Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

БРАК

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
(Braque)
        Жорж (13.5.1882, Аржантёй, — 31.8.1963, Париж), французский художник. Учился в школах изящных искусств в Гавре и Париже. С 1905 писал пейзажи в духе Фовизма, в 1908 обращение к опыту П. Сезанна делает его наряду с П. Пикассо основателем кубизма. В почти монохромных кубистических композициях («Женщина с гитарой», 1913, Музей современного искусства, Париж) Б. стремится к абстрагированию форм и к разнообразию фактуры: включает в картины куски бумаги, дерева, примешивает песок. После 1917 Б. постепенно отходит от кубизма, пишет более разнообразные по цвету плоскостные полотна (натюрморты, пейзажи, картины с человеческими фигурами), где линия обретает почти орнаментальную выразительность и гибкость. Б. работал также как график, скульптор и театральный художник.
         Лит.: Hauert R., Verdet А., Georges Braque, Gen., 1956.
        Ж. Брак. «Натюрморт с музыкальными инструментами». 1908.
II
        исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. От характера брачных отношений в значительной мере зависит рост населения, физическое и духовное состояние новых поколений. В Б. упорядочивается и реализуется естественная потребность людей в продолжении рода, преобразованная социальными условиями и культурой.
         Социальная сущность Б. определяется в конечном счёте господствующими общественными отношениями, он также испытывает влияние политики, права, нравственности, религии. Санкционируя Б., общество берёт на себя определенные задачи по его охране и налагает на людей, вступивших в Б., ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а следовательно, за будущее семьи. «Если бы брак не был основой семьи, — писал К. Маркс, — то он так же не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 162).
         Как социальное отношение, Б. имеет преимущественно нравственную природу, поскольку мужчина и женщина выступают в нём как личности (См. Личность). В числе нравственных ценностей, имеющих особенно большое значение для стабильности Б., — индивидуальная половая любовь, супружеский и родительский долг, взаимное уважение и помощь.
         Относительно первоначальных форм Б. высказываются различные гипотезы. Большинство советских учёных считает, что первоначально, в эпоху «первобытного человеческого стада» (См. Первобытное человеческое стадо), Б. отсутствовал. Господствовали отношения т. н. Промискуитета, при которых каждая женщина данного стада могла вступить в половые отношения со всеми мужчинами, а каждый мужчина — со всеми женщинами. В среднем или верхнем палеолите, с возникновением родового строя, появляются Экзогамия и Групповой брак, при котором все мужчины одной группы имели право на половые отношения со всеми женщинами другой группы. Эпизодическое сожительство отдельными парами с развитием родового строя привело к возникновению парного брака (См. Парный брак), объединявшего уже только одну супружескую пару. Возможно, супруги продолжали жить каждый в своей родовой группе (Дислокальный брак), позднее муж стал переходить на жительство в род жены (Матрилокальный брак), а затем — жена в род мужа (Патрилокальный брак), личное имущество супругов оставалось раздельным. Б. был непрочным и легко расторжимым: широко сохранялись пережитки группового Б. (см. Сорорат, Полигамия). В развитом неолите и позже, в эпоху металлов, в процессе распада родового строя возникла патриархальная семья, а с нею моногамный (единобрачный) Б., призванный прочно соединить супругов между собой и с их потомством и тем самым обеспечить целостность семьи, впервые ставшей экономической ячейкой общества. Жена вместе с детьми подпала под власть мужа. Получили широкое распространение покупка и Умыкание невест, Левират, обменный и Ортокузенный брак. Своё дальнейшее законченное выражение моногамный Б. нашёл в моногамной, или малой, семье, возникшей на заключительном этапе распада первобытнообщинного строя. Процесс развития моногамного Б. был ускорен с возникновением частной собственности, породившем собственническую форму моногамии. Её наиболее характерные признаки: приоритет утилитарных соображений (накопление собственности и передача её по наследству) над всеми другими (психологическими, нравственными, эстетическими); порабощённость женщин: принудительность супружеской верности.
         В антагонистических классовых формациях моногамный Б. приобретает ряд специфичных для данной формации социально-правовых черт. Так, в рабовладельческом обществе Б. признавался только для свободных граждан, а супружеские отношения рабов рассматривались просто как сожительство. В раннем европейском средневековье был установлен обязательный для всех церковный Б., однако крепостные могли вступать в Б. лишь с согласия феодала. Распространение при капитализме трудовой деятельности женщин, падение престижа и влияния религии, демократизация брачносемейного законодательства и половой морали привели, с одной стороны, к дезорганизации и кризису «классического» собственнического Б. (рост числа разводов и «дезертирств»), с другой — к развитию новой формы брачных отношений, основывающихся преимущественно на взаимном чувстве и личном выборе и характеризующихся относительным равноправием супругов.
         Социалистические преобразования общества, обеспечивая равноправие женщин с мужчинами, способствуя распространению в массах коммунистической морали, ведут к нравственному обогащению отношений между полами. Б. в условиях социализма представляет собой добровольный, равноправный, свободный от утилитарных расчётов и вмешательства третьих лиц союз мужчины и женщины, целью которого является обеспечение их права на супружество, материнство и отцовство. Правовое и нравственное регулирование брачных отношений не противоречит свободе Б. и направлено в первую очередь на защиту его от пережитков старой, собственнической морали. См. также Семья.
         А. Г. Харчев, А. И. Першиц.
         Правовое регулирование. Б. влечёт установление особых правовых отношений между супругами, а затем — между супругами и детьми и другими членами семьи. В СССР юридические последствия вызывает лишь Б., зарегистрированный в установленном порядке. Б., не оформленный надлежащим образом, не порождает между мужчиной и женщиной прав и обязанностей супругов. Регистрацию Б. производят органы записи актов гражданского состояния (См. Акты гражданского состояния) (загсы) или сельские (поселковые) Советы, выполняющие функции загсов. Религиозный обряд Б. не имеет правового значения. Это правило не относится к совершенным до образования или восстановления советских органов загса религиозным обрядам и полученным в их удостоверение документам о заключении брака (ст. 6 Кодекса о браке и семье РСФСР 1969). В СССР все вопросы, связанные с режимом Б., регулируются Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 («Ведомости Верховного Совета СССР», 1968, № 27, ст. 241), республиканскими кодексами о браке и семье (КОБИС) и другими законодательными актами союзных республик. Заключение Б. допускается лишь при взаимном согласии мужчины и женщины, что исключает какое-либо давление на лиц, вступающих в Б., а также возможность заключения Б. при помощи обмана. Нарушение этого принципа означает несоответствие волеизъявления лица, вступающего в Б., его действительной воле, поэтому Б. считается противозаконным и признаётся недействительным. Не может быть также зарегистрирован Б. между лицами, из которых хотя бы одно было признано недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия. Для заключения Б. необходимо достижение супругами определённого, т. н. брачного возраста, который в СССР составляет 18 лет. Законодательством союзных республик этот возраст может быть снижен, но не более чем на 2 года. Регистрация Б. в возрасте до 18 лет допускается кодексами союзных республик в отдельных случаях, как исключение.
         Заключение Б. возможно при условии, если лицо не состоит одновременно в другом зарегистрированном Б. В тех союзных республиках, где двоеженство (См. Двоежёнство) (или многоженство) является пережитком старых обычаев, оно признаётся преступлением и преследуется в уголовном порядке. Не допускаются Б. между родственниками: по прямой линии — независимо от степени родства, а по боковой — линии — между братьями и сестрами полнородными и неполнородными (см. Родство), а также между усыновителями и усыновленными. Важнейший принцип советского законодательства о Б. и семье — полное равноправие мужчины и женщины. На возможность вступления в Б. и характер брачных отношений не оказывает также никакого влияния национальный или расовый признак, вероисповедание. Для оформления Б. не требуется чьего-либо разрешения. Процесс заключения Б. включает две стадии: подача заявления о регистрации и сама регистрация Б. (зарегистрированным Б. считается с момента выдачи свидетельства о Б.). Прекращение Б. допускается по основаниям, установленным законом (см. Расторжение брака).
         В законодательстве других социалистических стран правовая регламентация Б. основывается на принципах, аналогичных принципам советского права.
         В законодательстве буржуазных государств Б., как правило, гражданско-правовая сделка. Соответственно порядок оформления Б. устанавливается не семейным, а гражданским законодательством, весьма архаичным. Так, в ФРГ до сих пор действует Германское гражданское уложение 1896 (с незначительными изменениями), во Франции — Гражданский кодекс 1804 (с поправками 1965) и т.п. Характерной чертой законодательства большинства буржуазных государств является неравноправное положение женщины в семье, её имущественное неравенство, умаление её родительских прав. Брачный возраст в большинстве стран ниже для женщины: во Франции — 15 лет (для мужчин 18 лет), в Италии — соответственно 14 и 16 лет, в ФРГ 16 и 21, в США (в различных штатах) 14—18 и 15—21. В Великобритании брачный возраст для мужчины и для женщины составляет 16 лет. Очень большое значение при заключении Б. имеет решение вопроса о режиме имущества будущих супругов (см. Брачный контракт). В дореволюционной России запрещались Б. после 80 (а по церковным предписаниям — после 60 лет), в США в 31 штате законодательством запрещены Б. между белыми и неграми. В ряде мусульманских стран (например, в Саудовской Аравии, Йеменской Арабской Республике) законодательством допускается многоженство. Во многих странах в вопросах Б. и семьи сильно влияние церкви (особенно католической).
         В отдельных странах (например, в Иране, Японии) законодательство признаёт юридическую силу за т. н. временными Б., продолжительность которых определяется соглашением сторон и устанавливается в брачном договоре. Одновременно устанавливается размер выкупа, который супруг передаёт жене в таком Б. По истечении срока, на который он был заключён, Б. и всякие правовые отношения между супругами считаются прекратившимися.
         Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Ленин В. И., О значении воинствующего материализма, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 31 —33; его же, [Письма] И, Ф. Арманд от 23 мая 1914, 4 января 1915 и 24 января 1915, там же, т. 48 и 49; Вольфсон С. Я., Социология брака и семьи, Минск, 1929: его же, Семья и брак в их историческом развитии, М., 1937; Свердлов Г. М., Брак и развод, М.— Л., 1949; Харчев А. Г., Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования, М., 1964; Косвен М. О., Очерки истории первобытной культуры, 2 изд., М., 1957; Goode W. J., World revolution and family patterns. Chi.. 1963; Aldous J., Hill R., International biblioraphy of research in marriage and the family. 1900—1964, [Minneapolis, 1967].
Современная Энциклопедия
БРАК, семейный союз, порождающий права и обязанности супругов по отношению друг к другу и к детям. В большинстве современных государств закон требует соответствующего оформления (регистрации) брака в специальных государственных органах; в некоторых государствах правовое значение придается также браку, заключенному по религиозным обрядам. Иногда (например, во Франции) при оформлении брака заключается брачный контракт (письменное соглашение жениха и невесты о режиме их имущества после вступления в брак). В России признается только брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния (загсах). До 1944 к зарегистрированному приравнивался так называемый фактический (незарегистрированный) брак. Смотри также Брачный возраст, Расторжение брака.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    БРАК — в Др. Греции существов. моногамия (единобрачие). Однако в легендах описыв. и более древ. формы Б. (клановая, похищение или купля невесты, полигамия), какие наблюд. у народов, стоящих на низкой ступени обществ. развития и на Востоке. Герои Гомера часто имели внебрачных жен. В Риме до нач. н.э. обычными были Б., в к-рых жена совершенно покорна власти мужа. Наряду с этой формой в соотв. с Законами 12 таблиц существовали Б. «без власти», к-рые распростр. все шире. В таких Б. было узакон. раздельное владение имуществом мужа и жены, в то время как в Б. жена в правовом отношении занимала место дочери, ее имущество принадлежало мужу. Первой и гл. целью Б. как в Греции, так и в Др. Риме было обеспеч. кровного наследования. Уже Сократ и его ученики ценили в Б. полную общность жизни мужа и жены. Христианство видело в таинстве Б. прежде всего организацию религ. жизни. Необходимым условием признания законности Б. в Др. Греции было достиж. совершеннолетия (Б. могли также совершаться между гражданами разных греч. госуд.), в Др. Риме — достиж. брачного возраста (для девушки — 12 лет, для юноши — 14 лет), согласие обеих сторон. Б. запрещ., если одно из условий не соблюд. (напр., у рабов), а также душевнобольным и кровным родственникам. Брачная процедура сводилась к заключ. договора жениха с отцом или опекуном невесты. Особый религ. обряд заключ. Б. существовал для патрициев. Расторж. Б. происходило в случае смерти одного из супругов, при утрате гражд. прав или при разводе. В связи с падением нравов имп. Августом были изданы особые законы о Б. Сожительство, не признан. Б., у римлян назыв. конкубинатом.
Русская цивилизация
(от гл. «брать»), союз мужчины и женщины для плотского общения, взаимной помощи и поддержки, совместного ведения хозяйства и воспитания детей.
«В браке, — пишет Иоанн Златоуст, — души соединяются с Богом неизреченным неким союзом». По мнению св. Климента Римского и Тертуллиана, муж и жена созданы по образу Христа и Церкви. «Брак есть таинство любви», — говорит св. Иоанн Златоуст и поясняет, что «брак является таинством уже потому, что он превышает границы нашего разума, ибо в нем два становятся одним». С этим неразрывно связан и благодатный характер брачной любви, ибо Господь присутствует там, где люди объединены взаимной любовью (Мф. 18: 20). «Существовала любовь безмятежная к Богу и любовь взаимная супругов, живших в верном и искреннем сообществе, а вследствие этой любви великая радость, так как предмет любви не переставал быть предметом наслаждения» (Блж. Августин).
О браке как союзе любви свидетельствуют литургические книги Русской Православной Церкви. «О еже ниспослатися им любви совершенней, мирней», «соединение и союз любви положивый», — говорится в последовании обручения. «Друг к другу любовь», — возносится в последовании венчания. «Неразрешимый союз любви и дружество», — говорится о браке в молитве на разрешение венцов. В православном чине венчания брак — великая радость: «О еже возвеселитися им...», «Да приидет на ня радость оная...», «Возвесилиши я радостию...», «Соединялся в радость сию...» Христианская брачная любовь есть не только радость, но и подвиг, способность на самопожертвование, ибо христианин не знает иной брачной любви, кроме любви, подобной любви к своей Церкви Христа, «который предал себя за нее» (Еф. 5: 25).
В понятиях Святой Руси, в браке превыше всего не плотская связь, а отношения между двумя христианскими душами, для которых важнее всего — понятие любви, в смысле «Бог есть Любовь». Брачные отношения осуществляются только через посредничество Бога. «Любовь не связь, а отношение к человеку». «В древнерусском браке не пары подбирались по готовым чувствам и характерам, а характеры и чувства вырабатывались по подобранным парам» (В.О. Ключевский). «Нравственное значение брака состоит в том, что женщина перестает быть орудием естественных влечений, а признается как существо, абсолютно ценное само по себе, как необходимое восполнение человека до его истинной целостности. Без брака, как без хлеба и вина, без огня, без философии, человечество могло бы, конечно, существовать, но недостойным человека образом — обычаем звериным» (B.C. Соловьев). «Брак как условие есть обязательство двух людей разных полов иметь детей только друг от друга. Нарушение этого условия есть обман, измена и преступление. Какого великого блага могут достигнуть два любящих супруга, если они поставят своей целью совершенствование и будут помогать в этом друг другу: напоминанием, советом, примером» (Л.Н. Толстой). «В браке три четверти счастья человечества, а в остальном — едва ли четверть» (Ф.М. Достоевский).
О. Платонов
Идеографический словарь
^ союз
^ для (чего), создавать, семья
брак - свободный, добровольный союз между мужчиной и женщиной, основанный на взаимной любви
и уважении, закрепляющий их личные и имущественные отношения, имеющий целью создание
семьи (заключить #).
брачный.
супружество. супружеский.
марьяж (устар). матримониальный.
союз (брачный #). узы (брачные #. # супружества).
Гименей. узы Гименея.
женатый.
партия (устар. выгодная партия).
составить [сделать] партию кому (устар).
не пара кто кому.
брак по любви. брак по расчету.
поговорки: с лица не воду пить.
Орфографический словарь Лопатина
брак, брак, -а
Словарь Даля
муж. законный союз мужа и жены; супружество; таинство венчания, соединение четы церковию. Браки мн., церк. брачный пир. Жених весел, всему браку радость. Вообще пиршество, почетное угощенье (от брашно). Всхоте брак сотворити ему (Св. Борису), Нест.
В высшем ·знач. союз церкви с Господом, воссоединение человека через церковь. Брак без повенчания, сожительство. Брак морганический, когда несродная мужу, по происхождению, жена и дети ее лишаются родовых законных отцовских прав. Бракосочетание, брачение ср. венчание, повенчание четы, обряд освящения брака установленным церковью таинством. Брачный, относящийся ко браку, к свадьбе. Брачить кого, венчать, более употр. обрачить; брачиться, сочетаться браком, венчаться, быть обвенчанным.
II. БРАК муж., ·*нем. товар, оказавшийся негодным, порченым или ниже должной доброты. Из браку можно иногда выбрать годную вещь.
Бракование, браковка. Целый день занимался браком. Браковать что, разбирать товар по доброте, на разные сорта (руки); сортировать.
Признавать негодным в дело. Ты за что мою работу бракуешь Браковаться, быть бракуему. Отпускной товар бракуется, пересматривается приставом, разбирается по достоинству на известные руки, разряды. Бракование ср. браковка жен. брак муж. действие бракующего; браковой, относящийся до брака, браковки. Браковщик муж. браковщица жен. пристав для браковки товаров; вообще всякий, кто разбирает товар по сортам, или бракует вещь, признавая ее негодною.
Словарь Ожегова
БРАК, -а, муж.
1. Семейные супружеские отношения между мужчиной и женщиной. Вступить в б. Расторгнуть б. Церковный, гражданский, незарегистрированный б.
2. Сопровождаемое обрядом бракосочетания христианское таинство вступления в супружество.
прил. брачный, -ая, -ое. Б. союз.
II. БРАК, -а (-у), муж. Не соответствующие стандартам, недоброкачественные, с изъяном предметы производства, а также сам изъян в изделии. Стекло с браком. Борьба с браком.
Словарь синонимов Абрамова
1. см. негодное
2. (законный, гражданский, сводный {свод}, морганатический); бракосочетание, венчание, свадьба; супружество, узы Гименея (Гимена), партия. Вступить в законный брак. Она составила хорошую партию. "Жалели, что она лишена семейного счастья, и ждали, когда новый гименей наложит на нее цепи". Гонч. "Враги Гимена" (Пушк.) – холостяки. Ср. "Жениться". || вступить в брак, расторгнуть брак, сочетаться браком
Словарь Ушакова
БРАК, брака, ·муж. сожительство супругов, совокупность бытовых и правовых отношений, связывающих мужа и жену. Вступить в брак. Счастливый брак. Состоять в браке. Брак их продолжался недолго.
Форма закрепления и узаконения супружеских отношений (офиц.). Церковный брак. Законный брак (·дорев. ). Гражданской брак (зарегистрированный гражданскими властями; до революции - внебрачное сожительство). Фактический брак (официально не зарегистрированный).
II. БРАК, брака, мн. нет, ·муж. (·нем. Brack). Испорченная, имеющая дефект продукция. В литейном цехе много брака.
Дефект, изъян товара.
Словарь эпитетов
Семейный союз мужчины и женщины; семейная жизнь. Благоденственный (устар.), благополучный, божественный, надежный, неравный, неразрывный, несчастливый, несчастный, неудачный, прочный, счастливый, удачный. Гражданский, групповой, зарегистрированный, законный, морганатический, смешанный, фиктивный, христианский, церковный, экзогамный и т. п.
Толковый словарь Ефремовой
1. м.
Семейный союз мужчины и женщины; супружество.
2. м.
1)
а) Испорченные или не соответствующие установленным требованиям промышленные изделия; недоброкачественный товар.
б) Что-л., признанное негодным для какой-л. цели из-за имеющихся недостатков.
2) Изъян, повреждение (на промышленном изделии, товаре).
Этимологический словарь Крылова
I
Это слово, обозначающее супружество, возникло от древнерусского глагола бьрати (вспомним выражение "брать в жены").
II
Это слово в значении недоброкачественное изделие заимствовано в XVII в. из немецкого, где brack – "недостаток, негодный товар", произведено от глагола brechen – "ломать". Укажем и на другого родственника этого слова – английский глагол break (ломать).
Народы и религии мира

термин этнографии
БРАК, санкционированный обществом союз между одним мужчиной и одной женщиной (парный брак, моногамия), между одним мужчиной и более чем одной женщиной (полигиния), между одной женщиной и более чем одним мужчиной (полиандрия).
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
БРАК - англ. marriage; нем. Heirat. Семейный союз мужчины и женщины, порождающий и права, и обязанности по отношению друг к другу и детям. В большинстве современных государств требует соответствующего оформления (регистрации). см. СЕМЬЯ.
Новый философский словарь
исторически обусловленная, санкционируемая и регулируемая обществом форма взаимоотношений женщины и мужчины, определяющая их права и обязанности друг к другу и их детям. Типы и формы Б. существенно изменялись в ходе исторического развития. Беспорядочные брачные отношения в пределах первобытного рода (промискуитет) сменились дуально-родовым или групповым Б., предполагавшим половую связь не между конкретными лицами, а между родами (экзогамия). Постепенно сексуальные отношения между мужчиной и женщиной, принадлежащих к разным родам, сузились до однопоколенных, приведших к парному Б. Первоначально каждый из супругов жил в своем роду, затем муж стал переходить в род жены (матрилокальный Б.), а позже - жена в род мужа (патрилокальный Б.). С развитием земледелия и скотоводства повышается роль мужчины в ведении хозяйства, в заботе о детях и имуществе. Б. становится монолокальным: супруги входят в состав одной семьи и одного хозяйства. Распад родоплеменных отношений сопровождался отмиранием полигамии и зарождением моногамии. Жена и дети подпадают под власть мужчины - главы семьи. В социально неоднородном обществе, вопреки законам половой любви, Б. заключались преимущественно по экономическим возможностям семей; стратовость соблюдалась и в сфере семейно-брачных отношений. Массовое вовлечение женщин в общественно-производственную деятельность, вызванное промышленной революцией, рост образованности и культуры женщины способствовали их социальной защищенности и установлению бытового равенства с мужчиной. В современном цивилизованном мире полигамия - скорее исключение, чем правило. Сегодня Б. - чаще всего добровольный союз мужчины и женщины, основанный на взаимной склонности, оформленный в установленном законом порядке, направленный на создание или сохранение семьи. Несмотря на то, что правовая защита супружества и кровнородственных отношений - одна из гарантий социальной защищенности личности, не все мужчины и женщины прибегают к юридическому оформлению Б. Одних устраивают свободные сексуальные отношения, других - церковный В., третьих - фактический Б. Фактический Б. - это добровольный союз, совместное проживание мужчины и женщины, неоформленные в установленном законом порядке; отношения сугубо на неформальной основе. Встречаются и фиктивные Б., заключаемые чаще всего по меркантильным соображениям без намерения создать семью. В идеале Б. - союз мужчины и женщины, основанный на любви, верности, взаимоподдержке, чувстве долга и ответственности за судьбу друг друга и детей. В ряде стран наряду со свободой Б. существует и свобода его расторжения, что выражается в разводе. Развод - свидетельство утраты нравственной сущности Б. Функционирование Б. осуществляется не в отрыве от социально-экономических, религиозных, нравственных, правовых, имущественных и иных отношений людей. Все эти процессы несут на себе отпечаток времени и развиваются в рамках исторических противоречий. Назначение Б. - обеспечение супружеского счастья посредством эмоционально-сексуальной и нравственной взаимной удовлетворенности, чадолюбия, материального благополучия, постоянного роста духовности. Однако на пути реализации этой задачи стоят многочисленные преграды экономического, имущественного и психологического характера, преодолеть которые не всегда возможно. Во многих странах мира сегодня наблюдается рост частоты и количества разводов, снижение рождаемости ниже уровня, необходимого для простого воспроизводства населения. В современном обществе происходит варьирование моделей брачных отношений, что связано с трансформацией социальных связей и форм организации социокультурной жизни, динамизмом осуществляющихся подвижек, воздействием идеологии разнообразных социальных движений (феминизм, движения сексуальных меньшинств и т.д.). Существенное влияние на отношения Б. оказывает и юридическое расширение прав детей.
С.Д. Лаптенок
Философский энциклопедический словарь 2
        исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. От характера брачных отношений в значит. мере зависит рост населения, физич. и духовное состояние новых поколений. В Б. упорядочивается и реализуется естеств. потребность людей в продолжении рода, преобразованная социальными условиями и культурой.
        Социальная сущность Б. определяется в конечном счёте господствующими обществ. отношениями, он также испытывает влияние политики, права, нравственности, религии. Санкционируя Б., общество берёт на себя определ. обязательства по его охране и налагает на людей, вступивших в В., ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а следовательно, за будущее семьи. «Если бы брак не был основой семьи,— писал К. Маркс,— то он так же не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 162).
        Как социальное отношение Б. имеет преим. нравств.-правовую природу, поскольку мужчина и женщина выступают в нём как личности и граждане государства. В числе нравств. ценностей, имеющих особенно большое значение для стабильности Б.,— индивидуальная половая любовь, супружеский и родительский долг, взаимное уважение и помощь.
        В антагонистич, формациях моногамный Б. приобретает ряд специфичных для данной формации социально-правовых черт. Так, в рабовладельч. обществе Б. признавался только для свободных граждан, а супружеские отношения рабов рассматривались просто как сожительство. В раннем европ. средневековье был установлен обязательный для всех церковный Б., однако крепостные могли вступать в Б. лишь с согласия феодала. В условиях капитализма Б. испытывает значит. влияние частнособственнич. отношений. Распространение при капитализме трудовой деятельности женщин, падение престижа и влияния религии, демократизация брачно-семейного законодательства и половой морали привели, с одной стороны, к дезорганизации и кризису «классич.» собственнич. Б. (рост числа разводов и «дезертирств»), с другой — к развитию новой формы брачных отношений, основывающихся преим. на взаимном чувстве и личном выборе и характеризующихся относит. равноправием супругов.
        Социалистич. преобразования, обеспечивая равноправие женщин с мужчинами, способствуя распространению в массах коммунистич. морали, ведут к нравств. обогащению отношений между полами. Б. в условиях социализма представляет собой добровольный, равноправный, свободный от утилитарных расчётов и вмешательства третьих лиц союз мужчины и женщины, целью которого является обеспечение их права на супружество, материнство и отцовство. Правовое и нравств. регулирование брачных отношений не противоречит свободе Б. и направлено в первую очередь на защиту его от пережитков старой, собственнич. морали.
        см. также ст. Семья и лит. к ней.
Большой юридический словарь
в семейном праве добровольный, равноправный союз женщины и мужчины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов. Б. заключается в органах записи актов гражданского состояния. С 1994 г. в ряде стран (Швеция, Дания, Норвегия) введена специальная процедура регистрации сожительства однополых пар, влекущая для сторон ряд правовых последствий заключения Б.
Энциклопедия Юриста
надлежаще оформленный добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с целью создания семьи. Существуют три основные теории, объясняющие природу Б.: Б. как таинство, договорная теория и теория Б. как специфического правового института. Каждая из них носит отпечаток того времени, в которое она возникла. Так, договорная теория возникла в Римской империи в период, когда регламентации подвергалась исключительно гражданско-правовая сторона Б. В средние века, когда Б. носил церковный характер, каноническое право регламентировало в первую очередь духовные, межличностные отношения. Это
придавало ему статус таинства. Третья теория, базируясь на том, что Б. в отличие от договора не имеет каких-либо определенных целей и не предусматривает каких-либо действий, считает Б. институтом особого рода (sui generis).
Б. - один из древнейших, если не самый древний, правовой институт. Попытки его регулирования теми или иными способами восходят еще к доисторическим временам. На Руси, как и в других странах, брачные отношения изначально регулировались обычаями, причем в разных племенах разными. Так, существовали племена, где обыкновенными являлись моногамные семьи (поляне), у других господствовала полигамия (вятичи, кривичи). Способы заключения брака также разнились, начиная от похищения и заканчивая покупкой невесты у ее родственников или заключением Б. с приданым. Унификация брачных отношений на Руси началась с принятия христианства. Длительное время Б. регулировался каноническим правом, которое стояло на защите власти отца и мужа. И хотя такие подходы были типичны для многих стран того времени, на Руси вследствие ряда причин (низкий уровень правосознания и др.) реальная власть отца и мужа была значительно сильнее, чем в Европе. В то же время члены семьи, в том числе жены, в России имели большую имущественную свободу и самостоятельность.
Следствием принятия христианства стала унификация (с XI в.) процедуры заключения Б. - в качестве официальной формы стало практиковаться церковное венчание.
Только при Петре I получило развитие светское законодательство, первоначально использовавшееся для устранения пробелов в праве каноническом. В этот период решающее значение стало придаваться добровольности вступления в Б., допускались Б. православных с христианами других конфессий, предпринимались попытки ввести образовательный ценз при вступлении в Б. После смерти Петра I развитие законодательного регулирования брачных отношений продолжалось. Был введен запрет на вступление в Б. лиц старше 80 лет, повышается возраст для вступления в Б.: 18 лет - для мужчин и 16 - для женщин. Однако в дореволюционной России так и не было создано единого для всех подданных законодательства о В., что объяснялось в первую очередь наличием различных вероисповеданий и конфессий на ее территории. (Так, мусульманам разрешалось заключать полигамные В., католики не имели права на развод.)
После Октябрьской революции вышли декреты "О гражданском браке, детях и о ведении книг актов гражданского состояния" от 18 декабря 1917 г. и "О расторжении брака" от 19 декабря 1917 г. Данными декретами вводилась гражданская процедура заключения Б. в государственных органах. Б., заключенный по религиозному обряду после 18 декабря 1917 г., не порождал правовых последствий. Дела о разводе стали рассматриваться в местных судах, а не в церковных. При разводе по взаимному согласию супругов предусматривалась внесудебная процедура.
22 октября 1918 г. был принят первый в России кодифицированный семей-но-правовой акт: "Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном семейном и опекунском праве". Статья 52 Кодекса вновь закрепила положение о том, что только Б., зарегистрированный в отделе загса, порождает права и обязанности супругов. Брачный возраст был оставлен прежним - 16 лет для женщин и 18 лет для мужчин. Расширен перечень препятствий к заключению Б., регламентированы правовые последствия, вызываемые разводом и признанием в судебном порядке Б. недействительным. Упрощена процедура развода. При взаимном согласии супругов развод производился органами загса. Дела о расторжении Б. по заявлению одного из супругов стали рассматриваться единолично судьей. При неявке в суд обоих супругов дело о разводе слушалось заочно. Никаких доказательств распада семьи и объяснения мотивов развода от супругов не требовалось. Указанный акт действовал до 1926 г., когда был принят Кодекс законов о браке, семье и опеке. Наиболее существенная новация этого Кодекса (КЗоБСО) - придание правовой силы фактическим брачным отношениям. Регистрация Б. не была отменена, но стала носить формальный характер, так как фактические брачные отношения во многом были уравнены с зарегистрированным Б. Дчя придания юридической силы фактическому Б. необходимо было доказать сожительство фактических супругов и поддержание супружеских связей, включая ведение общего хозяйства (перед третьими лицами), а также наличие взаимной материальной поддержки и совместного воспитания детей. Был повышен до 18 лет брачный возраст женщин, отменено судебное расторжение Б. Б. расторгался в органах загса без вызова второго супруга. Отсутствовал в этом Кодексе институт признания Б. недействительным, речь могла идти только об оспариваний записи, о регистрации Б.
Следующий серьезный этап развития законодательства, регулирующего Б., связан с принятием Указов от 8 июля 1944 г. "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям,усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства" и от 14 марта 1945 г. "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года в-отношении детей, родители которых не состоят между собой в зарегистрированном браке". В соответствии с указанными актами был аннулирован институт гражданского Б. Правовое значение вновь стал иметь только Б., зарегистрированный органами загса. Всем вступившим в фактические брачные отношения в период 1926- 1944 гг. предлагалось их зарегистрировать. В противном случае Б. терял юридическую силу. Развод производился только через суд. Суду было дано право отказывать в иске о расторжении В., даже если супруги настаивали на разводе. Позднее Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1947 г. были запрещены Б. граждан СССР с иностранцами.
В таком виде законодательное регулирование Б. на территории СССР сохранялось до конца 60-х гг., когда были приняты Основы законодательства о браке и семье Союза ССР и союзных республик (1968). Кодекс о браке и семье РСФСР (КоБС РСФСР, 1969) и аналогичные кодексы других союзных республик.
В соответствии с КоБСом РСФСР признавался только зарегистрированный Б. Судебный порядок развода был установлен лишь для случаев, когда у супругов имелись несовершеннолетние дети или между ними был спор об имуществе, а также если отсутствовало согласие на развод одного из супругов. В других случаях он производился в органах загса. В целом КоБС РСФСР 1969 г. снял ряд неоправданных ограничений в семейных правоотношениях, установленных законодательными актами еще в 40-е гг.
В дальнейшем на протяжении 70- 90-х гг. были приняты законодательные акты, реформировавшие отдельные институты семейного права, такие, как алименты, режим имущества супругов, усыновление. Однако к концу 90-х гг. назрела необходимость в пересмотре регулирования семейных отношений в комплексе, в связи с чем был подготовлен и введен в действие 29 декабря 1995 г. СК.
В соответствии с СК Б. заключается в органах загса (исполнительных органах местного самоуправления,консульских учреждениях за границей). Регистрация Б. осуществляется как в интересах государства и общества, так и с целью охраны личных и имущественных прав и интересов супругов и детей. Только зарегистрированный этими органами Б. имеет юридическую силу.
Заключение Б. производится в присутствии лиц, вступающих в Б., по истечении месячного срока после подачи желающими вступить в Б. заявления в государственный орган загса. Регистрация Б. через представителя не допускается. При наличии уважительных причин орган загса по месту регистрации Б. может сократить или продлить этот срок, но не более чем на 1 месяц, а в случае особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон и др.) Б. может быть заключен в день подачи заявления. Орган, принявший заявление, знакомит лиц, вступающих в Б., с условиями его заключения, порядком регистрации,разъясняет права и обязанности будущих супругов и родителей,удостоверяется во взаимной осведомленности супругов о состоянии здоровья и семейном положении. Лица, вступающие в Б., предупреждаются об ответственности за сокрытие препятствий к вступлению в Б. Регистрация Б. производится в органах загса по месту жительства одного из них или их родителей. По желанию вступающих в Б. этот акт совершается в торжественной обстановке. Наличие свидетелей при регистрации Б. не обязательно. В паспортах или иных документах, удостоверяющих личность заключивших Б.,производится запись о его регистрации..
Для заключения Б. необходимо наличие следующих условий: взаимное добровольное согласие лиц, вступающих в Б.; достижение ими брачного возраста. По общему правилу брачный возраст устанавливается в 18 лет. Однако при наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту заключения Б. могут по просьбе лиц, вступающих в Б., снизить его, но не более чем на 2 года (в законах субъектов РФ могут быть предусмотрены исключительные случаи, когда заключение Б. допускается до достижения 16 лет).
Препятствиями к заключению Б. признаются: наличие хотя бы у одного из будущих супругов другого зарегистрированного Б.; близкое родство жениха и невесты (не могут вступать в Б. родственники по прямой восходящей и нисходящей линии; полнородные и неполнородные братья и сестры; усыновители и усыновленные); недееспособность (запрет вступления в Б. установлен для лиц, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие психического расстройства).
Перечень препятствий к заключению Б. является исчерпывающим.
Несоблюдение этих условий либо игнорирование вышеуказанных препятствий, так же как и регистрация Б., заключенного без намерения создать семью (фиктивный Б.), в случае требования заинтересованных лиц или управо-моченных органов может повлечь признание в судебном порядке Б. недействительным.
Недействительность Б. означает отсутствие прав и обязанностей супругов с момента его заключения., .
Закон стремится максимально защитить права добросовестного супруга (т.е. не знавшего о наличии препятствий к Б.) при признании Б. недействительным. Так, он имеет право сохранить взятую при вступлении в Б. фамилию: в случае если один из супругов скрыл, что состоит в Б., другой имеет право требовать содержания и раздела имущества в соответствии с нормами СК, т.е. на оптимальных условиях. Кроме того, добросовестный супруг вправе требовать от другого супруга по правилам, предусмотренным гражданским законодательством, возмещения морального и материального вреда, причиненного ему в результате заключения недействительного Б. Признание Б. недействительным не влияет на правовое положение детей, родившихся в таком Б. или в течение 300 дней со дня признания Б. недействительным.
В соответствии со ст.1'6 СК Б. признается прекращенным вследствие смерти или объявления судом одного из супругов умершим. В этих случаях Б. прекращается с момента смерти супруга или с момента вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. При явке супруга, объявленного умершим или признанного судом безвестно отсутствующим, и отмены соответствующих судебных решений Б. может быть восстановлен органами загса по совместному заявлению супругов.
Однако Б. не может быть восстановлен, если другой супруг вступил в новый зарегистрированный Б.
При жизни супругов Б. расторгается по заявлению одного или обоих супругов. Во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка
муж не вправе без согласия жены возбуждать дело о расторжении Б.
Расторжение брака производится судом, а при взаимном согласии обоих супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, - органами загса.
Супруги не вправе вступать в новый Б. до получения свидетельства о расторжении Б. в органе загса по месту жительства любого из них (см. Развод).
Ермаков В.Д.
Энциклопедия афоризмов

см.также ЗАМУЖЕСТВО, ЖЕНИТЬБА, МУЖЬЯ, ЖЕНЫ, РАЗВОД, СВАДЬБА, ХОЛОСТЯКИ
Брак - это продолжение любви иными средствами.
•Геннадий Малкин
В любви теряют рассудок, в браке замечают потерю.
•Моисей Сафир
Браком по любви мы называем брак, в котором состоятельный мужчина женится на красивой и богатой девушке.
•Пьер Боннар
Многие мужчины, влюбившись в ямочку на щеке, по ошибке женятся на всей девушке.
•Стивен Ликок
Там, где брак без любви, будет любовь без брака.
•Томас Фуллер
У того, кто женится ради денег, есть хотя бы разумный повод.
•Габриэль Лауб
При нынешних налогах жениться можно и по любви.
•Автор неизветен
Жить с человеком, которого любишь, так же трудно, как любить человека, с которым живешь.
•Жан Ростан
Мужчина, который любит женщину очень сильно, просит ее выйти за него замуж - то есть изменить свое имя, бросить свою работу, рожать и воспитывать его детей, ждать его, когда он приходит с работы, переезжать с ним в другой город, когда он меняет работу. Трудно представить себе, чего бы он потребовал от женщины, которую не любит.
•Гейбриелл Бартон
Есть только один способ сделать брак счастливым, и мы все хотели бы его узнать.
•Автор неизветен
Я не знал, что такое счастье, пока не женился, но тогда уже было поздно.
•Макс Кауфман
Мужчина женится, потому что влюбился. Женщина влюбляется, потому что хочет выйти замуж.
•Анри Дювернуа
Любовь замужней женщины - великая вещь. Женатым мужчинам такое и не снилось.
•Оскар Уайльд
Брак - пожизненная кара за любовь.
•Рената Шуман-Фикус
Брак - это чудо превращения поцелуя из удовольствия в обязанность.
•Хелен Роуленд
Брак - это долгое плавание в тесной каюте.
•Айрис Мердок
Заключение брака: формальность, необходимая для получения развода.
•Оливер Херфорд и Джон Клей
Нельзя найти счастья в браке, если вы не принесете его с собой.
•Автор неизветен
Двадцать лет любви делают из женщины развалину; двадцать лет брака придают ей сходство с общественным зданием.
•Оскар Уайльд
Брак - слишком совершенное состояние для несовершенного человека.
•Никола Шамфор
Брак - основная причина разводов.
•Лоренс Питер
Брак - самый дорогой способ получения бесплатных советов.
•Автор неизветен
Брак - самый дорогой способ бесплатной стирки белья.
•Франклин П. Джонс
Брак - это любовь, которую попросили еще кое о чем.
•Войцех Бартошевский
Брак - это гавань в бурю, но чаще - буря в гавани.
•Жан Пти-Сенн
Самая прочная основа для брака - взаимное непонимание.
•Оскар Уайльд
Супружество и смерть всегда застают человека неподготовленным.
•Никколо Томмазео
Супружество - это процесс, в ходе которого клиентуру цветочника перехватывает бакалейщик.
•Фрэнсис Родман
Супружество - это общественный институт, позволяющий мужчине и женщине получить максимальное наслаждение при разводе.
•Северин Барбаг
Семья - такая хорошая вещь, что многие мужчины имеют их сразу две.
•Адриан Декурсель
Брак упрощает нашу жизнь и усложняет наш день.
•Жан Ростан
«Старую собаку не выучишь новым фокусам». Тот, кто это сказал, наверняка не был женат.
•Раймон Дункан
Каждое супружество - мезальянс.
•Карл Краус
Смешанный брак - это брак между мужчиной и женщиной.
•Александр Ботвинников
Брак - это триумф привычки над ненавистью.
•Оскар Левант
Супружество таит в себе немало мучений, но целибат не таит в себе никаких удовольствий.
•Сэмюэл Джонсон
Когда я понял, что не могу позволить себе содержать семью, я уже был женат.
•Автор неизветен
Часто разница между удачным и неудачным браком заключается в трех-четырех не произнесенных репликах ежедневно.
•Харлан Миллер
Самое ценное в браке то, что в нем можно быть одному, не страдая от одиночества.
•Джералд Бренан
Брак - это лихорадка, которая начинается жаром, а кончается холодом.
•Гиппократ
Счастливый брак - это долгий разговор, который всегда кажется слишком коротким.
•Андре Моруа
Брак - это долгий разговор, прерываемый спорами.
•Роберт Льюис Стивенсон
Если бы супруги не жили вместе, удачные браки встречались бы чаще.
•Фридрих Ницше
Природой брак не предусмотрен.
•Наполеон I
Бывают удачные браки, но не бывает браков упоительных.
•Франсуа Ларошфуко
Главный секрет удачного брака - в несчастьях видеть случайности, а случайности не воспринимать как несчастья.
•Гарольд Николсон
Кто не способен ни на любовь, ни на дружбу, тот вернее всего делает свою ставку - на брак.
•Фридрих Ницше
Брак холостит душу.
•Александр Пушкин
Если на свете так мало счастливых браков, то лишь потому, что девушки гораздо больше внимания уделяют плетению силков, чем строительству клеток.
•Джонатан Свифт
Что делают в раю, мы не знаем; зато мы точно знаем, чего там не делают: там не женятся и не выходят замуж.
•Джонатан Свифт
Ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божий на небесах.
•Евангелие от Матфея, 22, 30
Брак, если уж говорить правду, зло, но зло необходимое.
•Сократ
Брак - такая чудесная вещь, что нужно думать о ней всю жизнь.
•Талейран
Брак - это союз между мужчиной, который не может спать при закрытом окне, и женщиной, которая не может спать при открытом окне.
•Джордж Бернард Шоу
Женщина тревожится о своем будущем до тех пор, пока она не замужем; напротив, мужчина не тревожится о своем будущим, пока он не женат.
•Лизелотт Пулвер
Супружество, как и увечье, следует переносить терпеливо.
•Кароль Бунш
В браке главное не победа, а участие.
•Геннадий Малкин
Хорошо бы ввести страховку супружеской жизни.
•Лешек Кумор
Теория, лежащая в основе брака: если ты нашел сорт пива, который тебе по вкусу, бросай свое дело и иди наниматься на пивоваренный завод.
•Джордж Джин Нейтан
Люди перестают развиваться, как только начинают размножаться.
•Сирил Норткот Паркинсон
Самые трудные годы брака - те, что следуют после свадьбы.
•Автор неизветен
Держи глаза пошире до свадьбы и зажмуривай после.
•Бенджамин Франклин
Брак - единственная форма рабства, допускаемая законом.
•Джон Стюарт Милль
Супружество - это рабство мужчины и отпущение на волю женщины.
•Адриан Декурсель
Брак - это лотерея, в которой мужчина ставит на кон свою свободу, а женщина - свое счастье.
•Виржиния Де Рье
Раб был свободен - он не имел семьи.
•Ратмир Тумановский
Женщины лишают свободы лишь тех, кто не знает, что с ней делать.
•Хелена Жмиевская
Современные браки и современные войны не объявляют - в них постепенно сползают.
•Минор Лазаревич
Брак - это состояние, в котором двое не могут жить ни друг с другом, ни друг без друга.
•Видоизмененная Мария Эбнер-Эшенбах
Брак - это цена, которую мужчины платят за секс; секс - цена, которую женщины платят за брак.
•Автор неизветен
Супружество - это соглашение, условия которого ежедневно пересматриваются и утверждаются заново.
•Брижит Бардо
Критический период в супружестве - время завтрака.
•Алан Патрик Херберт
Первая часть нашего брака была очень удачна. Но потом, когда мы возвращались со свадебной церемонии...
•Хенни Янгман
Можно объяснить другим, почему ты вышла за своего мужа, но нельзя убедить в этом себя.
•Жорж Санд
Брак - не такое уж страшное дело; время от времени можно в него вступать.
•Магдалена Самозванец
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: БРАК


будет выглядеть так: Что такое БРАК