Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(от лат. ambo — оба и valentia — сила)
        двойственность чувственного переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает к себе у человека одновременно два противоположных чувства, например удовольствия и неудовольствия, любви и ненависти, симпатии и антипатии. Обычно одно из амбивалентных чувств вытесняется (как правило, бессознательно) и маскируется другим. А. коренится в неоднозначности отношения человека к окружающему, в противоречивости системы ценностей (См. Ценность). Термин «А.» предложен швейцарским психологом Э. Блейлером.
         А. В. Петровский.
Современная Энциклопедия
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от латинского ambo - оба и valentia - сила), двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, например любви и ненависти.
Медицинская энциклопедия
(ambivalen tia; Амби- + лат. valens, valentis сильный; син.: амбитендентность, амбитимия, психическая двойственность)
в психиатрии — возникновение антагонистических тенденций в психической деятельности, обусловливающих непоследовательность мышления и неадекватность поведения.
Орфографический словарь Лопатина
амбивал`ентность, амбивал`ентность, -и
Толковый словарь Ефремовой
[амбивалентность]
ж.
Двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства (любви и ненависти, удовольствия и неудовольствия и т.п.).
Большой психологический словарь
(от лат. ambo — оба + valentia — сила).
1. В объективном смысле А. — свойство ситуации, в которой человек или животное подвергается одновременно действующим противоречивым, против. воздействиям. Напр., амбивалентная оптокинетическая стимуляция (совмещенные на одном участке поля зрения стимулы, движущиеся в противоп. направлениях) и ситуация Буриданова осла (см. определение 2) и др.
2. В субъективном смысле А. — особенность состояний сознания (и вообще психических состояний), которые характеризуются сосуществованием противоречивых, против. мыслей, мотивов, эмоций.
Мотивационную А. (амбитендентность) описывал в «Этике» Спиноза: желания (побуждения, влечения) человека бывают «нередко до того противоположны друг другу, что человек влечется в разные стороны и не знает, куда обратиться». Теоретической моделью мотивационной А. служит конфликтное состояние Буриданова осла, стоящего между 2 идентичными и равнопривлекательными стогами сена (это, разумеется, «умственный эксперимент»). Об эмоциональной А. см. Амбивалентность чувств. (Б. М.)
Краткий психологический словарь
(от греч. amphi — вокруг, около, с обеих сторон, двойственное + лат. valentia — сила) — двойственное, противоречивое отношение субъекта к объекту, характеризующееся одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных импульсов. Понятие А. было предложено в начале ХХ века швейцарским психиатром Э. Блейлером, для обозначения одного из существенных признаков шизофрении — склонности больного отвечать на внешние раздражители двоякой, антагонистической реакцией.
Различают ряд видов А.:
1) А. в аффективной области (см. аффект), когда одно и то же представление одновременно сопровождается приятными и неприятными чувствами.
2) А. в области интеллектуальной деятельности, характеризующейся одновременным возникновением и сосуществованием противоположных мыслей, и
3) А. в области воли (амбитендентность), для которой характерны двойственность движений, действий и поступков.
-
Овчаренко Виктор Иванович
Психологический словарь (И.М.Кондаков)
Этимология.
Происходит от лат. ambo - оба + valentis - имеющий силу.
Автор.
Э.Блейлер (1911 г.).
Категория.
Реакция личности.
Специфика.
Одновременное возникновение несовместимых друг с другом чувств, представлений, желаний, намерений.
Исследования.
Блейлер трактовал амбивалентность как отличительную характеристику поведения шизофреников, в котором противоречащие друг другу переживания, отношения и реакции сменяются немотивированно и очень быстро. Но затем было обнаружено, что возникновение этого состояния возможно и в норме. Так, наиболее часто амбивалентность переживается в чувствах печали и ревности. При значительной интенсивности может приводить к углублению психогенной депрессии или невроза навязчивости.
Виды:
• амбивалентность воли (амбитенденция);
• амбивалентность мысли и чувств (одновременная любовь и ненависть по отношению к одной и той же личности);
• амбивалентность намерений (вожделение и отвращение).
Словарь практического психолога
(двойственность, двусмысленность)
— двойственность, двузначность, иногда противоречивость. В психологии чувств означает двойственное переживание, совместное присутствие в душе двух противоположных, как будто несовместимых стремлений касательно одного объекта — например, симпатии и антипатии.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. ambo - оба и valentia - сила) - англ. ambivalency; нем. Ambivalenz. Двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, напр., антипатию и симпатию. см. АФФЕКТ, ЭМОЦИИ.
Новый философский словарь
(греч. amphi — вокруг, около, с обеих сторон, двойственное и лат. valentia — сила)
двойственное, противоречивое отношение субъекта к объекту, характеризующееся одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных импульсов, установок и чувств, обладающих равной силой и объемом. Понятие А. было введено в научный оборот в начале 20 в. швейцарским психиатром Э. Блейлером, использовавшим его для обозначения и характеристики особенностей эмоциональной, волевой и интеллектуальной жизни людей, страдающих шизофренией (раздвоением личности), существенным признаком которой является склонность больного отвечать на внешние раздражители двоякой, антагонистической реакцией. В современной психиатрии различают ряд видов А., из которых наиболее часто выделяют: 1) А. в аффективной области (когда одно и то же представление одновременно сопровождается приятными и неприятными чувствами); 2) А. в области интеллектуальной деятельности (которая характеризуется одновременным возникновением и сосуществованием противоположных мыслей) и 3) А. в области воли — амбитендент-ность (для которой характерны двойственность движений, действий и поступков). Существенное расширение смысла, содержания и области применения понятия А. было осуществлено в психоаналитическом учении Фрейда. Согласно психоанализу, А. является естественным, атрибутивным свойством психики человека и одной из важнейших характеристик душевной жизни людей. По Фрейду, А. выступает преимущественно в виде А. чувств (например, любви и ненависти, симпатии и антипатии, удовольствия и неудовольствия и т.д., одновременно направленных на один и тот же объект), поскольку каждое отдельное чувство и все чувства человека амбивалентны по своей природе. Фрейд считал, что до определенного уровня А. естественна и вполне нормальна, а высокая степень А. чувств является характерной чертой и особенным отличием невротиков. Подчеркивая закономерность перенесения человеком значительной доли ненависти на лицо, к которому он наиболее привязан, а любви на лицо, которое он ненавидит, Фрейд отмечал, что то или другое из этих антитетических инстинктивных влечений вытесняется (либо целиком, либо частично) в бессознательное и квалифицировал это явление как принцип А. В силу действия принципа А. вытесненное влечение или чувство всегда маскируется диаметрально противоположным влечением, чувством и т.д. Согласно психоаналитическому пониманию, А. является одной из форм проявления противоречивой природы человека, которая обусловливает амбивалентное отношение не только к другим, но и к самому себе. Это общее представление отразилось, например, в трактовке садизма и мазохизма как садомазохизма (т.е. своеобразной слитой и противоречивой двойственности установок, переживаний и т.д.). Психоаналитическая концепция А. получила определенное подкрепление в аналитической психологии Юнга, в которой понятие А. использовалось для: характеристики полярных чувств, обозначения множественности психического, фиксации диалектического характера психической жизни, прояснения сути отношений к родительским образам и др. В психологии и обыденной жизни понятие А. часто используется для обозначения разнообразных противоречивых отношений субъекта к объекту (например, одновременного уважения человека за его деятельность и неуважения за его отношение к людям, одновременную симпатию к человеку и антипатию к нему за то или иное действие или бездействие и т.д.). В современной научной литературе понятие А. употребляется преимущественно в его психоаналитических значениях и смыслах.
В.И. Овчаренко
Философский энциклопедический словарь
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. ambo обе и valentia – сила) – двойственность, проявляющаяся в чувствах и- действиях, находящихся в противоречащих друг другу устремлениях. Термин введен Э. Блейлером. Амбивалентность свойственна некоторым представлениям, которые, одновременно выражая оттенок удовольствия и неудовольствия, обозначают любовь и ненависть, симпатию и антипатию; обычно одно из этих чувств вытесняется (бессознательно) и маскируется другим. В этом смысле амбивалентность играет определенную роль в психоанализе и графологии.
Философский энциклопедический словарь 2
        (от лат. ambo — оба и va-lentia — сила), двойственность чувств, переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает к себе у человека одновременно два противоположных чувства, напр, удовольствия и неудовольствия, любви и ненависти, симпатии и антипатии. А. коренится в неоднозначности отношения человека к окружающему, в противоречивости системы ценностей. Термин «А.» предложен швейц. психологом Э. Блейлером.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: АМБИВАЛЕНТНОСТЬ


будет выглядеть так: Что такое АМБИВАЛЕНТНОСТЬ