Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ДАНИЛЕВСКИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Данилевский
        Александр Сергеевич [19.2(4.3).1911, с. Олефировка, ныне Полтавской обл., — 27.6.1969, Ленинград], советский энтомолог, доктор биологических наук (1962), профессор (1963). Заведующий кафедрой энтомологии (с 1955) и декан биолого-почвенного факультета ЛГУ (с 1966). Основные работы по систематике, экологии и физиологии насекомых. Исследования Д. и его школы экологов-экспериментаторов по проблеме фотопериодизма и сезонно-циклических явлений у членистоногих, представляющие оригинальное эколого-физиологического направление в энтомологии, завершились разработкой теории синхронизации годичного цикла насекомых с сезонными изменениями. Изучал систематику чешуекрылых (особенно вредителей садоводства). Создал новую систему палеарктических плодожорок, основанную на их морфологии и экологии. Награжден 3 орденами, а также медалями.
         Соч.: Фотопериодизм и сезонное развитие насекомых, Л., 1961; Листовёртки Tortricidae. Триба плодожорки Laspeyresiini, Л., 1968 (совм. с В. И. Кузнецовым) (Фауна СССР. Насекомые чешуекрылые, т. 5, в. 1, Новая серия, № 98).
         Лит.: «Энтомологическое обозрение», 1969, т. 48, в. 3.
         В. И. Кузнецов.
II
Данилевский
        Александр Яковлевич [10(22).12.1838, Харьков, — 18.7.1923, Петроград], русский биохимик, член-корреспондент Петербургской АН (1898). Окончил медицинский факультет Харьковского университета (1860). С 1863 профессор Казанского университета. В 1871 с группой профессоров подал в отставку в знак протеста против преследований прогрессивного учёного-анатома П. Ф. Лесгафта. В 1872—75 работал в Воронеже, Харькове и Петербурге, затем в Германии и Швейцарии. С 1885 профессор Харьковского университета, с 1892 — Военно-медицинской академии в Петербурге. Основные работы посвящены ферментам, химии белков и вопросам питания. Впервые разработал адсорбционный метод разделения ферментов поджелудочной железы. Предложил теорию строения белковой молекулы, «теорию элементарных рядов». В 1888—91 с братом В. Я. Данилевским (См. Данилевский) издал 2 тома «физиологического сборника» — первого русского физиологического журнала.
         Соч.: Избр. труды, М., 1960.
         Лит.: Буланкин И. Н., А. Я. Данилевский, основоположник отечественной биохимии, Хар., 1950; Шамин А. Н., Развитие химии белка, М., 1966.
III
Данилевский
        Василий Яковлевич [13(25).1.1852, Харьков, — 25.2.1939, там же], советский физиолог, академик АН УССР (1926). Окончил Харьковский университет (1874). Профессор Харьковского университета (1883—1909 и 1917—21), Харьковского медицинского института (1921—26). В 1927 организовал в Харькове Украинский научно-исследовательский институт эндокринологии и органотерапии, где работал до конца жизни. Основные работы по физиологии нервной системы; установил наличие в коре головного мозга центров, регулирующих деятельность внутренних органов. Впервые зарегистрировал электрические явления в головном мозге собаки. Описал суммацию электрических раздражений вагусов. Д. был пионером физиологического изучения Гипноза у животных и человека. Исследовал действие спермола и оварина на изолированное сердце, влияние инсулина на симпатическую нервную систему. Обнаружил и изучил ряд паразитов крови у птиц.
         Соч.: О суммировании электрических раздражений мышц и двигательных (блуждающих) нервов, СПБ, 1879; Исследования над физиологическим действием электричества на расстоянии, [ч. 1—2], Хар., 1900—01.
         Лит.: Финкельштейн Е. А., В. Я. Данилевский — выдающийся русский биолог, физиолог и протистолог (1852—1939), М. — Л., 1955 (имеется список работ).
IV
Данилевский
        Григорий Петрович [14(26).4.1829, с. Даниловка, ныне Харьковской обл., — 6(18).12.1890, Петербург, похоронен в с. Пришиб, ныне Балаклеевского района Харьковской обл.], русский и украинский писатель. Родился в семье укр. помещика. Окончил в 1850 Петербургский университет. Впоследствии крупный чиновник. В 1869—90 редактор официальной газеты «Правительственный вестник». Известны романы Д. «Беглые в Новороссии» (1862), «Воля» («Беглые воротились», 1863, под псевдонимом А. Скавронский), правдиво изображающие борьбу крестьян против крепостного права. С конца 70-х гг. Д. писал исторические романы: «Мирович» (1879), «Княжна Тараканова» (1883), «Сожжённая Москва» (1886). Умение воссоздать быт эпохи, занимательность сюжетов обусловили популярность его романов, несмотря на ограниченность исторические концепции Д.
         Соч.: Сочинения, т. 1—24, 9 изд., СПБ, 1902; Беглые в Новороссии. — Воля (-Беглые воротились), [предисл. Э. Виленской], М., 1956; Мирович. — Княжна Тараканова. — Сожжённая Москва, [М., 1961]; в укр. пер. — Збiгцi в Новоросiї, Львiв, 1892; Новi землi, Львiв, 1897.
         Лит.: Трубачёв С. С., Г. П. Данилевский. Биографический очерк, СПБ, 1893; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. — Л., 1962.
V
Данилевский
        Николай Яковлевич [28.11(10.12).1822, с. Оберце Орловской губернии, — 7(19).11.1885, Тбилиси], русский публицист, социолог и естествоиспытатель, идеолог Панславизма. Окончил Петербургский университет (1847). В конце 40-х гг. участвовал в кружках петрашевцев, по делу которых был в 1850 выслан из Петербурга.
         Социологические взгляды Д., примыкающие к теориям исторического круговорота, сформировались под воздействием виталистских идей и позитивистского культа естественных наук; наиболее полно они изложены в книге «Россия и Европа» (1869). В основе социологической доктрины Д. лежала идея обособленных, локальных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), взаимоотношения которых описываются Д. при помощи биологизаторских построений: подобно живому организму, культурно-исторические типы находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой; так же, как и биологические виды, они проходят естественно предопределённые стадии возмужания, дряхления и неизбежной гибели. Д. выделяет 4 разряда их исторического самопроявления: религиозный, культурный, политический и социально-экономический. Культурно-исторический тип, по Д., эволюционирует от этнографического состояния к государственному и от него — к цивилизации. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. Д. выделяет 10 таких типов, целиком или частично исчерпавших возможности своего развития. Качественно новым, перспективным с точки зрения истории типом Д. считает «славянский тип», наиболее полно выраженный в русском народе. Славянофильскую идею противостояния «мессианской» культуры России культурам Запада Д. вульгаризирует, облекая её в проповедь борьбы российской государственности с др. народами. Тем самым Д. санкционирует политические устремления царизма, оправдывает его великодержавный шовинизм и политику национальной вражды. Учение Д. о враждебном противостоянии культурно-исторических типов всему окружающему миру было воспринято либеральной критикой (Вл. Соловьев, Н. М. Михайловский, Н. И. Кареев) как отход от гуманистических традиций русской культуры. В последние годы жизни Д. в полемике с дарвинизмом привносит в свою мировоззренческую схему телеологически-эволюционистскую идею.
         Идеи Д. оказали сильное воздействие на культурологию К. Н. Леонтьева и в большой мере предвосхитили аналогичные построения О. Шпенглера.
        
         Соч.: Дарвинизм, т. 1—2, СПБ. 1885— 1889; Сборник политических и экономических статей, СПБ, 1890.
         Лит.: Ленин В. И., Тетради по империализму, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 28, с. 506; Кареев Н. И., Теория культурно-исторических типов, Собр. соч., т. 2, СПБ, 1912; Соловьев В. С., Национальный вопрос в России, Собр. соч., 2 изд., т. 5. СПБ, [1912]; Леонтьев К.Н., Владимир Соловьев против Данилевского, Собр. соч., т. 7, СПБ. 1913; История философии в СССР, т. 3, М., 1968 (см. именной указатель); Рашковский Е. Б., В. И. Ленин о психологии реакционного экстремизма..., «Вопросы философии», 1970, №1; Sorokin P. A., Modern, historical and social philosophies,. N. Y., 1963; Walicki A., W kregu konserwatywnej utopii, Warsz., 1964: Mc Master R. Е., Danilevsky. A Russian totalitarian philosopher, Camb. (Mass.), 1967.
         Е. Б. Рашковский.
Современная Энциклопедия
ДАНИЛЕВСКИЙ Григорий Петрович (1829 - 90), русский писатель. Романы "Мирович" (1879), "Княжна Тараканова" (1883), "Сожженная Москва" (1886) - занимательное чтение на историческом материале из эпохи 18 - начала 19 вв.
Ономастикон
см. ДАНИЛЕВИЧ
Русская цивилизация
Николай Яковлевич (28.11.1822-7.11.1885), русский мыслитель, философ, социолог, естествоиспытатель. В 1850-е занимался рыбоводством на Волге, в Каспийском море, на Русском Севере. В 1860-е приступил к исследованию проблем цивилизации. В книге «Россия и Европа» (1869) развивает теорию «культурно-исторических типов» человечества. По его учению, общечеловеческой цивилизации нет и быть не может. Существуют лишь ее различные типы, такие, как египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, еврейский, греческий, римский. В современной истории Данилевский более всего уделяет внимание германским и славянским типам, последний из которых только начинает оформляться. Основы цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются цивилизации другого типа. Период роста культурно-исторического типа не определен. Период же его цветения и плодоношения краток. Последний период исчерпывает раз и навсегда жизненные силы культурно-исторического типа. «Человечество», по мнению Данилевского, это абстракция, пустое понятие, а народ — конкретная и существенная действительность. Значение культурно-исторических типов состоит в том, что каждый из них выражает идею человека по-своему, а эти идеи, взятые как целое, составляют нечто всечеловеческое. Господство одного культурно-исторического типа, распространенное на весь мир, означало бы постепенную деградацию (подробнее об учении Данилевского в Предисловии к словарю).
В последние годы жизни занимался опровержением дарвиновской теории.
Д.К.
Энциклопедия Отечеcтво
1.
ДАНИЛЕВСКИЙ Александр Яковлевич (1838-1923), один из основоположников биохимии в России. Осн. труды по химии белков, в т. ч. про-теолитических ферментов, биохимии питания.
2.
ДАНИЛЕВСКИЙ Григорий Петрович (1829-90), русский писатель. Исторические романы "Мирович" (1879), "Княжна Тараканова" (1883), "Чёрный год" (1888-89) - психологически насыщенные повествования о событиях 18 в.; "Сожжённая Москва" (1886) - из истории Отечественной войны 1812.
3.
ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822-85), публицист и социолог, идеолог панславизма. В конце 40-х гг. участвовал в кружках петрашевцев, по делу которых был в 1850 выслан из Петербурга. В соч. "Россия и Европа" (1869) выдвинул теорию обособленных "культурно-исторических типов" (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам; качественно новым считал "славянский" тип.
Литературная энциклопедия
Григорий Петрович [1829—1890] — русский писатель. Р. в богатой дворянской семье, учился в Петербургском университете. В 1849 был арестован по делу Петрашевского; в 1850—1857 служил в мин. нар. просв.; в 1868—1881 редактировал «Правительственный вестник». Д. — автор ряда исторических романов и повестей, пользовавшихся в свое время большой популярностью и переведенных на ряд иностранных яз.: «Мирович» [1879], «Сожженная Москва» [1886], «Черный год» [1889], «Потемкин на Дунае» и мн. др. Эти романы Д. примыкают к тому течению исторической беллетристики, к-рое в 30-х гг. представлялось Загоскиным, а в 70-х — Салиасом; с последним из них, представителем крупнопоместного стиля в историческом романе, у Д. особенно много аналогий. Поместный генезис его творчества явствует из трактовки им явлений русской истории. Центральными
146 образами композиций Данилевского являются родовые дворяне, крепко преданные престолу и родине, — Глеб Дуганов («Черный год»), морской офицер Концов («Княжна Тараканова»), Перовский («Сожженная Москва») и т. д. Преобладающие темы Данилевского — годы лихолетья русского государства — нашествие Наполеона, бунт Пугачева. Система образов Д. обыкновенно резко делится на две части: бунтовщики экспозируются со стороны по преимуществу отрицательной («Испуганная, бледная Туровцова исчезла среди серых зипунов, чекменей, бараньих шапок и в кучу сбившихся плеч и спин. Раздался неистовый женский вопль. В воздухе бессильно мелькнули белые и худые руки и с развившеюся, тощею косой седая голова. Здесь и там полилась кровь. Падали, с раздробленными черепами, сбежавшиеся последние защитники барского добра». Такова картина крестьянского восстания против справедливой и благородной помещицы). Вся трактовка пугачевщины не выходит у Д. за границы бунта, затеянного яицкими казаками ради их личных выгод. Эта политическая интрига обыкновенно увязывается Д. с любовной экспозицией дворянского бытового уклада. Помимо исторических романов, Д. написал романы полуэтнографического характера. Такова его трилогия — «Беглые в Новороссии», «Беглые воротились», «Новые места» [1862—1863], — давшая критике повод назвать Д. «русским Купером». Библиография: I. Сочин. Д., изд. 7-е, 9 тт., СПБ., 1892—1893 (одно из чрезвычайно многочисленных изданий Д.). II. Скабичевский А., История новейшей русской литературы, гл. XX; Н. Ш(елгунов), Бесплодная нива, «Дело», 1800, X; Гаршин Е., Критические опыты, СПБ., 1888. III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, т. II, СПБ., 1902; Владиславлев И. В., Русские писатели, Л., 1924.
Философский энциклопедический словарь
ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (род. 28 нояб. 1822, с. Оберце Орловской губ. – ум. 7 нояб. 1885, Тбилиси) – рус. социолог, естествоиспытатель, идеолог славянофильства. В книге «Россия и Европа» (1869) изложил социологическую теорию обособленных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), находящихся в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой и проходящих предопределенные стадии возмужания, дряхления и гибели. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. Наиболее исторически перспективным типом считал «славянский тип», наиболее полно выраженный в рус. народе и противостоящий культурам Запада. Идеи Данилевского предвосхищали аналогичные концепции нем. философа культуры Освальда Шпенглера. Данилевский также автор трудов «Дарвинизм» (т. 1-2, 1885-1889) и «Сборник политических и экономических статей» (1890).
Философский энциклопедический словарь 2
        Николай Яковлевич [28.11(10.12). 1822, с. Оберце Орловской губ.,— 7(19).11.1885, Тбилиси], рус. публицист, социолог и естествоиспытатель, идеолог панславизма. В кон. 40-х гг. участвовал в кружке петрашевцев, но делу которых был в 1850 выслан из Петербурга.
        Социологич. взгляды Д., примыкающие к теориям историч. круговорота, сформировались под воздействием виталистских идей и позитивистского культа естеств. наук; наиболее полно они изложены в кн.: «Россия и Европа» (1869). В основе социологич. доктрины Д. лежала идея обособленных, локальных «культурно-историч. типов» (цивилизаций), взаимоотношения которых описываются Д. при помощи биологизаторских построений: подобно живому организму, культурноисторич. типы находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внеш. средой; так же как и биологич. виды, они проходят естественно предопределённые стадии возмужания, дряхления и неизбежной гибели. Д. выделяет 4 разряда их историч. самопроявления: религиозный, культурный, политический и социально-экономический. Культурно-историч. тип, по Д., эволюционирует от этнографич. состояния к государственному и от него — к цивилизации. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-историч. типов. Д. выделяет 10 таких типов, целиком или частично исчерпавших возможности своего развития. Качественно новым, перспективным с т. зр. истории типом Д. считает «славянский тип», наиболее полно выраженный в рус. народе. Славянофильскую идею противостояния «мессианской» культуры России культурам Запада Д. вульгаризирует, облекая её в проповедь борьбы росс, государственности с др. народами. Тем самым Д. санкционирует политич. устремления царизма, оправдывает его великодержавный шовинизм и политику нац. вражды. Учение Д. о враждебном противостоянии культурно-историч. типов всему окружающему миру было воспринято либеральной критикой (Вл. С. Соловьёв, Н. К. Михайловский, Н. И. Кареев) как отход от гуманистич. традиций рус. культуры. В последние годы жизни Д. в полемике с дарвинизмом привносит в свою мировоззренч. схему телеологически-эволюционистскую идею.
        Идеи Д. оказали сильное воздействие на культурологию Леонтьева и в большой мере предвосхитили аналогичные построения Шпенглера.
        Дарвинизм, т. 1—2, СПБ, 1885—89; Сб. полнтич. и экономич. статей, СПБ, 1890.
        Ленин В. И., Тетради по империализму, ПСС, т. 28, с. 506; Кареев Н. И., Теория культурно-историч. типов, Собр. соч., т. 2, СПБ, 1912; Соловьёв В. С., Нац. вопрос в России, Собр. соч., т. 5, СПБ, [19122]; Леонтьев К. П., Владимир Соловьёв против Д., Собр. соч., т. 7, СПБ, 1913; История философии в СССР, т. 3,М., 1968; P а ш к о в с к и и Е. Б., В. И. Ленин о психологии реакц. экстремизма..., «ВФ», 1970, № 1; McMaster R. E., Danilevsky. A Russian totalitarian philosopher, Camh. (Mass.), 1967.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ДАНИЛЕВСКИЙ


будет выглядеть так: Что такое ДАНИЛЕВСКИЙ