Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

БЕНТАМ

Брокгауза и Ефрона Энциклопедический словарь
Бентам (Bentham) Иеремия (15.02.1748, Лондон-06.06.1832, там же) - английский правовед и моралист, теоретический основоположник утилитаризма, идеолог буржуазии периода промышленного переворота в Англии. Закончил Оксфордский университет. Учение Бентама о "разумном человеке" является вызовом левому крылу французского Просвещения, в частности учению о естественном праве.
Вместо исследования вечной и неизменной сущности человека, проходящей в своем развитии целый ряд исторических стадий, как это было у просветителей, Бентам фактически свел сущность человека к сущности буржуа. Маркс связывал появление теории Бентама с победой капиталистического общества, в котором идея социальной эволюции из средства осуждения феодализма становится средством оправдания уже победившего капитализма.
Условия этого общества предполагают, по Бентаму, полное подчинение всех обществ, отношений "принципу полезности" - фетишистскому превращению экономического принципа.
В соответствии с этим Бентам в своем главном труде "Деонтология, или наука о морали" разработал систему буржуазной этики, в которой проповедовалась тождественность интересов индивидов и общества в целом, сведенного им к сумме интересов индивидов. Стремление каждого заботиться только о себе, по мнению Бентама, приводит к "наибольшему счастью наибольшего числа людей". Выступая против теории обществ, договора Руссо, которая "возбуждает дух восстания", Бентам признавал право государства на подавление народных восстаний. В то же время, будучи идеологом либерализма, он выступал за свободную торговлю и расширение избирательного права.
Соч.: 1) Избранные сочинения Иеремии Бентама. СПб., 1867.
Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Бентам (Bentham)
        Джордж (22.9.1800, Сток близ Плимута, — 10.9.1884, Лондон), английский ботаник. Написал совместно с Дж. Гукером капитальное сочинение «Роды цветковых растений» (т. 1—3, 1862—83), в котором дано описание всех родов этих растений. Составил также описание флор Австралии (совместно с Ф. Мюллером), Индии, окрестностей Сянгана (Гонконга) и др.
II
Бентам (Bentham)
        Иеремия (15.2.1748, Лондон, — 6.6.1832, там же), английский социолог, юрист, родоначальник одного из направлений в английской философии — утилитаризма. Родился в семье адвоката. Будучи идеологом буржуазии эпохи промышленного переворота в Англии, восхвалял «трезвый» буржуазный рассудок и считал естественным и идеальным общественным строем капиталистический строй Англии, а «разумным» человеком — английского буржуа. Этика Б., изложенная в произведении «Деонтология, или наука о морали» (т. 1—2, 1834), метафизична. В её основе лежит «принцип пользы», согласно которому действия людей, их отношения должны получать моральную оценку по приносимой ими пользе. В определении пользы принимались во внимание частные интересы человека. Учение просветителей в трактовке Б. потеряло своё революционное содержание: идея разумного гармонического сочетания личных и общественных интересов превратилась у него в принцип «наибольшего счастья наибольшего числа индивидуумов», в призыв к достижению личного преуспеяния, будто бы механически увеличивающего общую сумму счастья. Б. резко критиковал теорию общественного договора Руссо как возбуждающую дух восстания, однако защищал требования реформы английского парламента на основе расширения избирательного права. Б. отстаивал идею свободной торговли и ничем не стеснённой конкуренции, что, по его мнению, должно обеспечить спокойствие общества, справедливость, равенство. К. Маркс именовал Б. «...гением буржуазной глупости» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 624, прим.). Классики марксизма-ленинизма считали взгляды Б. типичным выражением вульгарных предрассудков относительно «свободы» и «равенства» при капитализме.
         Соч.: The works of J. Bentham, published by J. Bowring, v. 1—2, Edinburgh, 1838—43; The correspondence of J. Bentham, v. I—2, L., 1968; в рус. пер.— Избр. соч., т. 1, СПБ, 1867.
         Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2—4, 23, 27 (см. Указатель имён); Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 38, с. 346, 376; т. 39, с. 132—33; История политических учений, М., 1955, с. 374—80; Atkinson Ch. M., J. Bentham, his life and work, L., 1905; Manning D. J., The mind of Jeremy Bentham, [L., 1968].
Современная Энциклопедия
БЕНТАМ (Bentham) Иеремия (1748 - 1832), английский философ и юрист, родоначальник утилитаризма, аналитической школы права, идеологического либерализма. В сочинении "Деонтология, или Наука о морали" (тома 1-2, 1834) сформулировал нравственный идеал ("наибольшее счастье наибольшего числа людей") и критерий морали ("достижение пользы, выгоды, удовольствия, добра и счастья").
1000 кратких биографических данных
(Bentam) Иеремия (1748-1832). Английский социолог, юрист и философ, основатель утилитаризма - учения, по которому принципом нравственности является наибольшая польза возможно большего числа людей.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
Бентам (Bentham) Иеремия (15.02.1748, Лондон-06.06.1832, там же) - английский правовед и моралист, теоретический основоположник утилитаризма, идеолог буржуазии периода промышленного переворота в Англии. Закончил Оксфордский университет. Учение Бентама о "разумном человеке" является вызовом левому крылу французского Просвещения, в частности учению о естественном праве.
Вместо исследования вечной и неизменной сущности человека, проходящей в своем развитии целый ряд исторических стадий, как это было у просветителей, Бентам фактически свел сущность человека к сущности буржуа. Маркс связывал появление теории Бентама с победой капиталистического общества, в котором идея социальной эволюции из средства осуждения феодализма становится средством оправдания уже победившего капитализма.
Условия этого общества предполагают, по Бентаму, полное подчинение всех обществ, отношений "принципу полезности" - фетишистскому превращению экономического принципа.
В соответствии с этим Бентам в своем главном труде "Деонтология, или наука о морали" разработал систему буржуазной этики, в которой проповедовалась тождественность интересов индивидов и общества в целом, сведенного им к сумме интересов индивидов. Стремление каждого заботиться только о себе, по мнению Бентама, приводит к "наибольшему счастью наибольшего числа людей". Выступая против теории обществ, договора Руссо, которая "возбуждает дух восстания", Бентам признавал право государства на подавление народных восстаний. В то же время, будучи идеологом либерализма, он выступал за свободную торговлю и расширение избирательного права.
Соч.: 1) Избранные сочинения Иеремии Бентама. СПб., 1867.
История философии. Энциклопедия
БЕНТАМ, (Bentham) Иеремия (1748-1832) - британский философ, социолог, юрист, виднейший представитель утилитаризма. Изучал право в Оксфорде (1760-1763), где получил степень магистра, в дальнейшем занимался преимущественно научной и публицистической деятельностью. Основные сочинения: "Труды Иеремии Бентама" (тт. 1-11, 1838-1843). В 1785-1788 предпринял путешествие в Россию (через Италию и Турцию), где служил его брат. Некоторое время проживал в Беларуси, в Кричеве, где им было написано несколько писем, впоследствии опубликованных под названием "В защиту ростовщичества". В 1789 был опубликован его главный труд "Введение в принципы морали и законодательства". Б. характеризовал примененный им метод как попытку привнести в изучение социальных наук методы, применявшиеся в экспериментальной физике. По его мнению, каждый человек стремится увеличить получаемое им от жизни удовольствие и, соответственно, уменьшить страдания. При этом каждый отдельный человек лучше чем кто-либо другой может оценить источники удовольствий и страданий, выпавшие на его долю. Целью законодательства должно быть "возможно большее счастье для возможно большего количества людей". Этого можно достичь политическими и правовыми реформами либерального характера. Свою последующую деятельность Б. посвятил разработке проектов реформ и их пропаганде. Он состоял в переписке со многими видными общественными и политическими деятелями. Учение Б. имело многочисленных приверженцев в различных странах. В 1792 он стал почетным гражданином Франции. Его труды были популярны и в России, особенно в период царствования Александра I. К числу его приверженцев причисляли себя Д.Рикардо, Дж.С.Милль, Спенсер.
А. А. Баканов
История философии. Грицианов
(Bentham) Иеремия (1748—1832) — британский философ, социолог, юрист, виднейший представитель утилитаризма. Изучал право в Оксфорде (1760—1763), где получил степень магистра, в дальнейшем занимался преимущественно научной и публицистической деятельностью. Основные сочинения: ‘Труды Иеремии Бентама’ (тт. 1—11, 1838—1843). В 1785—1788 предпринял путешествие в Россию (через Италию и Турцию), где служил его брат. Некоторое время проживал в Беларуси, в Кричеве, где им было написано несколько писем, впоследствии опубликованных под названием ‘В защиту ростовщичества’. В 1789 был опубликован его главный труд ‘Введение в принципы морали и законодательства’. Б. характеризовал примененный им метод как попытку привнести в изучение социальных наук методы, применявшиеся в экспериментальной физике. По его мнению, каждый человек стремится увеличить получаемое им от жизни удовольствие и, соответственно, уменьшить страдания. При этом каждый отдельный человек лучше чем кто-либо другой может оценить источники удовольствий и страданий, выпавшие на его долю. Целью законодательства должно быть ‘возможно большее счастье для возможно большего количества людей’. Этого можно достичь политическими и правовыми реформами либерального характера. Свою последующую деятельность Б. посвятил разработке проектов реформ и их пропаганде. Он состоял в переписке со многими видными общественными и политическими деятелями. Учение Б. имело многочисленных приверженцев в различных странах. В 1792 он стал почетным гражданином Франции. Его труды были популярны и в России, особенно в период царствования Александра I. К числу его приверженцев причисляли себя Д.Рикардо, Дж.С.Милль, Спенсер.
Новый философский словарь
(Bentham)
Иеремия (1748-1832) — британский философ, социолог, юрист, виднейший представитель утилитаризма. Изучал право в Оксфорде (1760-1763), где получил степень магистра, в дальнейшем занимался преимущественно научной и публицистической деятельностью. Основные соч.: "Труды Иеремии Бентама" (Тт. 1-11, 1838-1843). В 1785-1788 предпринял путешествие в Россию (через Италию и Турцию), где служил его брат. Некоторое время проживал в Беларуси, в Кричеве, где им было написано несколько писем, впоследствии опубликованных под названием "В защиту ростовщичества". В 1789 был опубликован его главный труд "Введение в принципы морали и законодательства". Б. характеризовал примененный им метод как попытку привнести в изучение социальных наук методы, применявшиеся в экспериментальной физике. По его мнению, каждый человек стремится увеличить получаемое им от жизни удовольствие и, соответственно, уменьшить страдания. При этом каждый отдельный человек лучше чем кто-либо другой может оценить источники удовольствий и страданий, выпавшие на его долю. Целью законодательства должно быть "возможно большее счастье для возможно большего количества людей". Этого можно достичь политическими и правовыми реформами либерального характера. Свою последующую деятельность Б. посвятил разработке проектов реформ и их пропаганде. Он состоял в переписке со многими видными общественными и политическими деятелями. Учение Б. имело многочисленных приверженцев в различных странах. В 1792 он стал почетным гражданином Франции. Его труды были популярны и в России, особенно в период царствования Александра I. К числу его приверженцев причисляли себя Д. Ри-кардо, Милль, Спенсер.
А.А. Баканов
Философский словарь
Иеремия (1748 — 1832) — англ. моралист и правовед, один из теоретиков англ. буржуазного либерализма. В этической теории Б. сводил мотивы поведения к удовольствию и страданию, а моральность — к полезности поступка (Утилитаризм). Моральность, по Б., может быть математически исчислена как баланс удовольствий и страданий, полученных в результате к.-л. поступков. Метафизичность и механицизм в понимании нравственности (“моральная арифметика”) дополнялись у Б. прямой апологией капиталистического об-ва, поскольку он объявлял удовлетворение частного интереса (“принцип эгоизма”) средством обеспечения “наибольшего счастья для наибольшего числа людей” (“принцип альтруизма”). Критиковал теорию естественного права и был близок к Мальтусу (Мальтузианство). Отрицая “естественную религию”, конструирующую понятие бога по аналогии с земными властителями, защищал “религию откровения”. В теории познания — номиналист. Осн. соч. — “Деонтология, или наука о морали” (1834).
Философский энциклопедический словарь
БЕНТАМ (Bentham) Иеремия (род. 15 февр. 1748, Лондон – ум. 6 июня 1832, там же) – англ, философ, видный представитель утилитаризма. Мораль, а также законодательство он определяет как искусство регулировать человеческие поступки т. о., чтобы они приносили как можно больше счастья («The great is possible quantity of happiness»). Согласно Бентаму, высшей целью человеческой жизни является наивысшее счастье наибольшего числа людей. Бентам ввел в литературу понятие «интернациональный». Осн. произв.: «Introduction to the principles of moral and legislation», 1830 (рус. пер. «Введение в основания нравственности и законодательства», СПБ, 1867).
Философский энциклопедический словарь 2
        (Bentham) Иеремия (15.2.1748, Лондон,— 6.6.1832, там же), англ. философ и юрист, родоначальник утилитаризма. Этика Б., изложенная в соч. «Деонтология, или Наука о морали» («Deontology or the science of morality», v. 1—2, 1834), утверждает руководящим принципом поведения принцип полезности. Нравств. идеал, по Б.,— «наибольшее счастье наибольшего числа людей»; критерий морали — «достижение пользы, выгоды, удовольствия, добра и счастья». В соч. «Теория наказаний и наград» («Theorie des peines et des recompenses», v. 1—2, 1811) Б. рассматривал индивидуальные (частные) интересы в качестве единственно реальных и сводил обществ. интересы к совокупности индивидуальных интересов. По своим политич. убеждениям Б. был сторонником бурж. либерализма. Вместе с тем он отвергал теории естеств. нрава и естеств. договора и оправдывал право государства на подавление нар. восстаний. Теория полезности Б., «замкнутая в кругу буржуазных условий,... была в силах критиковать лить те отношения, которые оставались от какой-нибудь прошлой эпохи и мешали развитию буржуазии» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 414).
        The works of J. Bentham, v. 1—2, Edin., 1838—43; в рус. пер.—Избр. соч., т. 1, СПБ, 1867. Покровский П. А., Б. и его время, П., 1916; A t k l п-so n С h. Ы., J. Bentham, his We and works, L., 1905; M ann i n g D. .Т., Themindof Jeremy Bentham, [L., 1968]; Steint-ragen .)., Bentham, Ithaca (N. Y.), 1977.
Энциклопедия Юриста
(Bentham)
Иеремия (1748- 1832) - английский философ, занимавшийся вопросами этики, политической экономии, государства, права и пени-тенциарии. Получил юридическое образование, но предпочел деятельность публициста, выступающего по чрезвычайно широкому кругу вопросов. Несмотря на популярность его идей, многие сочинения Б. так и остались неопубликованными. В течение всей своей жизни проявлял поразительную активность: обращался с письмами ко многим государственным деятелям Европы и Америки, составлял законопроекты, в том числе по конституционному, гражданскому и уголовному праву, и предлагал их не только английскому парламенту, но и монархам и законодательным органам других стран. Мечтал стать "кодификатором" и Соединенных Штатов, и России, и Франции, и Испании.
В основе его юридических предложений лежали разработанные им общие философские и этические представления. Согласно Б., каждому человеку надлежит заботиться только о самом себе, но это должно в конечном счете принести пользу "наибольшему числу людей". Это была своеобразная философия "утилитаризма" - полезности,основателями которой были Гельвеций и другие французские просветители XVIII в. Б. приспособил ее к потребностям обычного, "разумного" английского буржуа, интересы которого трактовались Б. как общечеловеческие ценности.
Б. выступал как критик феодального устройства общества, но вместе с тем был противником теорий "естественного права", идей французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и других демократических концепций. Будучи первоначально сторонником конституционной монархии, со временем стал проповедовать идеи парламентской демократии, всеобщего и равного избирательного права. Важнейшими общественными институтами провозглашал частную собственность и конкуренцию, защите которых должны служить правовые нормы. Вместе с тем Б. был противником какого-либо вмешательства государства в частную жизнь граждан.
В области уголовной политики Б. придавал известное значение превенции преступлений, но не посредством серьезных социальных преобразований, а путем филантропии - воспитания сирот, детей преступников и т.п. Б. призывал к проведению "экономной" уголовной репрессии, которая не требовала бы больших расходов со стороны государства. Для этого желательно свести зло, причиняемое преступлениями, к имущественному вреду, которое может быть "излечено" денежным вознаграждением, выплачиваемым либо преступником, либо, если это невозможно, обществом. В целях предупреждения наиболее тяжких преступлений Б. предлагал сохранить такие средневековые наказания, как каторгу и клеймение преступников. Б. предлагал реформировать пенитенциарную политику, с тем чтобы с минимальными расходами добиться "устрашения" и даже "исправления" преступников - для этого он разработал проект "образцовой" тюрьмы - паноптикума, где один стражник мог наблюдать сразу за многими заключенными в камерах, расположенных вокруг его "рабочего места".
В целом Б. оказал влияние не столько на развитие законодательства, сколько на общие представления о праве. Вместе с тем принято считать, что такой важнейший документ в истории уголовного законодательства, как Уголовный кодекс Франции 1810г., в известной мере вдохновлялся идеями Б. Со взглядами Б. были хорошо знакомы юристы дореволюционной России, в частности на них ссылался выдающийся реформатор российского законодательства М.М.Сперанский.
Соч.:Бентам И.Избр.соч.Т. 1.СП6., 1867.
Лит.: Решетников Ф.М. "Классическая" школа и антрополого-социологичес-кое направление. М.,1985.
Решетников Ф.М.
Научнотехнический Энциклопедический Словарь
БЕНТАМ (Bentham) Джордж (1800-64), английский ботаник. Созданная им классификация голосеменных растений стала основой для современной системы. Вместе с Уильямом Хукером (1785-1865) написал многотомное сочинение «Genera Plantarum» (Виды растений), которое стало основополагающим трудом своего времени. Бентам создал «Справочник по флоре Британии» (1858).
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: БЕНТАМ


будет выглядеть так: Что такое БЕНТАМ