|
|
|
|
|
АНАБАПТИСТЫ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(от греч. anabaptizo — вновь погружаю, т. е. перекрещиваю)
перекрещенцы, последователи одного из наиболее радикальных течений сектантского типа в народном направлении Реформации (См. Реформация) в Западной и Центральной Европе в 16 в. Социальной базой анабаптизма были городское плебейство, крестьянство, радикальные слои бюргерства. Пестрота социального состава предопределила неоднородность социально-политических и религиозно-догматических устремлений движения А. Общим в системе их взглядов было: отрицание крещения детей и требование вторичного крещения (в сознательном возрасте) при вступлении в анабаптистские общины; отрицание всякой церковной организации и иерархии, икон, таинств; отрицание необходимости каких-либо духовных и светских властей, отказ платить налоги, нести военную службу, занимать общественные должности; осуждение богатства и социального неравенства и призыв к введению общности имуществ; вера в установление тысячелетнего «царства Христова» на земле (Хилиазм) как строя социальной справедливости и др. Своё происхождение А. вели от радикально-мистических сект («цвиккауские проповедники» в Тюрингии, сакраментисты в Нидерландах). Ранее всего распространились в Германии, где пользовались поддержкой Т. Мюнцера и приняли активное участие в Крестьянской войне 1524 — 26 (См. Крестьянская война 1524-26), и в Цюрихе (Швейцария), где они отпочковались от радикальных цвинглиан (см. Цвингли). Среди швейцарских А. ведущее место принадлежало умеренному крылу (К. Гребель, Ф. Манц); представители радикального направления (Г. Гут, М. Затлер, У. Хугвальд) вступили в связь с вождями восставших крестьянских отрядов в Германии, поднимали восстания. Разгром Крестьянской войны в Германии, поражение выступлений А. в Швейцарии, их жестокие преследования (не только католиками, но и протестантами) привели к перемещению А. в некоторые имперские города Германии (Страсбург, Нюрнберг), Моравию (где А. создали колонии с полностью обобществленным бытом), Восточную Фрисландию, Прибалтику. Крупнейшими проповедниками А. в это время были М. Ринк, И. Гуттер, Мельхиор Гофман (см. Мельхиориты), создавший свой, насквозь мистический, вариант учения, предрекавший наступление «царства Христова» в 1533. В начале 30-х гг. центрами движения А. стали Северные Нидерланды и Вестфалия, особенно Мюнстер, где А. удалось захватить власть (Мюнстерская коммуна, 23 февраля 1534 — 25 июня 1535). Мюнстерские революционные А. (их вожди — Ян Матис, Иоанн Лейденский) в догматике на первый план выдвигали Ветхий завет, хилиазм, «божественное откровение»; их программа предусматривала применение силы для уничтожения существующего строя и для установления «царства Христова» на земле, введение общности имуществ и всеобщего равенства в духе уравнительства, новых семейных и морально-этических норм, опирающихся на анабаптистское толкование «священного писания». Падение Мюнстера, подавление выступлений А. в Нидерландах и др. районах привели к разложению анабаптизма на ряд самостоятельных течений: террористически-заговорщическое (последователи И. Батенбурга — т. н. батенбуржцы), непротивленческое (последователи Менно Симонса — т. н. Меннониты) и компромиссное (последователи Давида Йориса — т. н. давидйористы), а затем и к ликвидации (с середины 16 в.) анабаптизма в его прежней форме. Верх одержали меннониты и др. непротивленческие секты, положившие начало современному баптизму.
Лит.: Смирин М.М., Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война, 2 изд., М., 1955; Чистозвонов А. Н., Реформационное движение и классовая борьба в Нидерландах в первой половине XVI в., М., 1964; Payne E. A., The anabaptists on the 16-th century and their influence in the modern world, L., [1949]; Zschabitz G., Ziir mitteldeutschen Wiedertauferbewegung nach dem Grossen Bauernkrieg, B., 1958.
А. Н. Чистозвонов.
|
Мультимедийная энциклопедия |
перекрещенцы, общее название членов протестантских групп,
отделившихся во времена Реформации от главных течений
протестантизма и создававших добровольные религиозные
сообщества на основе ревностного соблюдения новозаветных
установлений. Термин употреблялся и как оскорбительное
наименование всех религиозных радикалов в 16-17 вв. со стороны
католиков, лютеран и реформатов в межконфессиональной полемике.
В связи с этим предпочтительнее говорить о различных
направлениях движения, к которому относятся Швейцарские и Южно-
германские братья, Гуттеритские братья и Голландские меннониты.
Начало анабаптизма относится к 1525, когда небольшая группа
верующих в Цюрихе под предводительством Конрада Гребеля отошла
от последователей Цвингли. В основанных ими общинах они
придерживались апостольских правил: во главе их стояли
пресвитеры (Деян 14:23), они придерживались принципов
непротивления злу (Мф 5:39 сл.), общности имущества (Деян 4:32
сл.), обличали согрешивших братьев (Мф 18:15-17). Планы
реформаторов завоевывать для протестантизма кантоны путем
постепенных политических шагов, предпринимаемых магистратами,
анабаптистами не признавались; они предлагали создавать
свободные церкви услышавших благую весть, уверовавших и
крестившихся (Мф 28:18 сл.). Жестоко преследовавшиеся
церковными и светскими властями эти, как их называли,
Швейцарские братья нашли отклик у простых людей в
германоязычных странах. Одно их течение развивалось в Моравии и
Южной Германии; параллельно в 40-х и 50-х годах 16 в. в
Нидерландах оформилось движение под руководством Менно Симонса
(1492-1559). Американские меннониты ведут свое происхождение от
швейцарского и голландского ответвлений анабаптизма; колонии
гуттеритов, секты, основанной в 1533 Якобом Гуттером в Моравии,
поселились в Северной и Южной Дакоте, в Манитобе и Альберте в
Канаде, в Парагавае; они все еще придерживаются древнего
христианского коммунизма, используя в качестве образца
описанную в Деяниях апостолов практику первохристианской
иерусалимской общины.
В полемических сочинениях своих противников анабаптисты
отождествлялись с крестьянскими бунтовщиками, особенно в
Тюрингии, где восставшие находились под влиянием Томаса
Мюнцера, а также с членами коммуны в Мюнстере (Вестфалия, 1534-
1535). На первых порах руководители и основные группы
анабаптистов отрицали энтузиастические пророчества и насилие,
равно как и современные им молитвы и символы веры,
поддерживаемые вековыми традициями; все же, как показывают
обнаруженные после 1879 многочисленные архивные документы,
основным расхождением с протестантскими реформаторами являлся
вопрос о союзе между церковью и государством. В качестве
руководящей модели анабаптисты избрали раннехристианскую
церковь; они говорили, что церковь совершила "грехопадение" уже
при Константине и проповедовали необходимость "восстановления"
церковной жизни.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
Христианство: Словарь. М., 1994 |
Орфографический словарь Лопатина |
анабапт`исты, анабапт`исты, -ов, ед. -`ист, -а |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: АНАБАПТИСТЫ
будет выглядеть так: Что такое АНАБАПТИСТЫ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|