|
|
|
|
|
ЦЕРКОВЬ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
[от греч. kyriake (oikia)— божий дом], 1) особый тип религиозной организации, объединение последователей того или иного религиозного направления на основе общности вероучения и культа; главные отличительные признаки Ц.: наличие более или менее разработанной догматической и культовой системы (см. Догматы, Культ); иерархический характер, централизация управления; разделение всех, принадлежащих к Ц., на профессиональных служителей культа (духовенство) и рядовых верующих (мирян). Во всех антагонистических социальных системах Ц. связана с господствующими классами, выполняет важные политические, правовые и идеологические функции, поддерживая и освящая эксплуататорские отношения. В социалистических странах Ц. осуществляет исключительно религиозные функции. Религиозные организации, представляющие собой частные объединения верующих, имеют единственную цель — совместное отправление религиозного культа; обязаны соблюдать законодательства о культах. В СССР и в большинстве других социалистических стран Ц. отделена от государства.
Ц. окончательно оформилась в эпоху феодализма. В этот период она была особенно тесно связана со всей государственной и социальной структурой, выступая, — как отмечал Ф. Энгельс, — «... в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Церковный приход был не только религиозной, но и социальной ячейкой, своего рода соседской общиной. К Ц. принадлежали все члены общества (отлучение от Ц. являлось наказанием; все, отошедшие от неё, квалифицировались как «еретики»). Для рядовых прихожан (крестьян, ремесленников) храм являлся не только местом отправления обрядов, но также политическим и общественным центром. Принадлежность к данной Ц. в эпоху феодализма основывалась преимущественно не на сознательном выборе, а на семейных и национальных традициях. Ц. противостояли секты, включавшие в себя людей, отколовшихся от неё, порвавших с господствующей религией и выступавших, как правило, с позиций неприятия существующего строя (см. Сектантство). Большинство сект, в отличие от Ц., формировалось преимущественно на основе индивидуального сознательного вступления в них.
При капитализме положение Ц. (как и др. религиозных организаций) существенно меняется. Ц. утрачивает свою монополию в различных областях умственной деятельности, в ряде капиталистических стран (Франция, США и др.) отделяется от государства и теряет прежние правовые функции. Возникает «религиозный плюрализм», при котором равноправные в юридическом отношении религиозные организации конкурируют друг с другом; в области религии индивиду предоставляется известная свобода выбора, маскирующая связь религиозных организаций, и в первую очередь Ц., с господствующим классом. Капиталистическая индустриализация и урбанизация меняют облик первичной церковной общины: разрыв между местом работы и местом жительства, усиление социальной и территориальной мобильности населения, распространение религиозного индифферентизма и свободомыслия — всё это меняет прежнюю роль прихода. Религиозная группа в условиях капитализма не совпадает с какими-либо иными социальными общностями. Свою принадлежность к Ц. многие верующие воспринимают формально. Стираются различия между Ц. и сектами. Ц. фактически перестаёт включать всё население; многие секты становятся массовыми, утрачивая прежний замкнутый характер; осуждение ими существующего миропорядка зачастую сменяется полным его приятием.
Крупнейшие христианские Ц.: Православная церковь (состоящая из автокефальных церквей), католическая (см. в ст. Католицизм), Армянская апостольская церковь, протестантские церкви [Англиканская церковь, лютеранская церковь (см. в ст. Лютеранство), кальвинистская церковь (см. в ст. Кальвинизм)]. В протестантизме многие секты преобразовываются в Ц. (Методисты, Баптисты, Меннониты).
В конфуцианстве, буддизме, иудаизме такой четко выраженной корпоративной централизованной церковной организации, как в христианстве, не сложилось (хотя и существует в некоторых из них иерархия духовенства), ибо эти религии в первую очередь декларируют тождественность гражданской и религиозной общин, принципиально отвергая саму идею их раздельного существования (а значит. и автономного религиозного коллектива в лице Ц.).
Д. М. Угринович.
2) Здание для богослужений в христианской религии. На протяжении многовековой истории христианства у различных народов сложились разнообразные типы Ц., состоящих, как минимум, из алтарной части (см. Алтарь), ориентированной на В., и примыкающего к ней помещения для молящихся. Чаще Ц. — комплекс из многих взаимосвязанных частей (см. Капелла, Крипта, Придел, Трапезная). Главная христианская Ц. города или монастыря называется собором. Лютеранские Ц. обычно называются кирками или кирхами, польские католические Ц. — костёлами.
|
Русская цивилизация |
(греч.: Божий дом), 1) храм; 2) мистическое Тело Христово; 3) церковный народ. |
Идеографический словарь |
^ организация (сообщество)
^ сторонник, религия
церковь - религиозное объединение верующих.
церковь. церковный.
миряне. мирянин.
паства.
прихожане. прихожанин.
приход.
священноначалие.
синод. синодальный.
капитул.
конклав.
епархия.
патриархия. патриаршество.
уния. униаты.
автокефалия.
консистория.
медресе. | денарий.
энциклика. | бреве.
конкордат. | номоканон.
масоны, франкмасоны.
церковноприходской.
симония. |
Орфографический словарь Лопатина |
ц`ерковь, ц`ерковь, -кви, тв. -ковью, мн. -кви, -кв`ей, -кв`ам и -кв`ям (религиозная организация; храм) и Ц`ерковь, -кви, тв. -ковью (Божественное учреждение, богосл. ; вместо Русская православная церковь) ; Б`елая Ц`ерковь (город) |
Словарь Даля |
муж. церква, ·*южн., ·*зап., ·*новг. место, здание для христианского богослужения, храм, Божий храм. У нас церковь отличается от молитвенного дома освященьем престола, заменяемого в походной, переносной церкви антиминсом. Церковь не в бревнах, а в ребрах. Пойдем в церковь! - "Вишь, грязно!" - Ну, в кабак! - "Уж разве как-нибудь под забором пробраться". Соборная церковь, собор, бесприходная и главная. Сельская церковка. Развалившаяся церквишка. Огромная церквища. Близко церковь, да далеко от Бога, говорится о попе; здесь вин., вместо, род. близко церкви. Дома спасайся, а в церковь ходи. Не грози попу церковью: он от нее сыт живет! Что больше народу в церкви, то он (ханжа) выше руку заносит.
Общество одноверцев, единоверцев, одноисповедников, одной христианской веры и самое исповеданье, вера. Церковь соборная, вселенская, общая христианская, до раздела на исповеданья. Церковь восточная, греческая, православная; - западная, католическая, римская. Церковь языческая, церк. из обращенных язычников образованная. Церковь царская, ·стар. ружная. - крестовая, в архиерейском доме. - походная, шатер, намет. Церковный, к церкви принадлежащий, относящийся. Церковная утварь, ризница. - ограда, земля. Церковное пение, служба, обряды; - праздник, - звон, благовест. Церковный, в виде сущ. или церковник, церковница, причетник и жена его; человек духовного звания, но не посвященный в сан.
·*ниж.-сем. сын церкви, православный и единоверец, не раскольник, а посещающий церковь или прихожанин.
Церковник (в цвету), рогульник (в семенах), растение Pedicularis; его в Троицын день набирают в церковь пучками, ·*твер. Церковников, церковницын, что лично их; церковничий, церковнический, к ним относящийся. Церковность жен. церковный быт, порядок и обряды служенья;
принадлежность кого к церкви. Церквище ср. языческий храм, требище, капище, идолище. Церквища, увеличит. Церковище ср., ·*твер. место срытой церкви, где обычно на месте престола ставится часовня. Церковнослужитель, причетник, дьячок, пономарь, звонарь; церковнослужительница, просвирня; церковнослужителев, что лично его; церковнослужительский, к ним относящийся |
Словарь Ожегова |
Ц’ЕРКОВЬ, -кви, мн. -и, -ей, -ам, жен.
1. Объединение последователей той или иной религии, организация, ведающая религиозной жизнью и соответствующим культом; религиозная община. Православная ц. Католическая ц. Протестантские церкви (напр. лютеранская, англиканская).
2. Православный храм. Каменная ц. Ц. с колокольней. Ходить в ц.
• Соборная церковь то же, что церковный собор.
уменьш. церковка, -и, жен. (ко 2 знач.), церковка, -и, жен. (ко 2 знач.) и церквушка, -и, жен. (ко 2 знач.).
прил. церковный, -ая, -ое. Церковная литература. Церковная музыка. Церковная служба. Ц. брак. Церковные праздники. Церковные действа (обряды русской православной церкви). Церковная паперть.
• Церковный собор съезд высшего духовенства христианской церкви для решения вопросов вероучения, церковного управления. |
Словарь синонимов Абрамова |
см. храм |
Словарь Ушакова |
Ц’ЕРКОВЬ (церква ·обл.), церкви, мн. церкви, церквей, церквам (церквям ·прост.), ·жен.
1. Здание, в котором происходит богослужение. Каменная церковь. Деревянная церковь. Пятиглавая церковь. Шатровая церковь. Отвести церковь под клуб.
2. Христианская организация, объединенная единством догматов и обрядов. Православная церковь. Католическая церковь. Лютеранская церковь. Господствующая церковь. Отцы церкви. Живая церковь (см. живой).
Руководство такой организации. Решение церкви. |
Толковый словарь Ефремовой |
[церковь]
ж.
1) Религиозная организация духовенства и верующих, объединенная общностью верований и обрядности.
2) Здание, в котором происходит христианское богослужение; храм. |
Этимологический словарь Крылова |
- Восходит к греческому kyrikon (в значении "господнее") от kyros – "господь". То же греческое слово легло в основу и заимствованного нами из немецкого существительного кирка (немецкое Kirche). На примере этой пары (кирка – церковь) видно, как слова, восходящие к одному источнику, изменяются, подчиняясь законам языков, которыми они были заимствованы. |
Социологический Энциклопедичечкий Словарь |
ЦЕРКОВЬ (от греч. kyriake (oikia) - Божий дом) - англ. church; нем. Kirche. 1. Тип религиозной организации, соц. институт, осуществляющий религиозную деятельность и характеризующийся: авторитарным централизованным иерархическим правлением, общими основными положениями религиозного вероучения и культовых обрядов. Ц. обладает четко определенной системой норм религиозной морали, канонического права, ценностей и санкций. 2. Синоним религии или крупного религиозного течения (католическая Ц., православная Ц.); организованная форма объединения последователей к.-л. религии или ее отдельных направлений и течений. 3. Христианское культовое здание, имеющее алтарь и помещение для богослужения. |
Новый философский словарь |
(греч. - kyriakon - дом Господний)
специфический тип самодеятельной и самоуправляемой религиозной организации, объединяющей единоверцев и противопоставляющей их иноверцам на основании особых вероучения и культа. В христианской традиции: наименование всей совокупности всех религиозно-христианских общин в стране или в мире в целом; обозначение здания или сооружения, в котором осуществляются богослужения; здание религиозной общины. Ц. - религиозная организация, основанная самим Иисусом Христом, являет собой мистическое "тело Христово" - "corpus mysticum". (В Ц. принято различать "видимое тело" - общество верующих, иерархию из паствы и клира, храмы и т.п., а также "невидимую Ц.", главой которой считается Господь Иисус Христос). Теоретическое обоснование идеологии и практики Ц. принято связывать с мыслями и деяниями апостола Павла. Преодолевая национально-традиционалистские условности иудейского христианства, апостол Павел акцентировал наднациональный характер идеи спасения для общества, возникшего на основе веры в Иисуса Христа. Апостол Павел актуализировал для христианской философской традиции такие понятия античного мировоззрения, как дух, тело, закон, благодать, жизнь, смерть и т.д. В границах христианского миропонимания, Ц. - социальное чудо, сопряженное явлению человеку Бога в облике Христа и выступающее как бы его продолжением. Первоначально единая Ц. распалась на ряд Ц.: в 11 веке выделились не признававшие власть пап греческая и иные восточные Ц. (в католической традиции оформляется парадигма отождествления Ц. с Софией), в 16 в. - оформилось протестантство в виде Ц. лютеранской и Ц. реформаторской.
А.А. Грицанов |
Философский энциклопедический словарь |
ЦЕРКОВЬ (от греч. kyriakon – дом Господний) – в христианстве название здания, в котором происходит богослужение, или здания религиозной общины или в целом название всей совокупности всех религиозно-христ. общин в стране или вообще на всей земле. Церковь как религиозная организация, основанная самим Христом, есть мистическое «тело Христово»; см. CORPUS MYSTICUM. Решающее значение для ее развития и теоретического обоснования имели деяния апостола Павла. С точки зрения христианства, церковь – общественное чудо, которое соответствует явлению человеку Бога в образе Христа и выступает как бы его продолжением. От единой церкви, находившейся под властью папы, в И в. отделились греч. и др. восточные церкви, которые больше не признавали верховной власти пап. От рим.-католич. церкви (см. также КАТОЛИЦИЗМ) откололась в 16 в. протестантская (см. ПРОТЕСТАНТИЗМ), которая тотчас же снова распалась – на реформатскую и лютеранскую церкви. Внутри них существует много сект. |
Энциклопедия афоризмов |
см.также РЕЛИГИЯ, ДУХОВЕНСТВО
Нет спасения вне церкви.
•Августин Блаженный
Церковь - скорее лечебница для грешников, чем музей святых.
•Эбигайл Ван Берен
Церковь, связывая, дарует свободу.
•Стефан Наперский
Церковь - это место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, расхваливают их перед людьми, которые никогда туда не попадут.
•Генри Луис Менкен
Если бы Церковь была совершенна, тебя бы в ней точно не было.
•Американское изречение
Я верую в Церковь - Святую, Вселенскую и Апостольскую, и я сожалею, что ее нигде нет.
•Приписывается Уильяму Темплу
Церковь не в бревнах, а в ребрах.
•В. Даль. «Пословицы русского народа»
Обряд - религиозный пепел: он охраняет остаток религиозного жара от внешнего холода жизни.
•Василий Ключевский
Церковь - единственный бизнес, который в плохие времена переживает пик конъюнктуры.
•Чарлз Эйнджел
Наверно, царь Мидас проходил мимо креста Спасителя. Кругом золотые кресты.
•Станислав Ежи Лец |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: ЦЕРКОВЬ
будет выглядеть так: Что такое ЦЕРКОВЬ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|