I вёл широкую завоевательную политику на территории Сицилии, Корсики, Италии. Пользовался поддержкой реакционных элементов всей Греции и сам оказывал помощь, например Спарте в борьбе с Беотийским союзом. При нём Сиракузы превратились в крупный культурный центр; Д. I был автором ряда трагедий, стихов, песен. Д. II Младший (гг. рождения и смерти не установлены), тиран в 367—357 и в 346—344 до н. э. Старший сын Д. I. Как и отец, видя в армии свою опору, став тираном, создал сильное и многочисленное войско. Объявлением амнистии, отменой на 3 года подати и др. мероприятиями Д. II привлёк на свою сторону бедноту. Около 357 вёл войну в Южной Италии с греческими гг. Регием, Кавлонией и племенами луканов. В это время власть в Сиракузах захватил родственник Д. II — Дион. В 346 Д. II вновь овладел властью в Сиракузах. В 344, осаждённый правителем г. Леонтин Гикетом и коринфским полководцем Тимолеоном, сдал крепость последнему; сам Д. II был изгнан в Коринф, был жрецом богини Кибелы, умер в крайней нищете.
         Лит.: Фролов Э. Д., Выступление и приход к власти Дионисия Старшего, «Вестник древней истории», 1971, № 3; Stroheker K., Dionysios I. Gestalt und Geschichte des Tyrannen von Syrakus, Wiesbaden, 1958.
         С. С. Соловьёва.
II
Дионисий (около 1440 — после 1502, по другим исследованиям, после 1503)
        русский живописец. Работал главным образом в Москве и среднерусских монастырях. Большая часть работ Д., исполненных им совместно с др. живописцами, не сохранилась и известна по письменным источникам (фрески Рождественского собора Боровского Пафнутьева монастыря, между 1467 и 1476; иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля, 1481; иконы и фрески соборной церкви Успения богоматери в Иосифо-Волоколамском монастыре, после 1485; и др.). Творчество Д. и его школы развивалось в период образования русского централизованного государства во главе с Москвой, когда постепенно усиливалось значение церковных догм, когда государство, стремившееся использовать искусство для укрепления авторитета великокняжеской власти, проводило политику его последовательной регламентации. В иконах и фресках Д. по сравнению с искусством эпохи Андрея Рублёва проявляются единообразие приёмов, черты праздничности и декоративности, перед которыми несколько отступает психологическая выразительность образов. Иконам Д., с их тонким рисунком и изысканным колоритом, с сильно вытянутыми грациозными фигурами, присущи нарядность и торжественность [«Богоматерь Одигитрия», 1482, «Спас в силах», «Распятие», обе 1500, — все три в Третьяковской галерее; иконы для Ферапонтова монастыря, 1500—02 (по другим исследованиям — 1502—03), совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием, главным образом в Русском музее в Ленинграде и в Третьяковской галерее]. Д. приписывают также иконы «Митрополит Пётр в житии» (Успенский собор Московского Кремля), «Митрополит Алексий в житии» (Третьяковская галерея) и ряд др. работ. Созданные Д. с сыновьями росписи собора Ферапонтова монастыря близ г. Кириллова (1500—02, по др. исследованиям — 1502—03) принадлежат к числу наиболее совершенных образцов средневекового русского монументального искусства, где в стройной и цельной системе росписей органично решены идейно-образные и декоративные задачи. Эти росписи отличаются слитностью с архитектурой и красотой подчинённых плоскости стены композиций, с изящными, как бы лишёнными тяжести фигурами и холодной колористической гаммой, в которой преобладают светлые оттенки. Творчество Д. способствовало распространению на Руси торжественного и праздничного искусства Москвы, позже ставшего общерусским.
         Лит.: История русского искусства, т. 3, М., 1955, с. 482—531; Данилова И. Е., Фрески Ферапонтова монастыря, М., 1970; Голейзовский Н. К., Заметки о Дионисии, «Византийский временник», т. 31, М., 1971, с. 175—187; Danilowa I. J., Dionissi, Dresden, 1970.
         Н. К. Голейзовский.
        Дионисий. «Встреча Марии и Елизаветы». Фреска. Фрагмент росписи собора Рождества богородицы в Ферапонтовом монастыре. 1500—02 или 1502—03.
        Дионисий. «Распятие». Икона. 1500. Третьковская галерея. Москва.
III
Дионисий (светские фамилия и имя — Зобниковский Давид Фёдорович)
        (1570 или 1571, Ржев, — 10.5.1633, Сергиев, ныне Загорск), русский церковный деятель; в 1605—10 архимандрит старицкого Богородицкого монастыря, в 1610—18, 1619—33 — Троице-Сергиева. Во время польской и шведской интервенции начала 17 века (См. Польская и шведская интервенции начала 17 века) поддерживал патриарха Гермогена в борьбе за избрание православного царя; в 1611—12 призывал к борьбе с польскими интервентами и сохранению классового мира. В 1612, при освобождении Москвы, Д. послал драгоценные монастырские ризы в залог казакам, которые отказывались помогать народному ополчению К. З. Минина и Д. М. Пожарского до выплаты жалованья.
         Лит.: Скворцов Д., Дионисий Зобниновский, архимандрит Троице-Сергиева монастыря, Тверь, 1890; Платонов С. Ф., Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI—XVII вв., М., 1937; Сказание Авраамия Палицына, М. — Л., 1955.
Мультимедийная энциклопедия
I. имя нескольких святых и церковных деятелей раннехристианской эпохи. В первые века христианской эры это имя получило широкое распространение. Помимо Дионисия Ареопагита (Псевдо-Дионисия), которому посвящена отдельная статья (см. <<ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ>>), упоминания заслуживают еще несколько Дионисиев. 1. Св. Дионисий, папа Римский (ок. 200-268), папа Римский (259-268), вероятно, грек по происхождению. По завершении гонений Деция и Валериана реорганизовал устройство Римской епархии, в результате чего кладбищенские церкви стали сельскими приходами и были четко определены границы епископств в окрестностях Рима. Папа Дионисий осудил ересь Савеллия, учившего, что три Лица Троицы суть лишь внешние формы проявления или аспекты единого Бога. О его отношениях с Дионисием Александрийским говорится ниже. День памяти святого 30 декабря. 2. епископ Александрийский @ДИОНИСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ Св. Дионисий Александрийский (умер ок. 265), епископ Александрийский, отец Церкви. Родился в конце 2 в. в знатной семье. Обратился в христианство уже в зрелом возрасте. Дионисий обучался у Оригена в александрийской катехизической школе, которую впоследствии (ок. 231) и возглавил. Вероятно, именно в этот период им был написан трактат, посвященный систематическому опровержению атомистического учения Эпикура и его последователей. В 247 или 246 Дионисий стал епископом Александрийским и патриархом северо-восточной Африки. В 248 в Александрии вспыхнули народные волнения, направленные против христиан, а в 249 начались гонения Деция. Дионисий избежал заточения, спешно покинув Александрию, однако ему пришлось пережить много лишений и тягот в Ливийской пустыне, прежде чем он смог вернуться в Александрию (вероятно, в 251). В последующие годы Дионисий играл важную роль во всех событиях, волновавших христианскую общину того времени. Прежде всего он был духовным пастырем, и ему принадлежит множество посланий, трактующих вопросы догматики и церковной политики. Так, в своем послании по поводу тех, кто отступился от христианской веры, он призывал проявлять снисходительность к слабости этих людей - при условии их искреннего раскаяния. Благодаря его усилиям многие закоренелые схизматики вернулись в лоно церкви. В вопросе о перекрещивании тех, кто принял крещение от еретиков, он занял умеренную позицию, убеждая обе спорящие стороны воздерживаться от крайних и насильственных мер. Он первым осудил ересь савеллиан, распространившуюся в Пентаполе, который находился под его епископской юрисдикцией. По-видимому, он первым ввел в обиход праздничные пастырские послания, в которых затрагивались животрепещущие проблемы церковной жизни; эта практика стала отличительной чертой административного уклада Египетской церкви. В 257, когда начались гонения императора Валериана, Дионисию, вместе с другими духовными лицами, пришлось предстать перед судом префекта провинции. За свое свидетельство о вере он был отправлен имперскими властями в ссылку, сначала в Кефрон на границе Ливийской пустыни, затем в Коллуфион, а потом в небольшое селение в окрестностях Мареотского озера. Все эти перемещения были связаны со страданиями и лишениями. Когда при императоре Галлиене вновь водворился мир, Дионисий возвратился в Александрию. Дионисий Александрийский скончался ок. 265. День памяти святого 17 ноября (в Русской православной церкви 6 сентября по старому стилю). @ 2. епископом Коринфский @ДИОНИСИЙ Коринфский Св. Дионисий Коринфский (вторая половина 2 в.), стал епископом Коринфским ок. 170 и принимал деятельное участие во многих событиях того времени. Известен как автор многочисленных посланий, посвященных вопросам догматики, морали, экзегезы и церковной дисциплины. Время смерти святого неизвестно. День памяти святого 8 апреля (в Русской православной церкви 29 ноября по старому стилю). @ 3. епископ и мученик @ДИОНИСИЙ Парижский Св. Дионисий Парижский (3 в.), епископ и мученик. Вместе с несколькими другими епископами был направлен папой в Галлию (предположительно в 3 в.). Претерпел мученическую смерть и погребен в 10 км от Лютеции (Парижа). Впоследствии над местом его погребения была воздвигнута базилика, и культ этого святого получил широкое распространение. Средневековая традиция отождествила его с Дионисием Ареопагитом, обращенного в христианство апостолом Павлом во время его пребывания в Афинах. День памяти святого 9 октября (в Русской православной церкви 3 октября по старому стилю). @ 4. скифский монах @ДИОНИСИЙ Малый (ок. 475-550), скифский монах, живший в Риме с конца 5 в. приблизительно до сер. 6 в. Прозвище Малый (Exiguus), возможно, выражало его смиренное самоуничижение перед другими великими носителями того же имени. Дионисий прекрасно владел и латынью, и греческим языком, что позволило ему играть важную роль в контактах восточной и западной традиций. Он составил компиляцию соборных канонов: 165 из них были переведены им из уже существовавшего к тому времени аналогичного сборника на греческом языке, 50 было заимствовано из Апостольских постановлений; кроме того, в эту компиляцию вошел ряд постановлений, принятых соборами Римской и Африканской церквей. Этот сборник существовал в трех авторских редакциях, последняя из которых, по-видимому, утрачена. В дополнение к этому сборнику Дионисий составил подборку папских декреталий из 41 статьи. Оба сборника на протяжении многих веков служили основой канонического права, которым руководствовалась Западная церковь. Дионисию принадлежал также ряд трактатов об исчислении времени празднования Пасхи, что немало способствовало урегулированию древнего спора. Параллельно он осуществил синхронизацию римской и христианской истории, установив, что Христос родился через 754 года после основания Рима. Его вычисления положили начало системе отсчета времени "от Рождества Христова", которой мы пользуемся и по сей день. @ ЛИТЕРАТУРА Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 II. имя двух древнегреческих тиранов, правивших в Сиракузах на Сицилии. @ДИОНИСИЙ I Старший Когда в 405 до н.э. над греческой частью Сицилии нависла опасность со стороны Карфагена, Дионисий, тогда молодой человек, писец при коллегии стратегов (военачальников), добился, чтобы народное собрание переизбрало всю коллегию. Впоследствии он отстранил коллег от командования, обзавелся личной охраной и захватил власть. Дионисий преуспел в борьбе с карфагенянами, хотя и не изгнал их с Сицилии окончательно, вероятно, также и потому, что постоянное присутствие врага гарантировало тирану верность сицилийцев, искавших у него защиты. Дионисий скопил значительные богатства, выпуская монету облегченного веса, конфискуя имущество противников и продавая население целых городов в рабство. Его заинтересованность в развитии армии и флота вылилась в создание огромных военных кораблей и катапульт. Дионисий превратил Сиракузы в наиболее укрепленный город западного Средиземноморья. Как и тираны в Греции, он стал покровителем искусств, хотя выказал значительный произвол в обращении со своими почетными гостями. Дионисий воспитал в традициях тиранической власти также и своих сыновей и, умирая в 367 до н.э., оставил власть сыну Дионисию Младшему. @ @ДИОНИСИЙ II Младший Когда Дионисий Младший унаследовал власть, Дион, зять Дионисия Старшего, вызвал в Сиракузы Платона, рассчитывая сделать его наставником молодого правителя. Но вскоре Дион лишился благосклонности своего племянника, и Платон вернулся в Грецию. В 356 до н.э. Дион изгнал Дионисия с Сицилии, но в 347 до н.э. Дионисий вновь захватил власть, чтобы снова ее утратить в 344 до н.э. Остаток жизни он провел в изгнании в Коринфе. @ ЛИТЕРАТУРА Фролов Э.Д. Сицилийская держава Дионисия. IV в. до н.э. Л., 1979 Берве Г. Тираны Греции. Ростов-на-Дону, 1997
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ДИОНИСИЙ — в Сиракузах: 1) Д. I Старший (432 — 367 до н.э.) — тиран (с 406). Выдвинулся во время войны с Карфагеном как предвод. отряда наемников; захватил власть, сохранив в демагогич. целях нар. собрание и совет. Организовал сильное и многочисл. наемное войско, явл. наряду с новой чиновной знатью его опорой, ввел воен. машины, построил флот из пятирядных кораблей. В теч. 398 — 367 с перерывами вел войны с карфагенянами за господство в Сицилии, в ходе к-рых захватил о-ва и укрепился на Ю. Италии. Беспощадно расправлялся с противниками, разрушал греч. города, продавал население в рабство, конфисковал земли. Ненавидимый демократич. кругами, пользовался поддержкой реакц. аристократич. элементов всей Др. Греции. Д. I был автором ряда трагедий. При нем Сиракузы превратились в крупный культурный центр. 2) Д. II Младший — тиран (367 — 357 и 346 — 344 до н.э.) старший сын Дионисия I. Прекратил войну с Карфагеном, к-рую вел его отец. Во время похода Д. II против луканов, в 357 до н.э., сиракузянин Дион, стоявший во главе отряда наемников, овладел Сиракузами. Д. II был вынужден уйти в свои владения в Италии. В 346 снова захватил власть в Сиракузах. В 344 сдал город коринфск. полководцу Тимолеону и удалился со своими приверженцами в Грецию.
Русская цивилизация
(ок. 1440 — после 1502), иконописец и живописец, один из величайших художников Святой Руси.
Дионисий расписывал Рождественский собор Пафнутиева Боровского монастыря (1467 — 76); написал иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля; иконы и фрески соборной церкви Иосифо-Волоколамского монастыря (после 1485). В иконах и фресках Дионисия по сравнению с искусством эпохи Андрея Рублева проявляются единообразие приемов, черты праздничности и декоративности, перед которыми несколько отступает психологическая выразительность образов. Иконам Дионисия с их тонким рисунком и изысканным колоритом, с сильно вытянутыми грациозными фигурами присущи нарядность и торжественность («Богоматерь Одигитрия», 1482; «Спас в силах», «Распятие», обе 1500; иконы для Ферапонтова монастыря, 1500 — 02, совместно с сыновьями Владимиром и Феодосией). Дионисию приписывают также иконы «Митрополит Петр в житии» (Успенский собор Московского Кремля), «Митрополит Алексий в житии» и ряд др. работ. Созданные Дионисием с сыновьями росписи собора Ферапонтова монастыря близ г. Кириллова (1500 — 02) принадлежат к числу наиболее совершенных образцов русского средневекового монументального искусства, где в стройной и цельной системе росписей органично решены идейно-образные и декоративные задачи. Эти росписи отличаются слитностью с архитектурой и красотой подчиненных плоскости стены композиций, с изящными, как бы лишенными тяжести фигурами и холодной колористической гаммой, преобладанием светлых оттенков.
Б.C.
Энциклопедия Отечеcтво
1.
ДИОНИСИЙ (ок. 1440 - после 1502 или 1503), живописец, ведущий мастер московской школы 15 в. Иконы ("Спас в силах", 1500), фрески (в соборе Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря близ г. Кириллов, между 1500 и 1503; с сыновьями) выделяются изысканностью пропорций и рисунка, тонкостью колорита, отмечены чертами праздничности и нарядности.
2.
ДИОНИСИЙ (в миру Давид Фёдорович Зобниковский) (ок. 1570-1633), архимандрит Троице-Сергие-ва монастыря в 1610-18 и с 1619. В 1611-12 рассылал грамоты по городам с призывом подняться на борьбу с интервентами. Участвовал в исправлении богослужебных книг.
3.
ДИОНИСИЙ (в миру Димитрий Васильевич Хитров) (1818-96), православный миссионер, ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия; епископ Якутский и Вилюйский. Составил и издал азбуку и грамматику якутского языка и перевод на якутский язык новозаветных и богослужебных книг.
Античные писатели
    Дионисий, Dionysios, лат. Dionysius, из Александрии, греческий христианский писатель, епископ Александрии с 247 (или 248) по 264 (или 265) гг. Обращенный в христианство Оригеном, через некоторое время стал наставником катехистической школы в Александрии. Его многочисленные произведения и письма сохранились только в отрывках. Цитаты и выдержки из его сочинений приводит Евсевий Кесарийский в VII книге Истории Церкви. Целиком сохранилось только два письма: письмо к Новациану, приведенное Евсевием, и письмо к Василиду, епископу Пентаполя, сохранившееся в Канонических посланиях Восточной Церкви.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов
    Дионисий Перебежчик заявил, что конечная цель есть наслаждение; побудила его к этому глазная боль: мучаясь непомерными страданиями, он не в силах был утверждать, будто боль безразлична. Он был сыном Феофанта, родом из Гераклеи, а учился (говорит Диокл) сперва у Гераклида, своего земляка, потом у Алексина и Менедема и, наконец, у Зенона.
    В молодости он был любителем словесности и упражнялся в стихах разного рода, потом стал усердно подражать Арату. А когда он отстал от Зенона, то обратился к киренаикам, стал ходить по дурным домам и бесстыдно предаваться иным наслаждениям. Прожил он восемьдесят лет, а потом уморил себя голодом.
    Книги его известны такие: "О бесстрастии" 2 книги, "Об упражнении" 2 книги, "О наслаждении" 4 книги, "О богатстве, милости и мести", "Об обхождении с людьми", "О благополучии", "О древних царях", "О достохвальном", "О варварских обычаях".
    Таковы были стоики, несогласные с Зеноном; преемником же его был Клеанф, о котором и пойдет теперь речь.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ДИОНИСИЙ


будет выглядеть так: Что такое ДИОНИСИЙ